Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DESIGN PRINCIPLES OF LEARNING IN TERMS OF INFORMATION AND ENVIRONMENTAL EDUCATION ENVIRONMENT OF A TECHNICAL COLLEGE

Simonova I.N. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
The relevance of this study was due to the identification of design principles of learning in the new environment of information and environmental education environment (IEOS) technical college: expanding forms, means and pace of studying environmental science; providing access to a wide range of environmental information, through the use of information and communication technologies; possibility of direct communication and exchange of experience at a distance (online at the moment); increase motivation to study environmental science; concentration motivation for self-study; individual learning paths. Adherence to the principles of designing the learning process in terms IEOS will provide the planned educational outcomes - forming a qualified professional in the field of environmental protection.
information and communication technologies
a technical college
information and environmental education environment (IEOS)

В условиях современного развития образования на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями социально-психологической и профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится не только средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества, но и способом достижения, формирования творческих, духовных потребностей личности. Изменение основ образования сопровождается глобальным процессом переориентации результата образования. Достижение высоких образовательных результатов возможно при условии создания плодотворной образовательной среды, каковой является информационно-экологическая образовательная среда (ИЭОС) с ее чертами и принципами.

Целью исследования явилось выявление принципов проектирования обучения в условиях информационно-экологической образовательной среды технического вуза.

Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:

  • теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
  • эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждения

При наличии перечисленных ресурсов и условий, способствующих развитию процессов образовательно-информационного взаимодействия, информационно-экологическая образовательная среда будет являться уникальной педагогической системой, позволяющей сформировать квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды. При этом ИЭОС выступает как средство обучения и воспитания, а также является целостной системой, в которой тесно взаимодействуют социальные, психологические, дидактические, предметные и личностные составляющие [1].

Информационно-экологическая образовательная среда (ИЭОС) для успешного функционирования должна включать комплекс информационно-экологических ресурсов:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • системы современных педагогических технологий;
  • экологические программы;
  • профессиональные преподаватели;
  • студенты, способные и стремящиеся развиваться и усваивать новую информацию, необходимую для их дальнейшей профессиональной деятельности [3].

Процесс обучения в информационно-экологической образовательной среде ориентируется на:

  • расширение средств, форм, темпов изучения экологических дисциплин;
  • обеспечение доступа к разнообразной экологической информации из библиотек всего мира, прослушивание лекций и участие в конференциях с ведущими учеными мира (online), возможность прямого общения и обмен опытом на расстоянии;
  • повышение мотивации к изучению экологических дисциплин за счет наглядности, понимания нужности в современном мире данной дисциплины;
  • концентрация мотивации на самостоятельное обучение;
  • разработку индивидуальной траектории обучения [2].

Нельзя игнорировать принципы проектирования обучения в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. К таковым можно отнести:

  • принцип научности;
  • принцип визуализации;
  • принцип системности;
  • принцип активности;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип кооперации

Только сочетание и взаимозависимость всех принципов позволяет решать важные образовательные вопросы и способствует формированию квалифицированного специалиста, способного конкурировать в условиях современного рынка труда. Нельзя не отметить, что преимуществами данной образовательной среды являются высокий уровень вариативности, гибкости, позволяющей адаптировать среду к индивидуальным запросам студента [4]. И, конечно же, принципы проектирования обучения в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза, которые указаны в таблице.

Принципы проектирования обучения в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза

принципы

описание принципов

 

принцип научности

Тщательный подбор учебного материала, его содержания, средств, методов, необходимых для усвоения. Постижение данного материала с помощью средств ИКТ для эффективного достижения личностных и метапредметных результатов.

 

принцип системности

Процесс познания учебной информации протекает системно, с помощью средств ИКТ выявляются основные структурные элементы системы и, воссоединяясь в единое целое, формируют целостное понимание какой-либо проблемы или объекта.

 

принцип активности

Акцент в учебном процессе на такие виды деятельности, где бы студент чувствовал себя в центре процесса познания, был бы в роли исследователя, поисковика, конструктора и сам находил правильное решение или формулировку методом проб и ошибок, активно используя ИКТ технологии.

 

принцип индивидуального подхода

Создание образовательных условий, в которых, студент является равноправным субъектом учебного процесса с индивидуальной траекторией обучения, учитывающей его индивидуальные особенности и способности.

 

 

принцип визуализации

Предусматривает создание явной картинки изучаемого вопроса, путем использования средств ИКТ, которые позволяют создать красочное представление моделей и связей, а также смоделировать решение изучаемой проблемы, испробовав множество вариантов и видя их решение в виртуальной действительности.

принцип кооперации

Выражается в совместной плодотворной деятельности педагога и студентов по принципу «субъект-субъект», где правовые рамки каждого не ограничиваются иерархической лестницей образовательного учреждения, где студент имеет возможность высказать свое мнение и предложить решение в любом вопросе.

Заостряя внимание на принципе демократичности, хотелось бы отметить, что к числу важнейших принципов, создающих оптимальные и плодотворные образовательные условия, в ИЭОС относится «демократичность», подразумевающая:

  • равноправие студентов и преподавателя;
  • уважение точки зрения студента;
  • личностный характер взаимоотношений;
  • открытый диалог между преподавателем и студентами;
  • свобода выбора.

Только при таких обстоятельствах возможно взаимоуважение студентов и преподавателя, что позволяет в дальнейшем повысить эффективность образовательного процесса в условиях информационно-экологической образовательной среде технического вуза. Чувствуя себя раскрепощено, у студентов появляется потребность в самообучении, саморазвитии, самосознании, самоопределении в образовательном пространстве, получении основного образовательного результата, то есть становление и формирование специалиста в области охраны окружающей среды [6].

В информационно-экологической образовательной среде есть огромный педагогический потенциал, который можно изобразить в виде рисунка.

Педагогический потенциал ИЭОС в техническом вузе

Огромную роль в новой информационно-экологической образовательной среде играют педагогические условия, одно из которых - взаимодействие «субъект - субъект», являющееся двигателем во взаимодействии информационной и экологической среды и способствующее коммуникативной активизации как студента, так и преподавателя.

Второе немаловажное условие - индивидуализация личности студента, которая в свою очередь порождает инициативу у обучающегося, способствует формированию собственной точки зрения, суждения, итогом чего может стать уникальная индивидуальная работа.

Нельзя не отметить такое условие, как создание индивидуальной траектории обучения, чему, несомненно, способствуют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), активно использующиеся в процессе обучения.

И, конечно же, такое условие, как мотивация. Процесс мотивации очень сложен и противоречив, но это обязательный компонент основной образовательной сферы. Это активизация студентов к качественному мыслительному процессу, к продуктивной познавательной деятельности, результатом которой является сформированная личность высококвалифицированного специалиста в области охраны окружающей среды, свободно владеющего информационно-коммуникационными технологиями и профессиональными компетенциями.

В информационно-экологической образовательной среде ИКТ - это не только «двигатель» процесса обучения, но и непосредственное учебное взаимодействие студентов и преподавателя посредством координации, модерации, моделирования учебного процесса [5].

Основополагающую позицию в вопросе определения условий, способствующих реализации дидактического потенциала средствами ИКТ в формировании будущих компетентных специалистов, занимает процесс создания информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС), обеспечивающей эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов.

Современные требования к студентам технического вуза в условиях современного рынка труда инициируют новые виды учебной деятельности, связанные с формированием исследовательских умений, профессиональных навыков проектирования, расчетов, развитием творческих и коммуникативных способностей. Анализ содержания этих видов деятельности показывает, что целый ряд из них не может быть полноценно реализован в образовательном процессе без использования средств ИКТ в условиях типичной образовательной среды. Хотя в системе высшего технического образования России накоплен значительный опыт подготовки инженеров с использованием средств ИКТ в учебном процессе, но все же нельзя сказать, что теория и практика такой подготовки окончательно разработана и оформлена.

Заключение

В современных образовательных условиях все больший интерес вызывает проектирование учебного процесса, основанное на выполнении принципов и условий информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Такого рода проектирование предусматривается и новым Федеральным государственным образовательным стандартом, который ориентирует на достижение основной образовательной цели. Учебный процесс в новой информационно-экологической образовательной среде имеет актуальные особенности, позволяющие студентам технического вуза постигать предметные, метапредметные, личностные образовательные результаты, чему способствуют современные дидактические возможности среды на базе информационно-коммуникационных технологий.

В ИЭОС возможно и перепроектирование, позволяющее, опять же, с помощью основных принципов, пересматривать и перестраивать образовательный процесс с целью достижения основной цели - получения высококвалифицированного специалиста в области охраны окружающей среды.

Рецензенты:

Королева Л.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Варникова О.В., д.п.н., профессор Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза.