Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFLUENCE OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY ON THE ECONOMIC GROWTH OF RUSSIA AND COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Gorelov N.A. 1 Sinov V.V. 1 Kruglov D.V. 1
1 St. Petersburg state economic university
There is a number of the factors having essential impact on growth of national economy: accumulation of the capital human or physical per capita or one busy, increase of technological level of economy. Increase of technological level is impossible without introduction of innovations. Process of introduction of innovations in production depends on quality and an education level of the population, development of applied and basic researches and a ratio between them. Only with use of set of innovations release of new production is carried out. For modernization and growth of economy of Russia, value of the Commonwealth of Independent States seems in possibility of export of innovative hi-tech production to these states. In this regard creation of institutes and cooperation mechanisms, development and implementation of programs of updating of the social sphere and national economy taking into account interests of Russia and opportunities of the countries of partners for Post-Soviet associations is necessary.
economy growth
technological level
economy modernization
factors of economic growth
mechanism of cooperation
partner country
innovation
innovative economy
innovative technologies

Последние 12 лет рост экономики России обеспечивался за счет увеличения цен на нефть, но не использовал в полном объеме возможности экономики. Жесткая фискальная политика обеспечила стабилизацию рубля. В 2012 году экономика РФ была одной из самых быстрорастущих в Европе, а уровень безработицы находился на самом низком уровне. Но в текущем году рост практически остановился. Вновь разгорелись споры о разумности ультралиберального курса развития экономики России. Именно поэтому рассмотрение факторов, влияющих на экономический рост страны, в том числе инновационной деятельности, является актуальным.

Есть ряд факторов, оказывающих существенное влияние на рост экономики страны, но ключевых всего несколько. Во-первых, накопление капитала человеческого или физического на душу населения или одного занятого. Во-вторых, повышение технологического уровня экономики. Данные преобразования отражают и темпы структурных сдвигов, и темпы технического прогресса. Другие факторы (институты рынка, политика государства, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.) могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.

В зарубежной литературе нет однозначной трактовки понятия «Экономический рост». Известный американский ученый С. Кузнец, Нобелевский лауреат в области экономического роста, в своей работе «Современный экономический рост: темп, структура, распределение» это понятие определяет как «экономическое развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения». Отечественные ученые не пришли к единой дефиниции понятия «Экономический рост». Одна часть исследователей связывает его с количественной стороной. Отечественный ученый А.И. Анчишкин трактует это понятие: «Экономический рост означает, расширение масштаба производства, увеличение производственных ресурсов, рост продукции и ее потоков, идущих как на пополнение непроизводственных и производственных ресурсов, так и на текущее непроизводственное потребление»[1]. Другой коллектив ученых связывает экономический рост, его количественную и качественную определенность с процессом расширенного воспроизводства. Что касается зарубежных авторов, то помимо определения Саймона Кузнеца, существуют и иные подходы к данной проблематике. Имеются такие трактовки, которые сопоставляют экономический рост с количественной характеристикой «рост выпуска продукции» [7]. В большинстве современной литературы по экономике трактовка экономического роста сводится к национальному доходу на душу населения и темпам роста экономического благосостояния. Стабильность роста экономики – одна из приоритетных целей экономической политики. Рост экономики необходим для того, чтобы обеспечить высокий уровень жизни населения.

Рассмотрим основные направления государственной политики, направленные на стимулирование роста экономики. Факторами, определяющими экономический рост, являются: темп роста основного капитала и темп роста числа занятых. Процесс внедрения инноваций в производство зависит от качества и уровня образования населения, развития прикладных и фундаментальных исследований и соотношения между ними. Только с использованием совокупности инноваций осуществляется выпуск новой продукции. Развитие прикладных инноваций зависит от уровня квалификации работников, занятых в сфере прикладных и фундаментальных исследований, и продуктивности их разработок. К тому же нужно учитывать пропорции занятых как в прикладных, так и в фундаментальных исследованиях, которые непосредственно связаны с производством. Если большое количество квалифицированных работников задействовано в сфере фундаментальных исследований, то прикладные инновации от фундаментальных исследований начинают отставать, что приводит, в конечном счете, к снижению темпов экономического роста. Необходимо отметить факторы, существенно влияющие на экономический рост государства. В настоящее время изучается взаимосвязь экономического роста и образования, влияние международной торговли технологиями и товарами, влияние организации разработок и исследований, а также их финансирование. Но больший акцент делается на государственную поддержку инноваций. В новых условиях источником экономического роста являются инновации, а не вовлечение в производство природных и трудовых ресурсов. Об этом говорит, в частности, опыт развитых стран.

Также развитие экономики государства осуществляется на базе благоприятной конъюнктуры, которая влечет повышенный спрос на инвестиционные ресурсы. В условиях глобализации мировой экономики необходимо искать пути перевода экономики на инновационный путь развития.

Таблица 1

Удельные веса хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационные технологии (на территории России)

Годы

%

2007

9,1

2008

8,7

2009

7,9

2010

7,4

2011

7,3

2012

8,8

2013

8,9

В настоящее время одним из приоритетов деятельности страны является развитие науки. В странах Западной Европы созданы особые ведомства в аппарате правительства, занимающиеся проблемами ее развития. В развитых странах на науку тратится до 4 % ВВП. Для сравнения в России эта сумма составляет 1–2 % от доли валового внутреннего продукта [2]. Кроме всего прочего, необходимо внедрять инновационные механизмы, направленные на воспроизводство и накопление наукоемкого капитала. Решение данной проблемы возможно только за счет увеличения спроса и емкости внутреннего рынка наукоемкой продукции.

В этой связи необходимо наращивать объем инвестиций в основной капитал не ниже 15 % в год и обеспечить темп среднегодового прироста валового внутреннего продукта на уровне 7,5 %, ну а наукоемкой отрасли на порядок выше. Для развития государства необходимо взаимодействие практики и науки путем внедрения полученных результатов научного поиска в сельское хозяйство, промышленность и другие сферы практики. В отечественной экономике динамика участия хозяйствующих субъектов, использующих достижения современной науки, представлены в таблице 1 [2].

В настоящее время периоды исследования делятся на докризисный и посткризисный. Исходя из этого, анализируя показатели, за базовый период берется 2007 год. По данным таблицы 1 видно, что удельные вес хозяйствующих субъектов приближается к докризисному периоду, который был на уровне 9,1 %. На данном этапе развития науки, начиная от идеи до ее применения на практике, оказывается преимущественно однонаправленным. В конечном счете, разрабатывается и внедряется то, что проще и выгоднее для тех, кто создает новую технику, а не то, что нужно потребителю. Такой подход не дает в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса. На основе проведенного социологического опроса по технологическому уровню развития страны выявлена следующая тенденция, представленная в таблице 2.

Таблица 2

Данные технологического уровня развития государства в % от числа опрошенных

Содержание опроса

2004г.

2007г.

2010г.

2013г.

По технологическому уровню развития Россия ниже развитых стран

9

13

10

11

Менее чем через 20 лет

9

13

16

12

Через 10-20 лет

19

23

27

27

Более чем через 20 лет

17

18

23

22

Никогда не достигнет

15

10

10

14

Затруднились ответить

31

23

14

15

По результатам данного исследования можно судить о том, что население государства интересуется инновационным развитием. Самая большая доля опрошенных думает, что Российская Федерация достигнет технологического уровня высокоразвитых стран Западной Европы через 10–20 лет. Малый бизнес также стремится использовать в производстве достижения науки. Как показывает диаграмма 1, вложения хозяйствующих субъектов в развитие инноваций значительно выросло за последние два года.

Диаграмма 1. Затраты хозяйственных субъектов производственной сферы РФ на технологические инновации (млн руб.)

Значительное увеличение затрат предприятий на инновации связано с повышением конкурентных преимуществ выпускаемой продукции. К тому же данные требования тесно связаны с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Исходя из того, что высокими темпами развивается мировой рынок наукоемкой продукции, значительную долю в торговом обороте занимает, как в экспорте так и в импорте, электронная промышленность и производство вычислительной техники. Главенствующую роль на рынке наукоемкой продукции занимают государства «Большой семерки». Они контролируют более 2/3 торговли и производства наукоемкой продукции. На долю Германии в торговом обороте наукоемкой продукции приходится более 10 % от ВВП, Японии – порядка 13–14 %, США – более 20 %, ну а доля России, несмотря на ежегодное увеличение инновационной продукции, составляет около 2 %. В последнее время наука становится важным условием роста экономики. Отечественная промышленность, несмотря на проводимые реформы, смогла сохранить технический и научный потенциал и дать возможность осуществлять выпуск наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Вместе с развитием науки и внедрением инноваций активно развивается и само общество. Инициативность отдельных творческих личностей поднимает проблемы, актуальные сегодня. Они (проблемы) в дальнейшем становятся предопределяющими в научной деятельности. Развитие личности и общества влияет на выбор методов исследования, выбор актуальных проблем и оценку полученных результатов. Это является ключевым фактором, определяющим внутренние затраты, направляемые на исследования по приоритетным направлениям (таблица 3).

В первую очередь, идет речь о формах финансирования, то есть о фондах, спонсорах, заказных работах, программах, грантах и т.д. В настоящее время очень важно, как осуществляется эта координация, какова ее идеология и методология, т.к. всегда есть риски со стороны государственных органов власти вернуться к приказному стилю управленческих решений.

Таблица 3

Внутренние затраты РФ на исследования в 2013 году (млн руб.)

 

Всего (млн.руб.)

Всего

361603,7

Из них ИТ системы

46609,9

Транспортные, космические и авиационные системы

148970,1

Энергетика и энергосбережение

37318,8

Рациональное природопользование

29033,5

Живые системы

19918,8

Индустрия наносистем и материалов

23451,7

Безусловно, формирование инновационной экономики представляет собой эволюционный процесс, который можно ускорить, но нельзя внедрить в общество не готовое к нему. Очевидно, что инновационное развитие без серьезных заделов в науке, экономике, образовании невозможно, но как показывает опыт зарубежных стран, для инновационного развития необходимо несколько базовых условий:

  • интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
  • постоянный рост количества участников в «инновационной цепочке»;
  • инновационный менеджмент;
  • востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, государственных и физических лиц.

Рост и модернизация экономики России и решение внутренних задач во многом зависят от благоприятных внешних условий. Кризисные явления последних лет выявили бесперспективность сырьевой модели экономики, резко обозначили необходимость перехода государства на инновационный путь развития. Исходя из этого, была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, определившая приоритеты и цели в сфере инновационной политики государства, которая явилась ответом на угрозы и вызовы, стоящие перед Россией. Ключевая роль в реализации данной Стратегии отводится участию Российской Федерации в мировой инновационной системе, включая создание исследовательских центров и высокотехнологичных производств на территории Российской Федерации, поддержку российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках. Но в разделе, посвященном международным аспектам, практически ничего не сказано о сотрудничестве со странами СНГ; из чего следует, что оно не играет роли в росте экономики России. Кроме того, в одной из частей Стратегии говорится о том, что конкурентами Российской Федерации становятся не только страны – лидеры в области инноваций, но и государства-участники СНГ [4]. Поэтому государства СНГ (прежде всего Казахстан и Белоруссия, сотрудничающие в инновационной сфере), взаимодействие с которыми, в рамках интеграционных проектов на постсоветском пространстве, способно внести значительный вклад в рост экономики России, переводятся в разряд конкурентов. На наш взгляд, это не совсем правомерно. Противоречивость данного подхода прослеживается и в другом документе – «Стратегия 2020: новая модель роста - новая социальная политика» [5], подготовленного группой экспертов и определяющего ориентиры социально-экономического развития до 2020 года. Несмотря на то, что в этом документе доказывается необходимость сотрудничества с государствами СНГ, на наш взгляд, в нем не сказано о значении альянса в росте и модернизации экономики России. В этом отношении очень важным в этом документе является тезис: «Текущий технологический уровень государств СНГ не позволяет рассматривать взаимодействие с ними в качестве фактора стимулирующего модернизацию Российскую экономику. Однако, чрезвычайно важно чтобы механизмы сотрудничества в рамках СНГ и таможенного союза, обеспечивали реализацию для российских инновационных и технологически сложных товаров» [5]. Таким образом, для модернизации и роста экономики России значение СНГ видится в возможности экспорта инновационной высокотехнологичной продукции в эти государства, тогда как возможность совместного выпуска не рассматривается. В этой связи надежды возлагаются на страны Западной Европы, которые до 2020 г. (предполагалось) «останутся прямыми поставщиками иностранных инвестиций и основными торговыми партнерами России. Развитие технологических альянсов и трансферт европейских технологий между европейскими и российскими компаниями, освоение новых рынков Западной Европы, буду служить конкурентными преимуществами национальных производителей» [5].

Таким образом, страны СНГ рассматриваются в качестве ключевых геополитических партнеров России (прежде всего ЕЭП и Таможенного союза), тогда как при проведении модернизации главными партнерами видятся страны Западной Европы, являющиеся для государства соперниками. Ориентация на альянсы с высокоразвитыми странами обусловлена низким уровнем инновационного и экономического развития стран Содружества независимых государств и отсутствием интеграционных объединений в рамках СНГ.

Необходимо подчеркнуть, что в последнее время в этом отношении наметились положительные сдвиги. Почти во всех государствах СНГ были разработаны программы и стратегии, направленные на обеспечение модернизации национальных экономик с использованием инноваций. В работе объединений на постсоветском пространстве (особенно Белоруссии и России, а также ЕврАзЭС) и Содружества независимых государств усилилось внимание к сотрудничеству в инновационной сфере и проблемам модернизации и роста. В последнее время взаимное сотрудничество данных государств в сфере инноваций стало рассматриваться в качестве «локомотива» углубления взаимного сотрудничества [6].

Согласованная модернизация и в последующем рост экономик стран СНГ, усиление в интеграционных группировках «модернизационной составляющей», могут подтолкнуть к преобразованию глобальную структуру экономики. Это поможет России и странам СНГ занять достойное место, наряду с новыми индустриальными странами и высокоразвитыми государствами. Если государства Содружества, модернизируя свои экономики, войдут в число лидеров по небольшому количеству направлений научно-технологического прогресса, и при их участии будет сформирована структура новой экономики, то в отличие от нынешней ситуации, они получат ощутимый экономический рост. Однако учитывая трудности в развитии взаимного сотрудничества и национальных экономик стран СНГ, для этого требуется большой промежуток времени.

Необходимо отметить, что интеграционные усилия России на постсоветском пространстве происходят одновременно с привлечением капиталов и технологий из третьих стран. Эти два вектора очень противоречивы, поскольку на приобретение новых технологий нужны финансовые ресурсы. Эти объективные противоречия не могут быть решены за короткий период времени. Выход может быть в создании институтов и механизмов сотрудничества, разработке и реализации программ обновления социальной сферы и национальной экономики, в учете интересов России и возможностей стран партнеров по постсоветским объединениям. Все это обеспечит экономических рост как России, так и стран партнеров инновационного развития.

Рецензенты:

Плотников В.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры общей экономической теории, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.

Алиев И.М., д.э.н., профессор, заместитель заведующего кафедрой экономики труда, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург.