Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUTURE TEACHERS TRAINING MODEL FOR COOPERATION WITH FAMILY SCHOOLBOY

Khutoryanskaya T.V. 1
1 Saratov State University n.a. N.G. Chernyshevsky
This paper presents a model of training future teachers to work with the family of the schoolboy, which includes the following components: students and teachers, as subjects of training, its conditions, purpose, content, principles, stages and the result expressed levels of competence of students in collaboration with the family of the schoolboy. Education students Cooperation Organization with the family of the schoolboy is carried out in accordance with the evidence-based model of the author with the following types of training: methodological, theoretical, methodological and practical. The basis for constructing and implementing a model of training future teachers to work with the family is a collection of student didactic principles: systematic, proactive and creative, dialogic. Allocated optimal pedagogical conditions necessary for the successful implementation of this model. The efficacy of the model training of future teachers to work with the family of the schoolboy.
pedagogical conditions
competence
the components of training
cooperation with the family schoolboy (CFS)
Современная ситуация в российском образовании ставит перед педагогической наукой и практикой целый комплекс задач, требующих оперативного решения. К числу таких задач относится проблема эффективной организации сотрудничества семьи и школы.

При хорошо организованном сотрудничестве школа и семья становятся реальными партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи [5]. От сложившихся в начальный период взаимоотношений будет во многом зависеть и вся последующая работа педагога с семьей. В связи с этим перед высшей школой ставится задача подготовки будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника.

Материал и методы исследования

Обучение будущих педагогов организации сотрудничества с семьей школьника (далее ССШ) осуществляется в соответствии с научно обоснованной авторской моделью, отражающей целостность [4] и имеющей определенный состав: целевой, содержательный, проектировочно-организационный, процессуально-деятельностный и результативный блоки, а также педагогические условия реализации авторской модели (рисунок 1).

Рассмотрим подробнее каждый блок нашей модели.

Компонентами целевого блока являются: цели и виды подготовки. Подготовка студентов к ССШ, как главная цель, осуществляется сначала в общем виде, а именно путем диагностики выясняется, насколько студенты подготовлены к её достижению: достаточен ли их уровень обученности, имеются ли у них необходимые знания и умения в области сотрудничества с семьей.

Исходя из этого в рамках нашей модели основными задачами подготовки будущего педагога к сотрудничеству с семьей школьника будут являться: формирование у студентов мотивации сотрудничества и направленности на овладение его технологиями, включая педагогическую поддержку. Решение вышеперечисленных задач в целом должно привести к достижению главной цели - повышению уровня компетенции будущих педагогов в ССШ.

Обучение студентов организации ССШ осуществляется в соответствии с научно обоснованной авторской моделью с помощью следующих видов подготовки: методологической, теоретической, методической и практической [3]. Методологическая подготовка представляет собой процесс формирования у студентов системы различных знаний о методах, приемах познавательной и практической деятельности. В рамках теоретической подготовки предполагается приобретение основных знаний по теории семейно-педагогического сотрудничества, их обобщение и модификация. Методическая подготовка включает: знание принципов, средств, активных методов и форм семейно-педагогического сотрудничества и готовность к его осуществлению с семьей школьника. Практическая подготовка нацелена на активный поиск возможностей и форм переноса теоретических знаний семейно-педагогического сотрудничества в практические (жизненные) ситуации, овладение способами и приемами осуществления практической педагогической деятельности по ССШ.

Рисунок 1. Модель подготовки студентов к сотрудничеству с семьей школьника.

Содержательный блок нашей модели можно разделить на следующие уровни: 1) теоретический, 2) уровень учебного предмета и 3) уровень учебного материала.

На первом уровне рассматриваемого блока в рамках теоретической подготовки необходимо приобретение знаний предметов психолого-педагогического цикла и теории организации ССШ.

Практическая подготовка на этом уровне предполагает формирование умений: организовывать учебно-воспитательный процесс и сотрудничество с семьей школьника.

В рамках методических умений теоретический уровень предполагает наличие умения применять на практике методики организации учебно-воспитательной работы и использовать технологии организации сотрудничества.

Второй уровень - уровень учебного предмета содержательного блока включает в себя: программы с/курсов, психолого-педагогических учебных дисциплин, содержащие тематические разделы, которые позволяют готовить студентов к ССШ.

Тексты, видеоматериалы, система учебных проблемных задач-ситуаций, комплекс упражнений и заданий, тренинги - все это составляет уровень учебного материала, который необходим студентам для организации ССШ.

Следующий блок нашей модели - проектировочно-организационный. Компонентами этого блока являются: принципы и этапы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Реализация принципа системности способствует установлению межпредметных связей, преемственности в изучении отдельных тем и предметов, что в контексте нашего исследования крайне необходимо, т.к. формирование ССШ не может осуществляться исключительно в рамках только одной дисциплины образовательного стандарта.

Помимо установления содержательно-логических связей, необходимо осознание студентами структуры теоретических знаний, связей между их отдельными элементами. Так, например, изучение студентами особенностей ССШ невозможно без знания ими психолого-педагогических основ семейного воспитания и роли семьи в развитии ребенка.

Принцип системности в вузе играет важную роль в организации самостоятельной работы студентов и вовлечении их в научную работу.

Принцип диалогичности предполагает, что только в условиях субъект-субъектных отношений равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно формирование творческой личности будущего педагога. Он нацеливает на персонализацию взаимодействия преподавателя и студента, отвергает его субординационное положение, превращает в партнера, самостоятельно развивающуюся личность.

В процессе реализации принципа диалогичности основной формой педагогического взаимодействия преподавателя и студентов становится их свободная коммуникативная деятельность. Ее основным моментом является постоянная обратная связь, которая обеспечивает корректировку деятельности студентов, что дает возможность своевременно устранить ошибки в образовательном процессе.

Принцип диалогичности предполагает, что человек может проявить себя и может быть понят только через диалог и в совместном творчестве равных партнеров, которые слышат друг друга. Это обеспечивает процесс взаимообогащающего влияния, ведущего к эффективности воспитания. Поэтому преодоление разногласий во взаимодействии семьи и школы возможно в процессе диалога, что делает принцип диалогичности крайне необходимым для подготовки студентов к ССШ.

Принцип активности (интенсификации) означает не только использование различных активных методов обучения (обучающие тренинги, блицигры, мозговой штурм и дискуссии, разбор конкретных ситуаций и нетрадиционные лекции), но и создание такой атмосферы, которая позволяет подготовить будущих педагогов к инновационным поискам.

Принцип креативности осуществляется через такие формы обучение, которые обеспечивают творческое усвоение знаний, что ведет к достижению целей семейно-педагогического сотрудничества. Процесс творческой деятельности организуется на теоретических и практических занятиях, а что главное - в период педагогической практики.

Организационная сторона проблемы подготовки студентов к ССШ связана с раскрытием механизмов данного процесса, его этапов. В числе основных этапов использования методов и приемов подготовки будущего педагога к сотрудничеству с семьей школьника необходимо выделить:

1) познавательный этап - формирование у студентов ориентаций в информационном поле ССШ;

2) действенный этап - приобретение технологических умений ССШ, перенос технологических умений ССШ в практическую деятельность;

3) креативный этап - внесение элементов новизны в ССШ.

Компонентом процессуально-деятельного блока является сотрудничество преподавателей и студентов.

Со стороны преподавателей сотрудничество - это организация учебно-поисковой деятельности; создание проблемных ситуаций; создание атмосферы сотрудничества; организация рефлексивной работы. Со стороны студентов - это анализ информации; решение проблем; формирование критических суждений; принятие решений и их обоснование; создание творческих проектов; оказание взаимопомощи.

Следующий блок нашей модели - результативный. Компонентами этого блока являются: критерии готовности и уровни компетенции. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Поскольку в настоящее время отсутствуют общепринятые критерии готовности к ССШ, в качестве критериальных показателей предлагаем выделить следующие: когнитивно-поведенческий, функциональный и творческий.

Когнитивно-поведенческий показатель, с одной стороны, предполагает наличие знаний по теории и практике семейно-педагогического сотрудничества, а с другой - умение находить и анализировать информацию о сотрудничестве. В функциональный показатель включено: умение переносить знания о сотрудничестве в профессионально-педагогическую деятельность в период педпрактики, умение строить диалогическое общение, умение устанавливать субъект-субъектные отношения на основе сотрудничества. Творческий показатель - это умение вносить элементы новизны в организацию ССШ.

Как уже было отмечено, результатом прохождения познавательного, действенного и креативного этапов должен стать качественно новый уровень компетенции будущих педагогов в ССШ.

Все эти показатели легли в основу разработки трех уровней качественно новой компетенции в ССШ: первый уровень - элементарный, второй уровень - достаточный, третий уровень - оптимальный.

Все перечисленные уровни связаны между собой непрерывно и могут иметь промежуточные позиции. Вместе с тем каждый предшествующий уровень является как бы подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие.

Заключительным этапом в разработке авторской модели стали педагогические условия, необходимые для успешной реализации модели подготовки студентов к ССШ.

Анализ современных исследований в рамках теории и практики профессиональной подготовки позволил нам выделить ряд основных педагогических условий, необходимых для эффективности реализации модели подготовки будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника. В научной литературе существуют различные точки зрения на сущность понятия «педагогическое условие». Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения, данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым.

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей» [1].

На эффективность подготовки студентов к ССШ будут оказывать влияние следующие педагогические условия.

Первое педагогическое условие, предполагающее усиление семейно-педагогической направленности целостного педагогического процесса подготовки будущих педагогов, исходит из самой сути профессионального обучения специалиста. Здесь весь учебный процесс, все формы и виды занятий со студентами, учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом, педагогическая практика должны быть ориентированы на деятельность педагога в сфере сотрудничества семьи и школы.

Второе педагогическое условие эффективности подготовки студентов к ССШ заключается в обеспечении поэтапности, преемственности и систематичности развития у будущих педагогов знаний и умений, необходимых для осуществления данного аспекта деятельности педагога. В основу рассматриваемого педагогического условия нами положен системно-целостный подход в исследовании педагогических явлений.

Третье педагогическое условие предусматривает использование педагогической практики как важнейшей составляющей системы подготовки студентов к организации и осуществлению сотрудничества школы и семьи.

Рассматриваемые педагогические условия требуют также дополнения содержания подготовки будущих педагогов другими элементами, в частности спецкурсами, спецсеминарами и обучающими тренингами, которые обеспечат логическое продолжение подготовки к сотрудничеству с семьей школьника.

Для подтверждения эффективности процесса профессиональной подготовки будущих педагогов к ССШ была проведена экспериментальная проверка разработанной авторской модели.

Результаты

На заключительном этапе экспериментальной проверки были получены следующие данные: в экспериментальной группе 9% студентов осталось на элементарном уровне компетенции в ССШ, достаточного уровня достигло 15%; до оптимального уровня поднялось 76% будущих педагогов. Данные, полученные при диагностике тех же умений в контрольной группе, оказались значительно ниже, чем в экспериментальной.

Заключение

Таким образом, анализ полученных данных по всем выделенным нами уровням компетенции в ССШ позволяет сделать вывод об эффективности модели подготовки будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника и возможности ее внедрения в образовательный процесс педагогических вузов и сузов.

Рецензенты:

Александрова Е.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой методологии образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Рахимбаева И.Г., д.п.н., профессор, директор Института искусств Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.