Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

REKREACIYA OF SYSTEM OF EMPLOYMENT OF GRADUATING STUDENTS OF INSTITUTE OF HIGHER — AS MORAL BASIS OF THEIR CLAIMED BY SOCIETY

Ю.Д Мишин, Т.М. Осина, В.Т. Прохоров, Л.Б. Томилина, Е.В. Прохорова
В статье рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников вузов, осуществляющих подготовку специалистов для предприятий легкой промышленности и сервиса. Авторы считают, что эта проблема решаема, если имеется заинтересованность между всеми участниками этого процесса, а именно, работодателей, вузов и выпускников. Ключевые слова: стратегия, партнерство, востребованность, компетентность, трудоустройство, адаптация, рынок труда.
In article questions of employment of graduates of the high schools which are carrying out preparation of experts for the enterprises of light industry and service are considered. Authors consider that this problem is solved, if there is an interest between all participants of this process, namely, employers, high schools and graduates. Keywords: strategy, partnership, claimed, competence, employment, adaptation, labour-market.

Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто полученное рабочее место по окончании вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации, и трудоустройство на престижную выгодную работу, без учета профильности полученного образования. Каждое из этих представлений свидетельствует о многообразии проблемы,но не позволяет увидеть всю многогранность понятия, найти эффективные пути решения проблемы трудоустройства выпускников вузов.

Межведомственная программа адаптации к рынку выпускников вузов говорит об эффективном трудоустройстве как о трудоустройстве по специальности, к которому должно стремиться любое высшее учебное заведение.

Проблема трудоустройства выпускников в наши дни является одной из самых актуальных проблем. Особую остроту она приобретает для людей, заканчивающих высшие учебные заведения. В условиях плановой экономики выпускники пользовались особой заботой государства, имеем льготы в качестве молодого специалиста. Обязательное распределение выпускников гарантировало им трудоустройство и давало возможность приобрести опыт практической деятельности на предприятиях по специальности в течение трех лет.

Реалии рынка труда в России в настоящее время таковы, что многие студенты, закончив высшее учебное заведение, сталкиваются с проблемами трудоустройства. В задачи высшего учебного заведения, помимо непосредственного обучения студентов, должно входить отслеживание их трудоустройства, а также выявление знаний, полученных выпускником для предстоящей профессиональной деятельности.

В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников разных уровней квалификации на рынке труда, но и знанием молодежи реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю. Выпускники вузов, молодые специалисты оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Для того, чтобы подготовить выпускников к самостоятельному поиску работы и успешной адаптации на региональном рынке труда, необходимо, чтобы выпускник имел представление о предстоящем трудоустройстве, профессиональной карьере, качестве полученных им знаний, умений и практических навыков, а также требованиях работодателей, предъявляемые к выпускникам вуза.

Болонский процесс является эффективным инструментом гармонизации систем высшего образования стран участников процесса. Вхождение России в Болонском процессе следует рассматривать в контексте ее национальных интересов, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования, способствует повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг на европейских рынках труда. Обусловливает необходимость перестройки организации учебного процесса в направлении обеспечения свободы выбора индивидуальной образовательной траектории.

Чтобы желания стали реальностью необходимо разработать систему нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговых систем, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб академических консультантов и т.д.

Общий подход базируется на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality management ТQM) и требований к системе менеджмента качества Международной организации по стандартизации (ИСО). В этой связи с учетом требований стандарта ИСО 9001-2001 основой СМК вуза будет являться:

  • - ориентация на потребителя;
  • - ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
  • - вовлеченность всех участников учебного процесса в решение задач вуза;
  • - процессный подход к организации всех видов деятельности вуза;
  • - системный подход к его управлению;
  • - постоянное улучшение качества образования.

Задачу качественной профессиональной подготовки нужно решать на всех этапах , включая:

  • - анализ рынка интеллектуального труда;
  • - концептуальное планирование труда;
  • - концептуальное планирование подготовки специалистов;
  • - разработке рабочих учебных планов;
  • - методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса;
  • - организации приема в вуз;
  • - самого учебного процесса;
  • - контроля знаний и проведения квалификационных испытаний;
  • - трудоустройства выпускников и их адаптации на предприятиях;
  • - послевузовского образования и повышения квалификации.

Все это соответствует новым критериям государственной аккредитации вуза, которая вступила с 1 января 2006 года и которые ежегодно корректируются с учетом меняющейся коньюктуры на рынке труда.

Существует острая потребность в переосмысливании понятия «образование», наполняя его содержание воспитанием ответственности будущего специалиста перед обществом за результаты своей деятельности.

Кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» осуществляет подготовку по двум специальностям: 260905 «Технология изделий из кожи» и 200503 «Стандартизация и сертификация».

Подготовку специалистов по специальности 260905 «Технология изделий из кожи» кафедра осуществляет уже более 35 лет, а вот по специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» сделано только шесть выпусков. За период обучения, в соответствии с учебными планами, студенты изучают общеинженерные дисциплины и в то же время глубоко знакомятся с направлением избранной специализации.

Выпускникам специальности «Технология изделий из кожи» обеспечена устойчивая востребованность,так как технология производства изделий из кожи - это выгодный, стабильный бизнес. Специальность же «Стандартизация и сертификация», в связи с перспективой вступления Российской Федерации в ВТО, глобализацией рынка, усилением конкуренции и связанной с этим реформой технического регулирования, проводимой в стране, становится особо актуальной.

Обязательная образовательная программа (ООП) подготовки дипломированных специалистов разработана с учетом специфики их будущей деятельности, для чего предусматривается широкий спектр дисциплин специализации и дисциплин по выбору. Так, курс «Введение в специальность», предусмотренный для студентов специальности 260905 «Технология изделий из кожи» на первом курсе, знакомит студента с организацией учебного процесса, особенностями работы инженера, основами технологии производства изделий из кожи, стандартизации и сертификации продукции, организацией производства в условиях рыночных отношений.

Изучение дисциплины «Введение в специальность» также позволяет студенту иметь более четкое представление о своей будущей профессии, уметь правильно распределить свое время на все виды самостоятельной работы на весь период обучения, исключить возможность разочарования в выбранной им профессии.

Дисциплина «Профессиональная подготовка» на первом и втором курсах обеспечивает приобретение практических навыков работы по изготовлению изделий из кожи, так называемую возможность посмотреть изнутри, узнать и научиться тому, что потом можно показать любому рабочему при осуществлении своей трудовой деятельности в должности технолога или мастера.

Учебный план специальности 260905 «Технология изделий из кожи» предусматривает также проведение двух видов учебной практики на базе учебных мастерских кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация».

Ознакомительная и производственная практики предполагают непосредственное знакомство студента с конкретным производством, изучением обязанностей работников, занимающих инженерные должности, а также вопросов организации и планирования производства.С этой целью кафедра осуществляет большую работу по формированию баз практик, чтобы позволить студентам ознакомиться со всем самым лучшим, что есть сегодня на предприятиях ЮФО и России.

Студенты специальностей 260905 и 200503 направляются на практику на предприятия Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев, Москвы и Московской области, а именно: г. Москва - «Отраслевой центр моды обуви», ООО «СИС-Спорт»; г. Ростов - на - Дону - ООО «Ростовская обувная компания «DUNAMIC», «Ростовская обувная компания»; г. Шахты - ЗАО «ДонТекс», ЗАО «Корпорация Глория Джинс», филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в г. Шахты», ОАО «Донэнерго» ГМЭС; г. Таганрог - ООО «Лига-стар»; филиал «Кубаньбургаз»; центр Стандартизации и метрологии г. Элиста; ЗАО «Прогресс» г. Шахты и др.

Тесное взаимодействие выпускающей кафедры с базовыми предприятиями позволяет использовать производственные площади и оборудование этих предприятий для выполнения студентами научно-исследовательских работ, для формирования тематики курсовых работ и дипломных проектов.

Участие в конкурсах - один из важнейших аспектов подготовки специалистов во всем мире и в нашей стране, в частности. Студент, особенно старшекурсник, демонстрирует на конкурсе свои лучшие творческие и реальные возможности потенциальным работодателям. Во время проведения конкурсов и фестивалей моды преподаватели и студенты устанавливают деловые и личные контакты с представителями предприятий - потенциальными и реальными работодателями.

Так студентка Цоколова И. Л., обучающаяся по специальности «Технология изделий из кожи», принимала участие в Международном конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров «MosShoes-Style 2008», а студенты пятого курса Морозов Б.В. и Геворкян Б.Ю. в Международном конкурсе молодых дизайнеров «Design-shoes» 2009 г. (г. Москва на базе ООО «Ортомода»).

Участие в предметных олимпиадах других вузов позволяют студентам оценить уровень знаний, которые они получают в своем вузе, а также конкурентоспособность наших выпускников. Победителями Всероссийского конкурса на лучшую студенческую работу по разделу «Легкая промышленность», проводимого под эгидой Федерального агентства по образованию Российской Федерации в 2006 году стала студентка специальности «Технология изделий из кожи» Козьменко И.А. награждена дипломом, в 2007 г. студент этой же специальности Морозов Б.В., в 2008 г. - Томилина Л.Б.

Студенты пятого курса специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» второй год занимают первые места среди студентов вузов Южного Федерального округа на предметных олимпиадах по специальности и смотре - конкурсе дипломных проектов и работ, проводимые в рамках олимпиады. В 2009 году победителями в конкурсе по специальности стали студентка пятого курса Синюк Е.В. (1 место) и Ковалева А.С. (3 место), лучшими дипломными проектами, среди представленных на конкурс, стали дипломные проекты наших выпускников Доценко О.С. (1 место) и Забелиной Ю.В. (3 место).

Участвуя во Всеукраинской студенческой олимпиаде, которая проводится на базе Киевского национального университета технологии и дизайна, наши студенты специальности «Технология изделий из кожи», как правило, занимают призовые места, что подтверждает высокий уровень их подготовки.

Перспективным способом совершенствования обучения с точки зрения практической направленности является предоставление студентам старших курсов в соответствии с Уставом ЮРГУЭС возможности совмещать на пятом курсе учебу с работой. Пока это единицы, но накопленный опыт подтверждает, что такое совмещение учебы с работой оправдывает себя.

Такое совмещение дает положительные результаты, взаимно обогащая учебный процесс и производство. В результате большинство выпускников выполняют дипломные проекты по заданию предприятий и внедряют их в производство, где продолжают свою трудовую деятельность что помогает будущим специалистам прививать вкус к научным исследованиям, к желанию получать новые знания, необходимые для производства и карьерного роста.

Многие студенты активно занимаются научно-исследовательской работой, что помогает будущим специалистам прививать вкус к научным исследованиям, инновациям, к желанию получать новые знания, необходимые для производства и карьерного роста. Практический выход научных исследований составляет выполнение студентами договорных тем, поисковых исследований по тематике, сформированных предприятиями.

Поскольку мы реализуем функцию производителя специалистов, нам необходимо выполнять и маркетинговую функцию их трудоустройства.

Преподаватели и сотрудники кафедры большое внимание уделяют данному вопросу. Это и профориентационная работа с будущими абитуриентами; и расширение подготовки специалистов по целевому набору; и оказание психологической помощи выпускникам в вопросах трудоустройства; и содействие занятости студентов в каникулярный период и в период прохождения практики с целью дальнейшего их трудоустройства; и учет сведений о студентах, обучающихся по целевому набору и о выпускниках, работающих по специальности; и заключение договоров с предприятием на проведение различных видов практик; и закреплением студентов за предприятием для прохождения практики, начиная со второго курса с целью дальнейшего трудоустройства на данном предприятии; и выполнение курсовых и дипломных проектов по заданию предприятий, и приглашение потенциальных работодателей на защиту курсовых и дипломных проектов, где они могут составить мнение о выпускнике и дать согласие на трудоустройство.

Основанием для трудоустройства выпускников являются заявки с предприятий, двухсторонние договора «Предприятие - Вуз», трехсторонние контракты «Студент - Предприятие - Вуз». Большинство выпускников трудоустраиваются на основании заявок с предприятий. Трудоустройство специалистов по кафедре в 2009 году составило 100%, в том числе по заявкам предприятий - 78 %. Трудоустройство выпускников по специальностям 200503 и 260905 за последние четыре года представлено на рис. 1.

p

Рис. 1 Трудоустройство выпускников по специалньостям:

а - «Технология изделий из кожи»;

б - «Стандартизация и сертификация»

- осуществляют совместные мероприятия по информационному и консультативно-справочному обслуживанию деятельности ЮРГУЭС, связанные с содействием занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников;

- проводят анализ трудоустройства выпускников ЮРГУЭС;

- организуют мероприятия, способствующие трудоустройству выпускников вузов (ярмарки вакансий, презентации специальностей и т.д.);

- осуществляют мероприятия по содействию занятости студентов в свободное от учебы время.

Необходимо отметить, что наблюдается тенденция уменьшения числа выпускников, трудоустроенных по контрактам с предприятиями. Снижение же числа заключенных контрактов говорит о нежелании предприятий в условиях нестабильной экономики, возможного сокращения производства, идти на долгосрочные отношения, брать на себя обязательства по трудоустройству. Предприятия не желают тратить финансовые средства на целевую подготовку специалиста даже по индивидуальному плану обучения, так как прекрасно знают, что выпускники кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» обладают знаниями и компетенциями, необходимыми для практической деятельности. Поэтому более охотно заключаются договора о стратегическом партнерстве, которые определяют более широкий круг взаимодействия сторон по различным сферам деятельности, чем просто трудоустройство выпускников.

Кафедрой заключены договора о стратегическом партнерстве с обувными и кожгалантерейными предприятиями ЮФО, центром Метрологии, стандартизации и сертификации г. Ростова-на-Дону.

Федеральная государственная служба занятости населения по Ростовской области и ЮРГУЭС заключили соглашение о сотрудничестве на 2009 год. В рамках данного соглашения Департамент занятости и ЮРГУЭС:

Несмотря на трудности, которые характерны для всех отраслей легкой промышленности и предприятий сервиса, выпускники кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» и сегодня остаются востребованными.

На ближайшую перспективу (до 2020 г.) потребность в инженерах специальностей 260905 «Технология изделий из кожи» и 200503 «Стандартизация и сертификация» подтверждена письмами предприятий ЮФО и составляет более 1600 человек

На кафедре «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» есть такие выпускники, которыми она гордится.

Примером могут служить:

выпускница 1986 года Г.Ю. Волкова - кандидат технических наук, руководитель Центра проектирования обуви «Ортомода» и «Промышленного агентства моды «Дизайн-обувь»». Галина - эксперт моды, одна из наиболее успешных Российских дизайнеров обуви. Она проводит мастер - классы для молодых дизайнеров обуви, является продюсером конкурса Lineapelle Award Russia. Авторские работы Галины Волковой представлены на выставке в Милане. Галина Волкова является лауреатом многочисленных Международных и Всероссийских дизайнерских конкурсов, она продемонстрировала новый подход к самому понятию «наша обувь», поставив рядом с красотой и высоким стилем такую крайне важную деталь, как комфортность. Центр «Ортомода» стал первым в России использовать в своих разработках нанотехнологии, все это позволило ее руководителю подготовить к защите диссертацию на соискание ученой степени доктора наук;

выпускница 1994 года С.Ю. Кораблина - кандидат технических наук, заместитель директора Федерального государственного учреждения ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (г. Москва);

Жалнина И.Д. - кандидат технических наук, доцент, ученый секретарь Федерального государственного учреждения ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (г. Москва);

выпускница 1987 года Баландюк Н.М. - кандидат технических наук, ведущий модельер совместного российско-китайского предприятия, специализирующиеся по производству женской модельной обуви(г. Москва);

выпускник 1997 года В.О. Андрусенко - коммерческий директор фирмы «Греков» г. Ростов-на-Дону и др. Почти за 40 лет кафедрой «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» подготовлено свыше 3000 специалистов, востребованность в которых сохраняется все эти годы. И таких примеров множество, что подтверждает лишь тот факт - выпускники кафедры были востребованы вчера, востребованы сегодня и, что особенно важно будут востребованы и завтра.