Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MECHANISM OF FORMATION AND REALIZATION OF THE REGIONAL INNOVATION POLICY

Azamatova R.M. 1 Ballieva Kh.Yu. 1 Guzieva L.M. 1
1 Kabardino-Balkarian State University
With the purpose of developing the innovation economics, the state must work out and implement an effective innovation policy at both federal and regional levels, which is to be focused on the assistance to structural reorganizations in the economics in the way of overcoming the transport and raw materials dependence, strengthening its innovation component and economic development quality. Aiming at this, the structural and logical scheme of formation of regional innovation policy has been developed and proposed. The constituent elements of this scheme are the goals and objectives of innovation policy and the ways of their achievement, and the enlarged composition of the mechanism of scientific, technological and innovation policy. Implementation of this model is possible only in presence of effective economic and financial mechanism of innovation activity representing an organized unity of subjects and objects, sources, forms and methods of direct and indirect financing the scientific, technological and innovation activity in the region ensuring the development of priority directions of this activity.
innovation activity
regional innovation policy
innovation policy
innovation economics

В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития возникает необходимость разработки и реализации регионами модели инновационной политики на основе оптимального сочетания методов государственного регулирования и экономических методов стимулирования.

Региональные аспекты научно-технической и инновационной политики традиционно считаются наиболее существенными для стран со значительным научным потенциалом и большой территорией. Российская Федерация, несомненно, относится к государствам подобного типа. В связи с этим российская инновационная система должна строиться, на наш взгляд, с учетом особенностей территориальной протяженности, при этом ее основная цель должна состоять в создании мощной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала регионов в целом и с учетом особенностей каждого.

В такой стране, как Россия, необходима выработка регионами собственной инновационной политики, разработка целевых региональных инновационных программ и проектов. В процессе преобразования научно-технического потенциала необходимо создать принципиально новый организационный механизм, экономическую и нормативно-правовую базу в сфере региональной научно-технической и инновационной политики РФ, позволяющие эффективно использовать возможности научно-технического потенциала территорий как в собственных, так и в общегосударственных интересах.

Инновационная политика как составляющая экономической политики региона, во многом определяется хозяйственной структурой региона, в которой важное значение имеют структурообразующие предприятия [4]. На региональном уровне наиболее целесообразным является регулирование определенных видов деятельности, реализация конкретных программ и проектов, территориальных заказов и контрактов инновационного характера. Речь идет о формировании условий для создания и производства инновационной продукции; конкурентоспособных товаров, обладающих потребительской новизной и полезностью; модернизации производств; развития венчурного предпринимательства; привлечения инвестиций в инновационную сферу. Перечисленные направления выступают объектом регулирования инновационных процессов на региональном уровне. Субъектами регулирования на региональном уровне являются участники инновационного процесса, а также исполнители региональных инновационных программ, проектов, заказов и контрактов [2].

Таким образом, региональное регулирование хозяйственной среды должно быть нацелено на поддержку конкретных мероприятий, а также определенных видов деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности местного производства и выпускаемой продукции, пополнение доходной части местных бюджетов и способствующих социально-экономическому развитию территории.

Вследствие того что региональная инновационная политика является составной частью федеральной государственной инновационной политики России, целевая направленность ее определяется рамками стратегического развития экономики в целом. Однако можно выделить и конкретизировать некоторые особо важные и своеобразные цели региональной инновационной политики: развитие совокупного инновационного потенциала в регионе; выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции; поиск и мобилизация внутренних инновационных резервов экономического роста; создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального использования инновационного потенциала в регионе и имеющихся научных, производственных, материальных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов; содействие развитию рынка инновационных проектов; всемерная поддержка инноваций.

На уровне субъектов РФ задачи инновационной политики зависят от поставленных целей и выбранной стратегии развития. С учетом целей и задач основные направления региональной научно-технической и инновационной политики можно сформулировать следующим образом: 1) создание условий для перехода экономики региона к устойчивому развитию на основе производства инновационной продукции с использованием ресурсосберегающих технологий; 2) обеспечение развития инновационной деятельности и производительных сил региона с использованием программно-целевых методов; 3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры и эффективной системы управления инновационной деятельностью в регионе; 4) обеспечение благоприятной для инвестиций среды в производственную сферу региона.

Процесс формирования, научного обоснования и реализации региональной инновационной политики представляет собой механизм ее выработки и реализации.

Объединив отдельные элементы региональной инновационной политики, представим ее в виде структурно-логической схемы, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-логическая схема формирования региональной инновационной политики.

Применение данной модели возможно только при наличии эффективного экономико-финансового механизма научно-технической и инновационной деятельности, который представляет собой организационную совокупность (систему) субъектов, объектов, источников, форм и методов (процедуры) прямого и косвенного (через экономические льготы и т.д.) финансирования научно-технической и инновационной деятельности в регионе, обеспечивающую развитие приоритетных направлений этой деятельности.

Субъектом финансирования инновационной деятельности является орган власти и управления, принимающий решение о мобилизации и использовании источников финансирования научно-технической деятельности, предоставлении экономических льгот и преимуществ научно-техническим организациям и инновационным проектам. В качестве объекта выступают научно-техническая организация, инновационный проект или осуществляющая его ассоциация (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т.д.), получающие финансирование или экономические льготы от органов управления.

Среди источников финансирования инновационной деятельности в регионе можно выделить: 1) местный бюджет: прямые инвестиции в ценные бумаги с расчетом на их окупаемость; безвозвратные субвенции (целевые ассигнования); бюджетный кредит; прямое уменьшение доходов из-за налоговых льгот, освобождения от платы за землю и другие ресурсы; возможное уменьшение доходов при гарантиях по кредитам и инвестициям; расходы на содержание региональной инфраструктуры при предоставлении ею льготных или бесплатных услуг; инвестиционный кредит; 2) целевые и внебюджетные фонды (фонды фундаментальных исследований, технологического развития, содействия малому бизнесу, охраны окружающей среды); 3) привлеченные средства российских инвесторов, коммерческих банков, страховых обществ, инвестиционных, венчурных и пенсионных фондов, предприятий, граждан; 4) иностранные инвестиции; 5) собственные средства инновационных предприятий.

В схематичном виде структура экономико-финансового механизма формирования и реализации научно-технической и инновационной политики представлена на рис. 2.

Рис. 2. Экономико-финансовый механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики.

Для оценки эффективности экономико-финансового механизма инновационной деятельности необходимо, по нашему мнению, учитывать следующие основные показатели:

  1. выполнение международных, республиканских и региональных научно-технических программ по решению научно-технических проблем, созданию и освоению конкурентоспособной новой техники и технологии, развитию опытно-экспериментальной и испытательной базы;
  2. сводные показатели научно-технического уровня производства (обновление продукции и производства; обновление активной части основных фондов; доля продукции, выпускаемой по прогрессивным базовым технологиям; фондовооруженность труда рабочих и специалистов по активной части и т. д.);
  3. ресурсы, выделяемые на развитие науки и техники из бюджетных источников, финансирование фундаментальных НИР и работ по научно-техническим программам, подготовка кадров специалистов, численность научно-производственного персонала;
  4. обобщающие показатели конечных результатов НТП в регионе: прирост за счет НТП валового внутреннего продукта, производительности труда, прибыли, фондоотдачи, экономия материальных ресурсов, высвобождение работников с тяжелых, вредных и непривлекательных работ, сокращение выбросов в окружающую среду, объем, динамика и удельный вес в общем объеме производства и экспорта региона наукоемкой и научно-технической продукции;
  5. показатели конечных результатов научно-технической деятельности – доход, прибыль и поступления в бюджет от реализации научно-технической продукции, лицензий, «ноу-хау», передачи технологий, в том числе инжиниринговых услуг, наукоемкость производства – характеристика удельных затрат на НТП в расчете на единицу продукции, капиталовложений, валового внутреннего продукта на одного работника. Этот показатель весьма важен для моделирования функционирования науки в регионе, выработки структурной и инвестиционной политики, региональных и международных сопоставлений, формирования экономико-финансового механизма научно-технической деятельности.

Рецензенты:

Апеков А.В., д.э.н., профессор, генеральный директор, Учебный центр государственной и муниципальной службы в КБР, г. Нальчик.

Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.