Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRACTICE OF PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS AT THE HIGH SCHOOL

Grakhov V.P. 1 Mokhnachev S.A. 2 Kislyakova Yu.G. 1 Anisimova N.V. 1
1 Izhevsk state technical University named after M.L. Kalashnikov
2 Eastern-European Institute
This article discusses the changes that occur in high school at the beginning of the XXI century, the issues of forming a new education system. Improvement of quality of professional training of modern graduates in universities makes them more competitive on the labour market. Skills of independent knowledge acquisition, the solution of tasks, team work are the most popular. Authors investigate questions of the organization and promoting of project education at the higher school as the method that performs a large number of functions. Influence of the All-Russian student´s forum on development of research activity of students is considered. Describes the stages of the Forum, the final program of the federal stage, activities and discussion platforms, summarizing the work of the Forum. The survey is made with the help of General scientific methods of theoretical research (analysis and synthesis). In article the concept of project education is expanded, authors developed recommendations on introduction of project activities in the curriculum of the university. Using of the received results in educational practice allows to consider experience of participation in similar student´s forums when training future specialists.
education system
project activity of students
student´s forum
Изменения, происходящие в России на рубеже XX-XXI веков, затронули и высшую школу. Система нацеленного на обслуживание индустриального производства и сельского хозяйства советского образования в современных условиях перестала быть актуальной. Возникла необходимость формирования новой системы образования, способной гибко реагировать на запросы общества, возникшие в условиях рыночной экономики и глобализации. Сложность и противоречивость экономических, культурных, социальных процессов породила серию реформ в сфере образования в различных странах мира, в том числе и в России. Важным условием интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство является переоценка значимости образования и его места в сфере общественного производства [6, с.6-7].

На сегодняшний день актуальна проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузах. Для того чтобы быть конкурентным на рынке труда, недостаточно обладать фундаментальными знаниями по специальности. Современный выпускник должен также продемонстрировать владение информационно-коммуникационными технологиями, а также ряд личностных качеств, таких как креативное и критическое мышление, активность, способность к самоорганизации целеустремленность, стремление к профессиональному росту и другие [1].

Профессиональные качества выпускника, отвечающие требованиям рынка труда:

  • профессионализм;
  • инициатива и желание работать;
  • умение работать в команде.

От компетентного сотрудника требуются навыки свободного применения теоретических знаний на практике, постановки целей и задач, нахождения средств на их реализацию, планирования будущей деятельности и презентации результатов своей работы. То есть от специалиста ждут умения создать проект, опыта в проектной деятельности. В связи с этим проектные технологии необходимо использовать уже при обучении студентов. Не случайно одним из важнейших средств решения проблем молодежи в современном российском обществе является программный механизм реализации основных направлений государственной молодежной политики, который четко прописан в действующей Стратегии государственной молодежной политики, разработанной на период до 2016 года [10].

В XXI веке пассивные методы обучения, когда преподаватель дает знания, а обучающийся их воспринимает, становятся менее актуальными. Существуют проблемы, связанные с инертностью системы образования и ее неспособностью трансформироваться в соответствии с быстро меняющимися технологиями. Наряду с этим часто присутствует низкая мотивация обучающегося при усвоении знаний, неспособность к практической деятельности. Объем учебного материала постоянно возрастает и обновляется, что требует применения новых интерактивных и инновационных методов обучения. Студент должен приобрести навыки самостоятельного получения и усвоения знаний, чтобы иметь в течение всей жизни возможность повышения профессиональной компетенции [7,с. 77-78].

Метод проектов должен широко применяться в высшей школе. Создание проектов в вузе проявляется в курсовом и дипломном проектировании. Однако они могут быть шаблонными и не иметь ориентации на практику.

Проектное обучение может выполнять большое количество функций. В ходе подготовки проектов студенты учатся ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать знания из смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач и оптимальное использование имеющихся средств. Студенты младших курсов при таком подходе быстрее адаптируются к учебе, имеют возможность приобщиться к научно-исследовательской деятельности, показать свои интеллектуальные и творческие способности. Проектное обучение развивает самостоятельную деятельность студентов, при этом обучающийся работает над проектом в течение заданного временного периода индивидуально либо в группе. При защите проекта выступающий развивает монологическую речь, при последующих обсуждениях и работе в команде - диалогическую. При таком подходе к обучению знания лучше усваиваются и приобретают личностный смысл.

Технология проектного обучения рассматривается как компонент системы продуктивного образования, который включает совокупность приемов, позволяющих стимулировать интерес обучающихся к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде образовательного или социально-культурного продукта [5].

Метод проектов позволяет гибко организовать учебный процесс и найти индивидуальный подход к каждому, способствует развитию личности студента, дает возможность выбрать более удобный способ усвоения знания и темп выполнения работы. При этом студент становится активным участником процесса познания, а преподаватель выступает в роли организатора общей работы, консультанта, создает условия для проявления инициативы студентов.

Сегодня в науке известна этапность выполнения работ при создании проекта (рис.1). На наш взгляд, в ходе разработки проекта важным является четвертый этап - анализ задач, поставленных на первом этапе, определение, достигнут ли желаемый результат.

Рис.1. Этапы выполнения работ при создании проекта

При использовании технологии проектного обучения у наиболее талантливых студентов рождаются проекты, способные внести положительные изменения в самые различные сферы жизни общества. Площадками, собирающими лучшие проекты студенчества вместе и позволяющими самореализоваться, являются Всероссийские студенческие олимпиады и Всероссийский студенческий форум [2, с.192; 3, с. 176].

Организатором Всероссийского студенческого форума является Министерство образования и науки Российской Федерации при участии Федерального агентства по делам молодежи, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций Российской Федерации [9].

Форум проводится с целью активного вовлечения его участников в реализацию государственной молодежной политики через формирование проектных инициатив, развитие активной жизненной позиции молодежи и студенчества как кадрового резерва экономики страны [9].

Всероссийский студенческий форум проводится в 3 этапа: региональный, окружной, а затем федеральный. Региональный этап проводится базовым вузом, закрепленным за регионом проживания студента. Для Удмуртской республики базовым вузом является ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова». Далее наиболее интересные проекты рассматриваются на окружных образовательных форумах. Лучшие проекты, отмеченные на окружном туре, направляются для участия в федеральном этапе форума.

Конкурсный отбор проектов происходит по следующим номинациям: «Научный прорыв», «Без границ», «Развитие среды», «Новые компетенции», «Высшая лига».

В номинации «Научный прорыв» участвуют научные исследования и разработки в области: математики и механики; физики; астрономии и астрофизики; химии и химических технологий; наук о материалах; медицины; биологии; сельскохозяйственных наук; наук о Земле; технических и инженерных наук; общественных и гуманитарных наук; информационно-телекоммуникационных систем и технологий.

Номинация «Без границ» посвящена проектам интернет-площадок (порталов, форумов, сайтов, социальных сетей) и мероприятий (клубы, сообщества, организованные встречи, конференции, конкурсы, проектные сессии) для взаимодействия различных специалистов и заинтересованных лиц по вопросам развития и продвижения инновационных проектов.

В номинации «развитие среды» участвуют коммуникационные и информационные проекты, направленные на развитие медиа-среды, творчества, добровольчества и патриотизма, спорта и здорового образа жизни.

«Новые компетенции» - это программа методик и образовательных мероприятий, направленных на развитие новых навыков и компетенций. Проект мероприятия в формате образовательного форума, программа которого состоит из мастер-классов, лекционных и практических занятий.

В номинации «Высшая лига» представляются проекты по любой из номинаций, которые имеют положительный результат внедрения и реализации на практике, получившие первичное официальное одобрение в результате проверки, и претендуют на звание лучшей практики [9].

Федеральный этап Всероссийского студенческого форума в 2013 г. состоялся с 12 по 16 ноября в г. Санкт-Петербург. Форум объединил более 1500 участников со стороны учащейся молодёжи и экспертного сообщества. Из них более 500 участников составили молодые ученые, представляющие свои разработки и проекты, победившие на конкурсных этапах в течение года. Также участниками форума стали студенты-активисты и представители различных молодежных объединений. Девиз форума «О будущем - без должностей и галстуков» настраивал на создание атмосферы единой сплоченной команды участников и экспертов.

Работа на форуме была построена в формате научно-деловых игр. Разделение участников происходило по номинациям, к которым относились их проекты, а далее по лабораториям и малым группам. На основе своих индивидуальных проектов участники разрабатывали методом «мозгового штурма» новые командные, продумывали все этапы их реализации. Отвечая на вопросы при защите новых проектов, студенты получили возможность посмотреть на свои проекты со стороны, определяли их «слабые» места и получали информацию, необходимую для последующей доработки, учились отстаивать свою точку зрения. Компетентные эксперты давали советы по перспективам развития и реализации проектов.

Программа второго дня форума проводилась также в разделении в соответствии с номинациями на базе ведущих вузов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Национального минерально-сырьевого университета «Горный». Помимо деловых игр в этот день состоялись заседания 15 молодежных комиссий по различным тематикам, рассматривались актуальные для студентов вопросы, связанные с работой студенческих научных обществ, молодежным предпринимательством, трудоустройством выпускников, развитием студенческого самоуправления, внеучебной деятельностью студентов и многие другие проблемы из жизни студенчества и общества в целом.

В рамках форума состоялся диалог «Ректор-студент» - прямой разговор, позволивший задать интересующие вопросы и обменяться мнениями главам вузов и представителям студенчества, узнать об опыте других вузов. Такой формат встреч способствует развитию партнерского взаимодействия между ректорами и студентами, выявлению общих целей и задач по развитию вуза.

По итогам форума отмечены 100 самых активных участников, показавших себя при защите проектов, в ходе научно-деловых игр и обсуждений. Победителями форума признаны 7 проектов, из них 4 индивидуальных и 3 интегральных, созданных на площадках форума. Проекты-победители получили финансовую поддержку Министерства образования и науки РФ, позволяющую далее развивать перспективные идеи.

Всероссийский студенческий форум способствует популяризации исследовательской проектной деятельности студентов. Участие в форуме показывает, что занятие наукой на сегодняшний день является престижным и перспективным. Мнение молодежи интересно руководителям государства, существует программа поддержки талантов, дающая им возможность проявить себя на территории России. Во время форума авторы проектов имели возможность пообщаться с ребятами из разных регионов, найти единомышленников, услышать мнение экспертов, заинтересованного бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов, обменяться опытом, настроиться на дальнейшее развитие и получение новых знаний. Ведение научных исследований, проектная деятельность студентов и молодых ученых необходима, только таким путем страна будет развиваться и прогрессировать.

На наш взгляд, идея проектного образования является очень своевременной, и ее реализация требует совершенствования рабочих планов и рабочих программ по ряду специальных дисциплин, изучаемых в высшей школе [4, с.197], затрагивая и самостоятельную работу студентов [8].

Для более качественной разработки проектов необходима реализация концепции «сквозного проектирования», предусматривающей выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации по одной тематике, начиная со второго курса обучения. Зачеты, контрольные работы, курсовые проекты целесообразно выполнять по теме проекта, отклоняясь от стандартных требований программ обучения.

Рецензенты:

Алексеева Н.А., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономического анализа и статистики, ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», г. Ижевск.

Ростовская Т.К., д.соц.н., профессор, заместитель начальника научно-исследовательского отдела, ФГБНУ «Главэкспертцентр» Рособрнадзора, г. Москва.