Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF THE ASSESSMENT OF QUALITY OF DEVELOPMENT BY TEACHERS OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM

Tavstukha O.G. 1 Matvievskaya E.G. 1 Shavshaeva L.Yu. 1
1 FGBOU VPO "Orenburg State Pedagogical University"
Relevance of the conducted research is caused by updating of additional professional education by ideas of the humanitarian paradigm, acting as a basis of theoretical and practical support of actual level of the professional competence, assuming acceptance of a worthiness of the personality, equality of subjects of interaction, forming of the relations on the principles of dialogue and mutual responsibility, possibility of a choice of educational strategy. Features of an assessment of quality of development of the additional professional program on the example of the courses of basic professional development focused on professional development of preschool teachers in the field of psychology and pedagogical and scientific and methodical maintenance of educational process in the conditions of system updatings of Russian education are considered. Are presented system of estimated procedures on measurement of levels of professional competence of pedagogical workers of preschool education; results of research, the reason and solution of professional difficulties of students are analysed professional development.
professional competence
quality assessment
additional professional program

Смена парадигмы образования, имеющая ярко выраженную гуманитарную направленность, социальный заказ общества на педагога, способного адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям, обусловливают преобразования в дополнительном профессиональном образования. Обновление дополнительного профессионального образования идеями гуманитарной парадигмы, выступающее основой теоретической и практической поддержки актуального уровня профессиональной компетентности, предполагает принятие самоценности личности, равноправие субъектов взаимодействия, выстраивание отношений на принципах диалога и взаимной ответственности, возможность выбора образовательной стратегии [5].

В условиях инновационных изменений система дополнительного профессионального образования должна предоставлять педагогу возможность поддержки актуального уровня профессиональной компетентности на основе психолого-педагогического и предметно-методического сопровождения повышения квалификации. В свете вышесказанного определяется необходимость совершенствования оценки качества освоения дополнительных профессиональных программ, значимым показателем которой являются содержательные изменения в профессиональной компетентности педагогических работников.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Особенности оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы».

Цель исследования - изучить особенности оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы.

Теоретическую основу исследования составили подходы к разработке критериев и контрольно-оценочных процедур в системе образования (Т.Г. Браже [1], Е.Г. Матвиевская [2], В.Д. Шадриков [3]). На базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга разработана модель оценки качества освоения педагогами дополнительных профессиональных программ. На основе персонифицированной модели повышения квалификации разработаны контрольно-оценочные материалы для определения уровня профессиональной компетентности педагогов [4]. Рассмотрим особенности данной оценки на примере реализации дополнительной профессиональной программы для педагогов дошкольных образовательных организаций.

При совершенствовании оценки качества освоения дополнительной профессиональной программы педагогических работников дошкольных образовательных организаций используются идеи развития российского образования, представленные в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012; «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»; Федеральных целевых программах развития образования на 2000-2005 гг., 2009-2010 гг., 2011-2015 гг.; «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; положениях приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; Приказе Министерства образования и науки РФ № 499 от 01.06. 2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; Приказе Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 448н от 31.05.2011).

Целью обозначенной программы является обеспечение теоретической и практической поддержки актуального уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования на основе психолого-педагогического и предметно-методического сопровождения образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС к структуре, содержанию и условиям реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В соответствии с целью программы была разработана система оценочных процедур по измерению уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования. Модель оценивания качества освоения слушателями дополнительной профессиональной программы включает входную, текущую и итоговую диагностику. Критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования разработаны на основе базовых компетентностей (по В.Д. Шадрикову и Т.Г. Браже) и дополнены на основе опыта проведения диагностических процедур профессорско-преподавательским составом кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ.

Система контрольно-оценочных средств позволяет достаточно объективно оценить уровень профессиональной компетентности педагогов в соответствии с разработанными критериями и показателями; создать неперсонифицированную аналитическую информацию о достижениях педагогов и профессиональных затруднениях, используемую при корректировке дополнительной профессиональной программы; получить персонифицированную информацию для организации индивидуальной работы со слушателями. Системная диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов включает выполнение самодиагностических процедур, проводимых слушателями на основе разработанных критериев и показателей.

1. Входная диагностика проводится по следующим модулям: «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности», «Содержание образования, образовательные области и программы». Содержанием входной диагностики является изучение уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по вопросам организации образовательного процесса в ДОО. Она проводится преподавателем или методистом в виде письменного контроля. Материал анализируется проводящим входную диагностику сотрудником, результаты интерпретируются на основе разработанной таблицы в аналитической записке, новостной рассылке на сайте ИПКиППРО. Итоги диагностики влияют на корректировку содержания лекционных и практических занятий со слушателями в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями педагогов. Итоги диагностики влияют на корректировку содержания лекционных и практических занятий со слушателями в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями педагогов.

2. Текущая диагностика проводится профессорско-преподавательским составом, реализующим дополнительную профессиональную программу, на лекциях и практических занятиях. Главным методом диагностики является эмпирическое наблюдение за проявлениями различных критериев и показателей профессиональной компетентности у педагогов в ходе обсуждения актуальных проблем педагогической теории и практики, дискуссий, выполнения самостоятельных и проектных работ в микрогруппах. Итоги текущей диагностики используются в ходе интерпретации результатов контрольно-измерительных процедур.

3. Выходная диагностика. Зачет проводится по модулям: «Общество и образование», «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности». Содержанием проведения зачетной процедуры является изучение уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по вопросам организации образовательного процесса в ДОО. Проводится зачет преподавателем или методистом в виде письменного контроля, по итогам которого формируется по заданной на кафедре форме аналитический отчет об уровне профессиональной компетентности педагогов. Экзамен проводится в рамках модуля «Содержание образования, образовательные области и программы». Содержанием проведения экзаменационной процедуры является изучение уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по вопросам организации образовательного процесса в ДОО. Проводится экзамен преподавателем или методистом в виде письменного контроля, по итогам которого формируется по заданной на кафедре форме аналитический отчет об уровне профессиональной компетентности педагогов. Защита выпускной аттестационной работы проводится в форме процедуры, в ходе которой слушатель (группа слушателей) представляет разработанную в ходе курсовой подготовки дополнительную образовательную программу, исследовательскую работу, проект и др. Руководство ВАР осуществляется ППС кафедры. По итогам первого и второго полугодий учебного года ППС представляется аналитическая записка об уровне профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования на основе зафиксированных входной, текущей, итоговой аттестаций результатов.

Рассмотрим результаты исследования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, проведенного в соответствии с представленной системой контрольно-измерительных процедур. Уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования определялся на основе базовых компетентностей. Педагоги дошкольного образования показали следующие результаты курсовой подготовки.

Компетентность в области личностных качеств. На начало курсовой подготовки уровень компетентности педагогов: высокий уровень - 10%, средний - 67%, низкий - 18%; итоговая диагностика приращения - 9%. Компетентность в области постановки целей и задач. Результаты входной диагностики: высокий уровень - 9%, средний уровень - 60%, 31% - низкого уровня; результат итоговой диагностики (экзамены, защита ВР) - 16%-ое приращение. Компетентность в области мотивации образовательной деятельности. На начало курсовой подготовки высокий уровень - 11%; средний уровень - 62%; низкий уровень - 27%. Приращение - 19%. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности. Высокий уровень - 11%; средний уровень - 62%; низкий уровень - 27% на начало курсовой подготовки. Результаты итоговой диагностики (зачеты, экзамены, защита ВР) - приращение по компетентности составляет 8%. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений. Показатели на период начала курсовой подготовки: высокий уровень - 12%; средний уровень - 75%; низкий уровень - 13%. Приращение уровня компетентности 6%. Компетентность в области организации образовательной деятельности. На период начала курсовой подготовки: высокий уровень - 8%; средний уровень - 53%; низкий уровень - 39%. Приращение компетентности - 7%.

Таким образом, на начало курсовой подготовки 11% педагогов продемонстрировали высокий уровень, 65% - средний уровень, 24% - низкий уровень профессиональной компетентности. По окончании обучения показатели компетентности педагогов изменились: 25% - высокий уровень, 65% - средний уровень, 10% - низкий уровень на момент защиты ВАР. Приращение составило 14%. Прирост уровня профессиональной компетентности педагогических работников произошел за счет: разработки методического обеспечения к дополнительным профессиональным программам (тезисы лекций, заданий для практических занятий и самостоятельной работы слушателей); индивидуального консультирования слушателей руководителями выпускных аттестационных работ; разработки информационного ресурса профессорско-преподавательским составом и методистами кафедры: использование консультационной линии «Педагогический Эверест», персонального сайта «Волшебный сад детства», блогов «Гуманитарная информационно-образовательная среда» и «Детство - детям»; усиления практико-ориентированной части курсов: организованы стажерские площадки по направлениям профессиональной деятельности педагогических работников дошкольного образования; организуются мастер-классы, проводимые ППС, методистами и мастерами.

На основе анализа диагностических материалов были выявлены следующие затруднения у обозначенной категории слушателей: отсутствие навыков проектирования программ различного типа, определения системы оценки и критериальной базы оценивания результатов в соответствии с ФГОС, навыков составления списка использованных информационных ресурсов; значительные трудности в формулировке целей и разработке путей их достижения, определении содержания и видов деятельности в соответствии с целевыми установками; затруднения в основных образовательных понятиях вследствие недостаточного владения материалами, сопровождающими реализацию ФГОС; низкий уровень ориентирования в эффективных педагогических технологиях, отсутствие возможности их применения для повышения уровня образовательных результатов дошкольников; низкий уровень профессиональной компетентности в области информационных основ педагогической деятельности, недостаточное умение грамотного использования ИКТ в образовательном процессе ОУ; низкий уровень сформированности рефлексии, затруднения в выявлении проблем в собственной профессиональной деятельности, определении достижений и затруднений и способов их преодоления.

Проблемы профессиональной компетентности слушателей обусловлены следующими причинами. Внешние причины: ожидание от преподавателей ИПК алгоритмов деятельности в решении педагогических проблем; несогласованность в требованиях методических служб к написанию программ; личностные проблемы (неуверенность в себе, внешний локус контроля, «расплывчатое, неструктурированное» самосознание, страх оценивания, доминирование мотивации избегания неудач); профессиональные деформации (консервативность, авторитарность, преобладание предметной направленности над гуманистической, репродуктивное обучение, педагогическая ригидность); эмоциональное выгорание (высокий уровень эмоционального истощения, редукции личных достижений, деперсонализация); хроническая усталость. Внутренние причины: несовершенство кадрового ресурса (ППС) в плане отсутствия знаний теорий мотивации и мотивационных механизмов для использования их в процессе повышения квалификации; несовершенство научно-методического ресурса, разрабатываемого ППС: учебно-методические и научно-методические материалы недостаточно разработаны, а имеющиеся могут быть не доступны для слушателей; несовершенство информационного ресурса: предлагаемый для диссеминации материал создается только методистами, ППС, реализующий программу курсовой подготовки, не принимает достаточное участие в создании диссеминационных материалов; несовершенство организационного ресурса: отсутствие достаточных возможностей полноценной реализации занятий с элементами тренинга и получения персонифицированной обратной связи в связи с большим количеством человек в группах.

Для достижения более значимых результатов в обеспечении теоретической и практической поддержки актуального уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования необходимым является совершенствование ресурсов: учебно-методического, информационного, кадрового, организационного, материально-технического. Представим необходимые пути решения рассматриваемой проблемы. В рамках учебно-методического ресурса целесообразным считаем: совершенствовать фонд оценочных средств по определению уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по результатам апробации проведенных диагностических процедур; совершенствовать методическое обеспечение к дополнительной профессиональной программе, тезисы лекций, заданий для практических занятий, самостоятельной работы слушателей; изменение тем в модулях программы, корректировку часов на определенные темы и модули в зависимости от выявленных профессиональных затруднений слушателей; подготовку учебно-методических пособий по направлениям профессиональной деятельности для блокирования профессиональных затруднений и удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей педагогов; повышать эффективность практических занятий с активным использованием эффективных технологий обучения.

При осуществлении деятельности в рамках информационного ресурса значимым является продолжение деятельности профессорско-преподавательского состава и методистов кафедры по организации: консультационной линии «Педагогический Эверест», сайтов ИнтеВики, «Волшебный сад детства», блогов «Гуманитарная информационно-образовательная среда», «Детство - детям». Необходимо также: диссеминировать позитивный опыт педагогов; участвовать в вебинарах, проводимых ведущими специалистами по направлению профессиональной деятельности слушателей; привлекать слушателей к использованию электронной библиотеки, информационных банков; пополнять сайт ИПКиППРО методическими рекомендациями; разработать платформы moodle для получения общих данных по результатам проведения диагностических процедур определения уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования; подготовить дистанционные лекции, практические, самостоятельные занятия к размещению на платформе moodle. При совершенствовании кадрового ресурса значимым является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры по актуальным вопросам педагогики, психологии, предметной области и методики преподавания дошкольного образования. В рамках организационного ресурса необходимо: совершенствование взаимодействия с заведующими районными методическими кабинетами для сбора социального заказа и комплектования групп; продолжение работы по приглашению слушателей на курсовую подготовку с личным ноутбуком в условиях функционирования зоны Wi-Fi.

Таким образом, рассмотрены особенности оценки качества освоения педагогами дошкольного образования дополнительной профессиональной программы, ориентированной на повышение квалификации в области психолого-педагогического и научно-методического сопровождения образовательного процесса. Представлена система оценочных процедур по измерению уровней профессиональной компетентности педагогических работников, проанализированы результаты исследования, пути решения профессиональных затруднений слушателей курсов в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга.

Рецензенты:

Коровин С.С., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Москвина А.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.