Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTUAL REPRESENTATIONS ABOUT «THE CITY» IN OLD RUSSIA (ON THE BASIS INVESTIGATION OF THE OLD RUSSIAN MANUSCRIPT ILLUMINATION)

Sertakova E.A. 1
1 FSAI HPE Siberian Federal University
Conceptual researches are very popular in recent decades. A large proportion of them aimed at studying national concepts, which influence the formation of the whole picture of the world society. This article presents the results of the analysis of the concept of «city» in Old Russian culture. The theoretical part of the article aims to consider a number of approaches to understanding the concept and identify the working definition, which is near the author´s position. In the practical part of this article in part presents the findings obtained in the analysis of the image of a city in ancient miniature XVI century, which is quite extensively represented urban themes. As a result identified steady characteristics of the city in the Old Russian culture, its «rudimentary» essence.
Old Russian manuscript illumination
the concept of «city» in Old Russian culture
the national concept
concept
cultural studies

Город является одним из важнейших феноменов, благодаря которому человек структурирует свои представления об окружающем мире и осмысливает пространство своего существования. Исследования города востребованы для современного научного знания: его природой, структурой, свойствами увлечены специалисты как гуманитарных, так и социальных наук [4; 5; 6; 7; 8; 9; 12]. Особый интерес вызывает изучение конкретных городов с их уникальным обликом и специфическим образом жизни горожан. Однако, прежде чем изучать их, необходимо понимать то, чем, в сущности, является город, иметь представление о его концепте [8].

Ученые, представляющие разные научные направления, рассматривают концепт с самых разных точек зрения: как лингвистическое понятие, как неотъемлемый феномен культурологического знания, как один из основополагающих терминов философии. Отсутствие общепринятого определения концепта характерно и для сегодняшнего дня.

Один из известнейших филологов России Ю.С. Степанов в работе «Константы. Словарь русской культуры» [4] описывает концепт как базовую ячейку культуры в мышлении людей, оказывающую непосредственное влияние на их мировоззрение. По его мнению, концепт является носителем исторической и общекультурной памяти, сохранившим в себе первоначальный смысл, даже, несмотря на произошедшую со временем семантическую трансформацию понятия.

В качестве основополагающих характеристик концепта, Ю.С. Степанов отмечает его предметность (материальное воплощение), склонность к развитию и изменчивости, связь с эмоциональной сферой человека. Это значит, что концепт несет в себе более глубокое понимание, нежели можно представить. У концепта есть «родной дух», укоренившийся с помощью мысли, привычной для какого-нибудь человека или целого места, где так принято говорить, так чувствовать.

Концепты различаются между собой по степени значимости и по типу носителя. Ученый выделяет концепты индивидуального, национального и общечеловеческого уровня. Все они имеют ряд преимуществ. Например, изучение национальных концептов является наиболее перспективным и эффективным занятием, так как они более доступны, а их изучение наиболее востребовано сегодня.

Близкие взгляды можно обнаружить у знаменитого историка и культуролога А.Я. Гуревича [1]. В его понимании концепты – это «универсальные категории культуры», благодаря которым человек способен познавать мир. В них зафиксированны и представлены формы существования самой культуры.

При взаимодействии универсальные категории порождают разнообразные связи, которые оказывают влияние на формирование картины мира, свойственной конкретному обществу. Этот процесс происходит неосознанно. Человек впитывает эти категории через язык, искусство и науку в уникальной культурной среде, в определенном обществе.

Универсальные категории будут всегда характерны для жизни и деятельности человека. Со временем они могут обрастать новыми смыслами, менять значение, но их изначальная суть будет единственным ключом к пониманию того или иного феномена. Исследование данных категорий позволяет выявлять фундаментальные знания о культуре, обществе и человеке.

Еще одним немаловажным значением обладает определение концепта, предложенное философами. Ж. Делез и Ф. Гваттари в работе «Что такое философия?» [3] предложили рассматривать концепт как акт творчества, направленный на создание новых философских понятий, структурирование хаоса бытия. Все философские концепты, по их мнению, личностны и имеют своего автора (эйдосы Платона, монады Лейбница и т. д.) и созданы в свое время. Их нельзя отождествлять с научными концептами.

Обозначенные точки зрения дают крайне непохожие определения. Чтобы снять противоречие некоторые ученые, такие как А.А. Семенова, С.С. Неретина и А.П. Огурцов объединяют данные воззрения. Таким образом, концепт может быть рассмотрен нами как смысловая структура мышления, образовавшаяся в определенной культурной среде, посредством которой индивид, воспринимая окружающую неупорядоченность бытия, преображает его, организуя в мир доступной для понимания действительности.

В современной науке исследователи не единожды уделяли внимание концепту «город». Можно выделить ряд подходов к его рассмотрению: культурологический (В.Г. Ильин), лингвистический (С.А. Голева, С.В. Воркачев, А.Р. Загороднева), психолингвистический (В.А. Ефремов), литературоведческий (Л.Н. Авдонина, А.Н. Семенов, Т.А. Таянова и др.) и т. д. Во всех исследовательских направлениях выявление концептуальной основы города сопряжено с толкованием сложных взаимосвязей индивидуального восприятия и социального мнения.

Ключевые положения в рассмотрении концепта «город» представлены В.Г. Ильиным в докторской диссертации «Город как концепт культуры». По мнению автора, «город» представляет собой универсальную культурную константу, отражающую все основные характеристики проживающего в нем общества.

Структуру данного культурного концепта составляют  интуитивный, символический и дискурсивный компоненты. Поэтому, суть концепта «город» часто заключена в образах и символах, с которыми индивид неосознанно взаимодействует на протяжении всей своей жизни.

Автор анализирует концепт «город», свойственный традиционному обществу, то есть рассматривает его как материализацию сакральных сил в обыденной повседневности человека. Фиксатором взаимосвязи священного и мирского в городе традиционно выступал архитектурный облик. Доминирующий над окрестностями город всегда воплощал идею тяготения земли к небу. Современное понимание «города» получило дополнительные смыслы, каждая эпоха, каждое общество внесли дополнительные коррективы в концепт.

В.Г. Ильин [3] исследует город не только как образцовый вариант концепта, но и как конкретный национальный пример (г. Ростов-на-Дону). Именно национальная составляющая отличает одни и те же концепты в разных культурах. Концепт «город» в России иной, нежели «город» в европейском или американском понимании. Национальный концепт задает оси социокультурного пространства, структурируя бытие этого пространства и определяя его своеобразие и уникальность.

Данное положение позволяет обернуться к рассмотрению концепта «город», сформировавшегося в русской культуре и заключающего в себе специфику российского города. Историческим временем, в котором изначальный смысл «города» может быть наиболее очевидным, представляется период с XII по XVI в. (от эпохи удельных княжеств до времени их централизации, именно в 16 веке происходили важнейшие процессы нациостроительства). Это позволяет выбрать работы, способные раскрыть изначальное содержание «города». Так как одной из основных характеристик концепта была выделена визуальная составляющая, то в качестве исходного материала для анализа выбраны образцы древнерусской миниатюры из Лицевого летописного свода.

В отличие от иконописных изображений, создаваемых в каноне византийских образцов, книжная миниатюра демонстрировала своеобразие художественной традиции Древней Руси, была более свободна в материале изображения – от визуализации важных исторических событий и персон до передачи трудовых будней простых людей и зарисовок ландшафта.

Миниатюра информационно насыщена. В одной композиции может быть показано несколько сюжетов, различных и по времени, и по пространству. Также, на одном листе может быть представлено значительное количество семантически нагруженных элементов. Стилистика миниатюры и использованные в ней художественные приемы близки искусству иконописания и фреске. Для нее также характерны: условный язык, устойчивость и каноничность образов. Но, в отличие от них, она более реалистична и многосюжетна, а также проявляет тяготение к изображению неофициальных тем. Например, известны циклы миниатюр, посвященные праздникам и гуляниям русского народа, сельским работам и особенностям жизни в городе. Последние миниатюры, например, воспроизводят повседневный быт горожанина в Древней Руси. В данных работах русский средневековый город представляется как ремесленный и торговый центр, средоточие политической и культурной жизни.

Для исследования концепта «город» наибольший интерес представляют миниатюры «Лицевого летописного свода», созданного по указу Ивана Грозного во второй половине XVI века. Рассмотрение даже пары миниатюр способно выявить значимые аспекты в понимании города (рис.1, рис.2, рис.3).

Рис. 1. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век. Встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с князем Святославом 4 апреля 1147 года в Москве

Рис. 2. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век. Вокняжение Димитрия Александровича во Владимире.

Рис. 3. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век. Св. вел. кн. Александр Невский сажает Димитрия наместником в Новгороде.

В представленных миниатюрах город является одним из ключевых элементов повествования. На рисунках изображены самые крупные и значимые города Руси – Москва, Владимир, Новгород, однако, все они обнаруживают типичные черты, свойственные городу в целом.

Город во всех изображениях представлен многолюдным, наполненным жизнью. Его населяет достаточно разнообразное общество: от великого князя, и его сподвижников – бояр и воинов до монахов-чернецов и простых работников. Город является центром ключевых событий в жизни Руси, в нем постоянно происходит что-то важное и знаменательное, будь то вокняжение, встреча князей, принятие судьбоносных решений или закладка нового храма и установка часомерья и т. д.

Облик города демонстрирует крепкую связь с окружающим природным ландшафтом. Противоположность резких изгибов горных кряжей и правильных линий прямых стен не является здесь доминирующей. Напротив, они сосуществуют гармонично и являются частью общего пространства. Город вписывается в природу за счет многих схожих элементов. Тяготеющие вверх очертания крыш и куполов вторят вытянутым ввысь вершинам гор. Цвет камня, из которого сложены городские стены, соответствует колориту горных пород, тем самым намекая, что город был ни сколько возведен человеком, сколько сама природа способствовала его порождению. Город возвышается над окружающим пространством, уподобляясь непоколебимой и несокрушимой горе.

У города есть обязательные составляющие элементы. Это городские стены, храм и дворцовые палаты. Городские стены показаны очень мощными и неприступными, снабженными оборонительными и надзорными башнями. Город – это крепость, твердыня, «детинец». Город защищен, попасть в него очень сложно. Центральные ворота выступают единственным входом в загадочный и манящий мир города. Стены не только фиксируют границы города и определяют его пространство, но и отгораживают, защищают его упорядоченный и окультуренный мир от дикой природы. Стены города символизируют собой разделение космоса и хаоса на уровне человеческой жизни.

За городскими стенами начиналось совершенно иное пространство – пространство сакрума. Степень сакральности постепенно нарастала от перефирии к центру, где располагался храм – самая значимая и священная постройка в городе. Именно от храма зависела дальнейшая, выстроенная по принципу иерархии, композиция городских архитектурных сооружений.

Храм изображен приподнятым. Его центральный купол освещает облик русского города, задает жизненный ориентир для всех населяющих его людей. Внешний облик города и его внутреннее устройство, организованные по принципу иерархии, указывают на связь с Небесным Иерусалимом как эталоном для всех городов христианского мира, городов, у которых есть определенная миссия и судьба. Концепция города как отражения небесного прообраза на земле была привнесена на Русь из Византии. Тем самым строение русского города указывало на преемственность имперской культуре. Город Древней Руси еще не был центром святости мирового масштаба, но он, несомненно, занимал значимое место в истории укрепления христианской веры.

Однако, с течением времени данная преемственность существенно изменилась. На русской земле церковь не была полноправным правителем, а на равных делила власть с князьями. Именно в городах была сконцентрирована вся власть: и мирская и церковная. Посредством власти возводились города, становившиеся центрами распространения христианства на Руси. Поэтому, природа города может рассматриваться как властно-сакральная. Церкви и княжеские палаты доминируют в изображении города, являются основополагающими в его пространстве. Это знаки, указывающие на исключительность места, места, в котором объединена божественная власть и княжеская сила.

То, что храмы выступают ориентирами для духовной жизни горожан можно заметить, обратившись к рассмотрению пространственного построения изображения. Везде доминирует вертикаль: формат листа, компоновка элементов изображения. Данный художественный прием имеет тесную связь с особенностями православного богослужения. Изображения миниатюр отражают семантические построения, характерные для храмового иконостаса.

Изображения княжеских палат демонстрируют властность города. Город становится той точкой, в которую стягиваются все ресурсы округи, и точкой распространения на нее влияния. Таким образом, город занимает верховное положение в иерархии территорий, воплощая в себе образ государства и эпохи, а также социума, проживающего в нем.

Действие, показанное на миниатюрах, представлено очень сжатым во временных и территориальных рамках и при этом информационно нагруженным. Данный факт обращает внимание на понимание «сиюминутного» и «вечного» в городе, позволяет рассматривать его как постоянно меняющийся конструкт, несущий в себе идею долговечности.

Данные произведения обнаруживают концептуальную связь, существующую между «городом», «миром» и «пространством». Город – это мир или скорее модель мира, наиболее просто и наглядно отображающая общественное мировоззрение Древней Руси.

Как показал анализ изображений города в русской миниатюре концепт «город» имеет целый ряд семантических значений, обладает аксиологическим весом, несет культурные смыслы. Город есть миссия, которую он несет, цель, которую необходимо достичь - это возвышение и возвеличивание души человека через принятие христианских истин и княжеской воли.

Это видно по тому, как изображен город. Его образ обладает только положительными значениями: он величественен, праздничен, светел, красочен, изобилен. Он будто бы отрицает все связанное со скудостью, обыденностью, хаотичностью. Город ближе к небу, нежели к земле. Данный концепт ментально расширяется до размеров значения Космоса. Подобный переход возможен, так как отчетливо прослеживается концептуальное ядро, сформированное на границе реального и идеального.

Исходя из анализа образа города в древнерусской миниатюре, можно подвести итог, что в данном концепте доминирует не индивидуальный взгляд, а «надындивидуальный», отсылающий к коллективному бессознательному русского народа. А это значит, что концепт «город» является очень значимым для русской традиции.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.флос.н., профессор, зав.кафедрой Сибирского федерального университета, г.Красноярск.

Кирко В.И., д.ф.-м.н., профессор, заместитель проректора по развитию Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, г.Красноярск.