Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF FORMATION OF THE METHODICAL DEVICE OF RESEARCH OF REGIONAL POLITICAL ELITE ON THE BASIS OF KONTENT-ANALIZA OF INTERNET RESOURCES

Rud A.A. 1
1 Department of sociology and social work "The St. Petersburg state economic university"
Article considers features of development of the methodical device of the content analysis of Internet resources allowing to use a method for research of processes of formation of regional political elite. Application of this method is considered in the context of tasks of the concept of governance the, popular in the western practice perceived as an alternative to traditional approaches to public administration (goverment). Conclusions about distinction of real and virtual consideration of political elite are drawn. Justification of the model characteristic of virtual space and virtual elite is given. Thus the attention is focused on problems of regional political elite in work with various Internet resources (social networks, activity ratings in the virtual environment, leaders of opinions, etc.). Features of formation of modern elite as network structure and mechanisms of formation of a netokration are considered. Justification is given to a research field of application of an interdisciplinary method of the content analysis of Internet resources.
governance.
virtual elite
regional political elite
Internet resources
content analysis

Становление гражданского общества связано с образованием множества самостоятельных, соподчиненных, саморазвивающихся структур, обретающих качество субъектов социального сознания и поведения. Их взаимодействие в сфере политических отношений, детерминируемое необходимостью представительства социальных групп и содействия реализации их интересов, регулируется специфическим социальным институтом политической элиты.

На уровне региональной элиты политические решения федерального уровня преобразуются в социально-экономическую политику регионов и ее исполнение. В свою очередь, элита регионов формируется в значительной части местных элит, максимально приближенных к решению повседневных задач обеспечения жизнедеятельности поселений.

В условиях развития информационного общества политическая элита должна овладевать методами формирования идеологии открытого правительства, использовать концепцию электронного правительства. По мнению Л. Бершадской, электронное правительство функционирует в рамках взаимодействия трех акторов: государства, организации (исполнительной власти) и граждан [1]. Вместе с тем, на данном этапе Россия отстает в вопросах внедрения концепции электронного правительства от развитых стран мира. В частности, анализ использования социальных сетей в субъектах Российской Федерации показывает, что только 10 регионов имеют международный индекс готовности регионов к электронному правительству выше 10 пунктов (по 100-бальной системе), 47 регионов оценены до 10 пунктов, а 25 субъектов РФ практически не представлены в социальных сетях и из-за отсутствия блогов у высших должностных лиц общественность не имеет возможности вступать в диалог с властью [10, с. 755].

Используемые в мировой практике политической элитой информационные технологии достаточно разнообразны и их количество с каждым годом возрастает. Однако большая часть этих технологий относится к так называемому краудсорсингу (от англ. "crowd" - толпа, народ, "source" - источник), реализуемому в виде инициатив местного сообщества, а также к вопросам применения интерактивного развития территорий. К числу подобных задач, в числе прочего, относятся:

- различные проекты формирования сетевых продуктов, как информационных, типа Wikipedia, так и коммуникационных в виде различных социальных сетей;

- обсуждение законодательных инициатив на форумах Интернета;

- формирование общественного мнения при разработке стратегических документов по развитию регионов и муниципальных образований (в виде обсуждения и формирования предложений в стратегические документы, в контексте положений нового Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ (№ 172-ФЗ от 28.06.2014);

- сбор жалоб и предложений по работе отдельных отраслей городского хозяйства (транспорт, жилищно-коммунальный комплекс и пр.);

- оценка результатов деятельности исполнительной власти и т.д.

Вместе с тем, в условиях развития сетевого общества, роста значимости Интернета, телекоммуникаций можно говорить о двух частично совпадающих группах элит: реальной и виртуальной элите. Виртуальная элита включат категорию так называемых «лидеров мнений», рекрутируемых из блоггерской средой, завоевывающих широкую популярность активностью в социальных сетях. С виртуальной элитой и ее ролью в обществе связано использование различных рейтингов политиков, определяемых как официальными структурами, так и независимыми экспертами [5].

Оценка активности представителя элиты в Интернет-пространстве определяется, прежде всего, по уровню виртуальной популярности политика у посетителей Интернета. С другой стороны, рейтинг может определяться по активности политика на сайтах и блогах. В этом случае используется контент-анализ Интернет-среды.

Одной из тенденций формирования современной политической элиты является ее сетевой характер ее образования и функционирования. Эта глобальная тенденция особенно заметно проявляется в той части политической элиты, которая рекрутируется из крупного бизнеса. Речь идет о сети, формируемой владельцами мегакорпораций (причисляемыми к олигархам). Данные влиятельные в обществе  лица в настоящее время являются совладельцами нескольких компаний, в том числе тех, в создании которых они не принимали участия, но на определенном этапе ставшие их совладельцами [9].

В этом случае образуется сеть совладельцев крупных корпораций, выходящая за рамки регионов и, в случае транснациональных корпораций - за рамки одной страны. Соответственно сетевой характер таких связей становится устойчивым фактором, характеризующим не только социально-экономические связи, но и характер рекрутирования политической элиты из бизнес-среды. Не является секретом то, что участники данной сети не только способны на всех уровнях лоббировать свои интересы, но и влиять на важнейшие решения в экономике регионов и государства в целом. Соответственно как сами крупные предприниматели, так и их представители могут играть значительную роль при формировании региональных политических элит.

 Следует отметить, что данная сеть олигархов имеет отношение к складывающейся нетократии, в составе которой может формироваться внегосударственные сообщества, которые в силу своей мобильности, не ограниченной избыточным администрированием, могут составить конкуренцию государственным структурам в экономической, производственно-технологической и социальной сферах [7].

Как пример роли виртуальных элит можно привести пример выдвижения известного блоггера Алексея Навального на политическую арену, составившего существенную конкуренцию в рамках выборов мэра Москвы (2013 г.) лидерам, выдвигающимся по традиционным политическим технологиям. Другим примером является попытка известного и небезуспешного предпринимателя и политика Михаила Прохорова, в качестве главной стратегии отбора политической элиты в  новую партию, предложил использовать рейтинги лидеров мнений в Интернете. Вместе с тем, по нашему мнению, такой подход связан с высоким риском выдвижения данных представителей элиты, лидерство которой в виртуальном пространстве неоспоримо, но в реальности они столкнуться с такими проблемами, для разрешения которых навыков активности в виртуальной среде будет недостаточно. Это будет примерно то же самое, что сформировать танковую дивизию из ветеранов компьютерной игры «World of Tanks». Здесь следует учитывать кардинальные различия между реальным и виртуальным пространством, которое лишь до определенной степени моделирует то, что происходит в реальности.

Вместе с тем, реальная политическая элита и экспертное сообщество должны учитывать роль информационно-коммуникационных технологий в развитии современного общества, затрагивающих такие сферы как взаимодействие власти и населения, в том числе в части получения государственных услуг, выполнения государственного и муниципального заказа (электронное правительство), сфера коммуникаций (социальные сети), сфера торговли и услуг (электронная коммерция) и т.д. Учет властью данной сферы, умения политической элиты работать с социальными сетями, обеспечивающие реализацию принципа публичной власти определяются в настоящее время как новое направление, обозначаемое английским термином "governance" (причем в ряде западных университетов  появились кафедры, в названии которых фигурирует данный термин) [3]. Вместе с тем, согласимся с авторами, которые считают, что это направление не является парадигмой традиционному государственному управлению ("goverment"), так как для успешной работы властных структур надо учитывать как технологии публичной работы власти, так и построение эффективного административного механизма управления [4].

В связи с вышесказанным, Интернет-среда предоставляет возможности для использования разнообразных методических подходов к исследованию на основе контент-анализа процессов формирования политической элиты, определения рейтингов политиков в виртуальной среде, расчета уровня открытости тех или иных властных органов.

Метод   контент-анализа в настоящее время применяется в различных научных дисциплинах (социологии, футурологии и пр.). В частности, базой для прогностических исследований, послуживших основой для работ одного из самых известных и успешных в своих прогнозах американского футуролога Д. Нейсбита, явился анализ содержания средств массовой информации, причем за основу для последующего прогноза на перспективу о берет слабые сигналы, только сегодня проявившиеся ситуации, которые в будущем существенно усилят свое влияние на ситуацию в обществе [8].

В качестве примера применения метода контент-анализа можно назвать работу Вилкова А.А., в которой представлен анализ либеральных и социал-демократических ценностей в программных документах ведущих российских партий [2]. В работе Лукина М.В. контент-анализ Интернет-ресурсов позволил дифференцировано оценить совокупность параметров конкурентоспособности вузов Санкт-Петербурга и выпускников на рынке образовательных услуг и рынке труда, в том числе по параметру подготовки профессиональных кадров для последующего выдвижения в состав элиты [6].

К числу особенностей применения метода контент-анализа Интернет-ресурсов следует отнести использование ряда поисковых систем, базирующихся на разных основах. В частности, такие системы, как Goggle, Yandex и др. отличаются как по причине различию принципов, положенных в основу функционирования данных систем, так и по объему сканируемой информации.

Следует также отметить, что классический метод контент-анализа создавался в доинтернетовскую эпоху и подразумевал достаточно трудоемкую работу со значительным количеством источников и разнообразных средств массовой информации.

Процессы формирования электронного правительства, повышения открытости власти, несомненно, будет способствовать восстановлению доверия населения к политической элите и выдвижению ее представителей, способных решать сложные задачи в условиях сетевого общества.

Рецензенты:

Костин Р.А., д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы ФБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург;

Грибанова Г.И., д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой политологии ФБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.