Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MODEL OF MANAGEMENT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS’ LEARNING AND RESEARCH ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Mokretsova L.A. 1 Chufeneva A.Yu. 2
1 The Shukshin Altai State Academy of Education
2 Municipal Secondary Comprehensive School № 1
В представленной статье описывается построение модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость данного исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к реализации образовательного процесса. Моделирование рассматриваемого процесса осуществляется с учётом положений системно-деятельностного, исследовательского и рефлексивного подходов. Подробно рассмотрены структура и содержание сконструированной модели, которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный, результативно-критериальный. Эффективность овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью, организованной в соответствии с предложенной моделью, выявлена в ходе опытно-экспериментальной работы, результаты которой приводятся в статье.
The paper describes the construction of a model of management for learning and research activities of primary school pupils in the conditions of Federal State Educational Standard to Primary Education. The necessity of this study is due to the modern requirements for the implementation of the educational process. Modeling was carried out taking into account the bases of systematic activity, research and reflexive approaches. The paper discusses in detail the structure and content of the constructed model, which includes interrelated components: aim, theoretical-methodological, substantive-procedural, resulted-criteria. During the experimental work the effectiveness of primary school pupils’ learning and research activities, organized in accordance with the proposed model was proved. The results of this work are also presented in the article.
management modeling
Federal State Standards of General Education
learning and research activities
primary school pupils
learning process

Внедрение в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет новые требования к построению и реализации образовательного процесса. Деятельность педагога должна быть направлена не только на передачу предметных знаний и умений, но и на создание условий для овладения младшими школьниками способами самостоятельного их приобретения [3]. В качестве одного из условий становится организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся, которая направлена на овладение учебно-познавательными приёмами и практическими действиями, необходимыми для решения личностно и социально значимых задач, а также нахождения путей разрешения возникающих учебно-исследовательских вопросов.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников рассматривается с позиции осуществления совместной исследовательской деятельности педагога и обучающихся, в процессе которой выявляется сущность изучаемого явления, объекта или процесса с целью получения нового знания о нём, а также осваиваются сами способы получения необходимой информации. Внедрение учебно-исследовательской деятельности предполагает внесение корректив в построение и организацию образовательного процесса, а также тщательно продуманного управления данной деятельностью со стороны педагога.

Изучение проблемы управления деятельностью обучающихся позволило рассматривать управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников как специально организованный, целенаправленный процесс, в условиях которого посредством интерактивного сотрудничества между обучающимися, педагогом, родителями осуществляется учебно-исследовательская деятельность. Актуальным становится конструирование модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников, направленной на выявление сущности рассматриваемого процесса.

Модель, по мнению Н. М. Борытко [1], В. А. Штофа [4] и др., становится своеобразным инструментом познания, который находится между исследователем и объектом изучения, с помощью которого изучается интересующий его процесс. Она позволяет наглядно отразить происходящие в нём изменения, выявить условия его функционирования.

С целью повышения эффективности управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников была сконструирована модель, представленная на рисунке. В основу конструирования модели управления положена деятельность педагога, которая направлена на проектирование и выстраивание учебно-исследовательской деятельности младших школьников в контексте взаимоотношений между педагогом и обучающимися, обучающимися между собой и родителями. Структура представленной нами модели включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и результативно-критериальный.

С учётом требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы целевой блок модели отражает необходимость повышения эффективности процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью в условиях образовательного процесса.

Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников

Теоретико-методологический блок отражает методологические подходы к осуществлению процесса управления, принципы его эффективного осуществления. В основе построения модели нами были положены концептуальные идеи системно-деятельностного, исследовательского и рефлексивного подходов, представленные в таблице.

Методологические подходы, реализуемые в модели управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Методологический подход

Обоснование использования подхода

Реализация подхода

в модели

Влияние подхода

на результат

Системно-деятельностный

Основополагающий в реализации ФГОС НОО.

Систематическое вовлечение школьников в активную познавательную деятельность

Позволяет эффективно выстроить структуру и содержание учебно-исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе

Смещение акцента с процесса пассивного накопления определённой суммы знаний на овладение ими в результате собственного поиска.

Исследовательский

Целенаправленное освоение новых знаний в единстве со способами их получения

Создание единого учебно-исследовательского пространства для свободного выбора путей и способов осуществления данной деятельности

Обучающиеся выступают активными участниками процесса познания.

Становление исследовательской позиции

Рефлексивный [4]

Побуждение к проявлению собственной активности и самостоятельности в процессе выполнения деятельности

Реализация межсубъектного диалогического взаимодействия между субъектами на основе интерактивного сотрудничества

Смещение субъектной позиции младших школьников от «исполнителя» к «соорганизатору» и «организатору» учебно-исследовательской деятельности

На основе теоретико-методологических подходов были выбраны и обоснованы принципы управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников: деятельности, освоения знаний в единстве со способами их получения, конструктивности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, создания свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности каждого участника образовательного процесса, которые в своей совокупности определяют общее направление деятельности педагога.

В содержательно-процессуальном блоке отражается содержание и особенности осуществления управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников, выявляются и обосновываются организационно-педагогические условия, влияющие на эффективность функционирования и развития процесса управления, результатом которого становится овладение обучающимися рассматриваемой деятельностью. В качестве условий выступают: инициирование младших школьников к процессу познания на основе сохранения и развития исследовательского отношения к миру и самому себе, становления исследовательской позиции; создание единого учебно-исследовательского пространства (урочная деятельность, домашняя работа, внеурочная деятельность, исследовательская лаборатория «ГлобалЛаб») для свободного выбора младшими школьниками путей и способов осуществления учебно-исследовательской деятельности; организация интерактивного сотрудничества посредством совместного погружения субъектов образовательного процесса (младших школьников, педагога, родителей) в проблемное поле решаемых учебно-исследовательских задач.

Процесс управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в рамках урока подразумевает взаимодействие между управляющей (педагог) и управляемой (учебно-исследовательская деятельность младших школьников) системами. В связи с этим выделены структурные компоненты каждой системы (целевой, структурно-содержательный, операционально-технологический), отражающие особенности взаимодействия субъектов с целью овладения обучающимися учебно-исследовательской деятельностью.

Целевой компонент управляющей системы прогнозирует эффективность овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью посредством выявления и создания организационно-педагогических условий управления данной деятельностью.

Содержание структурно-содержательного компонента управляющей системы отражает взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также совокупность последовательных действий педагога, с помощью которых осуществляется воздействие на объект (субъект) управления. Образовательный процесс выстраивается на основе субъект-субъектных отношений, где все его участники выступают активными субъектами организации учебно-исследовательской деятельности, направленной на получение определённого учебно-исследовательского результата. В процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися осуществляется поэтапное смещение субъектной позиции младших школьников от «исполнителя» к «соорганизатору» и «организатору» данной деятельности.

В рамках данного исследования выделены управленческие функции педагога, оказывающие влияние на целостность организуемого образовательного процесса и способствующие достижению поставленной цели: информационно-аналитическая (выявление уровня овладения обучающими учебно-исследовательской деятельностью), мотивационно-целевая (вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, совместное целеполагание), планово-прогностическая (планирование путей и способов достижения цели, продумывание совместных учебно-исследовательских действий), организационно-исполнительская (непосредственное осуществление учебно-исследовательской деятельности, консультирование обучающихся), контрольно-диагностическая (оценивание конечного результата, соотнесение его с поставленной целью), регулятивно-коррекционная (коррекция действий обучающихся в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности).

Повышению эффективности процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью способствовала реализация методов рефлексивного управления (вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, делегирование полномочий в осуществлении данной деятельности, расширение самостоятельности и ответственности и т.д.) и педагогического управления (сообщение необходимой информации, формирование представлений об учебно-исследовательской деятельности, побуждение к постановке цели, выдвижению гипотезы, планированию исследования, моральное поощрение, регулирование межличностных и межгрупповых отношений), а также механизмы управления: мотивационные механизмы управления (побуждение обучающихся к осуществлению учебно-исследовательской деятельности за счёт воздействия на их интересы, удовлетворение от хорошо выполненной интересной работы, занятие любимым делом); механизмы рефлексивной деятельности ученика (развитие способности осознавать и управлять собственной учебно-исследовательской деятельностью, самоорганизация и саморегуляция); механизмы стимулирования за индивидуальные и коллективные учебно-исследовательские результаты (поощрение, разъяснение индивидуальной и общественной значимости учебно-исследовательской деятельности).

Операционально-технологический компонент управляющей системы отражает последовательность технологических этапов: диагностический (выявление уровня овладения обучающими учебно-исследовательской деятельностью), проектно-целевой (построение образовательного процесса с учётом возможностей и интересов обучающихся), процессуальный (внедрение данного вида деятельности в образовательный процесс), исполнительно-коррекционный (регулирование деятельности обучающихся, консультирование), оценочно-результативный (анализ результатов организуемой деятельности, выявление уровня овладения ею обучающими).

Проанализируем содержание деятельности управляемой системы с учётом выделенных структурных компонентов.

Целевой блок управляемой системы направлен на овладение младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью на основе мотивационно-рефлексивного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов.

Структурно-содержательный блок управляемой системы отражает особенности и содержание включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. Важным аспектом в организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников становится: учёт познавательного интереса; сформированность у обучающихся учебно-исследовательских знаний и умений, как универсальных учебных действий; осуществление специальных занятий, направленных на овладение младшими школьниками новых видов деятельности. В связи с этим целесообразно интегрировать содержание урочной деятельности, домашней работы, внеурочной деятельности, а также международной школьной лаборатории «ГлобалЛаб».

Содержание организационно-деятельностного компонента управляемой системы представляет собой практическую реализацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе. Организуя рассматриваемую деятельность в условиях урочной деятельности, домашней работы и внеурочной деятельности, педагог выстраивает с учётом их специфики соответствующее содержание предстоящей деятельности.

Результативно-критериальный блок разработанной нами модели отражает результат управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников на основании выделенных критериев (мотивационно-рефлексивный, когнитивный, операционно-деятельностный) и соответствующих им показателей (потребность в учебно-исследовательской деятельности, выраженность исследовательской позиции, выраженность учебно-познавательного интереса, устойчивость и интенсивность познавательной активности, сформированность учебно-исследовательских умений). В качестве результата выступает положительная динамика уровня овладения обучающимися учебно-исследовательской деятельностью на основании сформированности мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

В зависимости от проявления каждого из критериев были выделены три уровня: исходный, допустимый и оптимальный. Охарактеризуем содержание каждого уровня.

Младшие школьники исходного уровня не проявляют интереса к решению учебно-исследовательских задач, как правило, у них отсутствуют теоретические знания и практические умения, необходимые для осуществления данной деятельности, учебно-исследовательская деятельность осуществляется совместно с педагогом.

К допустимому уровню относятся младшие школьники, у которых преобладает незначительный интерес к решению не сложных учебно-исследовательских задач, частично сформированы первоначальные знания и умения организации учебно-исследовательской деятельности, однако отсутствует целостность в их применении, наблюдается проявление самостоятельности в осуществлении некоторых этапов деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников оптимального уровня характеризуется постоянной заинтересованностью их к решению задач исследовательского характера, владением определёнными знаниями и умениями, необходимыми для её осуществления, самостоятельностью в процессе её осуществления.

Эффективность процесса овладения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью, организованной в соответствии с конструированной моделью, определялась в ходе опытно-экспериментальной работы.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление имеющегося уровня владения младшими школьниками учебно-исследовательской деятельностью. Обследование обучающихся осуществлялось на основании выделенных критериев с помощью специально сформированного диагностического инструментария. В результате обследования младших школьников выявлено преобладание исходного уровня сформированности учебно-исследовательской деятельности.

На формирующем этапе эксперимента на основе разработанной технологии осуществлялось поэтапное вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. В ходе реализации эксперимента обучающимися были выполнены следующие учебно-исследовательские работы: «Образ царевны в сказках А.С. Пушкина», «Фонтан “Пожиратель детей”», «Странствующий лист», «Сказка “Теремок” в современное время», «Из какой древесины сделан Буратино», «История сквозь призму почтовых марок» и др.

В результате целенаправленной работы в данном направлении на контрольном этапе эксперимента было выявлено значительное различие в результатах, полученных в экспериментальной и контрольной группах по каждому критерию. Статистически значимое повышение изучаемых показателей в экспериментальной группе доказывает эффективность выделенных нами организационно-педагогических условий, содействующих реализации технологии управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.

Таким образом, сконструированная модель позволяет наглядно представить сложный процесс управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников, более детально и глубоко изучить основные направления, этапы вовлечения младших школьников в рассматриваемую деятельность, выстроить взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса.

Рецензенты:

Каракозов С.Д., д.п.н., профессор, первый проректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Попова О.В., д.п.н., профессор, директор, Бийский филиал негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия», г. Бийск.