Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT EDUCATION AS THE FOUNDATION MEET THE EDUCATIONAL NEEDS OF THE PERSON

Lunev A.N. 1 Pugacheva N.B. 2 Chepuryshkin I.P. 3
1 Kazan State Technical University n.a. A.N Tupolev
2 Kazan State University of Architecture and Civil Engineering
3 Smolensk regional governments budget educational institution for students and pupils with disabilities "Pochinkovskaya special (correctional) boarding school VII-VIII species"
The article describes the essence of the principle, as epistemological phenomenon causes the dialectical relationship is constantly updated and enriched knowledge base and projecting creation of methodological approaches; found methodological importance of philosophical, internauchnyh, chastnonauchnogo principles as the basis of the educational needs of the person. Quality management education is effective, provided definitions and scientific-methodological study together philosophical, and internauchnyh chastnonauchnogo principles, systematizing and synthesizing knowledge into a coherent whole, both in the management of educational institutions and teaching forms, methods and means by which the movement of the educational process on the formation of specific knowledge, skills, values, experience and competence in order to intellectual, spiritual, moral, creative, physical and (or) professional development rights, meet their educational needs and interests.
philosophical principles internauchnye principles chastnonauchnye principles
knowledge is a dialectical relationship
The quality of education
educational needs
principle epistemological phenomenon

Сегодня ни у кого из исследователей не вызывает сомнение тот факт, что наука невозможна без философского осмысления природной и социальной действительности. Особую роль в осмыслении реальности играет принцип, как гносеологический феномен. Цель статьи - рассмотреть сущность принципа, как гносеологического феномена, обуславливающего диалектическую взаимосвязь постоянно обновляющихся и обогащающихся знаний, и выступающего основанием создания методологических подходов. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявление методологического значения философских, интернаучных, частнонаучных принципов как оснований удовлетворения образовательных потребностей человека; определение принципов управления качеством образования. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Принцип как гносеологический феномен обуславливает диалектическую взаимосвязь постоянно обновляющихся и обогащающихся знаний и выступает основанием создания методологических подходов, характеризующих конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) научные стратегии и программы [7]. Вследствие этого методологическое значение принципа может состоять в следующем: 1. Всякий принцип представляет собой некоторое обобщенное знание, имеющее определенную значимость. От степени обобщенности знания зависят конкретные функции принципа в определенном познавательном акте (корректировка, осмысление, оценка знаний). Поэтому-то и столь широк диапазон применения понятия «принцип» не только в науке, но и в образовании и прочих областях [1]. 2. Всякий принцип систематизирует, синтезирует знания, находящихся на разных уровнях, в единое целое. И в этой связи каждый принцип обеспечивает интеграцию знаний, их взаимосвязь, способствует тем самым их непрерывному прогрессу, постоянному обновлению и обогащению. 3. Всякий принцип является важным фактором построения научной теории, мировоззрения, практического преобразования действительности. 4. Всякий принцип в условиях быстро изменяющейся природной и социальной действительности выступает носителем относительно устойчивого знания. Это обуславливает стабильность научных исследований и мировоззрения при высоком динамизме познания социальной и природной реальности в современном мире. 5. Всякий принцип - это не просто обобщенное, а действенное знание, направленное на осмысление и преобразование материальной реальности. Это обусловлено тем, что знание, содержащееся в принципе, формируется и развивается как отражение объективных сторон и закономерностей. Поэтому любой принцип истинен настолько, насколько он соответствует действительности. 6. Всякий принцип - это не исходный пункт исследования, а его заключительный результат. Принцип обобщает все выводы познания: от элементарного житейского опыта до сложной научной теории. Принцип создает устойчивое знание, утвердившееся на данном этапе в качестве истины.

Исходя из изложенного, в совокупности принципов можно выделить три группы. В первую группу мы предлагаем объединить философские принципы (принципы познаваемости мира, принцип всеобщей связи, принцип материального единства мира и развития, принцип историзма и другие), методологическое значение которых, на наш взгляд, состоит в следующем. Во-первых, философские принципы обеспечивают диалектическую взаимосвязь философии с конкретными науками, в том числе педагогикой, вскрывают всеобщее в отдельном, специфическом. Всеобщее оказывается результатом сравнительно-исторического исследования реальности, дающего новое, более глубокое знание о конкретном, специфическом. Общеизвестно, что только после выяснения всеобщего, возможно, как правило, подлинно научное осознание частного, специфического, его сущности, места и роли в общем взаимодействии процессов объективного мира и его познания [4]. Во-вторых, философские принципы способствуют развитию и углублению теоретической мысли, решению коренных проблем отношения бытия и сознания, выявлению всеобщих законов развития природной и социальной реальности. Это обусловлено тем, что философия служит орудием синтезирования всего наличного знания, методологическим центром связи и взаимовлияния различных научных дисциплин, выработки некоторого «цельного» гармоничного взгляда на мир, человеческую жизнь, познание. Таким образом, философские принципы выражают универсальные диалектические отношения между всеми существующими процессами и объектами, их свойствами, тенденциями изменения материи.

Во вторую группу мы включаем принципы, которые условно назвали интернаучными (принципы общей теории систем, принципы менеджмента качества и так далее). Резкой грани между философскими и интернаучными принципами, на наш взгляд, не существует. Однако, выделение интернаучных принципов в особую группу, позволяет сосредоточить внимание на общих проблемах для больших совокупностей объектов и процессов. Методологическое значение интернаучных принципов может состоять, прежде всего, в следующем. Во-первых, интернаучные принципы способствуют усилению интеграции современной науки, координации и кооперированию научных исследований. Во-вторых, интернаучные принципы выражают связь между сравнительно общими свойствами многих качественно разнородных материальных объектов, между часто повторяющимися процессами. Таким образом, интернаучные принципы способствуют объединению отраслей знаний в единую общую систему, созданию систем методов исследования, находящихся в диалектическом единстве.

Между тем, для каждой науки характерны свои, конкретные, исторически обусловленные принципы. К примеру, принципы управления качеством образования обусловлены общественными отношениями, возникающими в связи с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование [2]. В основе принципов управления качеством образования может быть обобщенное, действенное знание, полученное при разработке и реализации организационно-правовых и социально-экономических основ функционирования системы образования и направленное на осмысление и преобразование форм и методов осуществления образовательной деятельности, определения правового положения участников отношений в сфере образования [8]. Исходя из изложенного, мы и сочли возможным выделить в совокупности принципов третью группу, в которую и включили частнонаучные принципы.

Методологическое значение частнонаучных принципов состоит в том, что они выражают отношение между специфическими свойствами объектов, процессов в рамках той или иной формы движения, способствуют выявлению специфики материальных объектов, накоплению фактического материала. Например, принцип приоритетности образования, как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства [9]. Другим примером может быть принцип обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования, позволяющий рассматривать качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность [5].

Конечно, разделение совокупности принципов на предлагаемые нами группы условно. Наиболее полное и разностороннее изучение действительности возможно лишь при использовании всех групп принципов, которые диалектично взаимосвязаны между собой. К сожалению, в педагогической науке принципам управления качеством образования уделяют недостаточно внимания [3]. Конечно, специалисты предлагают отдельные принципы (объективности, системности, целенаправленности, оптимальности, демократичности, открытости, квалиметрического обеспечения и др.) [10]. Однако место этих принципов в системе управления качеством образования обозначено не достаточно четко. Управление качеством образования будет эффективно при условии определения и научно-методического обоснования совокупности философских, интернаучных и частнонаучных принципов [6], систематизирующих и синтезирующих в единое целое знания, как по управленческой деятельности учебным заведением, так и педагогических форм, методов, средств, приводящих в движение образовательный процесс по формированию определенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Исходя из вышеизложенного, в совокупность принципов управления качеством образования мы предлагаем включить философский принцип интеграции, который обеспечивает: во-первых, системную целостность всех компонентов процесса управления качеством образования (субъектов образовательных правоотношений, объектов оценки качества образования, цели, принципов, методов и средств управления качеством образования и других); во-вторых, устранение дезинтегрирующих факторов (многосубъектность оценки качества образования, многоуровневость результатов образования, многокритериальность, субъективность экспертов оценки качества образования и т.п.), ведущих к разобщенности процесса управления качеством образования или усилению относительной самостоятельности его структурообразующих компонентов; в-третьих, выявление недостающих компонентов, активное включение которых в процесс управления качеством образования обусловит его оптимальность.

Управление качеством образования на основе принципа интеграции позволяет выявить структурные взаимосвязи между его компонентами: 1) эффективность управления качеством образования повышается при условии заинтересованности всех субъектов образовательных правоотношений в росте качества всех возможностей образовательного учреждения, обеспечивающих результат; 2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии внешней оценки его результативной стороны; 3) результативность процесса качества образования возрастает при условии внутренней оценки его содержания; 4) действенность процесса качества образования повышается при условии его соответствия образовательным потребностям личности, ожиданиям общества и требованиям государственных образовательных стандартов; 5) актуализация управления качеством образования увеличивается при условии достижения согласованности всех субъектов образовательного процесса в единстве критериев его оценки; 6) совершенствование управления качеством образования достигается при условии построения взаимосвязанных моделей управления качеством образования на всех уровнях; 7) упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии функционального взаимодействия его субъектов, посредством директивной регламентации их прав и обязанностей.

Интернаучным принципом в совокупности принципов управления качеством образования можно назвать социальное партнерство экспертов качества образования. Выбор данного принципа обусловлен выделением в управлении качеством образования трех составляющих. Во-первых, это оценка качества образования государственными компетентными экспертами. Во-вторых, это оценка качества образования компетентными экспертами общественно-профессиональных институтов. В-третьих, это оценка качества образования субъектами управления образовательным учреждением: условий реализации образовательных программ, возможностей удовлетворения образовательных потребностей, академической и профессиональной мобильности. Управление качеством образования на основе принципа социального партнерства экспертов позволяет выявить следующие взаимосвязи между его структурообразующими компонентами: 1) эффективность управления качеством образования повышается при условии обеспечения целостности действий экспертов по качеству образования; 2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии консультативно-развивающего характера процедуры оценки качества образовательной деятельности; 3) результативность процесса качества образования возрастает при условии проведения непрерывной научно обоснованной диагностико-прогностической оценки качества результата образовательной деятельности; 4) актуализация управления качеством образования увеличивается при условии соблюдения законности в процессе процедуры оценки качества образовательной деятельности; 5) совершенствование управления качеством образования достигается при условии оценки качества образовательной деятельности внешними и внутренними компетентными экспертами; 6) упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии информационной прозрачности и открытости оценки качества образования.

Роль частнонаучного принципа в совокупности принципов управления образованием мы относим к проектно-целевой организации образовательного процесса. Включение в совокупность принципов управления качеством образования этого принципа обусловлено, во-первых, переходом от гностической, так называемой «знаниевой», парадигмы образования к проектно-целевому обучению, а во-вторых, распространением грантовой поддержки инновационных проектов в сфере образования. Управление качеством образования на основе принципа проектно-целевой организации образовательного процесса позволяет выявить между его компонентами следующие структурные взаимосвязи: 1) эффективность управления качеством образования повышается при условии разработки и реализации проектов как комплексов научных исследований, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по повышению качества образования, организации педагогических процессов в пространстве и во времени; 2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии включения обучаемых в вариативную проектную деятельность; 3) результативность процесса качества образования возрастает при условии выполнения обучаемыми интериоризированных проектных заданий; 4) действенность процесса качества образования повышается при условии; 5) упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии развития конструктивного диалога между педагогическим сообществом и институтами гражданского общества в процессе разработки и реализации проектов качественного преобразования компонентов учебно-воспитательного процесса.

Вывод. Управление качеством образования основано на принципе интеграции, обуславливающем компетентностный подход к образованию; принципе социального партнерства экспертов качества образования, опосредующем партисипативный подход; принципе проектно-целевой организации образовательного процесса, который реализуется посредством проектно-целевого подхода. Рассмотренные нами принципы и подходы к управлению качеством образования не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты педагогической деятельности образовательного учреждения.

Рецензенты:

Тимонин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», г. Кострома.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.