Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF SENIOR: THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS

Fedorenko D.A. 1
1 Melitopol State Pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky
Экологизация образования привлекает внимание многих ученых. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема экологической безопасности человека до сих пор не решена, в силу многих проблем, связанных с отсутствием единого подхода к воспитанию человека с высоким уровнем экологической культуры. Проблема воспитания экологической культуры старшеклассников тесно связана с их экологической позицией в выборе будущей профессиональной деятельности, с их мировоззрением и пониманием важности природоохранной деятельности. В статье представлены результаты исследования, разработка педагогических условий с учетом человекомерного принципа, что дает возможность модернизировать процесс воспитания экологической культуры. Автор предлагает экспериментальную методику анкетирования старшеклассников и приводит некоторые ответы на данные вопросы.
Greening education attracts the attention of many scientists. However, despite numerous studies, the problem of human environmental security is still not resolved, because of the many problems associated with the lack of a unified approach to the education of a person with a high level of environmental culture. The problem of ecological culture of senior education is closely linked to their environmental stance in choosing future careers, their world view and understanding of the importance of environmental protection. The article presents the results of research, development and pedagogical conditions of the principle of People-based, allowing the process to upgrade the education of ecological culture. The author offers a survey of senior experimental procedure and results in some of the answers to these questions.
the greening of education
high school students
ecological culture conditions of education
Обеспечение воспитания экологической культуры старшеклассников предполагает реализацию образовательной политики, нацеленной на природосообразное использование ресурсов, обеспечение экологической безопасности. Формирование экологической культуры старшеклассников предполагает обеспечение основ экологических знаний в системе старшей школы, широкую природоохранную работу, проводимую совместно с разными категориями населения. Анализ последних диссертационных работ показывает, что проблема воспитания экологической культуры значима и актуальна. Это такие работы, как «Экологическая культура соционатурэкосистемы» (Е. Ю. Захарова) [2]; «Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин» (Д. Х. Набиуллин) [6]; «Формирование экологической культуры учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы в ходе проектно-исследовательской работы» (Е.Н. Голованова) [1] и др.

Цель исследования

Представить теоретические исследования ученых, основные принципы и подходы, на которые опирается методическая работа в школе относительно проблемы воспитания экологической культуры старшеклассников.

Материал и методы исследования

Работа проводилась с привлечением методов, используемых педагогической наукой и практикой (изучение первоисточников, анализ, синтез, анализ воспитательных программ, изучение деятельности учащихся, беседы, анкетирование и др.). Особенность исследования обусловила необходимость изучения работ ученых, в которых рассматривается проблемы воспитания экологической культуры старшеклассников, а также практическое внедрение констатирующего этапа исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблеме направлений воспитания экологической культуры учащейся молодежи в связи с экологизацией образования посвящены философские, психолого-педагогические исследования. Отметим, что экологизация подразумевает, согласно мнению В. П. Соломина, С. В. Васильева - «проникновение экологических идей в образование». Авторы считают, что тенденция экологизации определяет корректировку целей образования в целом и призвана оказывать влияние на формирование содержания, методов и средств обучения [9, с. 72]. Соглашаясь с мнением ученых, подчеркнем, что экологическое образование в ряде научных публикаций рассматривается и как процесс, и как средство воспитания экологической культуры индивида, тогда как сама экологическая культура в большинстве публикаций представлена как результат экологического образования.

Одной из важнейших особенностей в экологическом образовании считаем выделенные О. Лапицким три тенденции: «Первая тенденция, - указывает ученый, - базируется на формировании экологических представлений через экологическое просвещение населения, через усвоение экологических знаний. Вторая тенденция характеризуется ориентацией на формирование экологических отношений. Третья тенденция на основе компетентностного подхода ориентирует нас на то, чтобы выпускник умел решать экологические проблемы в процессе практической деятельности, принимать решения, учитывать систему экологических рисков» [3, с. 12].

Согласно О. Лукашевичу, уже в 1996-1999 гг. сформировались три направления, которые образовали структуру широкой концепции экологического образования (базовое экологическое образование, обучение в интересах формирования комфортной среды жизнедеятельности и обучение в интересах обеспечения устойчивости) [4, с. 17]. Под термином «базовое экологическое образование» автор понимает обучение тому, как познавать и оценивать живую и неживую среду обитания и роль человека в эволюционном развитии природы. О. Д. Лукашевич считает, что базовое экологическое образование, прежде всего, направлено на достижение целей обучения индивидуума, который желает расширить свои знания в области экологических процессов или сформировать навыки, необходимые, например, для оказания поддержки природоохранной деятельности. Соглашаясь с мнением автора, мы также считаем, что основные задачи базового экологического образования зачастую выполняют природоохранные организации, система школьного образования, информационные природоохранные центры и др. [4, с. 17-18].

В современном ракурсе представляет интерес детализированная терминология, которая сложилась в англоязычных странах. Так, есть термин «Есоlоgicаl еduсаtiоn», содействующий познанию природы, и есть «Еnvirоnmеnаl еduсаtiоn» - энвайроментальное образование, которое ориентировано на решение социально-экологических проблем. Подчеркнем, что исследователи зарубежного опыта школьного воспитания указывают, что в последнее время усиливается тенденция содержательного смещения акцентов с биоэкологии (классической экологии) в область социальной экологии и энвайроменталистики (средологии): «от природы к социальным условиям, культуре (экологической культуре), этике (биоэтике), экономике («естественному капитализму»), политике («зеленым» социально-политическим движениям), праву (экологическому)...» [8, с. 8-9].

Таким образом, экологизация школьного образования, при ее правильной организации, должна, как следствие, привести к воспитанию экологической культуры учащихся старшей школы. Однако есть и другой аспект взаимосвязи экологического образования и экологической культуры. Так, экологическая культура человека может выступать как источник, как средство и как пространство для гармонизации экологического образования. Школьник может иметь высокий уровень знаний в сфере экологии, разумного использования природных ресурсов, но при этом его действия и поступки могут быть неблагоприятными для окружающей среды. Следует подчеркнуть, что такой подход к воспитанию экологической культуры - человекомерный - представлен в школьной методической литературе недостаточно. В этой связи представляет интерес исследования группы украинских ученых, разрабатывающих фундаментальный проект «Человекомерность гармонизации культурно-образовательного пространства будущих педагогов» (№ госрегистрации 0113U000293) [5]. Представленный материал относительно диалога с окружением как возрождения духовно-экзистенциальных смыслов человеческого бытия в мире является методологическим ориентиром в построении нашего исследования. Авторы указывают, что сегодня обострились глобальные проблемы, порожденные научно-техническим прогрессом, разрушением ценностей: «Возникла угроза ядерного уничтожения человечества, углубился экологический кризис, что обусловило необходимость пересмотра существующей системы ценностей техногенной культуры» [5, с. 14]. Для этого, как считают авторы, следует направить развитие науки в гуманистическое русло, сформировать ее новый облик с человекомерными ориентирами и ценностями; пересмотреть понимание идеала свободы, который бы воспринимался не только как независимость человека от внешних факторов, а как установление равноправных отношений с внешним миром; предоставить большую ценность таким понятием, как интеграция, диалог, консенсус, ненасилие, толерантность, бережное отношение к природе и т.д. [5, с. 14-15]. Поддерживая мнение авторов, подчеркнем, что для изменения работы старшей школы в русле воспитания экологической культуры подразумевает разработку педагогических условий, охватывающих три типа отношений: ученик - целостный процесс экологического воспитания; ученик - учитель; ученик - окружающая среда.

Первый тип раскрывается через систему воспитания в духе эко-культурных традиций, на фоне развития эмоциональных чувств к окружающей среде, к природе, ярко проявляется в положениях мотивационного подхода к экологизации деятельности человека (О. В. Прокопенко) [7].

Второй тип касается личностно-ориентированного подхода к каждому ученику, создание таких отношений, которые бы помогали развивать экологическое сознание каждого ученика во всех видах учебно-познавательной деятельности, во внеклассной работе и т.п.

Третий тип разрабатывается через деятельностный подход, что повышает уровень устремлений субъектов, задействованных в процессе экологического воспитания. Данный тип четко определяется через экологическое поведение старшеклассника, как особой системы его действий и поступков по отношению к природе, что и отражает уровень экологической культуры. Одной из важнейших теоретических основ модернизации процесса экологического воспитания является учет национальных экофильных традиций, гуманистического потенциала экологической этики, присущих как украинскому обществу в целом, так и всей системе общеобразовательных учреждений, в частности. Ю. С. Таглина отмечает, что источники этих современных кризисных ситуаций могут быть в далеком прошлом, ведь экологическая ситуация, по ее утверждению, складывалась на протяжении не только последних лет, но и всего существования и развития этносов: «Можно говорить о том, что выживание этносов во многом зависит от того, насколько зрелой является их экологическая культура. Элементы экологической культуры формируются и проявляются в различных сферах жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной, нравственной. Изучение генезиса экологического сознания является важным шагом к пониманию того, каким образом можно гармонизировать отношения между человечеством и преобразований ним средой» [10, с. 3].

Итак, соглашаясь с мнением авторов, считаем, что для гармонизации отношений типа «ученик - окружающая среда» важно сформировать представление старшеклассников о генезисе экологического сознания, что может достигаться в целостном процессе экологического воспитания, в системе отношений «ученик - учитель». На сегодня, согласно Концепции экологического образования Украины, в общеобразовательном учебном заведении третьей степени должно быть обеспечено приобретение старшеклассниками углубленного уровня экологического образования в соответствии со специализацией. Так, ученики старших классов должны осознать взаимозависимость экологии и экономики, знать группы профессий по их влиянию на окружающий мир, особенности влияния на окружающую среду профессии, которую они выбирают. Также старшеклассники должны быть знакомыми с экологическим законодательством соответствующей отрасли хозяйства, хорошо ориентироваться в экологических проблемах, с которыми сталкивается украинское общество.

Приведем основные вопросы, которые легли в основу экспериментальной методики анкетирования старшеклассников и продемонстрируем основные результаты.

Вопрос 1. Всем известно, что человек оказывает влияние на природу. А существует ли такая профессии, целью которых является оказание положительного воздействия на окружающую среду? Если да, то какие? Если нет, то почему?

Вопрос 2. Расскажите о тех законодательных актах, в которых раскрыты экологические проблемы в той профессиональной деятельности, которую вы хотите освоить в вашей дальнейшей жизни.

Вопрос 3. Приведите названия экологических организаций, действующих в вашем городе.

Вопрос 4. Относятся ли природоохранная деятельность к общественно полезной деятельности? Обоснуйте ваше мнение, используя примеры.

Вопрос 5. С какого возраста человек может активно заниматься проблемами природоохранной деятельности?

Вопрос 6. Какие меры усиления охраны природы вы можете предложить в своем городе?

Вопрос 7. С какими экологическими проблемами сталкивается украинское общество?

Вопрос 8. Охарактеризуйте основные качества человека с высоким уровнем экологической культуры.

Приведем некоторые цитаты из анкет старшеклассников, с которыми мы проводили исследования.

Ответы на 1 вопрос: «Я еще не определился, какую я профессию выберу. Мне нравится изучать компьютеры. Но я не думаю, что они плохо влияют на природу» (Д.); «Мне нравится профессия декоратора. Цветы положительно влияют на природу. Я чувствую, что это нужно людям» (Л.); «Это виды работ, связанные с природой, с животными. Но я не хотел бы выбрать профессию ботаника. Я еще не знаю, где я буду работать» (С.).

Ответы на 2 вопрос: «Я знаю, что существует земельный кодекс, а также водный кодекс Украины» (Д.); «Это и Конституция Украины, и закон про охрану окружающей природной среды. Есть еще много законов, но как связываются с профессиональной деятельностью, я не могу сразу сказать» (Л.); «Не знаю, мне это не очень интересно» (П.).

Ответы на 3 вопрос: «У нас много разных организаций. Я знаю про экоцентр» (Г.); «Не могу так сразу сказать. Знаю, что есть, но какие названия, не помню. Наверное, центр экотуризма?» (Р.).

Ответы на 4 вопрос:  «Конечно, относится. Без охраны лесов не будет чистого воздуха» (Д.); «Я считаю, что относится. Но очень мало людей по-настоящему заботится об этом» (Л.).

Ответы на 5 вопрос: «Активно? Наверное, с 6 класса» (М.); «Когда исполнится 20 лет» (Р.); «С детства» (Л.).

Ответы на 6 вопрос: «Чаще убирать, не палить траву» (Д.); «Не загрязнять речку» (Т.); «Убирать в парке, не мусорить в городе, поставить побольше урн» (С.).

Ответы на 7 вопрос: «Уничтожение лесов в Карпатах» (Д.); «Загрязнение рек, свалки, мусор» (С.); «Выхлопы машин в больших городах, мало зеленых насаждений» (Л.) и т.п.

Ответы на 8 вопрос: «Экономность, бережность к ресурсам» (Д.); «Он не должен много тратить света и воды» (Л.); «Не думал об этом» (Р.).

Таким образом, качественный анализ показывает, что не все ученики старших классов на сегодня уверенно знают, какую профессию они выберут после окончания школы, и именно поэтому не вся информация об экологическом состоянии окружающей среды, подаваемой в междисциплинарном сочетании с информацией о предстоящем профессиональный выбор, интересна для того или иного школьника. Также участники констатирующего эксперимента показали недостаточную осведомленность относительно законодательства в сфере охраны природы, но в то же время, что является положительным фактом, практически все учащиеся старших классов единодушны во мнении, что природоохранная деятельность является общественно полезной. На наш взгляд, у большинства учащихся не сформирован положительный образ человека с высоким уровнем экологической культуры, что требует разработки и проведения специальных методик, в основе построения которых - человекомерный принцип.

Выводы

Таким образом, анализ позиций ученых (Е. Голованова, О. Лапицкий, О. Лукашевич, Д. Набиуллин и др.), материалы проведенного экспериментального исследования позволили сделать вывод о необходимости проведения методической работы по повышению уровня экологической культуры старшеклассников. На наш взгляд, методическая система воспитания экологической культуры личности предполагает опору на человекомерный принцип, а также создание определенных условий, охватывающих три типа отношений: ученик - целостный процесс экологического воспитания; ученик - учитель; ученик - окружающая среда.

Рецензенты:

Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;

Волков А.Г., д.филос.н., профессор кафедры философии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.