Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE FORMATION OF PRODUCTS WITH SPECIFIED CONSUMER PROPERTIES ON THE MARKET, YEKATERINBURG

Pastushkova E.V. 1 Zavorokhina N.V. 1 Chugunova O.V. 1 Feofilaktova O.V. 1
1 Ural state economic University
В статье представлен анализ маркетинговых исследований в отношении продуктов с заданными потребительскими свойствами, реализуемый в крупных торговых центрах Уральского федерального округа, в том числе г. Екатеринбурга. Дана характеристика продуктам с заданными потребительскими свойствами, так же назначение этих продуктов. Ассортимент продуктов с заданными потребительскими свойствами на рынке УрФО, в том числе г. Екатеринбурга недостаточен и сориентирован на покупательскую аудиторию с высоким доходом, что ограничивает массовость употребления данных продуктов. Данная ситуация при правильной стратегии организации производства и продаж новых видов продуктов питания открывает хорошие возможности их производителям на рынке уральского региона.
The article presents the analysis of marketing research for products with specified consumer properties implemented in large shopping centers of the Urals Federal district, including, Yekaterinburg. The characteristic of the products with the specified consumer properties, as a function of these products. The range of products with specified consumer properties on the market of the Urals Federal district, including, Yekaterinburg insufficient and focused on customer audience with a high income, which limits the mass consumption of these products. This situation with the correct strategy of the organization of production and sales of new types of food opens good opportunities of their manufacturers on the market of the Ural region.
bioprotector properties
the market
enrichment
functional products
products with the set consumer properties
Пищевая промышленность как отрасль тесно связана с прогрессом науки о питании. В связи ухудшением экологической обстановки и жесткой конкуренции на продовольственном рынке развитие такой группы товаров как продукты с заданными потребительскими свойствами являются важным для Уральского региона. Группа продуктов с заданными свойствами - продукты питания, пищевая ценность и химический состав которых смоделированы в соответствии с поставленными задачами и содержат в своем составе функциональные пищевые ингредиенты по ГОСТ 54059. Например, пищевые продукты: обеспечивающие улучшение здоровья и самочувствия, снижающие риск тех или иных заболеваний, а так же обладающие низкокалорийными, полезными для здоровья свойствами, возможностью быстрого приготовления и длительного хранения. В состав продуктов с заданными свойствами могут входить ингредиенты  растительного, животного, микробиологического или минерального происхождения, а также аминокислоты, пептиды, протеины, витамины, минералы, жирные ненасыщенные кислоты, антиоксиданты и молочнокислые бактерии. [5]. Продукты с заданным составом позволяют снизить дефицит незаменимых питательных веществ в рационе человека, при этом продукты с заданными свойствами обеспечивают до 50% суточной физиологической потребности организма в необходимых пищевых веществах. Основным свойством продуктов с заданным составом является степень удовлетворения наиболее значимой потребности при использовании по назначению, а так же оказание положительного эффекта при употреблении для населения, страдающего хроническими заболеваниями.

В соответствии с ГОСТ Р 52349- 2005 обогащенным пищевым продуктом является функциональный пищевой продукт, получаемый добавлением одного или нескольких физиологически функциональных пищевых ингредиентов к традиционным пищевым продуктам с целью предотвращения возникновения или исправления имеющегося в организме человека дефицита питательных веществ. [1]

Моделирование пищевой ценности и состава пищевых продуктов с заданными свойствами  происходит в соответствии с принципами пищевой комбинаторики.

Внедрение функциональных ингредиентов в традиционные продукты позволяет увеличить объем, расширить ассортимент, повысить качество выпускаемой продукции. Анализируя информацию в литературных источниках и средствах массовой информации, можно сказать, что, например, в Японии существует закон о здоровом питании, в США данная группа товаров активно рекламируется, тогда как в Германии запрещена реклама таких продуктов, что существенно «тормозит» продвижение, а следовательно снижает конкурентоспособность.

Задачами нашего исследования являлись: 1) анализ представленности функциональных продуктов на рынке г. Екатеринбурга; 2) выявление потребительских предпочтений в отношении данного вида продукции.

В июне-августе 2014 года нами были проведены маркетинговые исследования потребительских  предпочтений в отношении продуктов заданного состава.

В качестве целевой аудитории  была выбрана группа мужчин и женщин в возрасте 25-35 лет, являющаяся наиболее экономически активной в отношении покупок данной продукции. Обоснованием выбора целевой аудитории послужили также данные обзора рынка по потреблению функциональных продуктов заданного состава  и свойств.  Генеральная совокупность для данной части населения г. Екатеринбурга согласно данным Госкомстата [5] - 121,6 тыс.чел., при доверительной вероятности 95 % и доверительном интервале 7 % выборочная совокупность составила 196 чел.

Исследования выявили, что большинство респондентов считают, что продукты с заданными свойствами имеют лекарственные свойства (73%), 26% считают их пищевыми продуктами традиционного состава, а 1% опрошенных затруднились с ответом

Рис. 1. Мнение респондентов о продуктах с заданными свойствами, %

По мнению респондентов функциональную направленность пищевых продуктов определяют следующие условия: изготовление из натуральных ингредиентов; постоянное употребление в составе ежедневного рациона (15%); наличие определенного действия путем регулирования отдельных процессов в организме (например, усиление механизмов биологической защиты, профилактика конкретных заболеваний, замедление процесса старения и др.) [2]

К продуктам с заданными свойствами респонденты относят следующие группы продуктов:

·                обогащенные витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и др. (43%);

·                продукты, из которых удалены вещества, не рекомендованные по медицинским показаниям (аминокислоты, лактоза, сахароза и др.) (38%);

·                продукты, в которых проведена заменены удаленных веществ на другие компоненты и продукты, полученные из нетрадиционного сырья, обеспечивающие определенное биологическое воздействие на организм человека (19%).

Основываясь на вышесказанное, был проведен анализ, посвященный потребительским предпочтениям в отношении пищевых продуктов с заданными свойствами.

Также были проанализированы рекламные издания по предложению и спросу продуктов питания в Свердловской области, а так же информационные интернет - ресурсы.

Данные представленные в литературных источниках свидетельствуют, что актуальной проблемой пищевой отрасли является создание продуктов функционального значения, в том числе продуктов с заданными свойствами. Свердловская область не является исключением данной проблемы, так как является регионом неблагоприятного экологического состояния, поэтому анализ пищевых продуктов с заданными свойствами, реализуемый в нашем регионе актуален. На основании полученных результатов, можно сказать, что при оценке экологической обстановки Уральского региона введение в ежедневный рацион продуктов с биопротекторными свойствами является необходимым для населения проживающего территории Свердловской области.

Для проведения исследований рынка функциональных продуктов в г. Екатеринбург были использованы методы наблюдений в крупнейших торговых сетях г. Екатеринбурга: «Кировский», «Мегамарт», «Монетка», «Звездный». Представленные торговые сети г. Екатеринбурга имеют одинаковый ассортиментный ряд, утвержденную товарную матрицу и централизованное товароснабжение в рамках одной торговой сети, данные, полученные в 4 магазинах одной торговой сети транспонировали на торговую сеть в целом. Анализ, о количестве магазинов взятых торговых сетей, составляет: торговая сеть «Кировский»- 44 магазина; торговая сеть «Монетка» - 29 магазинов, торговая сеть «Звездный» - 8 магазинов, торговая сеть «Мегамарт» - 12 магазинов. Можно сказать, что магазины представленных торговых сетей позволяет распространить результаты не только по г. Екатеринбургу, но и по Свердловской области в целом.

 

Рис. 2. Ассортимент продуктов с заданными потребительскими свойствами в зависимости от отрасли пищевой промышленности, представленный на продовольственном рынке г. Екатеринбурга

 

Проведенные исследования ассортимента продуктов с заданными потребительскими свойствами, представленных на рынке УрФО, в зависимости от отрасли пищевой промышленности, что наибольшую долю занимает хлебопекарная и кондитерская промышленности- 25%, затем молочная и консервная 20% и 10% соответственно.

Анализ полученных данных показал, что в настоящий момент ассортимент предлагаемых продуктов питания с заданными свойствами очень узок и составляет примерно 12-13% от общего объема предлагаемых продуктов, что покрывает приблизительно 10% существующего потенциального спроса. В основном (90%) предлагаемого ассортимента продуктов с БАВ – иностранного производства таких фирм, как «Данон», «Нестле», и др. В связи с этим стоимость данных продуктов очень велика, что естественно сказывается на спросе. В течение последнего времени сохраняется устойчивая тенденция к уменьшению ассортимента продуктов иностранного производства в связи с уменьшением платежеспособного спроса. Вместе с тем отечественные продукты с направленными биопротекторными свойствами на Российском рынке еще очень мало.

На основании вышеизложенного, был сделан вывод, что ассортимент продуктов с заданными потребительскими свойствами на рынке УрФО, в том числе г. Екатеринбурга недостаточен и сориентирован на покупательскую аудиторию с высоким доходом, что ограничивает массовость употребления данных продуктов. Данная ситуация при правильной стратегии организации производства и продаж новых видов продуктов питания открывает хорошие возможности их производителям на рынке уральского региона.

Основными продуктами с заданными потребительским свойствами на рынке Уральского региона можно представить следующими группами:

- продукты на основе зерновых (в т.ч. хлебобулочные и кондитерские изделия);

- безалкогольные напитки;

- молочные продуты;

- продукты масложировой отрасли.

Критериями обогащения хлебобулочных изделий являются зерновой состав, добавление отрубей, семян подсолнечника, льна, сухофруктов и сои. Различают также йодированный и витаминизированный хлеб. Сухие завтраки обогащают витаминами, минералами, клетчаткой и отрубями, что очень полезно для профилактики и нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта и повышает питательную ценность продукта. Среди кондитерских изделий выделяются продукты на натуральных сахарозаменителях, имеющие диабетический характер, а также продукты с витаминами и фруктовыми добавками. Производители любой продукции в этой категории ориентируются на максимально широкую группу потребителей, хотя большинство компаний имеют в своем ассортименте продукты с «узкой специализацией», в зависимости от особенностей состава (лечебно-профилактические, диетические, диабетические продукты).[2]

В области масложировых продуктов с заданными свойствами ученые и производители в настоящее время пошли по пути создания ассортимента комбинированных (облегченных) масел и низкожирных маргаринов и майонезов с функциональными ингредиентами.

Безалкогольные напитки, в том числе соки, сокосодержащие напитки, морсы, квасы, чаи, содержащие функциональные ингредиенты, органично вошли в жизнь населения Свердловской области. Спрос на них среди основных групп населения увеличивается. Особое внимание специалисты пищевой промышленности обращают на выпуск продуктов детского питания. В соответствии с требованиями современной медицинской науки эти продукты должны содержать необходимые витамины и минеральные элементы, к ним относят широко известные продукты «Малыш», «Малютка» и т.д. Для питания детей дошкольного и школьного возраста производители [4] рекомендуют хрустящие кукурузные хлопья, обогащенные 8 витаминами и железом, компании Nestle, а также быстрорастворимый шоколадный напиток «Несквик», для больных диабетом – печенье с фруктовой начинкой, обогащенное витаминами А, С, Е, В6, пантотеновой кислотой, минеральными веществами – железом, магнием и цинком, производимое французской компанией Nutrition&Sante. [3, 5]

В Свердловской области традиционно выпускается широкий ассортимент кисломолочных продуктов, значительную часть которого занимают кисломолочные продукты, производимые с использованием бифидобактерий, ацидофильных молочнокислых палочек. Интерес к продуктам, направленным на нормализацию состава или повышение биологической активности нормальной микрофлоры кишечника, а так же с улучшенными потребительскими свойствами увеличивается.

Следующим этапом исследований был анализ потребительских свойств пищевых продуктов. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ потребительские свойства пищевых продуктов

Потребность

Признак

Свойство

Полезность продукта

Телеологический

Определяется на основании пищевой и энергетической ценности

Пищевая ценность

Телеологический

Характеризуется содержанием пищевых веществ и их соотношением

Биологическая ценность

Генетический

Характеризуется совокупность особенностей химического состава пищевого продукта, определяемых содержанием незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, микронутриентов и других минорных компонентов пищи, пищевых волокон и т.п.

Физиологическая ценность

Генетический

Способность продукта оказывать благоприятное воздействие на организм человека

Эстетическое свойство

Технологический

Информационная выразительность, внешний вид

Анализируя данные представленные в таблице 1, основным потребительским свойством продовольственных товаров является полезность продукта, которая напрямую связана с пищевой, биологической и физиологической ценностью.

Основными направлениями для создания продуктов с заданными потребительскими свойствами для УрФО, с учетом напряженной экологической обстановки, результатам собственных исследования и анализа литературных источников является:

- обогащение витаминами группы В, А, С, РР, фолиевой кислотой, железом, кальцием и йодом, пищевыми волокнами;

-обогащение набором 12 основных витаминов, бифидобактериями.

Вопросы производства продуктов с заданными свойствами находятся в центре внимания специалистов, занимающихся разработкой современных технологий и критериев качества пищевых продуктов.

Как уже было сказано, большинство респондентов продукты с заданными свойствами отнесли к лекарствам, что свидетельствует о недостаточной информированности потребителей Свердловской области.

Исследования, посвященные информированности населения УрФО о заданных свойствах в отношении пищевых продуктов показали, что:

1.       Большинство приобретателей даже не подозревают о функциональном значении продукта.

2.       Анализ покупательских предпочтений показал, что основными мотивами приобретения продовольственных товаров, в том числе продуктов с заданными свойствами является:

- минимальное содержание жира, сахара, и т.д.(76%)

- полезные свойства (дополнительно витаминизированные продукты, содержащие пищевые волокна, минеральные вещества (кальций, йод), бифидобактерии) (17%)

- высокие потребительские свойства (органолептические показатели, сохраняемость и эргонометрика) (5%)

-желание попробовать новинку(2%)

Анализируя полученные данные, можно сказать, что уровень потребления  пищевых продуктов, в том числе продуктов с заданными свойствами формируется за счет менталитета, моды, информации представленной на этикетке потребительской упаковки, рекламы, дегустации новинки.

Исследования, проведенные в торговых сетях г. Екатеринбурга позволяют сделать предположение, что отношение к продуктам функционального назначения является положительным и будет в будущем конкуретноспособным, так как продукты данной группы не уступают продуктам, давно зарекомендовавшим себя на рынке, обладают новыми улучшенными потребительскими свойствами, оказывают благоприятное воздействие на укрепление иммунитета человека, проживающего на территории с неблагоприятной экологической обстановкой, профилактическое действие для детей грудного возраста.

Исследования рынка функциональных продуктов г Екатеринбурга, а так же потребительских предпочтений в отношении них, позволяет утверждать, что данные продукты являются перспективным и конкурентоспособным направлением, а для популяризации их необходимо:

- интегрированное производство, а именно привлечение потребителя к выбору покупки продуктов, оказывающих благоприятное воздействие на организм человека;

- создание пищевых продуктов доступных для потребителей имеющих различный достаток;

- информированность потребителей о синергическом эффекте продуктов с заданными потребительскими свойствами по средствам массовой информации (газеты, реклама).

Рецензенты:

Голуб О.В., д.т.н., доцент, профессор кафедры «Товароведение потребительских товаров, технология общественного питания оборудование», НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», г. Новосибирск;

Школьникова М.Н., д.т.н., доцент, профессор кафедры Общей химии и экспертизы товаров, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Бийск.