Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES USE OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FRAMEWORK OF INCLUSIVE EDUCATION

Maksimova N.A. 1
1 Smolensk state University
The article describes the use and construction of the information-educational portal, problems of its implementation and development. In modern conditions of development of education when we walk away from the traditional way of teaching and increasingly in practice ordinary schools are non-traditional ideas, approaches, technologies, methods and ways of training. Currently, the education system has been the main directions of application in educational process of information and telecommunication technologies, including the use in the learning process automated systems and complexes of management of educational process; the use of information technology as a didactic means; improvement of the creative component of the educational and research activities. This article discusses the concept of «inclusive education». Discusses ways of «involving» children in the educational process of an ordinary school.
professional-pedagogical activity of the teacher
information and educational environment
the trajectory of the development of the pupil
inclusive education
the system of educational portals
Основной задачей развития современного школьного образования в настоящее время является обновление его содержания и методов обучения с целью достижения новых результатов. На сегодняшний день государственная политика в сфере образования повернулась к личности обучаемых. Поэтому смысл и цель современного образования - развитие личности. В этом случае актуален иной подход к определению уровня образования, задаваемого новыми стандартами, которые определяют тот уровень образования, относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для обеспечения возможностей полноценного развития личности ребёнка и успешного продолжения образования на следующей ступени.

В образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. Современные тенденции развития Интернета, компьютерных сетей и систем телекоммуникаций позволяет человеку учиться и приобретает знания в новых социально-экономических условиях. Перед образованием ставятся задачи по формированию личности, конкурентоспособной и успешной в окружающей ее электронной информационной среде.

Проведенный анализ процессов внедрения информационных технологий в различные сферы не может быть признан удовлетворительным, так как существующие средства информатизации, которые применяются в учебных заведениях, находятся в стадии развития. При этом почти полностью отсутствуют дидактические, интерфейсные, технологические и информационные связи между средствами информатизации [2].

В условиях перехода российских образовательных учреждений на новые принципы обучения особую остроту приобретает проблема эффективности и результативности организации учебного процесса, а также проблема использования современных телекоммуникационных технологий. В настоящее время информатизация сферы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, а также определяющим условием модернизации образовательной системы государства.

Основной проблемой системы образования является обеспечения организационно-методического сопровождения процесса модернизации и повышения качества образования, связанный с использованием новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информационно-коммуникационные технологии имеют ключевое значение на всех уровнях образовательной системы, являясь прорывными технологиями, обеспечивающими быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала [1].

В России существуют государственные программы по 11-ти направлениям информатизации образования, вот некоторые из них [5,6]:

  • научно-педагогическое обеспечение применения информационных технологий (ИТ) в образовании;
  • совершенствование федерального законодательства и развитие нормативно-правовой базы, стандартов, соглашений в области разработки и использования ИТ в образовании;
  • создание электронных средств учебного назначения;
  • создание системы электронных библиотечных образовательных ресурсов по уровням образования, создание федерального депозитария электронных изданий;
  • подготовка и переподготовка педагогических кадров в области ИТ.

Выделяют следующие направления развития процесса информатизации образования в России [1,3].

  1. Внедрение в практику образовательных учреждений современных средств информационных и телекоммуникационных технологий и использование их в качестве педагогического инструмента, который существенным образом повышает эффективность образовательного процесса.
  2. Использование современных средств ИКТ обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации и информационной поддержки образовательного процесса.
  3. Широкое распространение и повсеместное внедрение элементов дистанционного обучения.
  4. Построение единой информационно-образовательной среды и единого информационно-образовательного пространства учебного заведения (и системы образования в целом).

Информационно-образовательное пространство - это пространство, в котором информация используется для образовательных целей. Информационно-образовательная среда - это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса.

Образовательный процесс может протекать и в специальном учебном заведении (школе, колледже, вузе), и вне его (например, человек занимается самообразованием и для этого использует ресурсы Интернет, библиотечные фонды, различные семинары, консультации и т.д.). Создание информационного пространства образовательного учреждения на сегодняшний день является одной из главных задач, решение которой определяет успех внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

Обучение ребенка в информационно-образовательном пространстве создает условия для его всестороннего личностного развития, полноценного обучения и социализации особенно это касается детей с ограниченными возможностями. Можно сказать, что это приоритетная задача современной системы образования Российской Федерации [7,8,10].

План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, в разделе IV (Изменение школьной инфраструктуры) уделяет много внимания проблеме обучения детей с ограниченными возможностями [11]. В частности, в мероприятие 10 (Создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) включён пункт б) обеспечение права граждан на выбор образовательного учреждения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий, в том числе в общеобразовательных учреждениях. Мероприятие 11 «Плана действий...» полностью посвящено этой проблеме - «Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной и этнокультурной составляющей, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».

В результате реализации «Плана действий...» предполагается достижение следующих основных показателей, в том числе по разделу IV: рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста - с 30 до 70 %.

В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271, в частности указывается «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Среди «Основных направлений развития общего образования» выделяется пункт 4 «Изменение школьной инфраструктуры», в котором, в частности указывается, что «Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни.

В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов». Инструментом создания такой безбарьерной среды и являются информационно-коммуникационные технологии.

Дети с ограниченными возможностями находятся в несколько «оторванном» от основного коллектива мире. Несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания таких детей, став взрослыми, все-таки они оказываются неподготовленными к включению в социально - экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» ребенка в социум и подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование (фондом общественного мнения в 2012-2013 годах был проведен опрос россиян, касающийся введения инклюзивного обучения при этом, 45% россиян одобряют данное новшество, 35 % резко против данной инициативы. 52% считают, что совместное обучение приведет к ухудшению качества образования и данным детям будет некомфортно учиться вместе).

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Американская педагогика рассматривает инклюзию как кардинальное преобразование массовой школы под задачи и потребности совместного обучения обычных детей и детей с проблемами в развитии. В немецкоязычных странах термин «инклюзия» употребляется сравнительно мало. Здесь продолжают пользоваться терминами «интеграция», «совместное обучение», «включение». Страны, ориентирующиеся на американскую образовательную модель, в том числе и Россия, все шире используют термин «инклюзия» [9].

Очень часто помимо понятия «инклюзивное образование» выделяют и понятие «инклюзивная школа», которая:

  • рассматривает многообразие культур как новую реальность;
  • должна обеспечивать доступ к знаниям, навыкам и информации;
  • сохраняет индивидуализацию процесса обучения;
  •  предполагает использование командного стиля работы;
  • работает в сотрудничестве с семьями, государственными и общественными организациями;
  • ожидает успехов в обучении от каждого своего ученика;
  • способствует социальному развитию общества.

Основная идея «включения» - это обучение детей с особыми потребностями в обычных образовательных учреждениях, там, где учатся все ученики. Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы, интеграции и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой - реализация права на образование без дискриминации.

В основе данной системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты - декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных наций (ООН) и Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине.

Можно сказать, что одним из основных аспектов интеграции в образовании - это построение индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальной образовательной программы). Этот образовательный маршрут не должен зависеть от того где обучается ребенок, где он находится и в какой форме имеет возможность обучаться - главное его развитие (интеллектуальное, психическое и т.д.).

Такой подход стирает границы в отношениях, вовлекает всех детей в естественную жизнь коллектива, и почти исключает ошибки формирования личности будущего взрослого человека.

Можно выделить следующие проблемы осуществления инклюзивного обучения [4]:

  • процедура инклюзивного обучения детей практически не регламентирована нормативно-правовыми документами на федеральном и региональном уровнях;
  • проблема недостаточности материально-технической базы и финансового обеспечения;
  • нехватка узких специалистов: - логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры (ЛФК) - для сопровождения обучения;
  • проблема подготовки педагогов к работе с «особенными» детьми (не владение специальными методами, приемами, средствами обучения, психологическая неготовность педагогов);
  • недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями.

Для решения этих проблем необходимы:

  • ​скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки;
  • ​эффективная поддержка этого процесса со стороны государственной власти и органов местного самоуправления;
  • ​разработка концепции информационного образовательного портала, структуры, сценариев его функционирования как ядра информационного образовательного пространства личностного развития учащихся;
  • ​обеспечение дистанционной компьютерной поддержки обучения детей с ограниченными возможностями, инклюзивного обучения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ Грант №14-16-67012

Рецензенты:

Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленск.

Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, первый проректор ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленск.