Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

APPLICATION ANTHROPOLOGICAL APPROACH IN MODERN DOMESTIC PEDAGOGICAL THEORY AND INNOVATION EDUCATIONAL PRACTICE

Firsova A.E. 1
1 Volgograd State Social-Pedagogical University
The aim of the article is to highlight the issue of the application of the anthropological approach to modern-term pedagogical theory and innovative educational practices. We have identified a range of problems facing today´s education, in which decision anthropological approach is the most effective. Thus, it performs the following functions: epistemological, predictive and normative Praxeological. In the structure of the anthropological approach identified two areas of its application: a conceptual and theoretical and procedural-activity. Analysis of the scientific and educational research and effective educational experience possible to identify indicators of the use of the anthropological approach, which include: the recognition of man as the highest value, turning to the integrity of the human phenomenon, focusing on the human capacity for reflection. The article highlights and the regularities and principles of application antropological approach to conceptual theoretical field - these are the principles of integrity, reflexivity and integrity; in procedural-activity – the principles of continuity, humanitarian and socio-cultural conformity (congruity).
the application of the anthropological approach
the indicators
the field interpretation of the anthropological approach
the function of the anthropological approach
an anthropological approach

Сегодня гуманитарное развитие современного российского общества ставит перед отечественной системой образования новые задачи, решение которых в рамках существующей методологии оказывается неэффективным. Педагоги-исследователи и практики образования в последние годы все чаще обращаются к идеям антропологизации образования, и образование на современном этапе в рамках становления гуманитарной парадигмы не только не отвергает антропологический фундамент, но все более его актуализирует. Все это требует определить класс задач современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практики, в которых наиболее продуктивно применение антропологического подхода. Применение нами понимается как процесс действия или осуществления в деле, на практике, поэтому целью данной статьи является отражение теоретических основ применения антропологического подхода в педагогической теории и инновационной образовательной практике.

В связи с новыми задачами современного образования, по мнению В.В. Серикова [3, с.6-7], познание становится самопознанием человека, что и составляет суть гуманитарной парадигмы. Человеку нужен Человек. Образование, ориентированное на развитие человека в единстве трех его характеристик (личность, индивидуальность, субъект), оказывается на данном этапе развития цивилизации и культуры наиболее востребованным.  Образование пока еще не осуществляет все это на практике, поэтому особую актуальность приобретает антропологический подход, отражающий целостную систему идей, ориентированную на Человека как ключевую категорию данного подхода. Так, нами было выявлено [4], что в решении этого класса задач антропологический подход выполняет следующие функции:

  • гносеологическую - эта функция обеспечивает познание сущности феномена антропологического подхода для возможности перевода концептуальных положений в практику образования, нацеливая на добывание нового знания на основе имеющихся фактов и «пробелов» в научном знании; антропологический подход здесь вычерпывает информацию о человеке для возможности построения антропологически ориентированных технологий обучения (путем соблюдения принципов его применения);
  • прогностическую- антропологический подход выступает как знание о теоретической и практической деятельности, как прогноз этой деятельности, приводящей к оптимальным и наиболее продуктивным результатам; предвидеть, чтобы действовать;
  • нормативно-праксеологическую - она обеспечивает достижение поставленных образовательных/воспитательных задач посредством применения принципов антропологического подхода.

Реализация этих функций (обеспечение принципами) делает антропологический подход прикладным, т.е. обеспечивает педагогическую науку и практику образования инструментарием работы. Применение антропологического подхода обусловлено двумя областями его интерпретации:

  • концептуально-теоретической - содержит основные теоретические положения подхода, а также методологический инструментарий научно-педагоги­че­ского исследования;
  • процессуально-деятельностной - эмпирический поиск педагогов, а также «адаптация» идей и концепций в качестве методологического (праксеологического) регулятива практики образования.

Ранее нами было выявлено [5], что ориентирами, которые помогут определить сознательное обращение к антропологическому подходу, могут стать индикаторы антропологического подхода, к которым мы отнесли следующие:

  • признание Человека как наивысшей ценности, обращенность интересам и правам человека, признание уникальности каждого человека во взаимосвязи с окружающим миром;
  • обращенность к целостности феномена человека, к его внутреннему миру (осознание своего внутреннего существования); требование учета индивидуальности человека; признание факта становления человека Человеком в процессе образования и воспитания, т.е. «развитие через преодоление»; признание субъектной позиции Человека;
  • акцентирование внимания на способности Человека к рефлексии как механизму саморазвития, к способности занимать позицию Другого, к непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию.

Индикаторы показывают целесообразность применения антропологического подхода, который станет продуктивным в решении соответствующих задач при следовании принципам деятельности, основанным на закономерностях проявления его функций в соответствующей области его применения (в научно-педагоги­че­ском исследовании и инновационной образовательной практике).

Продуктивность применения антропологического подхода в концептуально-теоретической области (в научно-педагогическом исследовании) обеспечивается следующими принципами его применения, обусловленными выделенными в нашем исследовании закономерностями.

Принцип интегративности основан на том, что человека изучает множество наук и, как отмечено выше, существует множество антропологий (Е.Г. Пономарев). Так, если исследователь стремится изучать феномен наук о человеке разносторонне, то возникает необходимость исследования сближения и связи наук о нем, наряду с их дифференциацией. В гуманитарной парадигме образования Человек  - центральная категория, исследуются вопросы его взаимоотношения с миром, его связи и отношения с окружением. Используя антропологический подход в педагогическом исследовании, исследователь обращается к совокупному знанию о человеке, тем самым реализуя принцип интегративности. Здесь подход реализует гносеологическую функцию как познание целого.

Принцип рефлексивности основан на том, что это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных знаний и поступков (Н.М. Борытко, А.А. Бизяева). Если исследование обращено к осознанию человеком собственных действий и поступков, оцениванию и сравниванию результатов, сопоставлению их с другими выводами, а также способности познавать самого себя, то оно приводит к выявлению закономерностей постоянного саморазвития человека. Для исследователя рефлексия выступает в качестве способа профессиональной деятельности, позволяющего найти путь саморазвития, корректировать свое поведение, деятельность, отношения в процессе не только исследования, но и педагогического взаимодействия (Н.М. Борытко) [2]. Рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление себя и своей поисковой деятельности в целом как способа осуществления своего целостного Я. Так реализуется прогностическая функция в понимании человеком всего происходящего и стремлении к улучшению себя и собственной деятельности.

Принцип целостности требует обращение к человеку как единству физического и психического, телесного и духовного, общественного и индивидуального (А.Н. Орлов, В.А. Игнатова, Б.А. Намаканов, М.М. Расулов). Если исследователь приходит к необходимости в исследовании человека не фрагментарно «по частям», то необходимо обращение к целостному человеку. При этом мы обнаруживаем реализацию нормативно-праксеологической функции для познания феномена целостности Человека.

В образовательной практике продуктивное применение антропологического подхода обеспечивается в процессуально-деятельностной области при соблюдении следующих принципов и учете закономерностей.

Принцип непрерывности образования для человека определяется как ведущий принцип развития образования и ценность каждого индивида, предусматривающий воспитание человека, который в постоянно меняющихся условиях сможет активно жить и действовать, внося максимальный вклад и в саморазвитие, и в самореализацию, и в развитие общества, его прогрессивное обновление (Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Н. Турченко, В.И. Астахова). Он также означает требование обеспечить человеку образование на протяжении всей жизни и стимулировать потребность в знаниях и постоянном их обновлении. Если педагог в своей профессиональной деятельности осознает потребность в саморазвитии, как для себя, так и для ученика, то он приходит к пониманию необходимости обеспечить образование человеку на протяжении всей жизни. Здесь реализуется гносеологическая функция антропологического подхода, т.к. невозможно обеспечить потребность в непрерывном образовании без стремления к знанию, то есть развитие знаний человека осуществляется на основе познания.

Принцип гуманитарности, в основе которого лежит обращенность к человеку, его способностям и интересам; гуманитарность как проблема всестороннего и гармоничного развития человека. Если педагог создает возможность активному и заинтересованному участию обучаемого/воспитанника в педагогическом процессе, обеспечивая его целостный характер, то возникает потребность обращенности к проблеме человека и развитию целостного человека. В содержание данного принципа включаются вопросы субъектности, предполагающей человека как активного субъекта деятельности от осознания мотивов и цели деятельности до получения результата и возможности ее рефлексии; диалогичности взаимодействия и педагогической поддержки (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев) [1, с.107]. Здесь реализуется рефлексивная функция, т.к. без рефлексии невозможен критический анализ собственных действий, а также обращение к самопознанию.

Принцип социокультурного соответствия (сообразности) выражается двумя исторически сложившимися принципами природо- и культуросообразности (В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова, Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Т.Б. Алексеева). Если действия учителя построены на понимании формирования человека в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, то это приводит к необходимости строить обучение и воспитание, сообразуясь с природой и культурой, в которой растет обучаемый/воспитанник. То есть задача учителя состоит в выявлении уже заложенных в ребенке потенциальных возможностей, в обязательном учете не только половозрастных особенностей учащихся, но и условий, в которых находится человек, культуры данного конкретного общества, в которых работает педагог. В данном принципе реализуется нормативно-праксеологическая функция антропологического подхода, так как принцип социокультурного соответствия педагоги используют в качестве непосредственного (нередко даже - не осознаваемого) регулятора своей практической профессионально-педагогической деятельности, то есть в процессе воспитания/обучения.

Такое сочетание принципов обеспечивает благоприятную среду развития каждого учащегося, поскольку они выражают требование строить образование, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, а также с законами окружающей ребенка природной и социальной среды. Анализ опыта учителей показал, что принципы антропологического подхода (в той или иной степени осознанно) широко используются в их практической деятельности. Так, при описании собственного опыта учителя указывают на принцип субъектности, педагогической поддержки, принцип рефлексии как собственных действий ученика, так и деятельности самого педагога, принцип признания ученика как наивысшей ценности, принцип диалогичности, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ученика,  способствующий сотрудничеству, инициативности, творческому началу, помощи ученику самостоятельно учиться, что способствует саморазвитию, самообразованию, активизации познавательной деятельности и др. принципы по отдельности. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что эти принципы популярны в применении учителями и признаются значимыми. Наблюдается улучшение результатов обучения при постановке антропологически ориентированных целей и при применении принципов антропологического подхода: это и повышение мотивации к обучению, и повышение предметных, метапредметных и личностных результатов. Таким образом, чем более системно используются данные принципы, тем более результативна деятельность педагогов.

Антропологический подход особую актуальность приобретает как в педагогической теории (концептуально-теорети­че­ской области), так и в практике образования (процессуально-деятельностной области), в связи с необходимостью решения задач гуманитаризации современного общества и образования. Антропологический подход служит основанием гуманитарных технологий в образовании, поскольку он обращает педагога к Человеку как главной и основной ценности всего образовательного процесса.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Власюк И.В., д.п.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.