Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE TRAJECTORY OF THE SUCCESS OF THE STUDENT IN LIGHT OF THE FSES OF NEW GENERATION

Ikonnikova L.F. 1 Ikonnikova K.V. 1
1 National research Tomsk polytechnic university
The General provisions conducting communication activities (conference week), held in technical higher educational institution. Discussed the efficiency of the building process of organizing and conducting the conference week scheme dynamic closed loop, which interacts with three links of the same chain «the school-student-teacher». The results of achievement of school and university students received on internal and external communicative actions of various format are presented (intra line cathedral conference, university conferences and forums with the international participation). Defined indicators, allowing to consider the communicative event as a springboard for development of all participants of educational process. The trajectory of achievement of success shows manifestation of activity and formation of knowledge, living position and confidence in the forces and opportunities; confirms productivity of the chosen tools of pedagogical process and its ability to realize all functions of training (educational, developing and bringing up).
pedagogical process
communicative activities
conference week
Новые ритмы и условия развития современного общества диктуют новые цели и задачи в сфере образования: обучать самостоятельно и оперативно принимать решение в условиях неординарных или при недостаточной и неопределенной информации, предвидя развитие процесса или событий. Анализ уровней познания студентов [7] показывает, что у студентов развитых западных стран хорошо сформированы навыки анализа и синтеза, умения быстро оценивать и принимать решения. Признано, что процесс приобретения этих навыков и умений протекает результативно только при увеличении доли активных форм занятий [1,3], одной из которых является публичные (коммуникативные) мероприятия, направленные на обмен информацией в устном и в письменном виде [2, 8]. Так как «анализ - синтез - оценка» являются критериями высшего уровня познания [10], то коммуникация как процесс определяет эффективность образовательного процесса в целом.

Ориентируясь на международный опыт продуктивной организации личностно-ориентированного образовательного процесса, Национальный исследовательский Томский политехнический университет с 2011/12 учебного года ввел в учебный график всех уровней общеобразовательной подготовки систему коммуникативных мероприятий, которая получила название «конференц-неделя» и проводится два раза в семестр (в середине и конце) в часы аудиторных занятий.

Целью конференц-недели является формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, решения проблем) и оценка динамики их формирования.

Основная задача студентов в период конференц-недель - максимально полно, ясно и четко продемонстрировать достигнутые результаты обучения и убедительно доказать самостоятельность их достижения:

  • демонстрация коммуникативной компетенции (навыки сотрудничества «слушать - слышать - понимать партнера»; умение строить устные и письменные тексты на родном и иностранном языке в соответствии с принципами логичности, связности, лаконичности, правильности, доступности, актуальности; навыки публичного устного выступления, ведения дискуссии и полемики);
  • демонстрация информационной компетенции (навыки сбора и обработки информации; оформления текста «вступление - основная - заключительная части» и вспомогательной графики; разработка компьютерного сопровождения выступления в Power Point и умение соотносить речь и визуальный ряд);
  • демонстрация компетенции решения проблем (умение сформулировать предпосылки, целеполагание, задачи; составить план последовательных и взаимосвязанных предпринятых действий; оценить результат; привести аргументы, подтверждающие справедливость высказанного оценочного отношения; назвать трудности работы над решением проблемы).

На сегодняшний день нет типовой модели конференц-недели, дающей представление о том, какие элементы педагогической технологии обучения, и каким образом влияют на формирование ключевых компетенций. Каждый преподаватель свободен в выборе форм, методов и технологии организации публичной демонстрации и защиты результатов самостоятельной работы студентов (интернет-форум, конференции, семинары, коллоквиумы, мастер-классы, диспуты, деловые игры, защита лабораторных работ и индивидуальных домашних заданий и др.). Лектором потока самостоятельно определяется содержание и вид задания (вопросы или темы с учетом специализации учебной группы), а также формат демонстрации работы (письменный или устный: дискуссия в Интернет-среде, тезисы доклада или научно-исследовательская статья по результатам НИРС, слайд-презентация, эссе, глоссарий, реферат, доклад и др.). Параллельно разрабатываются критерии оценивания качества самостоятельной деятельности студента (навыки анализа научной литературы и выполнения научных исследований теоретического и экспериментального характера, использование информационных и компьютерных технологий, умение оформлять результаты исследований в текстах научного стиля) и готовности к профессиональному общению на русском/иностранном языках (аргументированная защита, диалог, дискуссия).

Многообразие инструментария педагогического процесса позволяет преподавателю экспериментировать в поиске результативного набора и компоновки содержания, форм, методов, способов и приемов воспитательных средств обучения. Очевидно, что обмен опытом в области организации и проведения коммуникативных личностно-ориентированных мероприятий является актуальным и способствует оптимизации педагогического процесса.

Результаты и их обсуждение

В настоящем сообщении представлены результаты проведения внутренних и внешних коммуникативных мероприятий кафедры общей и неорганической химии со студентами нехимических специальностей. Так как кафедра является не выпускающей (проводится одно семестровое обучение студентов только первого курса), то возникают определенные трудности в оценке динамики формирования ключевых компетенций у массива студентов. Тем не менее на примере одного студента, заинтересованного в личностном росте и продолжающего работать с лектором потока, можно проследить траекторию достижения успеха конкретного студента и оценить эффективность инструментария педагогического процесса, используемого преподавателем.

Так, в первом семестре (октябрь 2012 г.) потоку студентов-первокурсников энергетического института Томского политехнического университета (ЭНИН ТПУ) была представлена информация о формате, содержании и системе оценивания задания конференц-недели (эссе по актуальным проблемам специализации групп или предмета «Химия»). После проведения кафедрального коммуникативного мероприятия преподавателем отобрано лучшее эссе и продолжена работа по выводу студента на внешние коммуникативные мероприятия (не выездные, проводимые в г. Томске межпоточные конференции университета) в тесном сотрудничестве с преподавателем ЭНИН ТПУ. При этом перед студентом ставились все более усложняющиеся задания (возрастание доли самостоятельного выполнения задания, обсуждения и оформления результатов исследования по предъявленным требованиям; презентация и научный доклад на русском/английском языке):

  • 23-26 апреля 2013 года: X Международная конференция студентов и молодых учёных «Перспективы развития фундаментальных наук» (Диплом II степени ТПУ и печатная работа - тезисы доклада [4]);
  • 26-29 мая 2014 года: XV Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке» (Диплом II степени ТПУ и печатная работа - тезисы доклада [5]);
  • 6-10 октября 2014 года: II Международный молодежный форум «Интеллектуальные энергосистемы» (Диплом ЭНИН ТПУ, доклад на английском языке, печатная работа - тезисы доклада [6]).

Таким образом, представленные показатели проявления активности и сформированности познаний, уверенности в своих силах и возможностях подтверждают эффективность выбранной студентом траектории достижения успеха. Однако передовой педагогический опыт показывает, что готовность студентов осознать и принять сегодняшние ценности общества необходимо формировать раньше, еще со школьной скамьи. Поэтому в 1992 году при Томском политехническом университете создано МБОУ «Лицей при ТПУ». Лицеисты работают в тесном контакте со студентами и преподавателями ТПУ по схеме динамичного замкнутого цикла, в котором взаимодействуют три звена одной цепочки «школьник - студент - преподаватель». Нами апробирован опыт работы по такой схеме с привлечением лицеиста 10 класса к выполнению работы студента (выполнялись задания менее сложные: подготовка презентации в Power Point и написание эссе). Результативность работы школьника подтверждается следующими показателями:

  • 24-25 апреля 2014 года: Конкурс бизнес-идей IV информационно-методической конференции студентов и старшеклассников «Технологии достижения успеха» (Диплом I степени, презентация в Power Point);
  • 6-10 октября 2014 года: II Международный молодежный форум «Интеллектуальные энергосистемы» (Диплом I степени ЭНИН ТПУ, эссе, печатная работа - тезисы доклада [9]).

Привлечение школьников к выполнению студенческой работы закладывает в идеологию проведения коммуникативных мероприятий новизну, которая заключается в подходе к мероприятию как плацдарму для развития всех участников педагогического процесса в цепочке «школьник - студент - преподаватель»:

  • у школьников, прошедших через совместную работу со студентом, появляется дополнительная информация о ВУЗе, что помогает им быстрее определиться в выборе будущей профессии (большая вероятность поступить учиться именно в этот ВУЗ); социальная адаптация в ВУЗе и обучение проходят более успешно;
  • у студентов, при руководстве работой школьников, более успешно протекает развитие профессиональных и универсальных компетенций; усиливается мотивация к результативному и качественному самообразованию;
  • у преподавателя повышается качество преподавания (вырабатывается стиль взаимного партнерства с обучающимися).

Заключение

Представленная траектория достижения успеха студентом и школьником подтверждается показателями проявления активности и сформированности познаний, жизненной позиции и уверенности в своих силах и возможностях; показывает результативность выбранного инструментария педагогического процесса и его способность реализовать все функции обучения (образовательной, развивающей и воспитывающей).

Рецензенты:

Козик В.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой неорганической химии ХФ ТГУ, г. Томск;

Саркисов Ю.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой химии ООФ ТГАСУ, г. Томск.