Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUNCTION AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE SPECIALIST OF THE AGRICULTURAL SECTOR

Shiryaeva K.-. 1 Borytko N.M. 2
1 Volgograd GAU
2 VSSPU
Summarizes research on state requirements for the training of future specialists of the agricultural sector, on the basis of which the content of professional communicative competence of the expert of the agricultural sector as a result of his educational training in schools is aimed at addressing the professionally significant problems in various fields of agricultural practices his complex communicative skills. Degree of formation of professional communicative competence is reflected in the efficiency of the following manifestations of its functions to the professional activities of the agricultural sector: information, predictive, organizing, an operational. Shows the structure of professional communicative competence of the future specialist agricultural sector includes the following components: cognitive-evaluative, integrative-activity and motivational and volitional. The data obtained for the diagnosis and goal-setting in the agricultural high school teacher, as well as allow you to go on to develop technological bases of professional communication specialist training of the agricultural sector in the process of training in high school, the most of the educational environment of the university.
functions and components of professional communicative competence of the future of the agricultural sector specialist
professional competence
competence
Условия современного (в т.ч., сельскохозяйственного) производства предъявляют все более высокие требования к коммуникативной подготовке специалиста аграрного профиля. При этом профессионально-коммуникативная компетентность специалиста аграрного сектора как образовательный результат его подготовки в вузе [1; 2; 4] должна обладать специфическими характеристиками, определяемыми особенностями сельскохозяйственного производства: многообразие видов производимой продукции животноводства и растениеводства и необходимость научно и в доступной форме разъяснить сельскохозяйственным рабочим особенности их действий в каждом случае; различная продолжительность технологических процессов (от нескольких недель до нескольких месяцев) и необходимость выстраивать систему прямых и опосредованных (через памятки, инструкции и т.п.) коммуникаций; все более широкое использование сельскохозяйственной техники и связанная с этим необходимость общения с представителями промышленного производства; непредсказуемость изменения природно-климатических условий и обусловленная этим потребность стимулировать работников сельскохозяйственного производства к принятию обусловленных ситуацией решений; рассредоточенность рабочих кадров и необходимость побуждать их к самостоятельным действиям и т.д. Все это обусловливает необходимость выявления содержания и структуры профессионально-коммуникативной компетентности специалиста аграрного сектора как образовательного результата его подготовки в вузе.

Сущность профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста аграрного сектора более всего выявляется через ее функции [4] в профессиональной деятельности: информационная, прогностическая, организаторская, операциональная. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Информационная функция выражается в умении систематизировать, структурировать, классифицировать, передавать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов аграрного предприятия и является логическим продолжением таких сущностных характеристик профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста агрария [5], как способность к обобщению, анализу, восприятию информации, с одной стороны, и умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, с другой. Так как в обязанности руководителя сельскохозяйственного производства входят сбор, обработка, систематизация и изучение информации, выявление отклонений от заданных программ и определение их причин, уяснение возможностей и путей ликвидации этих отклонений, оценка анализируемых материалов, представление отчетов вышестоящему руководству (в устной и письменной формах), содержащих рекомендации путей повышения качества и эффективности деятельности сельскохозяйственного производства в сложившихся условиях. С таким перечнем задач будущий специалист аграрного профиля сможет справиться, только если данная функция развита у него в полной мере. Если данная функция не развита у специалиста-агрария, предприятие сталкивается с информационным дефицитом, что ведет к несвоевременному обнаружению неполадок (как технического, так и человеческого факторов), что затормаживает либо делает невозможным ликвидацию этих отклонений.

В качестве примера из собственного педагогического опыта приведем занятие по иностранному языку со студентами 2 курса экономического факультета (в группе 20 человек), которым было предложено составить бизнес-план для открытия малого сельскохозяйственного предприятия (причем подразумевалось наличие теоретических знаний по данному вопросу), каждый студент получил в свою копилку 500 тыс. виртуальных рублей на открытие бизнеса (никаких ограничений по отраслям сельского хозяйства указано не было, на выбор были представлены: животноводство, растениеводство, рыбоводство...).

Результаты распределились следующим образом: 10 (50%) человек высказались по поводу непонимания задания и невозможности применения своих теоретических знаний на практике в контексте предложенной ситуации, из них 3 человека высказали желание рассказать о теоретических основах составления бизнес плана (речь идет о простом пересказе проработанного текста). 5 человек (25%) в какой-то мере справились с заданием, но испытали трудности при составлении официальных документов (отсутствовали знания о структуре документа и форме изложения информации, т.е. не развито умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь). В полном объеме с заданием справились только 5 человек (25%). В итоге только у 25% будущих специалистов аграрного сектора информационная функция была развита в полной мере, 50% показали низкий уровень ее развития (так как только 30% из этой группы смогли просто воспринять предложенную информацию, остальные 70% показали неспособность к обобщению, анализу и восприятию информации).

Если информационная функция развита чрезмерно, то специалист, имея достаточный багаж теоретических знаний (вследствие хорошо развитой способности систематизировать, структурировать, классифицировать, передавать и обобщать информацию), не способен работать в коллективе и не в состоянии находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность, поскольку его энергия направлена лишь на получение все большего количества информации.

Прогностическая функция выражается в способности спрогнозировать итоги собственных действий и действий коллег, рефлексии и толерантности, социальной направленности на партнеров по коммуникации. Она базируется на способности делать что-либо хорошо, эффективно с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды. В обязанности руководителя сельскохозяйственного производства входят управление, организация, планирование, прогнозирование и целеполагание, анализ, оценка, учет и контроль, исследование рынка, изучение спроса, анализ окружающей среды, осуществление товарной политики, инфратоварное обеспечение, поддержание жизненного цикла товара, ценообразование и ценовая политика, товародвижение и сбыт продукции, формирование спроса и стимулирование сбыта продукции, коммерческая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, учетно-финансовая деятельность, управление маркетингом.

Если данная функция не развита у специалиста аграрного сектора, то сельскохозяйственное предприятие сталкивается с целым рядом проблем: если нет цели в производстве, невозможно определить и пути ее достижения, предприятие находится в производственном хаосе, что в свою очередь негативно сказывается на его общем функционировании. Только при высокой степени саморегулирования, саморефлексии и самооценки возможна эффективная работа аграрного предприятия. Следует особо отметить, что чрезмерное развитие данной функции у специалиста-агрария отрицательно сказывается на всем производственном процессе предприятия, так как зацикливаясь на целеполагании и бросая все силы на их достижение, специалист, как правило, склонен к прожектерству, пренебрегает коллективом, считая, что только в его силах добиться поставленной цели.

На занятии по иностранному языку на 1 курсе Агроинженерного факультета студентам (в количестве 15 человек) было предложено, работая в группах по 5 человек (всего у нас получилось 3 группы), взять в аренду поле и вырастить на нем какие-либо сельскохозяйственные культуры (мы не ограничивали студентов жесткими рамками, предоставив им полную свободу выбора), реализация которых в дальнейшем принесет прибыль. Следует принять во внимание, что в распоряжении студентов были заранее разработанные глоссарии с достаточным количеством лексических единиц по заданной теме.

У студентов первой группы трудности возникли уже на подготовительном этапе, когда надо было определяться по поводу выбора сельскохозяйственной культуры для выращивания, они долго не могли договориться между собой предлагая разные виды растений от корнеплодов (картофель, лук, морковь, свекла...) до бахчевых культур (арбузов, дынь, тыкв...), причем в процессе обсуждения, студентами игнорировался факт районированности растений и климатических особенностей Волгоградской области. Мы можем констатировать факт неспособности постановки цели и выбора путей ее достижения.

Студенты второй группы лучше справились с заданием, в процессе обсуждения довольно быстро пришли к общему мнению (что говорит об их способностях к постановке цели и выбору путей ее достижения), но при выборе не учли спрос на данную сельскохозяйственную культуру, поэтому у них возникли некоторые трудности на этапе реализации продукции (здесь на лицо отсутствие быстрой, гибкой и адаптивной реакции на динамику обстоятельств и среды, в нашем случае это рыночные условия).

Студенты же третьей группы блестяще справились с заданием. В процессе конструктивного обсуждения, быстро определились что и каким образом будут выращивать, а также учли наличие спроса на данную сельскохозяйственную продукцию, повысив ее в цене за счет выделения средств на ее сохранение и продажи в несезон.

Организаторская функция, ведущая в структуре выделенных функций, дает возможность регулировать поведение собеседников, влиять на их установки и мнения, потребности и действия через общий стиль деятельности, совместимость людей, синхронность их действий. Она вытекает из таких сущностных характеристик профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста агрария, как овладение знаниями и умениями (готовность к кооперации, работа в коллективе) и способности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность.

Организационная деятельность руководителя сельскохозяйственным производством призвана создать целостность, единство, упорядоченность работы коллектива. Все отдельные системы, объединяясь, создают оптимально организованное целое. Так, должна сохраняться целостность экономической, организационной, технической и других подсистем и при этом обеспечиваться специализация, кооперация, ритмичность, синхронность и непрерывность работы производства. Для будущего специалиста агрария неумение работать с коллективом, неготовность к кооперации является серьезным барьером на пути эффективного функционирования сельхоз предприятия и достижения поставленных целей производства, а способность действовать только по шаблонам и теоретическим клише (без ситуативной составляющей) невозможно в современном постоянно меняющемся мире.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда в фермерское хозяйство приезжает новый агроном и для повышения производственной прибыли решает переориентировать деятельность данного хозяйства с возделывания одного вида растений на выращивание другого, мотивируя свое решение тем что данная сельскохозяйственная культура более неприхотлива к климатическим условиям Волгоградской области, у нее короче срок созревания, а прибыль, которая будет получена от ее реализации, будет выше. Перед агрономом стоит задача получить одобрение своей идеи, то есть в данной ситуации найти такие организационно-управленческие решения, чтобы мотивировать коллектив к кооперации, плюс ко всему готовность нести ответственность за эти решения.

Данная ролевая игра проводилась на занятии по иностранному языку со студентами Агроинженерного факультета 1-го курса и показала следующие результаты: из группы в 10 человек только 3 справились с заданием в полной мере, 5 человек просто выступили с докладом о плюсах и минусах возделывание данной сельскохозяйственной культуры, 2 человека попробовали войти во взаимодействие с коллективом, но сняли с себя всякую ответственность за результат данного предприятия.

Только 30% студентов справились с заданием, тем самым показав, что у них развита организаторская функция, остальные 70% показали либо ее отсутствие, либо недоразвитие.

Гипертрофированное развитие данной функции ведет к несостоятельности в быстрой, гибкой и адаптивной реакции на динамику обстоятельств и среды и неумении логически верно, аргументированно и ясно строить свои высказывания (как устные, так и письменные), в склонности к вождизму, к авторитаризму в общении с сотрудниками.

Операциональная функция наиболее полно выражает исследуемую компетентность именно как профессионально-коммуникативную, поскольку вытекает из четвертой сущностной характеристики, обеспечивает овладение знаниями и умениями, единство этих знаний и способности делать что-либо хорошо, эффективно с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки.

Специалисту современного сельскохозяйственного производства необходимо владеть разнообразием стратегий и тактик, совершенствованием форм и методов производства, информацией о нуждах и интересах потребителей, умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями, творчески подходить к распоряжениям вышестоящего начальства, в случае несогласия, тщательно обосновывать свои контраргументы.

Для студента-агрария в равной степени важны как сочетание теоретических общенаучных и узкоспециальных знаний по сельскохозяйственным дисциплинам, что является основой профессиональной адаптации будущего специалиста; так и личностные качества, которые переводят студента из позиции пассивного исполнителя инструкций и предписаний в позицию субъекта профессиональной деятельности [3], способного работать на максимуме своих возможностей (с точки зрения количественного и качественного критериев).

На наш взгляд, операциональная функция является единственной (из вышеперечисленных), где гипертрофированность не будет иметь негативных последствий, при условии, что все ее сущностные характеристики будут развиваться одновременно.

Структура профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста аграрного сектора включает в себя следующие компоненты: когнитивно-ценностный, интегративно-деятельностный и мотивационно-волевой. Каждый из этих компонентов заслуживает отдельного внимания.

Когнитивно-ценностный компонент (информационное взаимодействие личности и среды при непрерывно расширяющимся аксиологическом потенциале) обнаруживается по информационной функции (умение систематизировать, структурировать, классифицировать, передавать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов аграрного предприятия).

Осознание ценности усвоения знаний позволяет специалисту аграрного сектора достигать высоких результатов в профессиональной деятельности, знания становятся для него ориентиром в различных профессиональных и жизненных ситуациях. Осознание ценности и значимости профессиональных норм способствует профессиональной идентификации, т.е. самокритичности по отношению к профессиональным установкам аграрного сообщества.

Это предполагает сформированность у будущего специалиста способности к получению профессиональных знаний из различных источников; практическому анализу логики различного рода рассуждений; владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики; подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

Этот компонент оказывает заметное влияние на познавательные процессы и активность личности, на становление ее как профессионала своего дела, определяет характер общения личности в выбранной профессиональной сфере деятельности и место человека в общественной жизни, его статус. Как знания не появляются и не проявляются вдруг (они - результат длительного целенаправленного процесса), так и ценности сами по себе не являются регулятором деятельности развивающейся личности, для интериоризации ценностей необходимо сформировать у нее ценностные ориентации.

Интегративно-деятельностный компонент реализуется в продуктивном опыте по установлению соотношения рационального и эмоционального факторов в профессиональном общении, умении управлять групповой динамикой, занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, формулировать требования, конструктивно разрешать конфликты; обнаруживается по прогностической функции (способность спрогнозировать итоги собственных действий и действий коллег; рефлексия и толерантность, социальная направленность на партнеров по коммуникации).

Благодаря интегративно-деятельностному компоненту специалист аграрного профиля не просто действует, а самостоятельно, ответственно и инициативно взаимодействует с миром (как в общем, так и в профессиональном планах), при этом интегрируются профессиональные и личностные качества, что обеспечивает и облегчает профессиональное становление.

Мотивационно-волевой компонент (интерпретация профессионально важных качеств с учетом индивидуальности будущего специалиста аграрного сектора и вовлечением его в процесс динамичного постижения профессиональной деятельности) обнаруживается по организационной функции (ведущая в структуре выделенных функций, дает возможность регулировать поведение собеседников, влиять на их установки и мнения, потребности и действия через общий стиль деятельности, совместимость людей, синхронность их действий).

Благодаря мотивационно-волевому компоненту специалист аграрного сектора способен действовать не под давлением обстоятельств, складывающихся тем или иным образом, а в соответствии с самостоятельно выстроенной стратегией, то есть не подчиняться внешним обстоятельствам, а придерживаться самостоятельно выбранного курса.

Таким образом, сущностными характеристиками профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста агрария являются:

1) интегрированная характеристика качеств личности (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения);

2) овладение знаниями и умениями, необходимыми для работы по специальности, развитое сотрудничество с коллегами (готовность к кооперации, работа в коллективе);

3) единство сочетание знаний, способностей и установок (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь);

4) способность делать что-либо хорошо, эффективно с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды (способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность).

Понимание функций и структуры профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста агрария дает основание для диагностики и целеполагания в работе преподавателя аграрного вуза, а также позволяет перейти к разработке технологических основ профессионально-коммуникативной подготовки специалиста аграрного сектора в процессе его подготовки в вузе, максимально использовав возможности образовательной среды вуза.

Рецензенты:

Власюк И.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, ВГСПУ, г. Волгоград;

Куликова С.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, ВГСПУ, г. Волгоград.