Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

MODERN CHECHEN THEATRE AND THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL IDENTITY

Baskhanova Kh.I. 1
1 CGPI.
В статье делается попытка рассмотреть проблему национальной идентичности через призму театрального искусства Чеченской Республики. Значительное место в формировании национальной идентичности занимает театр. Он, как вид синтетического искусства представляет собой неисчерпаемый объект для исследования духовной жизни общества. Театральное искусство на стыке веков проходит сложный и стремительный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического театра. Актуальной задачей современности является изучение, сохранение и развитие театральных традиций народов России, в частности, историческое познание своеобразного опыта становления национальных профессиональных театров в Чеченской Республике. Проблема современного театра в отсутствии новых интересных пьес. Перспективы функционирования действующей театральной инфраструктуры могут быть связаны только с участием государства.
In this article we attempt to consider the problem of national identity through the prism of theatrical art of the Chechen Republic. Significant place in the formation of national identity is the theatre. He, as a kind of synthetic art is an inexhaustible object for the study of the spiritual life of society. Theatre art at the turn of the century is a complicated and rapid way of experimentation, testing the strength of the foundations of classical theatre. The actual challenge is the study of the preservation and development of theatrical traditions of the peoples of Russia, in particular, the historical knowledge of the peculiar experience of the establishment of national professional theatres in the Chechen Republic. The problem of modern theatre in the absence of new and interesting pieces. Prospects of the existing theatre infrastructure can be associated only with the participation of the state.
a positive image of the Chechen people
virtual technologies
the repertoire policy
theatre culture
national idea
Проблема национальной идентичности и управления этнокультурным многообразием является весьма актуальной, поскольку поиск национально-государственной идеи станет эффективным средством консолидации общества и объединением народов России в стремлении обеспечить духовный и социально-экономический прогресс.

Гражданам РФ необходима идентификация, основанная на новой национально-государственной идее, которая должна выражать приоритеты мировоззрения, общие для людей всех национальностей и всех конфессий России. Состояние российского общества таково, что можно перейти от некоторых отвлеченных идей всеобщей пользы к идее пользы для каждого человека.

Не может быть возвышенного чувства любви к России (российская идентичность) без возвышенной любви к родному очагу (этническая, региональная, родовая идентичности).

Значительное место в формировании национальной идентичности занимает театр. Он, как вид синтетического искусства представляет собой неисчерпаемый объект для исследования духовной жизни общества, поскольку образно отражает жизнь, воспитывает чувства, отношение к явлениям и событиям, моделирует манеру поведения в различных ситуациях.

Театральное дело в Чеченской Республике имеет многолетнюю историю. Его истоки уходят в глубь веков - драматургические начала и элементы народного театра прослеживаются в таких явлениях культуры чеченского народа, как мифология и сказки, древние языческие обряды, массовые народные игры, религиозные и бытовые обряды, искусство джухургов (ряженные), искусство пелхо (канатоходцев) и др. Зарождение чеченской драматургии и профессионального театра относится к началу XX века, когда появилась первая любительская театральная труппа, ставившая спектакли как на чеченском, так и на русском языках.

Сила и качество воздействия театра на общественное сознание зависят от целей и содержания сценических произведений, профессионализма драматургов и исполнителей, а также от широты и активности зрительской аудитории.

Театральное искусство на стыке веков проходит сложный и стремительный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического театра.

Изучение истории театральной культуры России сквозь призму региональной театральной истории дает возможность объективной реконструкции основных принципов и методов функционирования театра в новых условиях.

Необходимость обеспечения преемственности поколений в театральном деле отмечена и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.

В Программе говорится о необходимости обеспечение доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов [1].

Соответственно актуальной задачей современности является изучение, сохранение и развитие театральных традиций народов России, в частности, историческое познание своеобразного опыта становления национальных профессиональных театров в Чеченской Республике.

Опыт деятельности театров ЧР как компонента системы формирования и распространения национально-государственной идеи подтверждает гипотезу, исходящую из того, что театр в силу своей природы располагает к участию в решении этой задачи.

Особая актуальность выделения театральной культуры Чеченской Республики в объект исследования определяется его недостаточной изученностью.

Чеченский государственный драматический театр им. Героя Советского Союза Х. Нурадилова всегда воплощал в себе лучшие черты народа, говорил со сцены о самом сокровенном, подспудном мироощущении вайнахов. В различных драматургических произведениях он находил особую духовность, свойственную его народу.

Чеченский театр в 70-80-х годах ХХ века олицетворял республику, был в зените творческой славы, увенчан лаврами, входил в десятку лучших национальных театров Советского Союза.

В результате военных действий 1994-1996 годов здание Чеченского драматического театра было разрушено, вся материально-техническая база уничтожена, в том числе театральные костюмы и реквизиты. Часть актеров покинула Грозный. После окончания первой войны было построено новое здание для Чеченского драматического театра. Но из-за отсутствия финансирования труппа так и не смогла работать в полную силу, часть актеров в театр не вернулась.

В 1990-е гг. театр не имел возможности работать в Грозном, поэтому было принято решение о вывозе труппы театра из республики в Назрань. Позже артистов пригласили на гастроли в Германию, где они показали лучшие постановки. В 2001 г. труппа театра вернулась в Анапу. Там коллектив театра продолжал репетировать, готовясь к своему 70-тилетию, которое было отмечено в Краснодаре. Несмотря на скудость финансирования, низкую заработную плату работники культуры работали в оптимальном режиме

Возрождение театра стало событием в культурной жизни республики. Несмотря на все лишения и бытовые неудобства, связанные с проживанием в пункте временного размещения, актеры сохранили творческую форму. В декабре 2002 г. Чеченский государственный драматический театр участвовал во втором фестивале национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ» во Владикавказе.

Возрождение национального театра явилось предметом общей заботы руководства республики и Минкультуры РФ, Южного федерального округа и Минкультуры ЧР.

В 2000 г. была определена программа по организации целевой подготовки актерской смены в студии культуры и искусств ГИТИСа. На актерское отделение ГИТИСа в 2001 г. было принято 25 чел., ЧГУ - 35 человек, в Краснодарском госуниверситете культуры и искусств обучалось 25 человек и т.д. Всего 313 человек. Это будущие музыканты, певцы, актеры, танцоры, библиотекари. В Краснодарском и Кабардино-Балкарском университетах культуры для юношей и девушек из Чеченской Республики выделялось 15-17 целевых мест по ведущим отраслевым специальностям [2] .

В 2002 г. в Краснодарский университет культуры и искусств было принято 16 юношей и девушек из Чечни.

26 июня 2008 года состоялось торжественное открытие восстановленного здания Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова. Театр за последние театральные сезоны обратился к произведениям классика чеченской драматургии А. Хамидова и осуществил постановки спектаклей: «Бож-Али», «Совдат и Дауд», «Бессмертные».

В репертуаре театра есть криминальная драма А. Мусаева «Расплата», на сцене театра также спектакли «Обет» Л. Яхяева, «Сватовство у ручья» М. Ахмадова, «Золотой Цыпленок» В.Орлова, пьесы С.Х. Нунуева «Борз-Али» и М. Ахмадова «Ушедший за саваном», раскрывающие нравственно-бытовую основу жизненного уклада чеченского этноса.

В репертуаре остается комедия высокой пробы «Бож-Али» известного драматурга А. Хамидова. Уже 40 с лишним лет спектакль остается самым любимым и востребованным у нескольких поколений зрителей. Тонкий юмор, стиль, реалистичность обеспечили спектаклю всенародный успех. Спектакль настолько популярен, что отдельные фразы героев постановки стали крылатыми. Это истинно народный спектакль, который любит и стар и млад [3].

Русский драматический театр им.М. Лермонтова действует в Грозном с 1938 г. Театр всегда ощущал свою миссию и предназначение, которые состоят в том, чтобы через высокие образцы многонационального искусства приобщать зрителей к культурным процессам страны, к духовным богатствам, накопленным временем и историей.

Долгожданным событием в культурной жизни Чеченской Республики стало открытие в 2012 г. нового здания Государственного русского драматического театра им.М.Лермонтова. (театр был разрушен во время боевых действий на территории Чеченской Республики).

После почти 15-летнего перерыва Государственный русский драматический театр им. Лермонтова возобновил свою работу. Театр продолжает работу по восстановлению репертуарного предложения и формированию молодой зрительской аудитории.

Репертуар Государственного русского драматического театра им.М.Ю. Лермонтова составляют спектакли: «Предложение» и «Медведь» А.П.Чехова, «Шейх поневоле» У. Ахмадова, «Ансар и Заза» и «Зло» М. Аюбова.

Будущее театрального дела Чеченской Республики требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решает единственный в республике театр юного зрителя, в составе которого действует труппа кукольного театра.

Репертуар Чеченского государственного театра юного зрителя составляют спектакли: «Айболит» В. Коростылева, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Красная шапочка» Р. Шамсутдинова, «Приключения Ибрагима» Б. Абадиева, «Прыгающая принцесса» М. Хамдамова, «Золотой Осел Насреддина» Ш. Казиева.

Спектакль «Лисенок-плут» в постановке русской труппы театра стал первым спектаклем театра, в котором были использованы ростовые куклы. Почти все перечисленные спектакли ТЮЗа были поставлены приглашенным ярославским режиссером В. Домбровским. Очередной, 73-й театральный сезон ознаменовался появлением в конце октября текущего года нового шоу-спектакля Театра юного зрителя «Гарри Поттер и его друзья» также с использованием ростовых кукол [4].

Молодежный театр «Серло» был учрежден Указом Главы ЧР от 24 июня 2009 года. За 5 лет репертуар новой труппы составил свыше 20 разножанровых спектаклей, некоторые из них вошли в сокровищницу театрального искусства республики. В МТ «Серло» идут драмы, комедии, трагикомедии, мюзиклы.

Репертуар театра составляют спектакли «Денисолт» и «Ша т1ех йина Нала» М. Ахмадова, тематические постановки «Ветер скорби и памяти» о депортации чеченского народа в Среднюю Азию и Казахстан и «Время героев» о подвиге чеченцев - участников Великой Отечественной войны, мюзикл «Новогодние сновидения», к постановке которого был привлечен режиссер-постановщик Султан Заурбеков. Театром «Серло» был осуществлен проект «Когда поют актеры». Весной 2010 г. театр принял участие в Северо-Кавказском фестивале артистов комедийного жанра имени Народного артиста РФ Али Тухужева, который проходил в Нальчике.

В свой 6-й театральный сезон «Серло» отметил показом спектакля «Хамелеон» (по рассказам Чехова) на сцене Русского драмтеатра им. Лермонтова. За пять лет в МТ «Серло» поставлено 22 спектакля разных жанров, примерно столько же новых театрализованных представлений и спектаклей-миниатюр показано на официальных торжественных мероприятиях в государственном театрально-концертном зале (ГТКЗ), приуроченных к памятным для республики датам.

Профессиональный уровень МТ «Серло» отмечен на региональных театральных форумах. Так, в 2011 г. спектакль «Ушедший за саваном» режиссера Хавы Ахмадовой (по пьесе Мусы Ахмадова) был удостоен приза «За лучший дебют» на Северо-Кавказском театральном фестивале «Сцена без границ» во Владикавказе.

В 2013 г. члены жюри очередного форума «Сцена без границ» вручили приз «За воплощение современной темы» спектаклю «Буьйсанехь адамаш» («Люди в ночи») режиссера Хавы Ахмадовой по пьесе Мусы Ахмадова [5].

Театральное предложение отличается жанровым разнообразием и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения не только в городах, но и в сельской местности.

Тем не менее, имеющееся театральное предложение не полностью удовлетворяет потребности населения Чеченской Республики. Проблема современного театра в отсутствии новых интересных пьес. Чтобы лучше узнать чем дышит народ, чтобы черпать образы героев прямо из места событий, писателям придется больше бывать среди народа. Ведь в повседневной нашей жизни возникают неповторимые сюжеты, которые не придумаешь нарочно.

Все более насыщенной становится гастрольная и фестивальная жизнь театров региона, вовлекающая коллективы во множественные международные творческие контакты.

В сентябре 2014 г. актеры Молодежного театра приняли участие в Южном театральном форуме в г. Ростове-на-Дону. Тренинги по актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи, мастер-классы, «круглые столы». Перед отъездом труппа посетила Ростовский академический Молодежный театр, где актеры «Серло» увидели спектакль «А зори здесь тихие», посвященный событиям Великой Отечественной войны. В Южном театральном форуме приняли участие театральные коллективы ЮФО, СКФО и Крыма [6].

В театре на рубеже XX-XXI вв. произошли существенные изменения, коснувшиеся всех сторон его деятельности, связанные с применением информационных технологий.

Новые виртуальные технологии позволят зрителю перевоплотиться из наблюдателя в участника, способного влиять на развитие и модификацию произведения театрального искусства. Принцип интерактивности, как форма сотворчества постановщика и зрителей модифицирует произведение театрального искусства, способствует многообразию творчества.

Перспективы функционирования действующей театральной инфраструктуры могут быть связаны только с участием государства.

Разработка Концепции долгосрочного развития театрального дела в Чеченской Республике на период до 2020 года, предусматривают основные цели, задачи и направления государственной политики в сфере театрального искусства, а также механизмы и ожидаемые результаты их реализации в Чеченской Республике.

Министерство культуры ЧР прилагает усилия с целью активизировать интеграцию Чеченской Республики в общероссийский и мировой культурный процесс, укрепления позитивного образа чеченского народа.

Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных театрами Чеченской Республики: с 15 - в 2001 до 320 - в 2011 году. Увеличилось и число новых постановок - с 2 - в 2001 до 14 - в 2011 году. Число посещений театров также имеет тенденцию роста: с 560 - в 2001 до 33,5 тыс. - в 2011 году [7] .

Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что имеющиеся социально-экономические проблемы оказывают негативное воздействие на художественно-эстетическое воспитание, а в следствие на формирование национальной идентичности.

Рецензенты:

Эльбуздукаева Т.У., д.и.н., доцент, заместитель генерального директора по научной работе ГБУК «Национальный музей ЧР», г. Грозный;

Осмаев А.Д., д.и.н., профессор, заместитель директора по науке ФГБУН «Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН», г. Грозный.