Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

«DAY RUSK», «WEEK IN FRONT» - OF THE SOVIET CAMPAIGN AGAINST HUNGER DURING THE CIVIL WAR (ON MATERIALS OF THE RT)

Bureeva E.V. 1
1 Kazan state University of architecture and construction
The article examines the processes and phenomena associated with the policy of the Bolsheviks aimed at fighting hunger in the period of civil war in Kazan province. Examines the forms and methods of work of the Soviet party and state authorities in the city and the countryside. Revealed the reaction to the event of various strata of the rural population of Kazan province - men and women, youth and the elderly. Analyzes processes, held at the stages of preparation and holding of the Soviet thematic campaigns, such as "the Day of Rusk", "Week of Front and others, highlighting their regional characteristics. There is a clear transition from the force of the impact to the agitation and propaganda work. An important conclusion is that the campaign has started to be used by the Bolsheviks in the most difficult times of the civil war to resolve in the first place food problems. In future they will become an integral part of Soviet policy in various areas.
food policy
the Civil War
months
weeks
ten days
Целью исследования является изучение мероприятий, проводимых большевиками в Казанской губернии с целью решения одной из главных задач периода гражданской войны - обеспечение продуктами питания солдат Красной Армии и рабочих крупных городов. В его основу были положены документы Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ).

Использовались общенаучные методы исследования: системный и историко-сравнительный. Результаты исследования позволили выявить как общероссийские тенденции, так и местную провинциальную специфику первых советских агитационно-пропагандистских мероприятий по борьбе с голодом в период гражданской войны.

Гражданская война в России - одна из трагических страниц российской истории - не однократно становилась предметом исследования специалистов разных областей наук. В ряде случаев исследователи выделяли силовые, репрессивные методы большевиков в осуществлении экономической, социальной и продовольственной политики, проводимой в период гражданской войны. Однако в исследуемый период происходила апробация новых механизмов реализации советской политики, закладывались основы советской системы. Одним из таких механизмов стали агитационно-пропагандистские мероприятия («дни», «недели»), которые начали активно использоваться большевиками и впоследствии стали неотъемлемой частью советской политики.

С первых дней гражданской войны становилось очевидно, что от обеспечения населения и солдат Красной Армии продуктами питания напрямую зависело будущее советской власти, так как во многих городах начинался голод. Постепенно продовольственная ситуация продолжала ухудшаться. Практика прямого продуктообмена между городом и деревней не оправдала себя. Большевики, пытаясь решить продовольственную проблему, перешли к насильственному изъятию хлеба посредством комбедов. Однако эта кампания провалилась, так как встретила вооруженное сопротивление крестьян.

На протяжении всего 1918 года происходит поиск большевиками действенных механизмов по изъятию хлеба и других продуктов питания. Силовые методы вызывали недовольство и сопротивление населения деревни. В начале 1919 года обстановка на фронтах гражданской войны становилась критической. Белые армии под командованием А. Колчака и А. Деникина в начале 1919 года контролировали большие территории хлебных районов страны. Что необратимо привело к большим трудностям в снабжении продовольствием Красной Армии и населения крупных городов.

Для разрешения продовольственной проблемы 11 января 1919 года Декретом СНК на всей территории России была введена продразверстка. Реально же продразверстка осуществлялась поначалу только в центральных губерниях контролируемых большевиками. Сбор продуктов осуществляли органы Наркомпрода при активной поддержке местных Советов. Вначале продразверстка распространялась на хлеб и зернофураж, в заготовительную кампанию 1919-1920 года она охватила также картофель и мясо, а к концу 1920 года почти все сельхозпродукты. Продразверстка, как система мер, была знакома крестьянам, так как уже использовалась царским правительством в период Первой мировой войны в 1916 году. Волна крестьянского негодования, поднявшаяся зимой 1919 года, была вызвана не столько продразверсткой, сколько опасением возвращения в деревню карательных мер, продотрядов и комбедов

Волну недовольства среди крестьян Казанской губернии вызвало постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 года «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию». В крестьянской среде Казанской губернии становится популярным лозунг «Да здравствует советская власть, но долой коммунию». Крестьяне боялись записываться в волостные коммунистические ячейки, потому что в массе своей не понимали слова «коммуна»[4] В переписке местных партийных организаций с центральными органами, волостные комитеты РКП(б) регулярно просили прислать грамотных агитаторов, не столько для агитационной работы, сколько для ликвидации неграмотности. Сводки по Козмодемьянскому, Лаишевскому и Свияжскому уездам Казанской губернии весной 1919 года рисуют картину того, как обстояли дела в хлебных районах страны, какие настроения господствовали среди крестьян. В беседах с агитаторами крестьяне часто говорили, что «для нас все равно, кто бы ни был правителем земли русской, лишь бы всего было вдоволь». Крестьяне в массе своей даже на территориях, контролируемых белыми, в 1919 году склонялись в пользу большевиков, так как боялись «потерять завоеванную свободу», под которой они понимали землю»[3, С.56]. Советские мероприятия по борьбе с голодом не разрушали уверенность крестьян в том, что земля останется крестьянам.

Количество и тематика мероприятий в Казанской губернии напрямую зависели от ситуации, складывающейся на фронтах гражданской войны. Весной 1919 г. А. Колчак прорвал центр обороны Восточного фронта и начал продвижение в сторону Казани. Уже к середине марта 1919 г. территория Казанской губернии вновь стала ареной ожесточенных боевых действий. Черноземные хлебные районы оказались в опасности. Летом 1919 года Казанская губерния полностью была освобождена от войск Колчака и вся тяжесть по хлебозаготовкам для Красной Армии легла на плечи ее жителей.

К концу 1918 года советская продовольственная диктатура показала свою несостоятельность и жители столиц начали сильно голодать. В марте 1919 г. VIII съезд партии взял за основу, предложенную В.И. Лениным «смычку с середняком» [1, С.43], большее значение стала приобретать агитационная работа в деревне, для которой не хватало профессиональных кадров. Уездные партийные ячейки все чаще стали обращаться в центральные партийные органы с просьбой прислать больше агитаторов в районы.

Основной задачей советских кампаний периода гражданской войны была борьба с голодом. «День сухаря» как массовая кампания по сбору хлеба прошел по всей стране летом 1919 года. Однако подготовка к нему началась еще весной. В марте отдел печати Таткнигоиздата Казанской губернии заказал большое количество бумаги- «четырехлистки» для печати плакатов ко «Дню сухаря». В течение 20 - 26 июля 1919 года все уездные и волостные комитеты партии в Казанской губернии получили телеграммы от Наркомпрода, в которых предписывалось провести однодневный сбор «пожертвований хлебом для голодающих рабочих и их детей Красного Питера и Москвы»[5, Л.29].

Для эффективности агитации в «День сухаря» в Казанской губернии предлагалось привлекать учителей и «школьную детвору», которая одним своим видом будет «способствовать сборам». В эти дни предписывалось вести самую усиленную агитацию, для наибольшей «выкачке хлебного излишка». В циркулярах отмечалось, что в первую очередь нужно «призвать матерей и отцов, которые должны внять предрасположение голодного состояния детей, ибо таковые совершенно безвинны в каких бы то не было поступках взрослого человека». В отчетных документах нашел отражение тот факт, что действительно первыми откликались и больше сдавали хлеба женщины.

Эта кампания планировалась как однодневная, но так как для каждой волости была выделена своя дата, то в общей сложности «День сухаря» в Казанской губернии продолжался неделю - с 10 по 17 августа 1919 года. Все члены комиссии по сбору хлеба в Казанской губернии получили подробные инструкции. В губернии была организована группа в составе 26 человек из «партийных и сочувствующих». В каждом уезде были сформированы группы из представителей каждой волости.

Угроза голода была настолько серьезной, что Казанская губерния должна была в ходе «Дня сухаря» собрать два млн. пудов хлеба. В самом тяжелом положении оказались рабочие Москвы и Петрограда, которые не получали хлеб более десяти дней, закрылись общественные, детские и рабочие столовые. Доля нормированного хлебного снабжения колебалась для столичных рабочих от 34,5% в марте 1919 года до 22,6% в июле 1919 года [2]. Во всех правительственных телеграммах в местные партийные организации особо отмечалось, что «продовольственный фронт гораздо опаснее всякого другого», поэтому для победоносного завершения гражданской войны крайне важно накормить голодающих жителей городов и солдат. Действительно исход гражданской воны во многом зависел от решения в первую очередь продовольственного вопроса.

В сводках за август 1919 г. по Лаишевскому и Свияжскому уездам можно заметить, что «День сухаря» в целом прошел хорошо. Крестьяне отнеслись сочувственно и «охотно жаловали хлеб для голодающих детей». Однако в некоторых районах крестьяне выражали недоверие и сомнение - дойдет ли хлеб по назначению и просили назначить провожатых до места сбора, которые по возвращении отчитывались. Всего по Казанской губернии собрали порядка миллиона пудов хлеба [5, Л. 9].

В некоторых уездах сборы были довольно скромные, хотя крестьяне говорили, что хлеб у людей был. Жители Козмодемьянского уезда рассказывали, что хлеб ночью из уезда вывозят по Волге на лодках и продают на «черном» рынке по 400 рублей за пуд. Угроза голода привела в 1919 году к ослаблению репрессивных мер советских органов власти по отношению к мешочникам, которых престали воспринимать как главных врагов. Однако, доля продуктов, поставляемых из Казанской губернии, на нелегальные рынки в 1919 году значительно сократилась по сравнению с 1918 годом.[2]

Все кампании сопровождались большой агитационной работой среди крестьян. В большинстве циркуляров отмечалась, что необходимо чаще беседовать с крестьянами. Как правило, до начала мероприятия уездные комитеты получали готовые «Циклы лекций и бесед с крестьянами». Можно отметить следующие темы - «Кто такие коммунисты и чего они добиваются», «Что какое советская власть и как она строится», «Земельная политика Советской власти», «Продовольственная политика Советской власти», «Что такое трудовой фронт», «Что советская власть дает крестьянам»; «Почему советская власть выступает за совхозы, артели, коммуны и коллективные хозяйства»; «Зачем нужна хлебная монополия и будет ли объявлена свободная торговля хлебом»; «Как крестьяне могут помочь Красной Армии»; «Зачем был издан декрет об обязательном обучении грамоте»; «Как и откуда на земле пошли войны» [6, Л.10]. Простым и доступным языком агитаторы раскрывали, волнующие крестьян вопросы, чем способствовали формированию положительного отношения к советской власти. Вызывали сочувствие, понимание, а затем поддержку.

Отчеты волостных комитетов Казанской губернии наглядно свидетельствуют, что молодежь активно участвовала во всех мероприятиях. «Старики» же всегда держались в стороне, внимательнее прислушивались к разговорам и задавали больше вопросов[6, Л.11]. Важным стало привлечение в партийные органы молодежь, которая станет послушным инструментом в проведении советской политики среди односельчан. С этой целью в Казанской губернии 21-23 сентября 1919 года прошел «День красной молодежи». Это мероприятие было направлено на создание в Казани Союза Коммунистической молодежи с отделениями в каждой волости. В инструкциях рекомендовалось собрать всех молодых людей от 14 до 21 года и объяснить цель и значение молодежных объединений. В обязательном порядке к инструкции прилагались тезисы доклада, который «желательно сделать»[5, Л.10].

С целью сбора хлеба на нужды Красной Армии мероприятия начали проводиться среди жителей городов. С 24 по 30 января 1920 года в Казанской губернии прошла «Недели фронта». Для успешного проведения «Недели фронта» Казань была разделена условно на 8 районов. В каждом районе вывесили программу мероприятий. Каждый день проходили выступления народных театров, спектакли-митинги любительских театральных трупп сел Челны, Котловка, Подмонастырка Трехсвятской волости, концерты-митинги пролетклуба и др. Мероприятия проходили в течение всего дня на улице, в здании 1-ой Советской школы (бывшее Реальное училище), 2-ой Советской школы (бывшая мужская гимназия), Красноармейского дворца[7]. В агитационную и общественную работу вовлекалось все больше женщин, каждый день в городе проходили женские митинги.

Размах работы демонстрируют газеты-листовки, напечатанные к «Неделе Фронта». Так в газете г. Тетюши от 28 января 1920 года в статье «Все на помощь фронту» перечисляются виды помощи, ожидаемой от населения - «книга, брошюра, чистая рубашка, осьмушка махорки, деньги - вот чем нужно дать помощь» [8]. В ходе кампании была проведена очередная регистрация мужчин призывного возраста от 18 до 40 лет. Агитаторам предписывалось объяснять населению, что это проводится только для уточнения сведений о количестве мужчин в губернии. Главным было дать понять, «что всякий, кто не являлся на прежнюю перерегистрацию, не будет преследоваться и наказываться, но если не явится на эту, то будет считаться злостным дезертиром» [6, Л.21]. В инструкциях и циркулярах отмечалось, что в беседах надо воздерживаться от прямых угроз и насилия.

В период гражданской войны различного рода кампании, инициированные большевиками, стали одним из способов решения острых продовольственных проблем. Мероприятия, посвященные решению одного конкретного вопроса, назывались, как правило «День», хотя он мог длиться неделю. Каждое мероприятие тщательно разрабатывалась, губернские и уездные исполкомы и местные ячейки РКП(б) получали подробные инструкции из Москвы: сроки, рекомендации, тексты. С 1919 года в Казанской губернии основное внимание стало уделяться не прямой угрозе и насильственным методам, а грамотно построенной агитационной работе, которая во многом способствовала перемене настроений в среде крестьянства и жителей городов, что в свою очередь также способствовало укреплению большевиков у власти.

Рецензенты:

Никонова С.И., д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань;

Гайденко П.И., д.и.н., доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань.