Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

NATIONAL PEDAGOGICAL CODE IN THE EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA

Astashova N.A. 1
1 Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
В статье обосновывается актуальность разработки национального педагогического кода как уникального инструмента регулирования процесса развития образовательной системы России, влияющего на уровень духовности человека и социума. Национальный педагогический код России задает импульс созиданию духовного опыта человека как источника жизненных сил и уникальной основы возрождения России. Автор подчеркивает, что главной святыней отечества и измерителем его культурно-образовательных ресурсов является духовность человека, как особое внутренне состояние, в котором представлена гармония умственных и нравственных сил человека. Это первооснова творческой самореализации человека, от которой зависит глубина и неповторимость содержания его отношений и деятельности. В данном исследовании отмечено, что создание целостной, органически непротиворечивой системы идей, являющейся внутренней «пружиной» национального педагогического кода, связано с анализом творчества выдающихся наших соотечественников И.А. Ильина, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Анализируя работы этих мыслителей, автор подчеркивает, что национальный педагогический код – это интегративное социально-ценностное образование, содержащее совокупность идей интеллектуального и нравственного свойства, включающих такие духовно-нравственные ценности, как любовь к родине, народность, чувство современности, свобода человека, гармония истины, добра и красоты, образование как духовный организм. В статье отмечается, что национальный педагогический код – это устойчивое ядро российской цивилизации, своего рода нравственный стержень. И если педагогическая система лишится его и будет уповать на волшебные педагогические рецепты западной цивилизации, вряд ли удастся сохранить уникальные образовательные традиции, выдающиеся педагогические достижения и просто стабильную и результативную работу системы образования России.
The article explains the urgency of developing national pedagogical code as a unique tool for managing the development of the educational system in Russia, affect the level of human spirituality and society. National Pedagogical code of Russia sets the momentum building up human spiritual experience as a source of vitality and unique basis of Russia´s revival. The author emphasizes that the main shrine of the fatherland and gauge its cultural and educational resources is a spiritual man, as a special internal state, which provides the harmony of mental and moral powers of man. This is a fundamental principle of creative self-realization, which determines the depth and originality of the content of its relations and activities. In this study, noted that the creation of an integrated, organically consistent system of ideas, which is the internal "spring" National Pedagogical code associated with the analysis of the outstanding creativity of our compatriots, I.A. Ilyin, V.V. Rozanov, L.N. Tolstoy, K.D. Ushinskiy. Analyzing the work of these thinkers, the author emphasizes that the National Pedagogical code - is an integrative social and values education, containing a set of ideas intellectual and moral properties, including such spiritual and moral values as love of country, folk, a sense of modernity, human freedom, harmony, truth , goodness and beauty, education as a spiritual body. The article notes that the National Pedagogical code - a stable core of Russian civilization, a kind of moral core. And if the educational system will lose it, and will rely on the magic pedagogical prescriptions of Western civilization, is unlikely to be able to maintain the unique educational tradition, outstanding educational achievements and a stable and efficient operation of the system of education in Russia.
spiritual and moral values
spiritual experience
pedagogical heritage of the classics of Russian pedagogy
national pedagogical code
Определение национального педагогического кода имеет принципиальное значение для развития отечественного образования, для формирования духовного опыта человека как источника жизненных планов, стратегий и перспектив его развития. Однако, в первую очередь, национальный педагогический код - это условие возрождения России, ее образовательных традиций, интеллектуального и технологического потенциала. Это подчеркивает наличие сложных социокультурных проблем в образовании, отражающих серьезные противоречия в системе отношений человека к миру, своему отечеству, культуре, другому человеку, образованию и т.п. Именно поэтому требуется осмысление культурно-педагогического опыта, создание целостной, внутренне непротиворечивой, целесообразной системы идей, способной обосновать приоритеты и критерии образовательного процесса, направить в нужное русло собственно педагогическую деятельность и духовное общение субъектов системы образования.

Культурно-педагогический опыт, на наш взгляд, является важным конкретно-историческим явлением, отражающим убеждения, идеалы, подходы к решению первостепенных современных социокультурных проблем и способствующим формированию личностных и общественных целей определения и осмысления социальной практики на основе развития мыслительных схем и внедрения апробированных алгоритмов деятельности. Уникальность культурно-педагогического опыта заключается в том, что он детерминирует пути развития социального/ образовательного пространства и порождает определенное отношение к миру.

Создание целостной, органически непротиворечивой системы идей, являющейся внутренней «пружиной» национального педагогического кода, в данном исследовании связано с анализом творчества выдающихся наших соотечественников И.А. Ильина, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. В работах этих мыслителей мы находим общечеловеческие и национальные ценности, которые являются регуляторами развития образовательной системы, напрямую влияющими на уровень духовности человека и социума. А поскольку ценности точно отграничивают значимое, существенное для данной социокультурной системы от незначимого, несущественного, мы решили создать своего рода ценностный фундамент образования, обеспечивающий его устойчивое развитие, преемственность традиций и творческие поиски.

В сложившейся ситуации целесообразно продумать и выстроить на основе национального педагогического кода образовательную систему России. При этом роль ценностно-педагогической концепции может выполнять философско-педагогическая интерпретация идеала образования, фундаментальные национальные и общечеловеческие ценности.

Цель исследования заключается в определении национального педагогического кода как свода идей, правил и приоритетов, регулирующих образовательное пространство и определяющих актуальное состояние образования и потенциальные возможности его развития.

Национальный педагогический код - это уникальный мир педагогических смыслов, в которых отражается коренное значение образования для человека и социума. Причем, национальный педагогический код России задает импульс созиданию духовного опыта человека как источника жизненных сил и уникальной основы возрождения России. Очевидно, что главной святыней отечества и измерителем его культурно-образовательных ресурсов является духовность.

Именно поэтому в современных условиях важно выстраивать духовный опыт человека для высвобождения личностных резервов в преодолении сложных жизненных ситуаций, создания условий полной самоотдачи и самореализации личности. Развитие и расцвет личности и, прежде всего, ее духовных основ в педагогической деятельности могут осуществляться только в процессе осмысления духовных начал существования человека, развития эмоционально-чувственной сферы, организации добротворчества и, естественно, в атмосфере свободы, доброжелательности, понимания и любви.

По мнению И.А. Ильина, выдающегося философа ХХ века, воспитание человека - это процесс пробуждения в нем духовных переживаний, открывающих путь к духовному опыту. Это положение может служить основой определения специфики национального педагогического кода. Особая роль в развитии духовного опыта может принадлежать, прежде всего, учителю, который выступает носителем этого опыта в целом.

Само по себе обращение к духовным переживаниям, пожалуй, стало проявляться лишь в последнее время в результате обсуждения проблемы утраты духовных ценностей, духовной деградации в обществе. В связи с этим обращение к духовным ценностям в образовательной системе позволит выстроить один из самых сложных компонентов личностной структуры. Речь идет о духовности как особом внутреннем состоянии, в котором целесообразно сочетаются умственные и нравственные силы человека. Это первооснова личностной самореализации, от которой зависит глубина и неповторимость содержания его отношений и деятельности.

Подчеркнем, что национальный педагогический код определяет, какие ценностные ориентации, образцы деятельности будут преимущественно регулировать образовательные процессы, которые непосредственно и целенаправленно влияют на формирование духовных ценностей человека, его приобщение к нравственным богатствам Отечества. Именно это может объединить людей, сформировать социальные приоритеты, способствовать развитию самобытной личности, стимулировать духовные потребности человека. В свою очередь, человек духовный способен ответственно относиться ко всему, что происходит в своем отечестве, понимать важность активной созидательной деятельности как необходимого условия преодоления проблем и решения социокультурных, экономических, экологических и других задач.

Актуализирует проблему национального педагогического кода идея И.А. Ильина о том, что «жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит» [1, С. 137]. Действительно, ценностные основы образования - это уникальная и подвижная система духовных приоритетов, а выбор главных из них делает данную систему притягательной и важной с позиций регулирования отношений человека с миром.

Мощный и яркий источник национального педагогического кода - это творчество выдающихся педагогов прошлого, их национальные приоритеты в образовании, идеи, которые могут придать современному обучению и воспитанию стимулы для подъема и процветания и обратить внимание субъектов образования на выработанные и апробированные правила национальной педагогики и качественного разностороннего образования.

В творчестве К.Д. Ушинского мы находим глубинные смыслы образовательной системы, представленные таким ценностным рядом, как «любовь к родине», «народность», «чувство современности». Такие ценности особенно актуальны для учителя, ибо история свидетельствует, что только педагог, обладающий чувством национального достоинства, открыто выражающий гражданскую и патриотическую позицию, действительно оправдывает доверие народа непрерывным воспроизводством его самобытного духовного мира и сохранением исторической памяти.

Такое же, а может быть и большее значение в высказываниях К.Д. Ушинского имеет духовно-нравственный потенциал педагогической деятельности. «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [5, с. 196].

В контексте рассмотрения ресурсов педагогической деятельности в развитии социума и образования, К.Д. Ушинский подчеркивал важность такой характеристики, как чувство современности, умение прислушиваться и реализовывать требования времени. Можно с полной уверенностью утверждать, что в современных условиях эта характеристика деятельности учителя сверхактуальна, поскольку от уровня школьного образования, меры приобщения учеников к ценностям национального и общечеловеческого масштаба можно в дальнейшем перейти к «довоспитанию» общества, задав ему современный цивилизованный ритм жизни.

К.Д. Ушинский считал главными ценностными ориентациями в деятельности учителя - воспитание у учеников любви к Родине, к своему народу и его историческому прошлому, формирование их духовности на лучших традициях народной культуры, средствами родного языка, народного творчества, отечественной истории и географии. Патриотические чувства, по мнению К.Д. Ушинского, это самые сильные чувства в человеке, «общественный цемент», который «связывает людей в честное, дружное общество» [5, с. 195].

Педагогическая концепция Л.Н. Толстого представляет собой уникальное явление в неформальном понимании и истолковании сути образования человека. В ней системно представлены духовно выверенные социокультурные приоритеты школы, представляющие собой магистральные направления подлинного духовно-нравственного развития ребенка.

Основополагающей в системе взглядов Л.Н. Толстого на образование и воспитание является мысль об изначальной свободе человека, которая никем, кроме него самого, никогда и нигде не может быть ограничена. Свобода - это естественное условие для любого самосовершенствования каждого из людей. По мнению мыслителя, в школе свобода как условие естественного и потому нравственного развития человека проявляется в разных измерениях - как образ жизни ученика, состояние учителя и способ организации школы как учебного заведения. В толстовском понимании настоящей школой может считаться только та, которая создает надлежащие условия для успешного учения, а именно - обеспечивает ребенку возможность воспринимать и усваивать то, что отвечает его внутренним потребностям.

В процессе педагогического творчества как изобретения приемов «мягкого воздействия» на учеников, считал Л.Н. Толстой, большую роль играет нравственная сторона жизни учителя, которая складывается из гармонии истины, красоты и добра. Эта своеобразная «ценностная триада» имеет особую внутреннюю связь. Так, добро Л.Н. Толстой определял как вечную и высшую цель жизни, а красоту как наглядное проявление добра.

Воспитание детей на основе нравственных ценностей предполагает определенную последовательность этой деятельности. «Правильная последовательность приобретения добрых качеств, - подчеркивает мыслитель, - есть необходимое условие движения к доброй жизни» [4, т. 29, с. 58].

Существенным постулатом в системе педагогических воззрений Л.Н. Толстого выступает любовь. Его классическая формула «совершенного учителя» складывается из двух проявлений этого универсального по своей духовной насыщенности чувства - любви к делу и любви к детям.

Таким образом, намеченная Л.Н. Толстым система нравственных ценностных ориентиров образования как важнейшего духовного общественного института позволяет по-прежнему, в русле классического отечественного подхода, считать фундаментальными основами образования и педагогики духовные начала: свободу, доброту, ответственность, красоту, достоинство. Проповедуя и исповедуя на практике эти начала, отечественная педагогика и образование сегодня обязаны сделать все возможное для возрождения и распространения ценностей, обеспечивающих нашему народу подлинную духовность.

Учитывая то обстоятельство, что В.В. Розанов глубоко и всесторонне рассматривал особенности российской системы образования и механизмы ее функционирования, следует выделить его основные приоритеты. В качестве главной ценности в образовании, духовной по своей сути, по мнению В.В. Розанова, должна выступать красота, одновременно являющаяся и главной задачей воспитания. В связи с этим для Розанова - педагога чрезвычайно важным было положение, при котором организация педагогического процесса способствовала художественному развитию личности, чтобы человек, к чему бы «не стремился, во всяком своем стремлении оставался прекрасен»[3, c.87]. Если же обратиться к воспитанию, способному поддерживать культуру, историю, то в основе его, утверждает ученый, должно находиться что-то абсолютное, единственно ценное для личности, что либо сердцем, либо сознанием ощущается человеком. Интересно и определение «воспитанный человек», которое в процессе размышлений приобретает свои очертания в работе В.В. Розанова «Сумерки просвещения». Оно может включать такие компоненты: внутреннее совершенство личности, способность испытывать «всякий художественный восторг, каждое умственное увлечение» [3, 22].

В процессе создания системы образования, в фундаменте которой находится духовность, для достижения таких высот, в основу педагогической системы, как утверждает В.В. Розанов, должны быть положены три принципа. Во-первых, принцип индивидуальности, ориентирующий на сохранение как в учителе, так и в ученике их драгоценнейшего достояния, лучшего, что имеет каждый, особенного - индивидуальности, за счет чего и совершается образование.

Во-вторых, принцип целости, требующий соблюдения положения: избегать разорванности в знаниях, в художественных чувствах. Не следует прерывать входящее в душу впечатление, ощущение другим, пока первое не внедрилось. В.В. Розанов считал, что нужно вдумчивое к чему-либо отношение, «чтобы оно стало нам дорого, чтобы оно овладело нами после того, как мы им овладели» [3, 97]. И, в-третьих, принцип единства типа, который подразумевает, что получаемые воспитанником впечатления должны выходить из источника одной какой-нибудь исторической культуры.

Перечисленные принципы, без сомнения, способны быть фундаментальной основой системы образования, которая имеет «сокровище», необходимое для воспитанников, «свечу», при которой каждый может лучше «рассмотреть свое имущество и разобраться в нем» [3, 215].

Особым образом в работах ученого прослеживается идея личностного подхода. В образовании, по мнению В.В. Розанова, важен подход к человеку целостному, позволяющий оценивать личность в настоящем и будущем. Это является базисом для школы воспитательной, художественно образующей, школы национальной. При этом для национальной школы должно быть первой заботой - создание форм, воспитывающих без слов, без поучений, одним своим духом, смыслом.

Оригинален подход В.В. Розанова к оценке целостности педагогического процесса. Его замечание об образовании как о духовном организме, о том, что идеал воспитания русского народа заключается в совершенной гуманности «при неусыпной заботливости», в слиянии веры в великие предметы научения с любовью к научаемым, заслуживает самого тщательного исследования и использования. Подчеркивая необходимые для этого качества учителя, В.В. Розанов выделяет душу, веру, просто любящее сердце.

Обращают на себя внимание суждения ученого об особенностях взаимоотношений учителя и ученика. В них ощущается сочетание мудрости философа с мудростью педагога-практика, позволившее прийти к интересным и важным выводам. Вероятно, о роли педагога в процессе взаимодействия с учениками писал В.В. Розанов, выделяя в нем как благоприятные внешние условия, так и технические приемы, необходимые любому искусству. «Можно придумать, можно устроить, можно купить преподавание технических приемов, необходимых каждому искусству, - писал В.В. Розанов. - Но воздействие творческого духа великих художников на зарождающиеся таланты не может быть ни организовано, ни предписано; это свободный процесс, вытекающий из неуловимого сродства духовных складов и дарований, это таинство, совершающееся только силою любви» [3, 25].

При изучении основ духовности системы образования в педагогическом творчестве В.В. Розанова невольно обращаешь внимание на специальное выделение таких ориентиров, как свобода и творчество. Причем, свобода, в частности, может проявляться в приобщении к творчеству великих мастеров на основе родства духовных дарований и с любовью. Свобода заложена и в «рассвет просвещения», который возможен при условии, когда «избранный учитель и свободно избравший его ученик» общаются в непринужденной беседе. Творчество личности - важнейший компонент не только в процессе развития личности, но и в создании особой воспитывающей атмосферы.

Педагогическое наследие классиков отечественной педагогики обладает универсальным духовным потенциалом, который может и должен служить основой разработки и внедрения образования, гарантирующего развитие у молодежи восприимчивости к неревизируемым духовно-нравственным ценностям, разборчивости в отношении к моральным нормам, порождаемым современной ситуацией, духовности как реальной силы возрождения России.

Национальный педагогический код - это устойчивое ядро российской цивилизации, своего рода нравственный стержень. И если педагогическая система лишится его и будет уповать на волшебные педагогические рецепты западной цивилизации, вряд ли удастся сохранить уникальные образовательные традиции, выдающиеся педагогические достижения и просто стабильную работу системы образования России.

Национальный педагогический код представляет собой интегративное социально-ценностное образование, содержащее совокупность идей интеллектуального и нравственного свойства, включающих такие духовно-нравственные ценности, как любовь к родине, народность, чувство современности, свобода человека, гармония истины, красоты и добра, образование как духовный организм.

Статья опубликована при поддержке РГНФ, проект № 14-16-32004.

Рецензенты:

Сергеичева Г.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск;

Прядёхо А.А., д.п.н., профессор, заместитель директора научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск.