Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF STRATEGIC FORCES AND INTERESTS IN THE COURSE OF DEVELOPMENT AND REALIZATION OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Morozova N.V. 1 Vasileva I.A. 1
1 Chuvash State University
In article research of interaction of various target audiences in the course of development and realization of strategy of social and economic development of the region is conducted. The matrix equipment with special sector division and specific character of recommendations about activity for each of sectors was the basis for work. For definition of extent of influence of strategic forces and interests (authorities, the population of the region, regional business, external investors, migrants, tourists) the matrix of the conflict of interests was made. The matrix of the conflict of interests in work is considered as the instrument of research and the analysis of the social and economic conflicts on the basis of social and economic strategy of development of regions. Creation of a matrix is based on the assumption that any solution of a task put by strategy encounters the conflict. In work with use of the Matrix of the Conflict of Interests model strategic initiatives of the Chuvash Republic are analysed. Filling of a matrix was carried out on the basis of the content analysis of strategic documents, deductive and inductive methods. Need of balancing of forces and interests for the purpose of increase of effectiveness of the held strategic events was as a result proved.
strategic management
social and economic development of the region
strategy
conflict of interests
regional economy.

В Российской Федерации на сегодняшний день сложились нестабильные экономические условия, которые могут подорвать исполнение намеченной региональной социально-экономической политики и снизить ее эффективность, что обуславливает необходимость поиска резервов совершенствования управления регионами на основе применения стратегических подходов и принципов.

Важнейший методологический принцип стратегического управления и планирования - принцип сочетания интересов в процессе регионального развития. Стратегия социально-экономического развития региона должна стать документом, способствующим нахождению взаимных интересов и согласия между разными слоями населения, проживающими на данной территории, разными целевыми аудиториями, и в тоже время быть направленной на достижение единой цели - эффективное стабильное социально-экономическое развитие региона в целом, обеспечение роста благосостояния и защищенности населения от угроз.

Целью исследования является изучение взаимодействия целевых аудиторий региона и их влияния на процесс разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона.

В работе были использованы сравнительно-сопоставимые методы, методы научного анализа, сбора и интерпретации эмпирических данных, матричный метод, индуктивный и дедуктивный методы.

Анализ принятых и реализуемых в регионах Приволжского федерального округа стратегий социально-экономического развития показал, что при разработке стратегических документов наряду с концептуально-целевыми и прогнозно-планово-программными инструментами администрации регионов активно применяют такие современные аналитические методы как SWOT-анализ, STEP-анализ, SNW-анализ и др. В аналитических разделах региональных Стратегий достаточно подробно проанализированы уровень специализации и комплексности развития региональных хозяйственных систем, уровень индустриального, агропромышленного и инфраструктурного развития. Однако, на наш взгляд, на этапе стратегического анализа недостаточно уделяется внимание вопросам оценки разнонаправленных интересов и целей всех заинтересованных сторон в регионе в принятии управленческих решений.

В процессе взаимодействия разных целевых аудиторий и осуществления региональной политики возникает конфликт интересов. Теория анализа и управления конфликтами интересов наиболее тщательно разработана в психологии и коммуникативных науках, в экономике - исследование конфликтов в основном сводилось к анализу борьбы за ограниченные ресурсы и в данном аспекте рассматривалось под разными углами представителями классической, кейнсианской и других школ [3]. Менеджмент рассматривает конфликт интересов как отдельную методологию, которая полностью основана на психологии, но адаптирована под управление.

При проведении стратегического анализа основным направлением, соответствующим новым требованиям, стала матричная техника с особым секторным делением и специфическим характером рекомендаций по деятельности для каждого из секторов. В корпоративном менеджменте матричная техника портфельного анализа, как правило, используется при выборе стратегии НИОКР, а использование данного инструмента в региональном стратегическом управлении позволит оценить сбалансированность региональных интересов.

Каверзиным И.Л. и Червяковым С.С. матрица конфликта интересов была адаптирована под исследование социально-экономических процессов. Общий вид инструмента: матрицы конфликта интересов представлен в табл. 1, где N - интересы субъектов социально-экономических отношений.

Таблица 1

Общий вид матрицы конфликта интересов

 

Субъект 1

Субъект 2

Субъект n

Субъект n+1

Субъект N

Субъект 1

+

+/+

+/+

+/+

+/+

Субъект 2

+/-

+

+/+

+/+

+/+

Субъект n

+/-

+/-

+

+/+

+/+

Субъект n+1

+/-

+/-

+/-

+

+/+

Субъект N

+/-

+/-

+/-

+/-

+

При этом: Субъекты №1 - N - субъекты социально-экономического взаимодействия, задействованные в конфликте. Ячейки (+) - находятся на главной диагонали матрицы и заполняются факторами благоприятствования для соответствующего субъекта, находящегося в заглавии строки и столбца. Клетки (+/+) - располагаются выше главной диагонали и заполняются факторами (событиями), удовлетворяющими благоприятствованию двух соответствующих субъектов. Клетки (+/-) - в соответствии с методологией размещаются ниже главной диагонали и включают в себя конфликтные предложения и инициативы, которые соответствуют интересам одного из субъектов, но в ступают в конфликт с другим. [3]

Матрица конфликта интересов в работе рассмотрена как инструмент исследования и анализа социально-экономических конфликтов на базе социально-экономической стратегии развития регионов. Главными фигурами конфликтов являются целевые аудитории данных стратегий. Построение матрицы базируется на предположении о том, что любое решение задачи, поставленное стратегией, наталкивается на конфликт, а именно решая проблемы одной целевой аудитории, ущемляет, в той или иной степени, интересы другой целевой аудитории.

При построении матрицы главные фигуры конфликта размещаются в заготовки столбцов и строк матрицы. Ячейки матрицы заполняются решениями, направленными на решение стратегических задач и их результатами на основе проведения глубокого и всестороннего анализа стратегических документов. В ячейках с одинаковыми названиями столбцов и строк указываются решения, которые ориентированы на интересы только одной целевой аудитории. Выше главной диагонали располагаются ячейки только с положительным влиянием на разные целевые аудитории. Ниже - положительно влияющие на одну аудиторию, но отрицательно на другую. Причем, одно и тоже решение может располагаться в нескольких ячейках, что не противоречит общей логике матрицы.

В работе с использованием модели Матрица конфликта интересов нами проанализированы стратегические инициативы Чувашской Республики. Заполнение матрицы проводилось на основе контент-анализа стратегических документов, дедуктивных и индуктивных методов.

В соответствии со Стратегий социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года выделяется основных положения:

1) повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;

2) создание динамично развивающейся конкурентоспособной и сбалансированной экономики;

3) регион сотрудничества.

При этом определяется ряд условий и факторов, в соответствие с которыми нами было проведено распределение в рамках соответствующих ячеек Матрицы конфликта интересов:

- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов:

- переход на инновационный путь развития;

- улучшение качества инфраструктуры;

- стимулирование технологического развития;

- модернизация производственных фондов;

- развитие сектора общественных услуг;

- ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ.

Исходя из вышеперечисленных факторов и условий, нами был сделан ряд выводов о взаимозависимости соответствующих факторов:

- внедрение международных стандартов ISO 14000 повысит качество выпускаемой продукции, но может привести к упадку организаций, в которых имеется большой объем устаревших основных фондов (степень износа основных фондов в Чувашской Республике на конец 2012 г. составлял 48 %);

- в случае увеличения размера субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям приведет к меньшему финансированию других направлений, т.к. бюджет является дефицитным, и дополнительных источников финансирования нет;

- чрезмерное ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ может привести к убыточности организаций ЖКХ, т.к. может не покрыть произведенных затрат;

- из-за несовершенства механизмов управления территориями закрепление права собственности на землю, активизация купли-продажи земельных участков приведет к возникновению конфликтов между инвесторами и населением, которое исторически владеет официально неоформленными земельными участками, но повысит инвестиционную привлекательность Чувашской Республики;

- развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях увеличит число туристов, посещающих Чувашскую Республику, следовательно, привлечет дополнительные инвестиции;

- поддержка стабильного развития молодых предприятий способствует повышению благосостояния населения и обеспечит его занятость;

- обучение и повышение квалификации имеющихся кадров позволит региону осуществлять деятельность на основе новых технологий, не привлекая дорогостоящих специалистов извне.

Формирование инновационной экономики требует наличия высокого производственного потенциала, а также его эффективного использования. Однако необходимо учесть, что формирование нового производственно-технологического потенциала подразумевает наличие короткого промежутка времени; при разрушении старого производственного потенциала появляется возможность возникновения социальных проблем; внедрение новых технологий реально может быть осуществлено только при наличии потребностей существующего производства. Данные процессы представляются в работе в рамках влияния внешних инвестиций на другие целевые аудитории:

- внедрение новых услуг, пользующихся большим спросом, способствует развивать сферы кредитования и займов;

- развитие международного сотрудничества в научной сфере способствует привлечению иностранных инвестиций;

- приток внешних инвестиций может обеспечить выход на новый уровень кросс-континентального сотрудничества путем повышения грамотности в сфере развития международных отношений;

- развитие международного сотрудничества поможет региональному бизнесу выйти на новый уровень развития.

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики затрагивает разные отрасли хозяйства и сферы социального обслуживания населения: коммунально-бытовое обслуживание, теплоэнергетику, водоснабжение, водоотведение, здравоохранение, общественный транспорт, строительство, торговлю и т.д.

Изменения, касающиеся данных отраслей в целях привлечения туристов и мигрантов, также оказывают влияние на целевые аудитории:

- улучшение инфраструктуры региона позволит повысить его привлекательность и способствует росту притока туристов;

- эффективное использование логистического потенциала, соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям - улучшение транспортной инфраструктуры способствует повышению привлекательности региона для туристов;

- установление доступных цен и создание условий поступления в высшие учебные заведения способствует миграции из соседних территорий;

- стабильной устойчивое финансовое развитие крупных предприятий республики позволит привлечь дополнительную квалифицированную рабочую силу.

В итоге матрица конфликта интересов Чувашской Республики представлена в табл. 2.

Таблица 2

Матрица конфликта интересов Чувашской Республики

Регион: Чувашская Республика

Население региона

Региональный бизнес

Органы власти

Внешние инвесторы

Туристы

Мигранты

Население региона

 

1. Развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

2. Поддержка стабильного развития молодых предприятий;

3. Обучение и повышение квалификации имеющихся кадров.

1. Реализация творческого и гражданского потенциала в процессе непосредственного участия в разработке стратегического плана

2. Создание стабильной социально-экономической обстановки

3. Обеспечение механизма обратной связи, позволяющего ориентировать действия властей в интересах общественно-признанных целей и направлений

1. Развитие международного сотрудничества в научной сфере

2. Внедрение новых услуг, пользующихся большим спросом.

3. Развитие сферы кредитования и займов.

1. Эффективное использование логистического потенциала.

2. Улучшение инфраструктуры региона.

3. Развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

4. Повышение качества окружающей среды.

1. Установление доступных цен и создание условий поступления в высшие учебные заведения.

2. Развитие сферы услуг для населения.

3. Повышение качества окружающей среды.

4. Обеспечение безопасности населения.

Региональный бизнес

1. Внедрение международных стандартов ISO 14000.

2. Рост субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям.

3. Ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ

4. Закрепление права собственности на землю.

5. Активизация купли-продажи земельных участков

1. Повышение квалификации работников и менеджеров организаций.

2. Устранение административных барьеров для бизнеса.

3. Создание оперативной информационной системы о предприятиях региона.

1. Обеспечение стабильного устойчивого финансового развития крупных предприятий региона

2. Обеспечение механизма обратной связи, позволяющего ориентировать действия властей в интересах общественно-признанных целей и направлений

3. Предоставление в процессе разработки и реализации стратегического плана возможности аргументировать приоритетность представляемых сфер

1. Развитие международного сотрудничества 2. Эффективное использование логистического потенциала.

3. Улучшение инфраструктуры региона.

4. Повышение грамотности в сфере развития международных отношений.

1. Развитие гостиничного сервиса.

2. Внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

1. Стабильное устойчивое финансовое развитие крупных предприятий республики.

2. Создание оперативной информационной системы о предприятиях региона.

Органы власти

1. Наличие коррупционной составляющей в сфере земельных отношений, использования муниципального имущества, контрольных и разрешительных полномочий, а также установления различных выплат муниципальным служащим

1. Рост субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям и как следствие возникновение дефицита бюджета

2. Наличие большого объема документов, необходимых для предоставления в процессе создания, функционирования и реорганизации бизнеса.

 

1. Развитие международной интеграции

2. Развитие маркетинга территории

1. Внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

2. Эффективное использование логистического потенциала

1. Обеспечение заполненности невостребованных населением региона вакансий.

Внешние инвесторы

1. Закрепление права собственности на землю.

2. Активизация купли-продажи земельных участков.

   

1. Совершенствование процессов взаимодействия с инвесторами.

2. Формирование имиджа Чувашской Республики как территории привлекательной для инвестиций.

3. Подготовка предприятий региона для привлечения инвесторов.

1. Эффективное использование логистического потенциала.

2. Соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям.

 

Туристы

 

1. Соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям.

       

Мигранты

         

1. Проведение эффективной демографической политики.

Недооценка стратегических сил и интересов при разработке Стратегии социально-экономического развития не позволит сформировать обоснованный образ будущего региона, что объективно снижает действенность проводимых мероприятий. Отсутствие четко разработанной системы развития создает потенциальные проблемы с конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью регионов, снижая их интеграционные возможности. В сложных условиях трудно прогнозируемой динамики мирового и национального рынка, роста агрессивности внешней среды, серьезного дефицита внутренних ресурсов большинства регионов страны (особенно несырьевых) субъекты Российской Федерации должны ориентироваться на применение комплекса методов стратегического анализа, дающих полное представление о стратегической позиции региона в национальной и мировой экономике и стратегических альтернативах.

Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-12-21011)

Рецензенты:

Данилов И.П., д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе Чебоксарского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт», г.Чебоксары;

Мужжавлева Т.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г.Чебоксары.