Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ORGANISATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO REALIZE ACMEOLOGY STRATEGY IN TEACHER PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Lukyanova M.I. 1 Matyushin V.N. 2
1 Ulyanovsk Institution of Advanced Training and Professional Development
2 MAOU Naberezhnye Chelny "Secondary School № 35 "
В статье уточняется сущность акмеологического подхода в контексте управления качеством образования, указывается на необходимость создания в образовательном учреждении развивающей профессиональной среды, позволяющей педагогам и учащимся актуализировать свой творческий потенциал, повысить профессионально-личностную мотивацию на достижение успеха в деятельности и осознанное отношение к своему профессионально-личностному развитию, освоить прогрессивные методики и технологии самовоспитания и саморазвития. Реализация акмеологической стратегии управления качеством образования обеспечивается созданием организационно-педагогических условий – информационных, научно-методических, личностных, технологических. В статье охарактеризованы этапы данного процесса: организационно-мотивационный, диагностико-коррекционный, развивающий. Автором заявлена проблема эффективности применения акмеологической стратегии управления качеством образования. Создание в образовательном учреждении акмеологически-направленной профессиональной среды обеспечит формирование акмеологической позиции у педагогов и достижение ими высокого качества профессиональной деятельности.
The article clarifies the essence the acmeological approach in the context of quality management of education, it points at the need for development of professional environment in educational institutions that allows teachers and students to actualize their creative potential, improve professional and personal motivation to achieve success in action and conscious attitude towards their professional and personal development, master advanced techniques and technologies of self-education and self-development. Implementation of quality management strategy of acmeological education is ensured by establishing organiza-tional and pedagogical conditions - informational, scientific and methodical, personal, technological. The article describes the stages of the process: organizational-motivational, diagnostic-corrective, developing. The author states the problem of acmeological effectiveness of the implementation of the quality management strategy. Creation of acmeologically oriented professional environment in an educational institution will help form acmeological position of teachers and achieve high quality of their professional work.
acmeological approach
acmeological position
professional environment
the strategy of quality management of education
professional and personal development
Одной из актуальных проблем управления качеством образования в современной школе является развитие у членов педагогического коллектива  мотивации к постоянному обновлению профессиональных знаний и умений, к творческому саморазвитию, направленности на достижение высот профессионализма. Одним из наиболее эффективных современных подходов, позволяющих целенаправленно и комплексно решать указанные задачи, является акмеологический подход.

Обращение к научным работам ряда авторов (А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Ю.В. Синягина, Н.В. Цветковой и др.) позволило нам  выбрать соответствующую стратегию управления школой, поскольку акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих обеспечить в образовательной деятельности школы прогрессивные изменения в содержании и уровне направленности личности как педагогов, так и учащихся.

Акмеологический подход в исследовании совершенствования профессионализма учителя позволяет рассмотреть педагогическую деятельность с позиции процесса, конечной целью которого является достижение наивысших результатов. Все факторы, которые прямо или косвенно влияют на этот процесс в условиях реальной педагогической деятельности учителя, должны быть объективно изучены и учтены руководителем, администрацией при изменении сущностных сторон деятельности образовательного учреждения.

Акмеологический подход является необходимым дополнением к подходам, применяемым в образовании, усиливает и расширяет фундаментальность традиционных методологических направлений. Однако педагогическая общественность мало знакома с возможностями, которые даёт акмеология современному учителю. Поэтому зачастую встречается либо негативное, либо безразличное отношение к данному подходу, которое может быть связано с неосведомлённостью, с отрицанием всего нового, с недопониманием того, как применять теоретические положения на практике. Для того чтобы устранить существующие недостатки и сделать процесс совершенствования профессионализма учителя более эффективным, необходимо внедрение акмеологических способов, методов, технологий в практику образования. Ускорению изменения педагогического пространства в этом направлении значительно будет способствовать акмеологическое просвещение педагогов.

Суть внедрения акмеологического подхода заключается в направленности исследовательских и формирующих воздействий администрации, всего педагогического коллектива на актуализацию творческого потенциала всех субъектов образования (то есть и учителей, и учащихся), повышение у них профессионально-личностной мотивации на достижение успеха в деятельности, на осознанное отношение к своему профессионально-личностному развитию, что предполагает создание условий для освоения прогрессивных, современных методик и технологий обучения и воспитания, самовоспитания и саморазвития. Целью реализации акмеологического подхода в организации деятельности образовательного учреждения является осуществление акмеолого-педагогического воздействия, повторимся, на всех субъектов образовательного процесса.

Сформированность у педагогов акмеологической направленности личности, по мнению многих ученых, выступает как стержневое свойство и важнейший показатель профессионализма, с чем мы выражаем свое полное согласие. Как известно, направленность личности - это интегративное качество, включающее цели, ценности, мотивы, устремления и др., определяющее активность личности и указывающее на вектор этой активности.

Акмеологическая направленность - это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая педагога на прогрессивное профессиональное развитие, на максимальную творческую самореализацию в профессии, на достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Достижения, являясь динамичными показателями педагогического труда, отражают его целостный характер, как качественного состояния высшего уровня профессионального становления. Следовательно, развитие названных характеристик и качеств в учителе позволит повысить качество образования, обеспечить достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, как того требует Федеральный государственный образовательный стандарт.

Реализация акмеологической стратегии управления качеством образования в школе обеспечивается созданием конкретных организационно-педагогических условий. Таковыми, на наш взгляд, являются: информационные; научно-методические, личностные, технологические.

С целью реализации акмеологической стратегии определена следующая последовательность этапов этого процесса:

1) Организационно-мотивационный, связанный с подготовкой педагогов школы к деятельности по реализации акмеологического подхода. В соответствии с этим поставлены задачи: расширение акмеологических знаний педагогов и их актуализация в педагогической практике; овладение средствами и методами акмеолого-ориентированного образования; изменение профессиональной позиции педагогов по отношению к учащимся и к содержанию собственной профессиональной деятельности в контексте ориентации на повышение своей личностной активности и достижение успеха.

2) Основной (развивающий) этап направлен на вовлечение педагогического коллектива школы в инновационную деятельность  по созданию акмеологически-направленной образовательной среды. Цель: формирование акмеологической направленности личности  субъектов образовательного процесса (педагогов и учащихся) посредством целенаправленного применения акмеологических технологий, формирование у педагогов и учащихся акмеологической позиции как показателя профессиональной и личностной зрелости.

3) Диагностико-коррекционный, связанный с осуществлением исходной и итоговой диагностики (в начале и по итогам инновационной деятельности коллектива) профессионально-личностного развития педагогов и учащихся школы, оценки и анализа уровня сформированностиакмеологической направленности личности и привнесение на этой основе корректив в учебно-воспитательный процесс.

Информационная составляющая инновационной деятельности в названном направлении предполагает усвоение педагогами  теоретических знаний по акмеологии, осознание собственных профессионально-педагогических ценностей и целей педагогической деятельности, в том числе целей и ценностей профессионального саморазвития и профессионально-творческой самореализации. Акмеологическое просвещение педагогов может проходить в разных формах, с использованием широкого спектра методов как собственно акмеологии, так и других наук (педагогика, психология и др.). Акмеологическое просвещение способствует изменению взглядов учителя на профессионализм. Освоение содержания акмеологической стратегии осуществляется посредством системных консультаций (групповых и индивидуальных) с научным руководителем, психолого-педагогического семинара и диагностического практикума, взаимопосещения уроков и др. 

Эмоционально-оценочная составляющая инновационной деятельности в названном направлении связана с организацией осознания и ценностного осмысления педагогами полученной информации, принятия ими целей и ценностей организуемой инновационной деятельности, а также целей и ценностей профессионального саморазвития и творческой самореализации как личностно-значимых и необходимых для своей профессиональной карьеры. Эти задачи решаются посредством целенаправленно и регулярно организуемой рефлексии, анализа деятельности администрации и педагогов, оценки успешности учителей в обеспечении достижения учащимися метапредметных и личностных образовательных результатов. 

Мотивационно-поведенческая составляющая инновационной деятельности направлена на формирование у членов педагогического коллектива устойчивой мотивации к профессиональному росту,  потребности в творческом самовыражении и самореализации, в проявлении своей акмеологической позиции в реальном конкретном поведении и взаимодействии с учащимися и коллегами. Достигается это за счет административной поддержки и положительной оценки участия педагогов в профессиональных конкурсах, грантах, проектах различного уровня.

Показателем оптимальной деятельности является ее продуктивность, которая создается за счет качественной организации деятельности и способствует развитию и совершенствованию самой личности, обусловливает ее переход на качественно новый уровень деятельности.

Профессионализм учителя является надежной гарантией эффективности образовательного процесса в школе, требуемого ФГОС высокого качества образования. Как известно, профессионализм включает квалификацию, компетентность, профессиональную культуру. Поэтому в процессе реализации акмеологической стратегии управления учреждением администрация школы обязательно должна обращать внимание на изменение именно этих характеристик деятельности педагогов. Как указывалось выше, профессионализм учителя характеризуется главным образом его достоинствами и достижениями.

Степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных на нее функций, способность к эффективному контролю и коррекции действий членов группы, умение оптимально синтезировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия, согласованность первичных индивидуальных решений с групповыми и согласованность группового решения с вторичными индивидуальными интересами - вот желаемые ориентиры акмеологической стратегии управления качеством образования в учреждении.

Интегративный результат деятельности обеспечивается взаимной целевой направленностью на достижение общей цели, осознанием взаимообусловленности эффективности деятельности, уверенностью в благоприятном исходе профессиональных контактов и взаимодействия, ценностным отношением к инновационной деятельности.

Необходимо достичь  полного ценностного единства и сотрудничества входящих в коллектив педагогических групп, постоянно поддерживать благоприятный для профессионального роста  социально-психологический климат, стимулировать групповую творческую деятельность.

При этом необходимо исходить из предположения, что если в процессе управления школой непрерывно, последовательно и целенаправленно применять акмеологический подход, развивать акмеологически-направленную профессиональную среду, то будут достигнуты сформированность акмеологической позиции у педагогов школы, высокий уровень их профессиональной деятельности и стремление к достижениям в ней.

Следует  осознавать сложность поставленной задачи, большие временные затраты на ее выполнение и необходимость  привлечения многих внешних и внутренних ресурсов для ее решения. Развитие профессионально-акмеологической направленности у педагогов и достижение ими осознанной включенности в процесс создания акмеологической среды - процесс трудный и поэтапный, требующий личностной включенности руководителя и научно-методического сопровождения. Однако, акмеологическая среда - это особый социум, система высшего порядка, включающая прогрессивно изменяющиеся условия, разнообразные факторы профессионального развития. Это - максимальное вовлечение личностных ресурсов работающих в учреждении педагогов для достижения личностно-профессиональной состоятельности; это - движение личности, направленное на оптимизацию психофизического, личностно-профессионального, социального и духовного саморазвития для успешного продвижения по пути профессионально-личностного развития.

Рецензенты:

Донина О.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии  ФГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», профессор кафедры педагогики и психологии ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск;

Калинина  Н.В., д.псх.н., доцент, заведующая  кафедрой начального образования ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск.