Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TOURIST CLUB AS A PEDAGOGICAL SPASE OF SOCIALIZATION AND THE CONDITION OF SELF-REALIZATION OF PERSONALITY TEENAGER

Khanina E.N. 1
1 Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
The most important institution of socialization and self-actualization of the teenager is the Amateur Association, which promotes social activity and creates additional conditions for the creating the life position. Socialization and self-actualization of the teenager in Amateur Association promote favorable conditions for interpersonal communications. One of the most promising forms of recreation for adolescents is a tourist club, can compensate the lack of conditions of socialization and self-actualization of the teenager in other important spheres of life. Purposefully organized in the framework of tourist club tour activity of students is one of the most effective means of cognition of the surrounding world, creative development of personality and the formation of communicative culture of the person serving the basic prerequisite for successful socialization. Carried out in the form of a public Association, it provides a transition from the standardized training activities for the initiative and developing a model of collective creativity. Tourist club is the Association, formed on the basic of the theory of the environmental approach in education. School travel club as children organization has a great socializing potential. It is primarily manifested through the communicative space of the club in the course of tourist and excursion trips and travel. The social conditions of the public Association of children and youth determine educational effect manifestations of social activity of the individual.
socialization
self-realization
tourist club
school students
teens
club activity
Recreational institution
Важнейшим институтом социализации и самореализации личности подростка является самодеятельное объединение, которое стимулирует социальную активность и создает дополнительные условия  для формирования жизненной позиции.  Подросток в совместной деятельности осваивает конструктивные  способы общения, вырабатывает личностные нормативные качества. Самодеятельная общность предоставляет дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения, оценки и  признания результатов своей деятельности, и в силу этого  обладает огромным воспитательным потенциалом. Социализации и самореализации личности подростка в самодеятельном объединении способствуют благоприятные условия для межличностных коммуникаций. Досуговое пространство для подростка - это зона общения,  сфера раскрытия его способностей и реализации потребности в самовыражении и признании.  В самодеятельной общности подросток учится глядеть на мир глазами другого, проигрывая множество ролей, он глубже познает себя, соотносит свои недостатки с ценностями другого и корректирует свое поведение.

Цель исследования

В настоящее время значительное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию у школьников навыков, необходимых для полноценного существования в социуме. Общественные объединения детей и молодежи обуславливают

воспитательный эффект проявления социальной активности личности. Так, выражая субъектную позицию, как высший уровень проявления социальной активности, личность испытывает потребность реализовываться в социальной деятельности совместно с единомышленниками, общаться с ними, создавать общий круг интересов, что указывает на психологическую готовность к восприятию воспитательных воздействий коллектива в общественном объединении. Большой социализирующий потенциал как детская организация имеет школьный туристский клуб. Он проявляется прежде всего через возможности коммуникативного пространства клуба в ходе туристских и экскурсионных поездок и путешествий. Таким образом, целью нашего исследования является исследование потенциала туристского клуба как средства социализации подростков.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами была сформулирована концепция создания среды, способствующей социализации подростков в виде школьного туристского клуба. Данное объединение является одной из перспективных форм организации досуга подростков, способно компенсировать дефицит условий социализации и самореализации личности подростка в других значимых сферах жизнедеятельности. Туристский клуб мы считаем объединением, сформированным на основе теории средового подхода в воспитании. Под средовым подходом в воспитании понимается система действий со средой, обеспечивающая ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

В основу деятельности школьного туристского клуба была положена экскурсионная составляющая. Целенаправленно организованная в рамках туристского клуба экскурсионная деятельность учащихся является одним из наиболее действенных средств познания окружающего мира, условием творческого развития личности и формирования  коммуникативной культуры личности, выступающей  базовой предпосылкой успешной социализации. Осуществляемая в форме общественного объединения, она  обеспечивает переход от стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели коллективного творчества. В туристском клубе подросток оказывается в условиях, стимулирующих развитие творческого потенциала,  формирующих те личностные качества, которые не раскрываются  и не востребуются в социально нормативных сферах жизнедеятельности.

Детские и юношеские организации являются в основе своей добровольными объединениями. Дети, подростки, юноши и девушки входят во внеучебное объединение по собственному желанию и обладают возможностью выйти из него. Добровольное вхождение в организацию позволяет детям, подросткам, юношам и девушкам как субъектам социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, а также адаптации и обособления в социуме.

Добровольные объединения школьников могут быть и воспитательными организациями, то есть являться фактором относительно контролируемой социализации. В зависимости от того, кто создает ту или иную организацию, в ней может осуществляться тот или иной вид воспитания. Это работа проводится в ходе взаимодействия детских и юношеских объединений, содержанием которого в общем виде является следующее: организация социального опыта; обучение и просвещение; стимулирование самодеятельности; самообразование и позитивное самоизменение;  индивидуальная помощь в решении проблем личностного становления.

Любой клуб как общественное объединение имеет четко выраженный социокультурный контекст. Понятие клубной деятельности, по мнению ряда исследователей, близко к понятиям рекреационной и досуговой, но не тождественно им. Общим является то, что все они, во-первых, реализуются в свободное время, во-вторых, их реализация определяется возможностями, имеющимися в конкретных социальных условиях. Но рекреационная и досуговая деятельность могут быть реализованы в групповых и массовых формах, а клубная - в коллективных. По содержанию рекреационная и досуговая деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая дополнительно к этому имеет творческий компонент, а клубная, будучи непременно творческой, имеет созидательную направленность. Клубная деятельность организуется на принципах добровольного объединения учащихся, имеющих корреспондирующие между собой интересы, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей учащихся.

Школьный туристский клуб, по нашему мнению, безусловно, вписывается в клубную модель воспитания и является одним из видов общественного объединения подростков. Социокультурный контекст клуба - это общность людей, имеющих сходные или близкие интересы, занятия, сообщества похожих людей, собирающихся время от времени в часы досуга. Для подростковой среды примером клубной модели социального воспитания может служить детско-подростковый клуб, военно-исторический клуб, поисковый отряд и т.д. С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. В первую очередь это детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направлено на активное включение индивидов в общество. К ним относятся культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.д., которые функционируют в системе досуга. Однако не все досуговые объединения имеют четко направленный социализирующий потенциал.

Главное в досуге заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. К сожалению, часто социализирующее воздействие на детей и подростков бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах его деятельности - в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Довольно существенное значение в социализации подрастающего поколения имеет школа. Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера, эпизодична и не имеет массового характера. Важным и эффективным средством социализации выступают досуговые учреждения, которые являются учреждениями полифункциональными и мобильными, способными объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность.

Роль туристских объединений школьников, в том числе подростков, отмечал еще в 20-30 годах ХХ века Б.Е. Райков. В современных условиях ресурсы в области социализации школьных объединений, к которым, безусловно, можно отнести туристский клуб, еще больше возросли. Урбанизация приводит к тому, что все большее количество детей и подростков живет в городах, где они имеют возможность общаться с большим количеством сверстников, при этом часто это общение бывает неподконтрольно взрослым. Сегодня туристско-краеведческие объединения школьников работают в школах, учреждениях дополнительного образования по месту жительства учащихся. Методологической основой построения системы дополнительного туристского образования в современных условиях является идея рассмотрения сферы туризма как расширенного образовательного пространства, на фоне которого осуществляется последовательная смена состояний развития личности, становление ее интересов, морально-нравственной позиции, ее самоопределение в быстро меняющемся мире.

Школьные клубы имеют различную направленность: спортивные, технические, художественные, научные и т.д. Деятельность в таких объединениях иногда захватывает подростков, оттесняя семью, школу, неформальные компании. Чем притягательны такие клубы для современных школьников? По результатам опроса, на первом месте (41%) стоит мотив использования полученных в клубе знаний, умений и навыков в выборе будущей профессии. На втором месте (39,5%) стоит желание узнать что-либо новое, расширить свой кругозор. Следующим по значимости (27%) стоит мотив стремления к общению в клубе с друзьями и интересными людьми.

Мировой опыт показывает, что одним из первых и продуктивных путей вывода из кризиса системы общественного воспитания является развитие клубной деятельности учащихся как в рамках учебно-воспитательных учреждений, так и за их пределами. Именно таким объединением является школьный туристский клуб. Актуальность и необходимость реализации клубной деятельности школьников в последнем случае диктуется тем, что большое число учащихся в свободное от школы время предоставлены сами себе. По данным исследований, педагогически организованный досуг учащихся составляет всего 5-7% от общего объема свободного времени. По тем же данным, 70% молодых людей не могут организовать свой досуг, а 26% заявляют, что не знают, чем занять свое свободное время, и были бы рады его вообще сократить.

Таким образом, личность в социальной роли члена общественного объединения приобретает опыт проявления социальной активности, удовлетворяя свои личностные и социальные потребности. Освоение роли члена общественного объединения связано, прежде всего, с осознанием личностью своей жизненной цели, цели своего вхождения в организацию, своего места, роли и образа жизни в ней (и за ее пределами), а также возможностей, представляемых ребенку объединением.

Результаты исследования и их обсуждение

Туристский клуб как среда представляет особый интерес в процессе социализации подростков. Только средообразующие действия способны продуцировать надлежащее значение жизненной среды. Это необходимо для того, чтобы подчинить ее влияние воспитательным целям и тем самым обратить среду в средство воспитания.

Как досуговое объединение школьный турклуб прежде всего способствует культурному отдыху подростков, направляя их свободное время в позитивное русло. Туристский клуб может являться фактором успешной социализации подростков. Он представляет собой один из видов внеурочной деятельности, в которой проявляются основные признаки оптимальности того или иного процесса: ритмичность, полнота этапа, прогрессирующая вариативность, которые обуславливают то, что внеурочная деятельность становится причиной и движущей силой исследуемого процесса, важными условиями которого являются последовательное введение во внеурочную деятельность разнообразных форм и создание ситуаций успешности во внеурочной деятельности.

К ведущим принципам деятельности школьного клуба можно отнести следующие. 

  • Обеспечение ее общественно полезной и нравственно ценностной направленности.
  • Принцип насыщения деятельности в клубном объединении творческими элементами.
  • Дифференциации и индивидуализации занятий в клубном объединении.
  • Гедонистическая направленность деятельности. Работа в клубном объединении должна стать для школьника источником положительных эмоций, доставлять удовлетворение, радость.
  • Принцип отсутствия утилитарности, бескорыстия. Возникающие в процессе любительских занятий ценности могут иметь практическое назначение, но они не должны создаваться только ради утилитарного эффекта.

Знание перечисленных принципов и учет их в практической деятельности позволяют каждому руководителю клуба по интересам, в том числе туристского клуба, строить занятия, эффективные в организационно-практическом и педагогическом отношении.

Турклуб - сравнительно редкое явление в школе. Для того чтобы развивать туристско-краеведческую деятельность в объединениях по интересам, у школы часто нет подготовленных педагогов. Часто руководители детско-юношеских групп сами в прошлом прошли школу подготовки в подобных объединениях или являются просто энтузиастами своего дела. При должной организации туристско-краеведческая деятельность может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность школьников, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. В процессе осуществления всех поставленных выше задач школьники выполняют различные социальные роли, приобретая таким образом разнообразные социализирующие навыки.

Заключение

Таким образом, досуговые объединения школьников, к которым, безусловно, можно отнести и школьный турклуб, являются необходимым условием успешной социализации подрастающего поколения. В ходе его деятельности изучается культурно-историческое прошлое страны и «малой родины» путем изучения краеведческого материала, что способствует осознанию подростками своего места в стране и в обществе, появляются и развиваются исследовательские  и коммуникативные навыки. Кроме того, клубная среда обеспечивает выполнение ряда базовых социальных ролей и активно способствует процессу социализации подростков.

Рецензенты:

Марков А.П., д.п.н., доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,    г. Санкт-Петербург;

Моздокова Ю.С., д.п.н., профессор кафедры социальных технологий Российского государственного социального университета, г. Москва.