Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

QUALITY OF LIFE OF STUDENTS FROM THE AUTONOMOUS TERRITORIES OF SIBERIA IN THE ENVIRONMENT SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS

Khoch N.S. 1 Kuznetsov P.A. 1
1 Siberian State Medical University
The article presents the results of a comparative analysis of the main indicators of the quality of life of students from the Autonomous territories of Siberia, students residents of Tomsk and nonresident students from nearby to the Tomsk regions. The study used the Questionnaire WHOQOL-100. It is established that the quality of life in the environment of scientific-educational centers students of all study groups was assessed as «good». A satisfactory level of compliance with social and cultural conditions of life scientific-educational centers and the needs of diverse ethnic and territorial groups was identified. Special problems in the quality of life in the areas of «environment» and «spiritual sphere» that are associated with deficits in subscale «physical safety and security», «opportunities for recreation and entertainment» and «the environment around» were found for students from the Autonomous territories of Siberia.
quality of life
Questionnaire WHO QOL – 100
students from the Autonomous territories of Siberia
Для научно-образовательных центров Сибири характерно большое количество иногородних студентов, приехавших как из соседних районов, так из отдаленных территорий Российской федерации, стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Одной из самых многочисленных категорий являются студенты из автономных территорий Сибирского региона.

Для этой категории иногородних студентов российских вузов, наряду с решением проблем профессионально-личностного становления, освоения новых условий образовательной среды высшей школы, весьма остро стоят проблемы преодоления ситуации социокультурной депривации и вхождения в специфику новой среды жизнедеятельности, в том числе - построения комфортного быта, организации условий поддержания и развития здоровья, удовлетворения культурных потребностей и общения.

Анализ исследований последнего десятилетия показывает, что проблематика эффективности профессионально-личностного становления студентов в условиях современного вуза активно разрабатывается. Исследованы психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов [1]; сформулирован акме-ориентированный подход к личностно-профессиональному становлению в условиях вузовского образования [2]; проанализированы проблемы профессионально-личностного становления иностранных студентов в образовательной среде российского вуза [4, 7]; разрабатываются высокотехнологичные подходы к оценке адаптированности студентов к образовательной среде вуза [8] и др. В отдельных исследованиях показано, что адаптация к социокультурным условиям современной образовательной среды крупных научных центров Сибири студентов из автономных территорий Сибири и Дальнего Востока нередко связана с существенным снижением психологических ресурсов жизнестойкости личности, сужением репертуара паттернов просоциального поведения, повышением рисков нарушения физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [3, 6]. Однако проблема соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров потребностям представителей различных этнических общностей остается одной из наименее исследованных. Одним из способов её решения является определение субъективных оценок качества жизни участников образовательного процесса. Наиболее адекватными в этих обстоятельствах представляются подход к  определению категории «качество жизни» и опросник ВОЗ КЖ-100, сформулированные экспертами Всемирной организации здравоохранения.

По определению ВОЗ качество жизни - это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами.  Качество жизни - это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества. Авторами опросника ВОЗ КЖ-100 (WHOQOL-100) качество жизни рассматривается как многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды. Опросник ВОЗ КЖ-100 позволяет оценить индивидуальный или групповой профиль качества жизни, состоящий из показателей шести крупных сфер жизнедеятельности человека. К ним относят физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающую среду и духовную сферу. Кроме того, опросник  дает возможность напрямую измерить восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Выбор именно этих шести сфер основан на литературных данных,  которые демонстрируют их универсальность и достаточно четкое отличие друг от друга [5]. Важно отметить, что используемый в нашем исследовании диагностический инструмент валидизирован в широкомасштабном пилотажном исследовании, проведенном в 15 регионах на разных континентах.  Из составляющих каждую сферу субсфер в итоге оставлены только те, которые были оценены респондентами как достаточно важные для их жизни, не имели противоречивого смысла в различных культурах.

Целью данного исследования являлось определение наличия или отсутствия характерной специфики в субъективных оценках качества жизни студентами из автономных территорий Сибири в среде крупных научно-образовательных центров (на примере научно-образовательного комплекса г. Томска)

Организация исследования

В состав выборки исследования вошли 210 студентов ведущих вузов г. Томска. Из них: 128 студентов из Тувы, Хакасии и Республики Алтай, 43 иногородних студента из Томской, Кемеровской областей и Красноярского края, обучавшихся и проживавших в Томске на момент исследования не более года. Остальные - студенты-томичи, обучающиеся на начальных курсах (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение студентов - участников исследования по группам

 

Студенты - томичи

Иногородние студенты

Студенты из автономных территорий   

2012 год

Группа 1

n = 39

Группа 2

n = 43

Группа 3

n = 33

2013 год

Группа 4

n = 95

Критериями включения в выборки исследования выступали: добровольное информированное согласие обследуемого,  обучение в  одном из ведущих вузов г. Томска и хорошая успеваемость как индикатор, указывающий на направленность участника на процесс обучения. Для сбора данных использовался автоматизированный вариант русской версии опросника ВОЗ КЖ - 100. Данная версия разработана в научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, имеющем статус регионального исследовательского центра ВОЗ.

Опросник ВОЗ КЖ-100 - это многомерный инструмент, позволяющий получить как оценку качества жизни респондента в целом, так и частные оценки по отдельным сферам и субсферам его жизни. Он применим к широкому контингенту, потому что покрывает полный спектр функций, неспособностей и дистрессов, связанных с качеством жизни. При этом позволяет получить не одну оценку, а составить целый профиль качества жизни. Опросник рекомендован для решения широкого круга задач, в т.ч. может использоваться при оценке качества жизни в клинических, психологических, социальных, социологических и т.п. исследованиях [5].

Полученные данные подвергались статистической обработке пакетом программ Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе нашего исследования проводился сравнительный анализ оценок студентами-первокурсниками качества жизнедеятельности в шести крупных сферах. Респонденты оценивали физические функции, психологические функции, социальные отношения, окружающую среду, духовную сферу и уровень независимости. В выборку исследования (группы 2-4, Таблица 1) были включены юноши и девушки, которые до поступления в вузы Томска постоянно проживали за его пределами, а также первокурсники, проживавшие в Томске постоянно (группа 1, Таблица 1). Тестирование проводилось в весеннем семестре, когда участники исследования сдали первую сессию, тем самым подтвердив свою успешность в учебе, а вузы уже реализовали комплексные программы по социальной,  культурной и учебной адаптации студентов-первокурсников.

Значения оценок качества жизни в целом и по отдельным сферам в частности у подавляющего большинства участников исследования попали в интервал 12-20 баллов. Это соответствует категориям оценок «среднее», «хорошее» и «очень хорошее» и свидетельствует об удовлетворительном, как минимум, уровне соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров Томска потребностям представителей разных этнических и территориальных групп.

У большинства студентов, принимавших участие в исследовании, отсутствовали значимые трудности в физическом функционировании и психологической сфере, что обусловило высокие значения показателей «уровень независимости».

Сравнительный анализ оценок по шкалам (сферам) ВОЗ КЖ-100 четырех  исследуемых групп показал, что из шести сфер (физическая, психологическая, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда, духовная) достоверные различия существуют лишь в двух сферах: «окружающая среда» и «духовная сфера».  Студенты - томичи и студенты - жители томской и кемеровской областей достоверно более высоко оценивали качество жизни в этих сферах (Таблица 2).

Таблица 2

Сопоставление оценок качества жизни студентов - участников исследования

Шкалы ВОЗ

КЖ -100

 

Группы исследования

Студенты - томичи

Иногородние студенты

Студенты из автономных территорий,  2012 

Студенты из автономных территорий,  2013 

1

2

                  3

4

Физическая сфера

15,52±0,31

15,67±0,43

14,63±0,33

14,47±0,55

Психологическая сфера

15,99±0,23

15,88±0,45

15,40±0,45

15,72±0,37

Уровень независимости

18,60±0,55

19,46±0,25

19,72±0,35

18,97±0,57

Социальные взаимоотношения

16,83±0,23

16,96±0,55

16,10±0,39

16,36±0,44

Окружающая среда

15,71±0,20*

15,17±0,25*

13,80±0,74

14,05±0,61

Духовная сфера

17,99±0,27*

16,65±0,49

16,36±0,42

16,30±0,54

Качество жизни, общий показатель

16,80±0,55

16,65±0,31

16,10±0,84

16,21±1,18

Примечание: * - статистически значимые различия с группами 3,4 (p≤0.05);                       

Дополнительное исследование, включавшее индивидуальные и групповые  обсуждения с участниками результатов тестирования ВОЗ КЖ - 100  показало, что основными причинами, повлекшими за собой снижение оценок качества жизни студентами из автономных территорий в сфере «окружающая среда» были:

  1. субъективно низкий уровень комфорта жилищных условий (проживание в общежитии, городская среда),
  2. низкие оценки доступности и качества медицинской помощи,
  3. ограничение привычных возможностей проведения свободного времени.

Кроме того, достоверно более низкие оценки качества духовной сферы жизни  оказались связаны с признанием ограниченности возможностей удовлетворения духовных потребностей в новых условиях жизнедеятельности, и с более низкой, чем у студентов других групп, оценкой значимости  личных убеждений для понимания и преодоления трудностей, возникающих в студенческой жизни. Это может быть расценено как признаки  субъективного обесценивания жизненного опыта и, как  показано ранее [6],  сопряжено с нарушением личностных адаптационных ресурсов.

Заключение

Обобщая результаты нашего исследования, можно заключить, что  качество   жизнедеятельности в целом в среде научно-образовательных центров г. Томска большинство студентов всех групп исследования оценивают как «хорошее». Вместе с тем, для студентов из автономных территорий Сибири выявляются присущие только им проблемы качества жизни в сферах «окружающая среда» и «духовная сфера»,  которые связаны, прежде всего, с дефицитом в субсферах «физическая безопасность и защищенность», «возможности для отдыха и развлечений» и «окружающая среда (загрязненность, шум, привлекательность)».

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 13-16-70001 «Проблемы социокультурной, психологической и психофизиологической адаптации студенческой молодежи из автономных территорий Российской Федерации и других стран к образовательной среде г. Томска»

Рецензенты:

Алексеева Л.Ф., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии  факультета поведенческой медицины и менеджмента ФГБОУ «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Томск;

Иванкина Л.И., д.филос.н., профессор кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.