Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

QUALITY EDUCATION IN BOARDING SCHOOL: ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Stukolova L.Z. 1 Chepuryshkin I.P. 2
1 "International Market Institute"
2 Smolensk regional governments budget educational institution for students and pupils with disabilities "Pochinkovskaya special (correctional) boarding school VII-VIII species"
The article expressed judgments about creating children in a boarding school environment for sustainability and active participation in society, through the activity inclusion in educational and social programs, in accordance with their needs and capabilities, in order to eliminate the formation of segregation and discrimination and entitlement every person to quality education. Characterized by the concept of "quality education" in a broad sense, as a factor of sustainable development of society, and narrow as a result of the educational process, which reflects the level of development of knowledge, practical skills, intellectual development and moral qualities of graduates. The concept of "quality education" is seen as a position of educational process, taking into account the hierarchy of socially significant characteristics, parameters, and with the position of the educational institution (provider), which provides a range of services adequate to the demands of the federal state educational standards, needs of individuals and society (consumers) taking into account the forecast of its activities in the future.
quality management education
the human right to a quality education
the elimination of segregation and discrimination in education
the subjects of the educational process
educational services
quality education
the conditions for self-activity-including educational programs
boarding school

Модернизация российского общества определила новые требования к системе образования, в том числе и к школе-интернату. Сегодня перед государством стоит чрезвычайно важная задача - создать детям в школе-интернате условия для самореализации и активного участия в жизни общества, посредством деятельностного включения в образовательные и социальные программы, в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, в целях устранения в образовании сегрегации и дискриминации и предоставления права каждому человеку на качественное образование.

Государственная политика в области качества образования опирается на международные нормативно-законодательные акты: Декларацию ООН о правах людей с интеллектуальной и психической недостаточностью; Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конвенцию ООН о правах ребенка; Стандартные правила ООН по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью; Декларацию, принятую в июне 1994 года в Саламанке. Саламанкская Декларация обязывает правительства всех стран сделать «включение» детей с особыми потребностями приоритетной задачей. В Саламанкской декларации отмечено, что существование обычных школ с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования.

Цель статьи - высказать суждения о повышении качества образования с учетом ориентации на личностное развитие учащихся, повышение их адаптационных возможностей в процессе подготовки к самостоятельному вхождению в жизнь. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: уточнить понятие «качество образования» с учетом достижений современной педагогики; раскрыть показатели качества образования детей в школе-интернате. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия.

Результаты исследования

Качество - важнейшее понятие философии. На разных этапах развития научной мысли качеству уделяли внимание Аристотель, Кампанелла, Декарт, Гегель. Но учеными до сих пор ведутся споры о сущности данного понятия, исходя из современного развития теории и практики управления.

В философии качество рассматривается во взаимосвязи с количеством и определяется как свойство, предмета, связывается с ним как целым. В словарях русского языка, с одной стороны, речь идет о качестве как о сущностном свойстве предмета, делающего его именно тем, что оно есть на самом деле, а с другой, - как о степени соответствия предмета неким параметрам, и вследствие этого его ценности. В экономике понятие «качество» сопряжено со стандартизацией.

В экономическом смысле качество образования может рассматриваться как совокупность характеристик обучаемого, востребованных потребителями образовательных услуг и определенных федеральным государственным образовательным стандартом. Однако, если себестоимость затрат на оказание образовательных услуг, определенных федеральным государственным образовательным стандартом, и стоимость их для потребителя можно назвать объективными экономическими показателями, то совокупность характеристик обучаемого, востребованных потребителями этих услуг, многообразна (спортивные достижения, успехи в изучении конкретных предметов, победы на олимпиадах, высокие баллы при сдаче выпускных экзаменов и прочее) [4].

Кроме того, поскольку речь идет не о единичном, а о массовом потребителе (а именно с ним и имеет дело экономика), постольку было бы неправомерно говорить об одинаковом уровне его потребностей. Потребности всегда дифференцированы по доходу, ценам, сортности и т.д. Из этого следует, что качество «продукта» (обучаемого), тоже может быть дифференцировано. Поэтому, с экономической точки зрения, проблемы повышения качества образования решаются не только в смысле совершенствования знаний, умений, навыков обучаемого, но и в смысле разнообразия качества образования конкретных учащихся одного и того же учебного заведения (особые успехи в изучении конкретных предметов, участие в олимпиадах и прочее).

К сожалению, в нашей стране качество обучаемого оценивает не потребитель (заказчик), а сам продавец (учебное заведение) при помощи специальной системы контрольных индикаторов: тестов, экзаменов и т.д. Конечно, такая система - необходимое условие выявления адекватности затрат учебного заведения и их результатов. Но этого не достаточно, так как любое учебное заведение заинтересовано в преднамеренном искажении результатов (качества) в сторону их завышения. Поэтому, одна из задач, стоящая перед наукой - это выработать некий интегральный показатель качества образования на основе сближения педагогических и психологических критериев качества.

Можно выделить два аспекта в определении понятия «качество». Во-первых, структурно-содержательный аспект, в рамках которого качество характеризуется с точки зрения его компонентов и их взаимосвязей, и определяется как целостное, интегральное свойство предмета. Второй аспект - ценностный, связанный со способностью удовлетворять индивидуальные и общественные потребности.

В школе-интернате качество может рассматриваться как ведущий фактор повышения качества жизни детей. Специалисты отмечают, что обеспечение качества образования детей в школе-интернате должно быть обусловлено наличием дифференцированной сети учреждений интернатного типа и развитыми системами как интегрированного, так и инклюзивного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями [2].

В большинстве случаев, с понятием качества образования специалисты связывают показатели, характеризующие потенциал учебного заведения (квалификация научно-педагогического персонала, укомплектованность библиотек, обеспеченность компьютерами, антикоррупционная деятельность) [10]; результаты образовательного процесса (успеваемость, количество победителей олимпиад, количество медалистов и т. д.) [3]. Однако, эти показатели могут рассматриваться как характеристики возможностей учебного заведения, но никак компоненты системной оценки качества образования вообще и качества образования в школе-интернате в частности. Данная особенность одновременной очевидности и неопределенности качества образования обусловлена спецификой образовательной услуги.

По нашему мнению, качество образования представляет собой многомерное понятие, т. е. рассматриваемое во многих измерениях и разными показателями. Поэтому, качество образования в школе-интернате может раскрываться через такие понятия, как «реализация прав граждан в области образования», «государственное обеспечение детей, обучаемых в школе-интернате», «формы получения образования в школе-интернате», «реализация федеральных государственных образовательных стандартов в школе-интернате», «создание безбарьерной среды», «абилитационно-воспитательное пространство», «понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное их участие в образовательном процессе», «привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании», «принцип равных возможностей в области образования для детей, обучаемых в школах-интернатах».

Это обусловлено тем, что учебно-воспитательный процесс для детей, обучаемых в школе-интернате, должен быть построен таким образом, чтобы учитывались образовательные потребности детей всех категорий. А это требует активной работы с микросоциумом, в который войдет «интернатный» ребенок, приспособления традиционных технологий обучения и воспитания к имеющимся у ребенка возможностям.

Поскольку образовательная услуга школы-интерната состоит в создании адекватной среде обучения для получения образования в соответствии со способностями и возможностями, то показателем качества образования может быть успешная адаптация и интеграция (реинтеграция) этих лиц в общество. Однако, для этого необходима организация пропедевтической работы, содержание которой определяется типом ведущей деятельности, возрастными возможностями восприятия нравственно-этической информации, возрастными особенностями отношения к указаниям взрослых.

Например, младший школьник верит тому, что сказано ему учителем или психологом. Поэтому, возможно прямое педагогическое объяснение сути проблемы. Подростки чаще всего недоверчиво относятся к тому, что говорят взрослые и требуют доказательств. Поэтому рекомендуется организовывать игры, в которых они могут поставить себя на место другого ребенка.

В литературе широко известны примеры, когда имитируя проблемы ребенка с детским церебральным параличом можно связать колени вместе или привязать пальцы к ладони, сделав их неподвижными в суставе, насыпать камешки в обувь, имитируя проблемы больного артритом. В таком состоянии подросток должен подняться по лестнице, выполнить гигиенические процедуры, одеться и т.п. Главное по окончанию игры провести беседу: что чувствовали, когда оказывались неуспешными, когда окружающие выказывали не совсем гуманное отношение и т.п. Другим примером может быть игра по тому же сценарию с использованием затемненных очков (для обеспечения интегрирования плоховидящих детей). Для интеграции слабослышащих или неслышащих детей может быть использована игра, в которой участники задумывают какой-либо предмет, например классный журнал, и просят одного из подростков принести его, пытаясь показать жестами. По окончанию - обсуждение по вопросам, что чувствовали, когда не понимали, что от вас хотят окружающие, что чувствовали, когда вас не понимал выбранный для эксперимента ребенок. Деловая игра, завершающаяся дискуссией - основные методы работы с подростками. Затем, когда проблема станет актуальной для подростков, они могут принять объяснения взрослых. Обычно после такой работы подростки сами предлагают способы оптимизации жизни интегрируемого ребенка, становятся его помощниками, защитниками и друзьями.

По нашему мнению, показателем качество образования детей в школе-интернате может быть создание интегрированных условий для формирования у обучаемых умений и навыков социальной адаптации и интеграции в общество, то есть общеинтеллектуальных умений, трудовых и профессиональных навыков, навыков межличностного взаимодействия и ориентировки в пространстве, в расширенной сети дифференцированных учреждений для детей каждой категории [9].

Из вышеизложенного следует, что для обеспечения качества образования детей в школе-интернате необходимо поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания образования; целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции специалистов ведущих специальных образовательных учреждений страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка в школе-интернате.

По мнению Джанетт Колби и Миске Уитт, качественное образование включает следующие составляющие: учащихся, которые здоровы и получают хорошее питание, готовы участвовать в образовательном процессе и учатся при поддержке семьи и общества; образовательную среду - здоровую, безопасную, гарантирующую гендерно-ориентированную защиту, обеспечивающую необходимыми ресурсами и благоприятными условиями; содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как гендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование; процесс, посредством которого подготовленные учителя используют такие подходы в обучении, где на первом месте стоят интересы ребенка; занимаются в специально оборудованных аудиториях и школах; используют метод оценивания способностей; чтобы стимулировать обучение и свести к минимуму различия в объеме знаний учащиеся; результаты, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что качество образования, с точки зрения общества в целом и отдельных его представителей, имеет очень важное значение. В современных условиях качество образования применительно к системе образования, отдельным образовательным учреждениям, каждому субъекту образования, всем заинтересованным сторонам - показатель социальной стабильности общества и гарантия его динамичного развития [1].

Анализ литературы показал, что «качество образования» рассматривается как с позиций субъектов образовательного процесса с учетом иерархии социально значимых характеристик, параметров, так и с позиции самого образовательного учреждения (поставщика), предоставляющего комплекс услуг, адекватных требованиям федерального государственного образовательного стандарта, запросам личности и общества (потребителей) с учетом прогноза его деятельности в будущем [5].

Спектр обращений к понятию «качество образования» выявляет разные определения его не только как феномена педагогической науки и практики в целом, но и составляющих его частей. Так, например, опираясь на словарное значение и практику толкования понятия «образование», следует отметить, что, в зависимости от контекста употребления, оно может выражать: общественное явление; социальную и индивидуальную ценность; функцию общества; сложную систему; сферу социальной жизнедеятельности; процесс; результат образовательного процесса; потребности личности, общества.

Однако отметим, что приведенные аспекты значения «образования» в большинстве случаев имеют нечто инвариантное - направленность на развитие, становление личности, т.е. направлено на удовлетворение социальных, культурных, экономических и других потребностей личности, общества, государства в целом [7]. По мере развития педагогической науки и практики целевое назначение образования претерпевает изменения, появляются новые важные аспекты.

Вывод. Качество образования - синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования. Поэтому, понятие «качество образования» может быть использовано в широком и узком смысле.

Качество образования в широком смысле определяет образование как гарант национальной безопасности, один из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности государства, а миссию учебно-воспитательных учреждений в возрождении смыслообразующей роли образования в жизни каждого человека и всего общества.

В узком смысле качество образования может рассматриваться как категория, характеризующая результат образовательного процесса, отражающего уровень сформированности общетеоретических знаний, практических умений и навыков, интеллектуального развития и нравственных качеств выпускников. В узком смысле качество образования складывается из таких компонентов, как качество прав граждан на образование; качество образовательной (учебной) программы; качество кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе; качество обучаемых; качество средств образовательного процесса; качество образовательной технологии.

Качество - сложная философская, экономическая, социальная и одновременно общественная системная категория, которая диалектично взаимосвязана со стандартизацией.

Понятие «качество образования» рассматривается как с позиций субъектов образовательного процесса с учетом иерархии социально значимых характеристик, параметров, так и с позиции самого образовательного учреждения (поставщика), предоставляющего комплекс услуг, адекватных требованиям федерального государственного образовательного стандарта, запросам личности и общества (потребителей) с учетом прогноза его деятельности в будущем [6].

Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата [8]. Современный подход ориентирован на создание комплексной системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса.

Рецензенты:

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор кафедры производственной безопасности и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.