Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

UKRAINIAN SCIENTISTS ON THE PROBLEM OF TRAINING TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION

Pronikov A.K. 1
1 Chernihiv State Pedagogical University named after Taras Shevchenko
Summary educational integration processes with Europe have put new demands on education in Ukraine in the XXI century. Need to use advanced technology training, provide personal self-development. One important pedagogical problems in modern conditions is to use the experience gained in the state to prepare future teachers of physical culture. The problem of training future teachers of physical training for pedagogical work with students has repeatedly drawn attention to teachers scientists and experts for trainers and teachers of physical culture. Analysis of historical, educational, psychological, modern scientific and methodical literature indicates that the organization and delivery of training and extracurricular educational work with students were the subject of research in many Ukrainian scientists. The paper analyzes some research on the problems of Ukrainian scientists training students of physical education teachers in higher educational institutions of Ukraine the second half of XX - beginning of XXI century. Particular attention is paid to the study of the formation of their skills organizing educational extracurricular work with children.
preparation of teachers of physical culture
training
teaching
teacher
Введение. Актуальность исследуемой темы состоит в том, что реформирование высшей педагогической школы в Украине требует новых взглядов и путей решения подготовки будущих учителей, в том числе физической культуры. Одним из условий решения этой задачи является использование опыта и практики второй половины ХХ - начала ХХІ вв.

Анализируемый период характеризовался увеличением внимания к подготовке будущих учителей физической культуры: открытие в педагогических институтах специальных факультетов, расширением форм и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования - проанализировать актуальные проблемы подготовки будущих учителей физической культуры, которые рассматриваются в научных исследованиях украинских ученых, с целью использования накопленного опыта в современнных условиях.

Материалы и методы исследования. В статье использованы методы: сравнительно-исторический, функционально-структурный анализ литературных материалов, обобщения, которые обеспечили возможность целостно и объективно проанализировать изучаемый период.

Результаты обсужднения. Анализ историко-педагогических работ показал, что многие специалисты в области педагогики, физического воспитания и спорта обращали особое внимание на проблемы учебной и воспитательной работы с будущими учителями физической культуры. Важной составляющей этого процесса они считали их подготовку к организации разнных видов внеклассной и внешкольной спортивной и спортивно-оздоровительной работы с детьми.

Внеклассная работа по физическому воспитанию, по мнению учёных, является продолжением учебной, которая была начата на уроках физической культуры. Общим мнением является то, что эти виды деятельности должны способствовать расширению и углублению знаний, умений и навыков учащихся, развитию их самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей, а также удовлетворению интересов и обеспечению активного отдыха.

Так, например, Г.П. Богданов отмечает, что внеклассная работа организуется школой и проводится в режиме ее дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные перерывы, спортивный час в группах продленного дня, секции и кружки по различным видам спорта, соревнования, физкультурные вечера, спортивные праздники и т.д.), и это отличает ее от внешкольной работы, которая проводится с учащимися различных школ в специальных детских учреждениях: дворцах и домах детей и юношества, детских спортивных школах, детских парках, пионерских лагерях. Однако внеклассная работа связана с внешкольной. Эти две формы дополняют и обогащают друг друга. Автор считает, что иногда внеклассные занятия могут организовываться в детских парках и спортивных школах, домах пионеров, на стадионах и по месту жительства учащихся, а во время каникул - в школьных городских и загородных лагерях. Инициатором и основным руководителем внеклассной работы с учащимися является школа. Внеклассная работа, по данным автора, проводится в тесной связи с учебной, строится на добровольных началах, развивает самостоятельность учащихся, занятия не должны быть утомительными для детей. Однако автор акцентирует внимание на недостатках внеклассной массовой физкультурной работы в школе, одним из которых является узкая специализация школ по спортивной работе, вызывает необходимость у учителя уделять всё внимание физически более развитым ученикам. Вследствие этого основная масса детей остается вне поля зрения учителя [1, с. 45].

По определению И.А. Винниченко, внеклассной работой называется разнообразная образовательная и воспитательная работа, которая организована педагогическим коллективом школы и осуществляется во внеурочное время. Она должна быть направлена ​​на удовлетворение интересов и запросов учащихся. Отмечается, что внеклассная учебно- спортивная работа создается через коллектив физической культуры, который работает под руководством директора школы и учителя физической культуры [6, с. 21].

В определении различий между внеклассной и внешкольной работой И.А. Винниченко отмечает, что педагоги-практики нередко смешивают внеклассную работу с внешкольной. Они считают, что каждое внеурочное мероприятие, которое происходит за стенами школы, является внешкольным, а к внеклассной относят только ту работу, которая проводится в школьном помещении. Акцентируя внимание на ошибочности этого мнения, И.А. Винниченко подчеркивает, что экскурсия, посещение театра, если они организованы педагогами школы, являются мерами внеклассными. Внешкольную работу «...проводят с детьми специальные внешкольные учреждения: дворцы и дома пионеров, станции юных натуралистов, детские экскурсионно-туристские станции и другие учреждения. Конечно, школы и внешкольные учреждения работают в тесном контакте, помогают друг другу» [6, с. 2].

В.Н. Короновский, излагая основные положения для учителей физического воспитания в школе по организации внеклассной спортивно-учебной работы, в секциях школьного коллектива физической культуры и освещая вопросы массовой работы по физическому воспитанию, утверждал, что сочетание внеклассной спортивной и массовой работы имеет цель обратить внимание учителя физической культуры на тесную связь этих двух сторон деятельности и их взаимную зависимость [4, с. 36].

Анализ работ показал, что вопросы становления и развития физкультурного движения были предметом изучения, где подчеркивалась ведущая роль правительства, значение инструкций и постановлений для активизации физкультурной работы с населением страны и значительная роль всеобуча, как инициатора систематических массовых занятий физической культурой и спортом. Важная роль уделялось первым спортивным достижениям спортсменов как показателю состояния физкультурной работы в стране. Большое внимание, как показало исследование, в работах обращалось введению комплекса ГТО. Отмечалось, что именно комплекс ГТО обеспечивал учащимся всестороннюю подготовку и формирование широкого круга навыков, необходимых для трудовой и оборонной деятельности. Благодаря этому, по мнению учёных, он завоевал в своё время большую популярность среди населения страны, способствовал массовому развитию физической культуры и спорта.

Украинские ученые подробно проанализировали все направления и разделы учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Особое внимание обращалось на проблемы внеклассной работы по физическому воспитанию, формы и условия ее организации, работу физкультурных кружков, секций, спортивных и туристических лагерей, организации и проведения спортивных соревнований, праздников физической культуры. В работах также было раскрыто различные виды внешкольной работы по физическому воспитанию: экскурсии, прогулки, занятия в секциях детско-юношеских спортивных школ, детских экскурсионно-туристских станциях, спортивных кружках, клубах и секциях по месту жительства.

Возникновение, становление и развитие идей физического воспитания молодежи в свободное от учебы время частично раскрываются в учебниках и учебных пособиях по истории физической культуры М.Ф. Кулинко «История и организация физической культуры» [3]. Автор раскрывает истоки развития систем физической культуры, начиная с Сокольской и Шведской национальных систем, анализирует гимнастические системы занятий Эбера, Демени, Далькроса и Делакруа, определяет основные положения и требования к организации занятий физической культурой основателя советской системы физического воспитания Лесгафта. Также раскрыта специфика физического воспитания школьников и студентов, как в учебное, так и внеурочное время.

В пособиях, посвященных историческим этапам физического воспитания, раскрываются вопросы состояния и развития физической культуры и спорта в Украине от с зарождения до нашего времен. Автор исследования «История физической культуры и спорта» М.С. Солончук [10] в своих работах раскрывает особенности физического воспитания в Киевской Руси, анализирует военно-физическую подготовку запорожского казачества, характеризует ведущие направления и формы физической культуры и спорта в XVII-XX столетиях.

Пути повышения эффективности системы подготовки студентов-заочников факультетов физического воспитания к проведению физкультурно-массовой работы в школе рассматривал С.Ф. Кичук в диссертационном исследовании «Система подготовки студентов заочной формы обучения к внеклассной спортивно-массовой работе в школе» [2].

Автор доказал, что при осуществлении учебного процесса на факультетах физического воспитания будущие учителя получают необходимые знания и умения для проведения спортивно-массовой работы в школе. Целенаправленности в этом направлении «должно было способствовать: во-первых, дополнения ведущих спортивно-педагогических дисциплин факультативом, в котором должны быть сконцентрированы вопросы методики проведения внеклассных форм занятий по физическому воспитанию детей; во-вторых, организация самостоятельной работы, которая обеспечивает высокую учебную активность и тесную связь обучения с практической профессиональной деятельностью» [2, с. 9]. Исследователь определяет структуру педагогической деятельности учителей физической культуры, предоставляет перечень их умений и качеств.

Отдельным аспектам становления и развития внеклассной и внешкольной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы по физической культуре в разных регионах Украины посвящена докторская диссертация А.В. Цьося «Развитие физического воспитания на территории Украины с древнейших времен до начала XIX в.» [12].

Общие проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в высших педагогических учебных заведениях Украины анализируются в современных экспериментальных научных исследованиях. Проблемы профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта в высших педагогических учебных заведениях анализирует Л.П. Сущенко [11].

Теоретико-методические основы подготовки студентов факультетов физического воспитания раскрываются в докторской диссертации Б. Шияна «Теоретико-методические основы подготовки учителей физического воспитания в педагогических заведениях» [13].

Анализу общей характеристики развития высшего образования в Украине, педагогической подготовке будущих учителей физической культуры посвящены докторские диссертации Н.М. Демьяненко «Общепедагогическая подготовка учителя в истории высшей школы Украины (ХIХ - первая четверть ХХ в.)» [7], В.С. Курило «Становление и развитие системы образования и педагогической мысли Восточноукраинского региона в ХХ в.» [8], В.К. Майбороды «Становление и развитие национального высшего педагогического образования в Украине (1917-1992)» [9].

Педагогические аспекты подготовки будущих учителей физической культуры к работе в школе анализируются также и в статьях. Например, А.И. Масюк в исследовании «Педагогическая подготовка студентов факультетов физического воспитания» освещает собственный опыт организации и проведения учебной и воспитательной работы по физическому воспитания в ходе педагогической практики со студентами факультетов физического воспитания, анализирует ее содержание и даёт практические рекомендации по её совершенствованию [5].

Заключение и выводы. Проведенный анализ и обзор широкого круга историко-педагогических и современных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о наличии научных работ, посвященных общим вопросам подготовки будущих учителей физической культуры к учебной и воспитательной работе с учащимися, исследования отдельных проблем их профессионально-педагогической подготовки. Организация учебной и воспитательной работы с учащимися в украинской педагогической мысли является одной из важных педагогических проблем.

Рецензенты:

Носко Н.А., д.п.н., ректор, профессор кафедры спорта и спортивных игр, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.Чернигов.

Грищенко С.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.Чернигов.