Функциональное взаимодействие в производственно-транспортных системах подразумевает не только управление потоками в транспортной подсистеме, но и согласование ритмов работы транспорта и производства, а также производителей и получателей между собой.
Пусть транспортная сеть состоит из пунктов, соединенных направленными путями . Пусть - интервал оптимизации функционирования транспортной системы. Для каждого момента времени на множестве пунктов сети определена функция производства и потребления (или для k-го вида порожних вагонов). Если , то пункт производства называется источником (пунктом производства), если , то пункт потребления называется стоком (пунктом потребления) и если , то пункт называется перевалочным. Каждый путь характеризуется пропускной способностью и транспортным запаздыванием . При означает величину емкости склада пункта .
Обозначим через объем поставок на пути , выходящий в момент t из пункта и приходящий в момент в пункт . Если путь отсутствует или , то полагаем . Ясно, что все . Поставка означает запас пункта в момент времени t. Поэтому . Пусть - расходы на перевозку единицы объема поставок из в . Тогда - расходы на хранение единицы запаса. Для каждого пункта потребления период, в течение которого отсутствуют поставки, равен , где . Будем предполагать, что в момент времени t = 0 существует запас , который обеспечит потребление в период, когда невозможны поставки, т.е. справедливо:
.
Для решения этой задачи на базе динамической транспортной задачи [1,2] сформулирован метод динамического согласования производства и транспорта.
Введем корректирующие переменные в пунктах производства , означающие уменьшение объема производства и соответственно увеличение на величину с производственными расходами . В качестве критерия оптимальности примем экономический критерий минимума транспортных расходов, расходов на хранение и затрат на перестройку производственных программ поставщиков:
где: - транспортные расходы,
- затраты на хранение запасов,
- затраты на корректировку программ производства,
при ограничениях, задаваемых:
а) уравнениями динамики изменения запасов у поставщика и динамики размещения производства:
б) уравнениями динамики изменения запасов у потребителей:
в) начальными и конечными условиями:
г) условиями неотрицательности переменных запасов, поставок и корректирующих переменных:
Отметим, что в МДС стоимостные параметры и параметры сети также могут изменяться внутри периода расчета.
Таким образом, при исчерпании адаптивных возможностей транспорта необходимо уменьшить рассогласование ритмов производства и потребления. Метод МДС позволяет рассчитать минимально необходимую корректировку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Козлов П.А., Миловидов С.П. Оптимизация структуры транспортных потоков в динамике при приоритете потребителей. М: - Экономика и математические методы, 1982, т.ХVIII, вып.3. - C. 521-531.
- 2. Козлов П.А. Информационные технологии на транспорте. Современный этап. Транспорт Российской Федерации, № 10, 2007, с. 38-41.