Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME ISSUES OF THE URBAN EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT

Shesterneva N.N. 1
1 GOBO of higher professional education "St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering"
The article discusses the development of urban education in the context of some post-industrial trends, including ecologization of urban development activity, the involvement of residents and members of other professions in the decision of urban issues, the increasing importance of social studies and, as a result of the changing role of the designer in an urban practice. The article presents the results of interviews with Russian city planners, who were given the opportunity to summarize expert opinions on the required professional competencies that enable graduates hold high career positions. Together with the requirements of federal state educational standards, defining "general cultural" and "professional" competence for each direction of learning were offered a list of "synthetic" competencies, taking into account the unique features of urban development activities. Comparison and analysis of ideas about the professional qualifications of a city planner, characteristic of the 20th century, and popular in modern cities, makes it possible to make conclusions about the evolution of the educational paradigm in urban planning education: from "knowledge" and rationalist - to the phenomenological and «world outlook».
urban education
«world outlook» education paradigm
synthetic competence
Современный этап в развитии системы российского градостроительного образования отличает настойчивое стремление к профессиональной самоидентификации, которая сегодня является логичным последствием того факта, что сложившаяся советская традиция совместного развития «архитектурно-градостроительной деятельности» не в состоянии более вмещать в себя все направления градостроительной науки, разросшиеся за последние десятилетия до вполне самостоятельных исследовательских направлений. Однако, система профессиональной подготовки градостроительных кадров продолжает оставаться в тени, сохраняя вектор развития, заданный еще трудами Бочарова Ю.П., Мелодинского А.П., Метленкова Н.Ф., Степанова А.В. и немного скорректированный в последние годы рядом педагогических исследований (Кармазина Ю.И., Гудкова А.А., Морозовой О.В., Бобиковой Л.К. и др.), затрагивавших вопросы творческого и инженерного образования.

Таким образом, актуальность исследования определяется острой необходимостью всестороннего изучения различных аспектов современного состояния российской системы градостроительного образования в контексте динамично изменяющихся потребностей современного общества.

Градостроительное образование как часть системы профессиональной подготовки кадров появилось в эпоху индустриального города. Наиболее востребованными компетенциями на тот момент являлись: образность мышления и способность создавать узнаваемые графические образы [5]; глубокие знания конструктивных и технологических особенностей каждого объекта; аналитический склад ума [5] (табл. 1).

Таблица 1

Профессионально значимые свойства для градостроителя в 20 веке

Исторический этап

Наименование профессионально значимого свойства

Профессиональные задачи, для решения которых востребованы данные свойства

1910-1950 гг.

Навыки расчетно-аналитической деятельности [5]

Регулирование земельных отношений, инженерные расчеты; составление юридической документации и разработка градостроительных регламентов

Навыки работы с юридической документацией

Художественные навыки, навыки представления результатов проектирования [6]

Упорядочивание процессов землепользования путем картографического закрепления принимаемых градостроительных и юридических решений; реализация идея функционального зонирования территории

1950-1980 гг.

Навыки работы с разными слоями населения [5]

Социальное планирование; учет интересов жителей, борьба с последствиями урбанизации и «ложной урбанизации» [5,7]

Навыки разработки долгосрочных проектов

Экологическое планирование [1]; учет и анализ различных исходных данных

Навыки дипломатической и пропагандистской деятельности [5]

Привлечение разных слоев населения к участию в проектировании и обсуждении проектов [9]

1980-2000 гг.

Навыки работы с юридической и экономической документацией; навыки расчетно-аналитической деятельности [7]

Финансовое планирование [5]; разработка механизмов, позволяющих муниципальным властям получать максимальную прибыль от использования территории

Работа с объектами недвижимости, поиск эффективных решений для повышения стоимости городских объектов [9]

В дальнейшем целый ряд явлений (рост роли гуманитарных знаний в деятельности градостроителя [1], повышение значимости социально-психологических исследований [1,3]; изменение роли специалиста [4] в области городского планирования  (востребованность активного консультирования и "соучастия" в процессах развития города, инициируемых жителями [4]); экологизация градостроительной деятельности [8]; рост заинтересованности общества в решении градостроительных задач, необходимость разработки приемов опережающего профессионального обучения для школьников и взрослых, имеющих другое профессиональное образование [6,7]) спровоцировал значительное расширение этого списка. Это происходило на фоне активного включения в решение вопросов развития города представителей смежных специализаций (дизайнеров, художников, психологов, политиков), что порождает тенденцию «размывания профессиональных границ» и создает потребность в упрощении профессионального языка и его универсализации.

Эти тенденции не могли не сказаться на состоянии системы градостроительного образования [9]. В работах педагогов 21 века преобладают вопросы поиска эффективных образовательных приемов для развития определенных личностных качеств. Глубина и объем имеющихся знаний при этом теряют свое первостепенное значение. На первое место выходят качества, востребованные не столько в рамках конкретного вида деятельности, сколько в пост-индустриальном обществе вообще [1, 9]. В связи с этим основная гипотеза проведенного исследования может быть сформулирована следующим образом: при составлении списка профессиональных качеств специалистов в области градостроительства наиболее востребованными на современном этапе развития общества становятся нравственные и социально-психологические качества, определяющие способность к гибкому и эффективному поиску личностных стратегий в условиях постоянно меняющихся внешних условий.

Цель проводимого исследования - сравнительный анализ комплекса профессиональных качеств специалиста в сфере градостроительства, востребованного на разных этапах развития городских поселений. Основные задачи данного исследования предопределили список  применяемых методик: обобщение трендов в развитии градостроительной деятельности [1,3,5]; проведение опросов среди градостроителей и архитекторов, занимающих руководящие должности в крупных петербургских проектных организациях. Методика проведения опроса экспертов в области градостроительства основывалась на традиционных опросах для определения профессиональных компетенций. Опрос состоял из 25 пунктов, вопросы включали в себя три блока: отношение эксперта к профессиональному уровню выпускников по специальности «градостроительство» (обобщение субъективного мнения эксперта об эффективности получаемого образования), описание  наиболее востребованных профессиональных качеств (обобщение субъективного мнения эксперта о востребованности профессиональных качеств и свойств,  а также их подробное описание) и их ранжирование [2]. Всего было проведено и проанализировано 30 интервью.

По результатам опроса [2] был составлен список универсальных компетенций, которые получили рабочее название «синтетические компетенции» (и представляют собой развитие списка «общекультурных» и «профессиональных» компетенций, определенных для каждого направления обучения федеральными государственными образовательными стандартами). Выявленные «над-профессиональные» свойства, озвученные экспертами, могут быть условно объединены в три группы:

  • Первая группа параметров - "научно-исследовательский потенциал учащегося" включает в себя: "способность к сравнению многокомпонентных разнотиповых объектов": свойство, определяющее степень готовности к детализации и обобщению объектов, не имеющих очевидных общих свойств и качеств; "способность к моделированию"; "склонность к поиску нетиповых решений".
  • Вторая группа параметров - "Когнитивно-стилевая зрелость" объединяет такие свойства как "поленезависимость" (определяет способ восприятия, особенности межличностного взаимодействия в условиях учебной деятельности; особенности информационно-поисковых стратегий); "рефлективность" (выявляет способ принятия решения, выдвижение гипотезы в ситуации альтернативного выбора, способность/ неспособность к тщательному предварительному анализу из целостной пространственной ситуации); диапазон эквивалентности ("синтетичность") определяет способ мышления, склонность ориентироваться на различия или сходства объектов, обращая внимание на детали и отличительные признаки.
  • Третья группа параметров "Самостоятельность и инициативность" включает в себя коммуникационные навыки и оценку инициативности учащегося.

Для сравнения были обобщены современные мнения европейских и американских работодателей (результаты приведены в табл.2). Многие профессиональные сообщества [9,10] приводят список востребованных качеств как руководство для будущих сотрудников. Вектор развития профессиональных компетенций в сравнении с требованиями 20 века (см. табл.1) существенно сместился в сторону коммуникативных и управленческих навыков.

Таблица 2

Профессионально значимые свойства для градостроителя в 21 веке (анализ европейских и американских открытых источников)

№ п/п

Наименование профессионально значимого свойства

Профессиональные задачи, для решения которых востребованы данные свойства

1.

Аналитические навыки [7,9]

Учет и анализ информации из различных источников, включающих в себя данные социологических, экологических и других исследований

2.

Навыки коммуникации и сотрудничества [5,7]

Общение с широким кругом партеров и интересантов

3.

Навыки принятия решений [4,5]

Поиск оптимально эффективных решений с учетом максимально широкого круга исходных данных

4.

Управленческие навыки [4,7,5]

Управление долгосрочными проектами

5.

Навыки представления результатов проектирования [1,9]

Поиск и создание графического образа, отражающего результаты проектной деятельности, общение с разными группами населения

6.

Творческий взгляд на решение проблем [1,5,9]

Поиск творческих решений, поиск вариантов альтернативных решений

Таким образом, глазами современных ученых [1,4,10] градостроительство предстает одним из направлений социальной деятельности, требующим наличия, прежде всего специфических личностных качеств (настойчивость, личная организованность, решительность и др). В списке востребованных качеств упоминаются не только навыки исследовательской работы или коммуникативные качества, но и особенности индивидуальных поведенческих стратегии, а также психологические особенности личности (аналитичность ума, интуиция). Тогда как в работах педагогов прошлого века список требуемых навыков отражал схожесть градостроительной специализации с другими инженерными дисциплинами [1] и был сконцентрирован на решении прикладных задач по упорядочиванию территориального планирования. Эта тенденция носит позитивный характер, так как стимулирует значительный рост специальных дисциплин в образовательной практике и поощряет участие представителей смежных специальностей в обучении градостроителей. Также  создаются предпосылки для дальнейшего развития российского градостроительного образования вне жестких рамок архитектурных школ, что соответствует мировым тенденциям.

Хронотопическая модель развития специальности «Градостроительство»

Обобщая топологические модели организации образовательного процесса в сфере градостроительства и динамично меняющийся список требуемых профессиональных компетенций (рисунок) можно определить границы эффективного использования применяемых сегодня образовательных парадигм. Упоминаемые ранее социально-экономические предпосылки формируют запрос общества на специалистов, подготовленных в иной топологической организации образовательного процесса. Для воспитания востребованных личностных качеств будущих градостроителей организация учебного процесса не должна быть подчинена классно-урочной модели, требуется вариантное развитие гуманистической образовательной парадигмы с ее креативно-исследовательским подходом к решению нетиповых задач, преимущественно являющихся сегодня основой градостроительной деятельности. Также могут быть сделаны следующие выводы:

  • Переход от индустриального к постиндустриальному типу городских поселений спровоцировал изменение роли специалиста в сфере проектирования и развития города, которая более не заключается только в необходимости обучения решению эстетических, конструктивных и расчетных задач. Основные роли градостроителя в современном обществе - посредничество (в решении задач по урегулированию взаимных интересов различных участников градостроительных процессов), визуализация (доступное и полное объяснение, представление и обсуждение принимаемых планировочных решений) и поиск альтернативных решений (для оптимально широкого учета всех имеющихся интересов)
  • Социально-экономические и политические условия зачастую выступают в роли факторов дополнительного ограничения или давления на систему профессионального образования, провоцируя ее на гибкие изменения списка получаемых в процессе обучения компетенций; при этом складывается ситуация, когда однонаправленность векторов развития градостроительного образования (например, российского и европейского) требует реализации принципиально разных образовательных моделей и получения отличных друг от друга профессиональных навыков
  • В связи с этим можно констатировать, что для современного российского рынка труда наиболее востребованными для градостроителей становятся навыки исследовательской работы ("научно-исследовательский потенциал учащихся"), когнитивно-стилевая зрелость и инициативность. Это стимулирует развитие новой парадигмы в системе градостроительного образования. Традиционалистическая «знаниевая» парадигма, основанная на классно-урочной топологической модели организации образовательной среды и обеспечивающая приобретение навыков, востребованных индустриальным обществом, постепенно должна меняться мировоззренческой «гуманистической» парадигмой, более соответствующей потребностям постиндустриального градостроительного образования.

Рецензенты:

Митягин С.Д., доктор архитектуры, профессор, профессор кафедры градостроительства, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург;

Нефедов В.А., доктор архитектуры, профессор, профессор кафедры градостроительства, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.