Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE PROBLEM OF PERSONNEL OCCUPATIONAL HEALTH

Yanovich K.V. 1 Kornilova A.A. 2 Alekseeva N.A. 2 Budko D.Yu. 3
1 Research Institute of Military Academy of Logistics
2 Rostov State Medical University
3 Military Medical Academy named after S.M. Kirov
The current review is dedicated to the state of the problem of military personnel occupational health. It has been established that V.A. Ponomarenko´s conception of occupational health is an effective basis for psycho-physiological support implementation in military aviation. The above-mentioned conception methodology should be taken into account in improving the medical provision not only of the air force pilots and remotely piloted aircraft operators but the other armed forces components and arms military personnel. The article presents the views of Russian scientists on the nature of occupational health of servicemen, given the characteristics of its structural components, shows the relationship of occupational health, safety and longevity of military specialists. It has been proved that it is actual and necessary the further improvement and introduction of the measures for health maintenance of the military personnel carried out tasks in the extreme conditions of their occupational activity.
air force pilots
extreme conditions of activity
military personnel
occupational health
occupational reliability
remotely piloted aircraft operators

Изучение профессионального здоровья военнослужащих неразрывно связано с исследованиями в области физиологии, гигиены и психологии военного труда. У истоков исследования проблемы профессионального здоровья в России стоял В.М. Бехтерев. По его инициативе и под его руководством в Петрограде в 1918 г. был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности, в котором была создана лаборатория труда. В задачи лаборатории входили: разработка мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. Под председательством В.М. Бехтерева в январе 1921 г. в Москве прошла 1-я Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. В докладах самого В.М. Бехтерева и его коллег рассматривались вопросы оздоровления трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих [13].

В Советском Союзе стимулом к научным разработкам в прикладных областях военной медицины послужило развитие военной техники и вооружения в 50-60-е годы прошлого века. Повышение роли человека в современных усло­виях эксплуатации боевой техники, ужесточение требований к профессиональному здоровью военнослужащих обусловили необходимость разработки и внедрения системы психофизиологического сопровождения военно-профессиональной деятельности. Указанная система должна была существенно повысить профессиональную надежность, пригодность, работо­способность, продлить долго­летие военнослужащих и, таким образом, сохранить их профессиональное здоровье [9, 11, 15].

Фундаментальные исследования военного труда были проведены учеными Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Работы Сапова И.А. и соавт. (1986), Медведева В.И. (1981, 1993), Шостака В.И. и соавт. (1992), Новикова В.С. и соавт. (1993, 1997), Довгуши В.В. и соавт. (1995), Маклакова А. Г. (1996), посвященные медицинским аспектам профессиональной работоспособности и надежности моряков, летчиков, операторов, внесли огромный вклад в создание военной психофизиологии. Научные исследования по оценке факторов, влияющих на здоровье и работоспособность военнослужащих, а также лиц опасных профессий продолжаются в академии и по сей день [1, 3, 4, 7, 16, 17].

В настоящее время в военной медицине для отдельных категорий военнослужащих (летчики, космонавты, моряки) реализуется концепция профессионального здоровья, которая разработана В.А. Пономаренко на основании 40-летнего опыта работы. Автор в качестве авиационного врача и психолога занимался вопросами охраны здоровья летчиков, профессиональная деятельность, которых связана с экстремальными условиями [9-12].

Система медицинского обеспечения летного труда, созданная в советский период, считалась лучшей системой охраны здоровья членов экипажей по сравнению с другими профессиями. Мероприятия медицинского обеспечения включали: медико-психологический отбор, нормативный ежемесячный, ежеквартальный и годовой медицинский контроль, ежегодную врачебно-летную экспертизу, 45-суточный отпуск с пребыванием в санатории, нормированное 4-разовое питание. По мнению В.А. Пономаренко (2006), благодаря таким мерам в авиации за 30 лет (с 60-х по 90-е годы прошлого века), процент причин поломок, аварий, катастроф, обусловленных состоянием здоровья и сниженной работоспособностью летного состава в полете, составлял не более 0,3-0,8%. Процент травматизма, инвалидности, профессиональных болезней как причины дисквалификации не превышал 3% от всей выборки ежегодной дисквалификации. При этом уместно заметить, что командование устраивало то обстоятельство, что причины заболеваемости, по которым дисквалифицировались члены экипажа, не связывались напрямую с условиями и организацией труда. Более того, исподволь формировалась конъюнктурная установка: дисквалификация летного состава по болезни, кроме всего прочего, есть показатель предупреждения аварийности и профессиональных заболеваний [10].

В своих работах С.А. Бугров и соавт. (1993), В.А. Пономаренко (1991, 1997) представили основные научные и социальные предпосылки созданной ими концепции профессионального здоровья. С точки зрения авторов, болезне-центристская методология профилактики здоровья уводит медицину в сторону клинической реабилитации, не обеспечивая решения главной задачи - охраны здоровья здорового человека. В этих условиях от науки требовалось не только получение фактов, подтверждающих тупиковый путь существующей системы охраны здоровья, но и создание нового медико-психологического воззрения на проблему здоровья здорового человека. Авторами был сформулирован постулат о механизме сохранения здоровья не через преморбидную диагностику болезни, а путем инструментального контроля за динамикой функциональных резервов практически здорового человека. Таким образом, предлагалась здоровье-центристская парадигма охраны здоровья, в центре которой находится здоровый человек. Был сформулирован принцип управления здоровьем на всех этапах достижения конечного результата работающим человеком. Здоровье вместо чисто медицинской категории (как антитеза болезни) рассматривалось в системе ценностей производственной (трудовой, служебной) деятельности как механизм обеспечения работоспособности, эффективности и надежности. Здоровье в этом случае становилось свойством профессионализма, т.е. фактором успешной деятельности. В связи с вышеизложенным, вектор профилактических усилий направлялся не на диагностику, а на оценку резервов функциональных возможностей организма, на те конкретные производственные факторы и условия производственной и социальной среды, которые угрожают здоровью. Речь шла о здоровье не абстрактного человека, а профессионала. Так возникла концепция профессионального здоровья летчика [9, 11, 12].

Схема взаимосвязи профессионального здоровья, надежности и долголетия представлена на рисунке 1. Основными структурными компонентами профессионального здоровья, по С.А. Бугрову (1993), являются клинический, психический и физический статус, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость военнослужащих к факторам военного труда и надёжность их деятельности [12].

Рис.1. Схема взаимоотношений структурных элементов профессионального здоровья и долголетия операторов (по Бугрову С.А. и др., 1993)

Понятие «профессиональное здоровье» было определено В.А. Пономаренко (1991) как свойство организма сохранять и поддерживать защитные и компенсаторные механизмы на уровне, дозволяющем динамично обеспечивать работоспособность во всех заданных, в том числе и экстремальных условиях, в которых протекает производственная деятельность [9].

Ряд исследователей проблемы сохранения здоровья военнослужащих дали свою трактовку термина «профессиональное здоровье» и внесли свой вклад в усовершенствование рассматриваемой концепции. Согласно А.Г. Маклакову (1996), под термином «профессиональное здоровье» следует понимать определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [6]. В.Н. Сысоев (2000) рассматривал профессиональное здоровье как способность организма человека, используя свои компенсаторные, адаптационные и защитные свойства, сохранять состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивать профессиональное долголетие в любых условиях профессиональной деятельности [15].

По мнению В.И. Евдокимова (2001), комплексный подход, основанный на концепции профессионального здоровья специалистов операторского профиля, должен включать следующие направления:

1) оценку состояния здоровья операторов, влияния на него профессиональной деятельности;

2) оценку надёжности профессиональной деятельности операторов;

3) изучение уровня мотивационной сферы, духовного и социального благополучия операторов.

Методология указанной концепции нашла свое отражение в разработках по обеспечению надежности профессиональной деятельности операторов управления, а также персонала опасных профессий [5, 10].

А.С. Мурачев (2001) в своей работе изложил принципы концепции профессионального здоровья летного состава [4]. Автор выдвинул следующие постулаты:

  • профессиональное здоровье интегрирует сложные взаимоотношения человека с техникой в целостной системе «человек - техника - среда» и является мерой согласования социальных потребностей общества и биологических возможностей организма человека в условиях трудовой деятельности;
  • состояние профессионального здоровья определяется резервами функциональных возможностей организма человека применительно к обеспечению высокой надежности профессиональной деятельности;
  • профессиональное здоровье зависит от способности организма восстанавливать нарушенное состояние его функций в соответствии с регламентацией объема и вида профессионального труда;
  • концепция профессионального здоровья имеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности, высокого уровня здоровья и долголетия индивида;
  • профессиональное здоровье объединяет в себе элементы психосоциальной преемственности «поколений» профессиональных групп людей, интегральную оценку их жизне- и трудоспособности, особенно в тех условиях, когда они выполняют общую задачу;
  • профессиональное здоровье определяется мотивацией на профессиональную деятельность, и можно заметить, что в этом смысле профессиональное здоровье выступает, в частности, как мера социального благополучия.

И.Ю. Быков и соавт. (2006) обосновали необходимость внедрения концепции охраны здоровья здорового профессионала [2]. Указанная концепция разрабатывалась для военных летчиков и предусматривала возможность широкой реализации следующих основных мероприятий:

  • повышение престижности и ценности здоровья как боевого и экономического компонентов благодаря предоставлению лётному составу объективной информации о конкретных угрозах здоровью и путях совместных действий военного медика и лётчика;
  • переход от констатации состояния здоровья к конкретной оценке функциональных возможностей лётного состава в соответствии с реальными нагрузками.

В.Н. Сысоев и соавт. (2009, 2011), изучая проблему профессионального здоровья, предлагают выделять в его структуре статическую и динамическую компоненты. В качестве статической компоненты рассматриваются физический статус, психосоматический статус, включающий соматическую и психическую составляющие, психологический статус, а также комплекс профессионально-важных качеств. Динамическая компонента профессионального здоровья - это функциональное состояние организма, формирующееся при воздействии на человека комплекса условий и факторов среды профессиональной деятельности и которое определяет уровень профессиональной работоспособности. Задача сохранения профессионального здоровья, с этих позиций, заключается в оценке его компонент, и при необходимости, проведении соответствующих мероприятий коррекции функционального состояния организма военнослужащего [10, 11].

Однако целый ряд аспектов проблемы профессионального здоровья военных кадров до настоящего времени решен не в полной мере. Высокие показатели утраты здоровья военнослужащих, трудности в адаптации к военной службе и учебной деятельности обусловливают целесообразность проведения исследований по оценке профессионального здоровья военнослужащих других видов и родов войск (сил), а не только летчиков и специалистов операторского профиля. Не в полной мере исследована взаимосвязь состояния профессионального здоровья с успешностью выполнения служебных задач военных специалистов, проходящих службу в условиях замкнутого пространства экранированных объектов военной инфраструктуры. Необходимо дальнейшее изучение оценки основных составляющих профессионального здоровья военнослужащих-женщин. Не достаточно разработанными остаются также вопросы обоснования мероприятий психофизиологического сопровождения учебно-боевого процесса как неотъемлемого элемента системы медицинского обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.

Таким образом, обзор современной научной литературы по теме исследования указывает на необходимость обоснования, разработки и внедрения мероприятий по сохранению профессионального здоровья военнослужащих, выполняющих задачи военной службы в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Сысоев В.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой военной психофизиологии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург;

Котенко П.К., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, экстремальной и радиационной медицины института дополнительного профессионального образования «Экстремальная медицина», Всероссийский центр экстремальной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России, г. Санкт-Петербург.