Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME ASPECTS OF LEGAL SETTLEMENT OF POPULATION AND INVESTMENT FLOWS IN OMAN

Al-busaidi Ya.Ya. 1
1 FGBOU VPO “The Chuvash State University n.a. I. N. Ulyanov”
The article examines the most crucial aspects of the Oman legal system modernization in the field of migration and investments. Both advantages and disadvantages of the state policy amid liberalization in the mentioned above aspects are considered. Our study shows that migration and capital flows regulations law of Oman is in line with the country´s economic development strategies which is aimed at accelerating industrialization and diversification of the economic structure in order to create such an economic mechanism that could function normally after the "oil era". Liberalization of the economy is still in progress hence the government has resorted to the widespread use of foreign direct investment. For this purpose it is necessary to create a certain investment climate in the country and creditors are granted tax and customs privileges. At the same time the policy of "omanisation" has been carried out, i.e. immigrants have been replaced by the local labor. Social policy provides for free education and health care, increase in the number of jobs for Oman population, allocation of preferential housing construction loans (including the transfer of housing developments to the local needy free of charge).
“оmanization”.
legal system
reform
Oman
investment
migration

Правовая система в целом в арабских странах Персидского залива  претерпели существенные изменения, суть которых в течение всего периода после обретения независимости заключалась в модернизации законодательства под влиянием западных моделей. Однако внедрение светских элементов к различным законодательным актам не привело к становлению правовой системы западного образца. При этом нормам современных конституций продолжают сопутствовать веками складывавшиеся культурно-религиозные и политические традиции власти.

Оман в этом контексте не является исключением. Ведь на Востоке издавна именно правящая элита во многом определяла направление общественного развития и формы его политической трансформации [9].  До начала 1970-х  Оман не вступал в какие-либо международные организации, в стране сохранялся средневековый уклад, фактически отсутствовали системы образования и здравоохранения. Однако с приходом нового правителя, т. е Султана Кабуса, которого в отличие от своего отца не боялся новшеств, начались динамичные изменения во всех областях жизни оманского государства. По его распоряжению в 1970 году вышло в эфир «Радио Омана». Пять лет спустя появилось телевидение, которое было ориентировано на соблюдение моральных постулатов ислама [4].

Глубокие реформы охватили буквально все стороны жизни султаната. Кабус учредил несколько новых министерств (в том числе нефти, социальных дел и др.), реорганизовал местную и центральную администрации: страна была разделена на 41 провинцию, во главе каждой из которых встал губернатор (Вали), назначаемый султаном; такое административное устройство основательно подорвало влияние местных шейхов. Много внимания новый султан уделил вооружённым силам. Армия получила современную бронетехнику, самолёты и боевые корабли. Жалование солдатам и офицерам было повышено в несколько раз. Что касается экономики, то здесь Кабус проводил политику всемерной поддержки частного предпринимательства. Главный источник пополнения казны в Омане - это торговля нефтью, запасы которой в султанате весьма значительны. Основная часть нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий находятся в личной собственности султана и приносят ему ежегодно десятки миллиардов долларов дохода. Однако Кабус отказался от вложения этих денег в экономику западных стран или от строительства предприятий тяжелой индустрии. Полученные от продажи нефти средства он пустил на создание мощной инфраструктуры, на повышение жизненного уровня населения, а также на создание предприятий по добыче других полезных ископаемых (меди, хрома, угля, асбеста).

За последние десятилетия в Омане сложился крупный очаг массовой трудовой иммиграции. В начале 70-х годов таких иммигрантов здесь насчитывалось три десятка тысяч, а в 2014 году - около миллиона (без членов семей, домашней прислуги и нелегальных иммигрантов). Перепись населения 2014 года указывает лишь, что население Омана составляет 4003058 человек [4]. Стоит отметить, что перепись 2010 года указал количество граждан Омана  2 773 479 человек.  Таким образом, количество иммигрантов составляет  не менее 25 % населения страны. Что же касается доли мигрантов в общем объеме рабочей силы Омана, то по данным 2014 год она составляет 70 %. Причины возникновения такого крупного очага иммиграции вполне объяснимы. С одной стороны, они связаны с нехваткой кадров в некоторых областях среди граждан Омана.  С дрогой стороны,  несмотря на не очень высокий уровень зарплаты, она может оказаться здесь в несколько раз большей, чем на родине мигрантов. Неудивительно, что их ежегодные денежные переводы на родину оцениваются многими миллиардами долларов.

Стоит отметить, что в правовом отношении большинство рабочих-иммигрантов подвергается в Омане, в какой то, степени дискриминации. Так, они лишены возможности организовывать профсоюзы, проводить забастовки, подавать коллективные жалобы. Они не имеют права покидать страну без разрешения своих работодателей. Привозить с собой семьи разрешается преимущественно специалистам наиболее высокой квалификации. А трудиться иммигранты должны по 12 часов в день при семидневной рабочей неделе. Рабочий день женщин, нанятых в качестве домашней прислуги, обычно вообще не нормирован. К тому же рабочие-мигранты из неарабских стран, не знающие арабского языка, обычно до недавнего времени размещались в специальных поселениях, напоминающих трудовые колонии.

Эмигранты составляют значительную часть занятого населения в Омане, тем самым ставя во главу угла необходимость постоянного совершенствования регулирования миграционных потоков.

Функция выработки, проведения в жизнь и координации с другими министерствами и ведомствами, прежде всего с МИД и министерством труда и социальных дел, основных направлений иммиграционной политики в стране, возложена на МВД Султаната.

Любой иностранный гражданин, находящийся в Омане дольше одного месяца, обязан получить от иммиграционных властей разрешение на пребывание в стране или рабочую визу. Данный порядок распространяется на всех иностранных граждан [2].

 Документом, удостоверяющим личность человека внутри страны, является персональная регистрационная карточка с девятизначным личным номером (CPR). Персональная карточка имеет считываемый компьютерный код, однако на практике это используется крайне редко. Такую карточку имеют все жители Омана, включая младенцев. Разница между карточкой Оманца и иностранца заключается лишь в сроке ее действия (соответственно 10 лет и один год).

В соответствии с местным законодательством любой иностранец, прибывающий на работу в Оман, должен иметь спонсора либо в лице гражданина Омана, либо в лице компании, базирующейся в стране. На фоне продолжающейся борьбы с незаконной иммиграцией, Оман пока сохраняет облегченную процедуру выдачи виз туристам и бизнесменам из западных стран, Австралии, Новой Зеландии и Японии (всего около 40), что в целом отражает линию руководства страны на приоритетное развитие семейного и делового туризма. Что касается граждан России и других стран СНГ для въезда в Оман требуется виза. Гражданам России визу можно оформить через спонсора в Омане, в качестве которого может выступать частное лицо, являющееся гражданином этой страны, либо туроператор, официально зарегистрированный в Омане. Стоит отметить, что туристические и транзитные визы в посольстве Омана в Москве не оформляются.  Все необходимые документы нужно переслать принимающей стороне, которая в свою очередь направляет запрос в Иммиграционную службу Султаната Оман. Виза оформляется в течение 7-10 рабочих дней [2].

С целью снижения зависимости от иностранных кадров  была принята политика «оманизации», включающая в себя два основных аспекта - с одной стороны, поощрение и стимулирование национальной рабочей силы, а с другой - жесткие ограничительные меры в вопросах привлечения трудовых мигрантов на работу. Зачастую такая миграционная политика носит в какой-то степени даже сегрегационной характер, но в сумме с протекционистскими мерами в отношении собственных граждан, она дает положительные результаты.

44 года реформ кардинальным образом изменили ситуацию в сфере образования в Омане. На 2014 год в стране действует 1040 школ, более 50 высших учебных заведений, в которых обучается порядка 600 тысяч студентов. Женщины получили равный с мужчинами доступ к образованию: доля девочек, обучающихся в средних школах, выросла с 12,7% в 1971 году до 53% в 2014. Была решена проблема с учительским корпусом, который на данный момент фактически полностью укомплектован гражданами Омана [5].

Столь пристальное внимание к системе образования в контексте рассмотрения миграционной политики может показаться странным. Тем не менее, оно оказывается напрямую связано с такой достаточно распространенной мерой регулирования рынка труда, а именно квотированием в различных сферах.

На фоне этого были приняты жесткие меры по квотированию оманцев в различных секторах экономики. Первой такой мерой стало введение в 1988 квоты на количество рабочих мест в банковском секторе, закрепленных за оманцами - 90%. Связано это было напрямую с открытием в 1983 году Института банкиров, и соответственно первый и последующие выпуски из этого образовательного учреждения автоматически определялись для работы в национальной банковской системе. В 1986 году открывается крупнейшее высшее учебное заведение страны - Университет имени Султана Кабуса. После этого, начинается стремительный рост числа технических, естественнонаучных и специализированных институтов, пользующихся поддержкой государства. Тогда же создается специальный Образовательный  Совет, основная функция которого как раз и заключалась в координации и направлении деятельности всех многочисленных образовательных учреждений в соответствии с потребностями национальной экономики Омана. Интересно, что преференции получили не только оманские институты, но и иностранные компании, открывавшие тренинговые центры, для дальнейшего трудоустройства оманцев [6].

Учтивая опыт 90-х годов в сфере «оманизации» вначале 2000-х она была распространена и на другие отрасли экономики. Для граждан Омана были закреплены следующие квоты:  транспортная отрасль - 60%, финансы - 45%, страхование - 45%, обрабатывающая промышленность - 35%, «рестораны и отели» - 30%, торговля - 20%.  Если в первых четырех отраслях на данный момент можно говорить о достижении поставленных целей, то последние две сферы вызывают наибольшее беспокойство со стороны оманского правительства до сих пор [3].

Существенным достижением Омана в вопросах реализации трудового законодательства является отсутствие такого явления, как рабочие городки. Такого рода поселения занимают, как правило, отдаленные районы больших городов; плотность населения там чрезвычайно высока, и работодатель не обеспечивает минимальные условия проживания - часто в них не бывает электричества, перебои с водоснабжением. Такой феномен  ярко наблюдается в других странах Персидского залива.  В Омане эта проблема фактически сведена на нет, по причине жесткого контроля Министерства за соблюдением трудовых договоров нанимателя и иностранного рабочего.

Таким образом, несмотря на сохраняющиеся проблемы (высокий процент мигрантов в частном секторе экономики, нелегальные мигранты и т.д.) созданная система уже продемонстрировала свои успехи, и сохраняется потенциал для дальнейшей реализации долгосрочных целей, поставленных оманским правительством.

Что касается налогообложения в Султанате Оман, то взимание налога на прибыль в стране определяется Законом о налоге на прибыль иностранных компаний (Указ Султана №47/8, Указ Султана №77/89). Вопросы налогообложения входят в компетенцию Генерального секретариата по налогам и сборам Министерства финансов Султаната Оман.

Налогообложению в Султанате Оман подлежат: зарегистрированные предприятия, филиалы иностранных компаний, индивидуальные предприятия. Налогами облагаются доходы от деятельности предприятия, аренда недвижимости, аренда оборудования, дополнительные частные сборы. Налогами не облагаются: а) доходы иностранных авиа и судоходных компаний; б) доходы совместных инвестиционных счетов (паевые фонды), открытых на территории Султаната Оман в соответствии с национальным законодательством или за пределами Омана для работы с ценными бумагами на рынке ценных бумаг Маската; в) доходы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере здравоохранения и социального развития; г) доходы, полученные предприятием от принадлежащих ему акций или вкладов; д) доходы от реализации ценных бумаг на рынке ценных бумаг Маската.

Частичное освобождение от налогов возможно в случае, если доход ненамного превысил максимальное значение налогового диапазона. В случае задержки платежа взимается дополнительная ставка в размере 1% в месяц от суммы, подлежащей выплате, также возможно применение других санкций.

Разрешено засчитать фактические расходы, понесенные во время приобретения дохода, как другие налогооблагаемые расходы. Исключение составляют такие расходы как пожертвования, выплата ренты, заработная плата или премиальные выплаты владельцам, партнерам, руководителям предприятия, разница курсов валют, и др.

В случае потерь, понесенных предприятием в налоговом году, выплату налогов можно перенести на следующий год (переносить можно не более чем в течение 5 лет). Потери, понесенные предприятием в течение периода освобождения от налогов, также могут засчитываться как имевшие место в течение другого налогового года. Однако налогоплательщик обязан предоставить налоговую декларацию даже в случае финансовых потерь или освобождения от налогообложения.

Таким образом,  законодательство Омана в сфере урегулирования миграционных и инвестиционных потоков находится в русле  стратегий экономического развития страны направленного на ускоренную индустриализацию и диверсификацию экономической структуры с целью создания такого хозяйственного механизма, который мог бы нормально функционировать после окончания «нефтяной эры». Продолжается либерализация экономики. Проводится политика «оманизации», т.е. замены иммигрантов местными трудовыми ресурсами. Социальная политика предусматривает бесплатное образование и здравоохранение, увеличение числа рабочих мест для оманцев, выделение льготных кредитов на жилищное строительство (в т.ч. передача жилищных комплексов нуждающимся местным жителям безвозмездно) и т.д.


Рецензенты:

Петренко Н.И., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства иправа Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ«Российский университет кооперации», г. Чебоксары;

Демидов М.В., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой административного и финансового       права Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ«Российский университет кооперации», г. Чебоксары.