Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PERSONAL QUALITIES AND CHARACTERISTICS OF THE RELATIONSHIP TO THE ACTIVITY AS PREDICTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE PERSON, DEPENDING ON THE FOCUS OF THE ACTIVITY IMPLEMENTED

Grigorev A.V. 1
1 Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
This article describes the main characteristics of the social and psychological adaptation of students in higher education of young people depending on social activities, allocated on the basis of objective criteria. The article contains the analysis of the data obtained through the survey respondents according to the method of diagnosis of social and psychological adaptation of C. Rogers, R. Diamond, a test of the motivational structure of personality B. Milman, the scale of core beliefs R. Yanov-Buhlmann. The data obtained are subjected to direct the stepwise regression analysis. The analysis revealed significant predictors of social and psychological adaptation of the person, depending on the focus of the activity implemented. The article describes the reasons for the presence of certain predictors in statistical models of two groups of activities: sports and travel and socially significant activity. The purpose of the study is to explain the impact of attitudes towards social activity, core beliefs, motivation and attitude towards the activity on the social and psychological adaptation of young people.
social activity
personality
motivation
beliefs
regression analysis
activity
youth

Активность личности является необходимым условием ее социально-психологической адаптации. В процессе активности индивид получает информацию о важнейших характеристиках социальной среды, познает суть несоответствия индивидуальных возможностей требованиям среды, оценивает потенциальные пути разрешения проблем, получает ценную обратную связь, позволяющую объективизировать и оценивать свою активность и ее результаты [3]. Это помогает достигать адекватность и оптимальность самоизменений и изменений социальной среды. Социальная активность личности представляет собой проявления общественно полезной человеческой жизнедеятельности во всех сферах жизни общества: экономической, политической, культурной, духовной и определяется, главным образом, из сущности человека - его неотъемлемости от рассмотрения в контексте других личностей. Знания особенностей проявления социальной активности молодежи позволят оптимизировать ее социально-психологические взаимоотношения с социальным окружением, повысить социально-психологическую адаптацию и эффективность деятельности, усилить субъективное благополучие личности.

Цель исследования: объяснение влияния отношения к социальной активности, базовых убеждений, мотивации и отношения к активности на социально-психологическую адаптацию молодежи.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования применялись следующие методики: авторская анкета, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест мотивационной структуры личности В. Мильмана, шкала базовых убеждений Р. Янова-Бульмана. В качестве математических методов был проведен прямой пошаговый регрессионный анализ данных с включением в качестве зависимой переменной интегрального показателя социально-психологической адаптации и независимых переменных: мотивов личности и убеждений, измеренных тестовым методом, видов активности личности, готовности к изменениям, измеренным методом шкалирования, а также t-критерий Стьюдента. Были выделены две группы испытуемых в зависимости от вида проявления социальной активности: спортивно-туристическая и социально-полезная (волонтёры) активность. В исследовании принимали участие студенты ВУЗов города Саратова (объем выборки 200 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Применение объективных критериев разделения респондентов на группы по видам социальной активности (спортивно-туристическая и социально-полезная активность) позволяет выявить ряд значимых различий и сходства в показателях социально-психологической адаптации.

По интегральной шкале адаптации имеются значимые различия между группами респондентов, проявляющих спортивно-туристической и социально-значимой активностью (t-Стьюдента = -1,66, при p< 0,05). Общий показатель адаптации у вторых значимо ниже (М = 61,61, где М - среднее значение), чем у группы спортивно-туристической активности (М = 65,3). Это связанно с большей физической нагрузкой лиц, активность которых направлена на занятия спортом и туризмом в сравнении с группой социально-значимой активности. Спортсменам и туристам часто приходится приспосабливаться к факторам окружающей обстановки, адаптировать свою активность в соответствии с психологическим настроем спутников для успешного проведения мероприятий.

Деятельность спортсменов и туристов характеризуется в большей степени коллективизмом, так как совместная активность в физически трудных ситуациях является необходимым условием достижения целей. Кроме того, условия спортивной и туристической активности связаны иногда с самосохранением, что повышает роль и значимость Других и социально психологической адаптации. Для респондентов, ориентированных на социально-значимую активность, несмотря на ее социально-психологический характер, в меньшей степени актуальна социально-психологическая адаптация. Это может быть связано как с большей индивидуализацией своей активности, так и с большей вариативностью социального окружения и сменой объектов активности.

Лица, занятые спортивно-туристической активностью, имеют значимо высокие показатели по шкале «самоприятие» (t-Стьюдента = -2,55, при p< 0,01). Это объясняется тем, что активность в сфере спорта и туризма направлена, прежде всего, непосредственно на себя, на достижения результатов индивидуальной деятельности. Социально-значимая активность направлена на помощь социальному окружению, что связано не столько с ориентацией на себя, сколько с познанием и пониманием других, являющихся для личности внешним.

По шкале «интернальность» показатели в среднем выше у представителей спортивно-туристической активности (М = 72,83), чем показатели по социально-значимой активности (М = 66,81), так как успешность активности в первом случае во всех аспектах в большей степени зависит от личности, чем от социальных условий (t-Стьюдента = -2,45, при p< 0,01). Коллективистские установки субъектов социально-значимой активности ведут к распределению ответственности между участниками взаимодействия, что снижает их интернальность.

Выявлено значимое различие по шкале «стремление к доминированию» (t-Стьюдента = -1,96, при p< 0,05). Желание доминировать больше развито у респондентов, занятых активностью в сфере спорта и туризма (М = 55,67), чем у представителей волонтерского движения (М = 49,9). Активность в социально-значимой сфере предусматривает оказание разносторонней помощи другим людям. Такого рода социальная поддержка, как правило, не требует от субъекта активности наличия лидерских качеств. Кроме того, социально-значимые установки волонтеров детерминируют уважение мнения других людей, учет их точки зрения, умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях. Это, в свою очередь, снижает стремление к доминированию во взаимодействии с другими людьми. Если рассматривать показатели лиц, занимающихся спортом и туризмом, то можно выделить высокую значимость развития лидерских качеств с целью их применения в актуальной деятельности - проявлениях своей активности - спортивных играх и соревнованиях.

По шкалам «Принятие других», «Эмоциональная комфортность» и «Уход от проблем» не выявлено значимых различий между группами. Данные показатели социально-психологической адаптации являются инвариантными по отношению к виду активности субъекта.

Таким образом, респонденты со спортивно-туристической активностью в большей степени, чем молодые люди с социально-полезной активностью, адаптированы, за счет принятия своей личности в целом, интернальности и доминантности.

В условиях стремительно меняющихся общественных отношений низкая адаптационная способность и, как следствие, изменение отношения к активности и снижение реальной социальной активности может стать барьером в реализации потребностей личности. Особое значение приобретает изучение влияния отношения и характеристик личности на ее социальную активность через систему социально-психологической адаптации, определение стратегий психологической помощи молодым людям в преодолении внутренних препятствий для адаптации и повышения адаптационной готовности и социальной активности личности. Соответственно, необходимо изучить влияние отношения к социальной активности, базовых убеждений, мотивации и отношения к активности на социально-психологическую адаптацию молодежи.

Эмоционально-оценочное отношение к активности изучалось с помощью 8 шкал (предлагалось оценить утверждения по степени значимости для респондента (по 10 балльной шкале: 1 балл - абсолютно не значимо, 10 баллов - абсолютно значимо) в сфере: (1) спорта, (2) развлечений, (3) туризма, (4) учебной деятельности, профессиональной подготовки, (5) общения с друзьями, (6) интернета, (7) саморазвития, работы над собой, (8) религии; замерялись готовность к изменениям в сфере (9) политики в стране, (10) экономическим изменениям, (11) смены места жительства (миграции), (12) образа жизни. Замерялись также социально-демографические показатели (возраст, пол, место проживания до поступления в Университет, место проживания в настоящее время).

В целях создания более целостной картины предикторов социально-психологической адаптации молодежи нами был проведен прямой пошаговый регрессионный анализ данных с включением в качестве зависимой переменной интегрального показателя социально-психологической адаптации и независимых переменных: мотивов личности и убеждений, измеренных тестовым методом, видов активности личности, готовности к изменениям, измеренным методом шкалирования.

Для анализа была выбрана статистическая модель, объясняющая 66 % дисперсии зависимой переменной (социально-психологической адаптации). В нее входят убеждение в ценности собственного Я; учебно-профессиональная направленность личности; убеждение в важности удачи; интернет-активность; творческая активность (с положительными коэффициентами), а также активность в сфере развлечений; активность в саморазвитии; готовность изменить образ жизни (с отрицательными коэффициентами). Коэффициент множественной корреляции в данной модели равен 0,82, что значимо при р< 0,001.

Зависимость результата социально-психологической адаптации от ряда названных факторов можно представить в виде следующего линейного уравнения:

А= 5,9 + 4,58В + 4,30С + 2,23D + 1,15Е + 0,56F + 0,5G - 1,85H - 0,94I - 0,87J, где А - социально-психологическая адаптация; В - убеждение в ценности собственного Я; С - убеждение в важности удачи; D - учебная активность личности; Е - Интернет-активность; F - творческая активность; G - мотивы комфорта; H - активность в сфере развлечений; I - активность в самоизменении; J - готовность к изменению образа жизни.

Из регрессионной модели видно, что в совокупности представленных факторов наиболее положительно значимыми являются убеждение в ценности собственного Я и убеждение в важности удачи. Первый названный фактор обеспечивает приятие себя, уверенность в том, что субъект является носителем не просто социально приемлемых, но и необходимых для общества качеств. Второй положительный фактор - убеждение в важности удачи - свидетельствует не только о вкладе внутренних факторов, субъектных качеств личности в общий результат социально-психологической адаптации, но и внешних, средовых факторах, выражающихся в благоприятном стечении обстоятельств. Кроме того, индивид, убежденный в том, что удачный исход дела возможен, при одновременной убежденности в ценности своего Я, скорее всего, в неопределенной ситуации, характерной для процесса адаптации, будет действовать смелее, рискованнее, позволять себе вариативные способы поведения и деятельности, то есть повышать вероятность нахождения оптимального решения трудной адаптационной ситуации. Усиливает такую траекторию развития адаптационного процесса и творческая активность, входящая в предложенную модель факторов, а учебная активность личности организует реализацию описанной траектории в учебно-профессиональной деятельности. Интересен по своему содержанию положительный фактор Интернет-активности, свидетельствующий о возрастающем значении в процессе социально-психологической адаптации молодежи опосредованного общения. Очевидно, для современного студенчества решение трудных или неопределенных адаптационных ситуаций связано не только с их решением в непосредственном общении и взаимодействии с другими людьми в реальности, но и с активной коммуникацией, сбором информации, возрастанием контактов, то есть с возможностью решать социально-психологические проблемы взаимодействия с социальным окружением в менее эмоционально напряженной ситуации интернет-общения. Стоит отметить также незаменимую роль Интернета в образовательном процессе, что при одновременном влиянии фактора учебно-профессиональной направленности личности вносит положительный вклад в результат адаптации учащейся молодежи к образовательной среде учебно-профессионального заведения. Мотивы комфорта как отдельный фактор социально-психологической адаптации не являются влиятельной силой, но в совокупности предикторов их потенциал предсказания успешной адаптации повышается.

Негативное влияние на социально-психологическую адаптацию молодежи фактора H - активность в сфере развлечений - вполне объяснимо. Учебно-профессиональная направленность личности и связанная с ней активность, стремление к успешному вхождению в образовательную среду вуза, плохо сочетается со стремлением к развлечениям, т.к. идет вразрез с ценностями делового учебно-профессионального общения, нарушает организацию систематической активности в образовательной среде. Значительно снижает адаптивность молодежи направленность на саморазвитие, что вполне понятно, поскольку известно, что активность на саморазвитие связана с неудовлетворенностью, внутренней конфликтностью. Обладает прогностической силой для адаптации и негативный фактор J - готовность к изменению образа жизни. Это связано с тем, что пока имеется достаточный уровень адаптации, какие-либо серьезные шаги к изменению образа жизни маловероятны, т.к. для них нет достаточных условий.

Результаты исследования показывают, что существенные различия мотивационной сферы у адаптивных и дезадаптивных молодых людей имеются только по деловой направленности, а общежитейская направленность молодежи не оказывает значимого влияния на адаптивность, что связано со спецификой адаптации молодых людей к образовательной среде учебно-профессионального учреждения. В соответствии с теоретическими представлениями о зависимости эффективности деятельности от силы мотивации, социально-психологическая адаптация молодежи в большей степени обеспечивается эффективностью включения в социальную, творческую, учебно-познавательную активность [1, 2, 5], которые побуждаются этими мотивами. Превышение уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания связано с социально направленной позицией личности, что позволяет личности легче адаптироваться в условиях новизны социальной среды. Именно такое положение обнаружено у адаптивных молодых людей. Между тем у дезадаптивных респондентов обнаружено существенное превышение общежитейской направленности над деловой направленностью, что говорит о незрелости личности [5, 6, 7].

Сравнивая результаты исследования респондентов двух полярных групп, можно заметить более существенные различия базовых убеждений по сравнению с мотивационной структурой личности. Из чего можно сделать следующий вывод: если мотивы для социально-психологической адаптации молодежи к образовательной среде обладают дифференцирующим значением только в области учебно-профессиональной деятельности, то базовые убеждения в большей степени определяют результат социально-психологической адаптации и детерминируют как эмоциональный фон, так и внешние объективные результаты жизни и деятельности. Вероятно, важные социально-ориентированные убеждения способствуют не только позитивному отношению к социальной реальности, но и способствуют их приспособлению к образовательной среде.

Заключение

Таким образом, обобщенно результаты свидетельствуют о следующих закономерностях.

Адаптивные респонденты отличаются более высокими показателями мотивов деловой (учебно-профессиональной) направленности. Дезадаптивные - обнаружили доминирование мотивов общежитейской направленности. Выраженность мотивов общежитейской направленности не влияет на степень социально-психологической адаптации.

Адаптивным молодым людям присущи более высокие показатели убеждений в благосклонности окружающего мира, в ценности собственного Я, способности управлять событиями и везения. Убеждения в контролируемость мира и случайность (неслучайность) событий не оказывают существенного влияния на адаптивность.

Адаптивным респондентам характерны более высокие показатели учебной активности и более низкие - в сфере развлечений. Они выражают менее высокий уровень готовности к политическим изменениям, а также к изменениям места жительства.

Предложенная регрессионная модель факторов, включающая такие положительные предикторы, как убеждение в ценности собственного Я, убеждение в важности удачи, учебная активность личности, Интернет-активность, творческая активность, мотивы комфорта, и такие отрицательные предикторы, как активность в сфере развлечений, саморазвитие, готовность к изменению образа жизни, объясняет вклад каждого фактора в интегральный результат социально-психологической адаптации молодежи и обладает прогностической ценностью при оценке возможности адаптивности молодых людей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Структура и предикторы благополучия личности: этнопсихологический анализ» (грант № 14-06-00250).

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Григорьева М.В., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.