Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRAL EVALUATION OF LABOUR POTENTIAL OF A REGION

Eseva E.P. 1
1 Syktyvkar State University
Nowadays the problems of labour potential development evaluation are urgent for a region as there is a need for rapid response quickly economic situation changing. Evaluation of labour potential of a region (by example of the Komi Republic) is presented in the article. New integral index for evaluation of qualitative characteristics of labour potential is proposed – Life Quality Integral Index. The Index calculation includes larger set of indicators that better characterize the qualitative characteristics of labour potential. As a result of the research dynamics of qualitative characteristics of labour potential of the Komi Republic are determined; these dynamics are also compared to the dynamics of the Index in the Russian Federation. On this base major problems of qualitative characteristics of labour potential of the Komi Republic for its current economic and social development stage are identified, and areas of improvement in this sphere are proposed.
labour potential
qualitative characteristics
Life Quality Integral Index
dynamics
development management
Современное состояние экономики и тенденции экономических преобразований в России предопределяют необходимость использования новых подходов к управлению развитием трудового потенциала страны и отдельных ее регионов. Недостаток информации о количественных и качественных показателях трудового потенциала затрудняет разработку механизмов управления потенциалом на уровне регионов и методов его оценки.

Оценка различных характеристик трудового потенциала описана многими авторами (Р.И. Капелюшников [3], А. Авдиенко [1], Т.С. Красникова [4], В.В. Фаузер [7] и другие). Однако проблема интегральной оценки трудового потенциала регионов, управления им на уровнях функциональных подсистем остается нерешенной. На наш взгляд, интегральная оценка развития трудового потенциала региона позволяет комплексно оценить положение региона по отношению к другим, а также определить, какие именно направления в социальной сфере необходимо совершенствовать, чтобы добиться более высоких показателей развития трудового потенциала, а, соответственно, и повысить качество жизни в регионе.

В настоящее время общепринятым показателем, отражающим уровень жизни в стране/регионе, является индекс человеческого развития (ИЧР). Этот же показатель часто предлагается применять при интегральной оценке качества трудового потенциала [2, с.123]. Вместе с тем существует ряд критических замечаний по отношению к данному показателю. По нашему мнению, ИЧР включает в себя ограниченное число показателей, а также позволяет оценить лишь количественные характеристики трудового потенциала, чтобы с его помощью отразить такое широкое понятие, как качество жизни населения, а также качество трудового потенциала. Качество жизни является более сложным понятием, отражающим существенные характеристики жизни жителей. В частности, в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), качество жизни - это степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности представляются [5]. Следует отметить, что такое определение в большой степени отражает удовлетворенность человека всеми сферами своей жизни.

В связи с вышеизложенным, с целью оценки качественных характеристик трудового потенциала нами предложен новый показатель - интегральный индекс качества жизни (ИИКЖ).

Расчет индекса проводится на основе методики расчета ИЧР. Вместе с тем предлагается использовать более широкий набор базовых показателей, позволяющих полнее оценить качество трудового потенциала. Базовые показатели для расчета ИИКЖ следующие: покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, реальное среднедушевое потребление товаров, реальное среднедушевое потребление платных услуг, обеспеченность населения жильем, состояние рынка труда, смертность населения.

В качестве исходной информации для расчета базовых показателей можно использовать официальную статистическую информацию, что обеспечивает достоверность и высокую степень надежности полученных результатов. На данном этапе оценки возникает ограничение: некоторые из базовых показателей достаточно долго обрабатываются Росстатом (в частности, на 4 квартал 2014 года официальный статистический показатель обеспеченности населения жильем отражен только за 2012 год).

На следующем этапе оценки с целью возможности сравнения территориальных образований необходимо определить минимальное и максимальное значение всех базовых показателей на территории региона расположения анализируемого образования (по отношению к территориальному образованию внутри страны такой единицей может быть страна ее нахождения, для отдельной страны - геополитический регион или мир в целом). На основе этих данных проводится расчет частных индексов, отражающих развитие отдельных характеристик трудового потенциала (в том числе индексы покупательной способности, потребления товаров, потребления услуг, обеспеченности жильем, состояния рынка труда, смертности населения, доступности образования).

Заметим, что такая система индексов позволяет охватить характеристику таких составляющих трудового потенциала, как здоровье, образование, профессионализм, нравственность, занятость и безработица.

Кроме того, указанные частные индексы, являющиеся основой для расчета ИИКЖ, в нашем случае, отражают следующие составляющие понятия качества жизни, приведенного выше (определение ВОЗ):

  • первые 4 показателя (покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, реальное среднедушевое потребление товаров и платных услуг, обеспеченность жильем) отражают степень удовлетворения потребностей людей;
  • последние 3 показателя (состояние рынка труда, смертность населения, доступность образования) - оценка имеющегося потенциала (возможностей), имеющиеся возможности для достижения благополучия и самореализации человека (через оценку потенциала к трудовой деятельности, «сил общества» - здоровья и образовательного уровня).

Указанные индексы рассчитываются по методике расчета индексов в ИЧР. Индексы состояния рынка труда и уровня безработицы имеют отрицательное влияние, соответственно, для определения их итогового значения для расчета ИИКЖ они вычтены из единицы.

Последним этапом расчета является определение ИИКЖ на основе рассчитанных частных индексов.

Проведем соответствующий расчет для оценки качества жизни в регионе на примере Республики Коми. Для проведения сравнительной оценки рассчитаем ИИКЖ и для Российской Федерации, показатели которой будут отражать средний уровень развития трудового потенциала в стране.

В качестве примера проведения расчета приведем расчет показателя ИИКЖ для оценки развитости трудового потенциала Республики Коми, а также в качестве базы сравнения - Российской Федерации - в 2012 году.

Базовые показатели для проведения расчетов отражены в таблице 1.

Таблица 1

Расчетные показатели в 2012 году*

Показатели

РФ

РК

минимальное значение показателя в РФ (регион)

максимальное значение показателя в РФ (регион)

покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения

3,51

3,17

1,80

(Калмыкия)

5,07

(Москва)

реальное среднедушевое потребление товаров, тыс. руб./чел.

149,40

155,78

33,02

(Ингушетия)

305,40

(Москва)

реальное среднедушевое потребление платных услуг, тыс. руб./чел.

42,16

45,69

11,00

(Чечня)

92,71

(Москва)

обеспеченность жильем, м2/чел.

23,40

25,40

13,20

(Тыва)

29,80

(Московская обл.)

состояние рынка труда (уровень безработицы (%))

5,50

6,40

0,80

(Москва)

47,70

(Ингушетия)

смертность населения, чел/тыс. чел.

13,30

12,10

3,70

(Ингушетия)

19,50

(Псковская обл.)

*таблица составлена автором статьи на основе данных Росстата [8] и территориальных подразделений Росстата в регионах РФ [6].

Таким образом, определены основные показатели, необходимые нам для расчета ИИКЖ и его частных индексов, по Республике Коми, а также для сравнения, по средним по России показателям. Следует отметить, что среди базовых показателей Республика Коми превышает среднероссийский уровень по показателям реального среднедушевого потребления товаров и услуг, а также обеспеченности населения жильем. Также в республике наблюдается меньший уровень смертности населения. При этом негативные тенденции наблюдаются в области покупательной способности населения и уровне безработицы. Кроме того, заметим, что по большинству рассматриваемых показателей Республика Коми обладает средним уровнем развития указанных показателей с учетом максимальных и минимальных их значений среди регионов Российской Федерации.

На основании значений показателей таблицы 1 рассчитаны частные индексы, а также ИИКЖ в 2012 году (таблица 2).

Таблица 2

Частные индексы и ИИКЖ в 2012 г.

Индексы

РФ

РК

Индекс покупательной способности

0,52

0,42

Индекс потребления товаров

0,43

0,45

Индекс потребления услуг

0,38

0,42

Индекс обеспеченности жильем

0,61

0,73

Индекс состояния рынка труда

0,90

0,88

Индекс смертности населения

0,39

0,47

Индекс доступности образования

0,92

0,94

Интегральный индекс качества жизни

0,59

0,62

Для большей информативности и возможности оценки динамики частных индексов, а также ИИКЖ, с целью выявления общих тенденций развития трудового потенциала Республики Коми, нами был рассчитан ИИКЖ, начиная с 2006 года. Диаграммы, отражающие изменения ИИКЖ и его составляющих в 2006-2011 годах и отношение индексов республики к среднему уровню по России, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. ИИКЖ и его составляющие России и Республики Коми в 2006-2012 годах

По данным диаграмм, построенных на основе проведенных расчетов (рисунок 1), следует отметить, что республика к 2012 году имеет показатели на уровне «выше среднего» среди регионов РФ по среднедушевому потреблению товаров и платных услуг, обеспеченности жильем, доступности образования, смертности населения. При этом ниже среднероссийских - показатели покупательной способности среднедушевых доходов населения, состояния рынка труда. При этом общий уровень качества жизни, согласно проведенным расчетам, в республике выше среднероссийского.

Оценивая соответствующую ситуацию в динамике, отмечаем, что ИИКЖ в Республике Коми возрос в 2007, 2010 и 2012 годах, резкий спад индекса зафиксирован в кризисном 2009 году; в 2008 и 2011 годах значения индекса оставались на уровне предыдущих лет. Разнонаправленная динамика индекса, его колебания свидетельствуют о нестабильности достигаемых положительных результатов в сфере развития качества жизни республики, прямой зависимости показателей, характеризующих качество жизни от стадии экономического цикла (значительный спад индекса зафиксирован в период экономического кризиса). Причем, такая же динамика отмечается и в России в целом. Это может свидетельствовать о том, что общероссийские факторы, формирующие качество жизни на федеральном уровне, имеют значительное влияние на качество жизни на региональном уровне и не могут в настоящее время полностью нивелироваться факторами экономической среды и механизмами, формируемыми на уровне отдельного региона - Республики Коми.

Среди отдельных составляющих индекса в Республике Коми существуют следующие тенденции. В 2006-2012 годах наблюдается стабильный рост потребления услуг, стабильность индекса доступности образования. Кроме того, с 2010 года отмечается положительная динамика в сфере обеспеченности населения жильем, однако в связи со значительным его спадом в 2008-2009 годах в целом значение индекса осталось на уровне ниже 2006 года. Негативная тенденция наблюдается в сфере смертности населения: в 2008-2011 годах отмечено постепенное снижение индекса смертности, и, несмотря на его рост в 2012 году, его уровень остался ниже уровня 2006 года. Динамика остальных составляющих соответствует общей динамике ИИКЖ.

В итоге в 2012 году по сравнению с 2006 годом положительная динамика зафиксирована в отношении индексов потребления услуг, покупательной способности, состояния рынка труда, доступности образования; индексы потребления товаров и смертности населения остались практически неизменными; отрицательную динамику показал индекс обеспеченности жильем. Совокупное влияние индексов привело к росту ИИКЖ в Республике Коми в 2012 году по сравнению с показателем 2006 года.

По итогам анализа следует отметить следующие проблемы, характерные для социальной сферы Республики Коми:

1. Высокая стоимость жизни в республике, относительно низкие возможности потребления, о чем свидетельствует сочетание покупательной способности среднедушевых доходов населения, ниже среднего по России уровня, и показателей среднедушевого потребления товаров и услуг, выше среднероссийского уровня.

2. Определенные проблемы на потребительском рынке жилья: снижение индекса обеспеченности населения жильем. Вместе с тем в данном случае тенденция соответствует общероссийской, что говорит о значительном росте обеспеченности жильем в отдельном регионе, т.е. обеспеченность жильем в республике и в России в среднем растет намного медленнее, чем в отдельно взятых регионах-лидерах по данному показателю (Московская область).

3. Проблемы на рынке труда - уровень безработицы на протяжении всего рассматриваемого периода выше средних показателей по России. Это свидетельствует о затяжном характере проблем в сфере занятости населения и системности указанных проблем, в том числе по причинам, относящимся к условиям, характерным исключительно для данного региона (в случае с республикой к таким условиям можно отнести, в том числе условия проживания на Севере и связанные с этим особенности хозяйствования).

4. Несмотря на то, что показатели смертности населения ниже среднероссийских показателей, индекс смертности населения все равно очень низок - около 0,5. Это свидетельствует о системных проблемах в данной области, и, соответственно, об имеющихся проблемах в сфере здравоохранения.

5. Нестабильность положительной динамики общего показателя качества жизни населения, достигаемых улучшений в социальной сфере. Отсутствие механизмов на уровне республики, позволяющих нивелировать негативные тенденции социальной сферы, распространяющиеся в России в целом.

Таким образом, для улучшения показателей трудового потенциала Республики Коми, а соответственно, обеспечения повышения качества жизни в регионе, необходимо проводить политику в следующих направлениях:

  • развитие и совершенствование системы здравоохранения с целью улучшения качества и доступности предоставляемых гражданам услуг;
  • снижение напряженности на рынке труда, планирование дальнейшей кадровой политики в соответствии с текущей рыночной потребностью с целью уменьшения диспропорций на рынке труда республики;
  • поиск способов влияния на рынок жилья региона с целью предупреждения растущих кризисных тенденций в данной сфере;
  • меры по дальнейшему совершенствованию сферы потребления, принятие дополнительных мер на уровне Республики Коми по стимулированию роста покупательной способности населения;
  • в целом поиск мер воздействия на отдельные характеристики качества жизни, имеющих более длительное, а также системное влияние, обеспечивающих постепенное положительное влияние на всю совокупность составляющих качества жизни населения.

Указанные направления регулирования являются наиболее актуальными для текущего состояния социально-экономической сферы республики. Изменения в данных сферах будут способствовать совершенствованию качества жизни в целом. Улучшение указанных направлений будет отражаться ростом соответствующих индексов в ИИКЖ, и, соответственно, дальнейшем наборе сфер деятельности, требующих наибольшего внимания, будет меняться.

Рецензенты:

Бушуева Л.И., д.э.н., профессор, директор института менеджмента и предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар;

Шихвердиев А.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар.