Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

EXPERIMENTAL STUDY OF THE FEATURES DISPLAYS OF CYBER-RELATIONAL ADDICTION IN ADOLSCENTS

Shutova N.V. 1 Baranova Yu.M. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogic University n.a. Kozma Minin
Целью настоящего исследования явилось изучение киберкоммуникативной зависимости подростков от русскоязычных неспециализированных социальных сетей, предоставляющих возможности знакомства и общения, то есть универсальные социальные сети анкетного типа. В экспериментальном исследовании приняли участие 116 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. В результате исследования было выявлено, что высокий уровень киберкоммуникативной зависимости имеют 10% подростков, для них характерны постоянно высокий уровень интенсивности пользования социальной сетью, а также наличие эмоциональных и поведенческих компонентов зависимого поведения. Средний уровень продемонстрировали 34 % подростков, для которых характерно периодическое проявление признаков зависимости, имеющие как периоды интенсивного пользования социальной сетью, так и периоды «отдыха». Низкий уровень киберкоммуникативной зависимости выявлен у 56% подростков, которые могут контролировать свое пользование социальной сетью, а также имеют приоритеты общения в реальной жизни. Помимо этого, Тест на киберкоммуникативную зависимость позволил выявить ряд угроз информационно-психологической безопасности подростков.
The theme of the present article is study of cyber-relational addiction of teenagers from the Russian non-specialized social networks, providing opportunities to meet and communicate. In the experimental study involved 116 teens at the age of 13-14 years. The study found that a high level cyber-relational addiction have 10% of adolescents, characterized by consistently high level of intensity of the social network use and the availability of emotional and behavioral components of addiction behavior. The average level showed 34 % of teenagers, which are characterized by periodic manifestation of the signs of addiction, with periods of intense use of the social network, and the periods of "rest". Low cyber-relational based revealed in 56% of young people that can control their use of social network, and also have priorities of communication in real life. In addition, the Test cyber-relational addiction allowed to reveal a number of threats to information and psychological security of adolescents.
cyber-relational addiction
Internet addiction
online social networks
information-psychological security

Введение

Киберкоммуникативная зависимость (cyber-relational addiction) по классификации, предложенной К. Янг [6], является одной из пяти основных типов Интернет-зависимости и предполагает зависимость от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, и может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными.

Под киберкоммуникативной зависимостью, вслед за А. В. Тончевой [4], мы понимаем зависимость личности от общения в наиболее популярной сегодня коммуникационной среде Интернет – социальной сети, которая может быть определена как виртуальная сеть личных веб-страниц пользователей, содержащих персональную информацию о пользователе, которая позволяет устанавливать и поддерживать связи с другими пользователями сервиса.

Специфика общения в социальных Интернет-сетях ещё мало изучена с психологической точки зрения. Социальные сети сегодня изучаются как новый вид СМИ [1], как культурный феномен, представляющий новые возможности для идентификации [2,5], как сети социального взаимодействия подростков с девиантным поведением [3]. Основные исследования по специфике общения в социальных Интернет-сетях представлены пока в рамках научных статей в периодических и Интернет-изданиях.

Цель исследования

В нашем исследовании изучалась киберкоммуникативная зависимость подростков от русскоязычных неспециализированных социальных сетей, предоставляющих возможности знакомства и общения, то есть универсальные социальные сети анкетного типа, такие как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Facebook» и другие.

В экспериментальном исследовании приняли участие: 116 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет, из них: 69 учащихся МБОУ СОШ № 45 г. Нижнего Новгорода и 47 учащихся МБОУ СОШ № 55 г. Нижнего Новгорода. Среди них 56 % мальчики и 44 % - девочки.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью выявления уровня киберкоммуникативной зависимости подростков как одной из более распространенных форм зависимости в содержание исследования мы включили следующий диагностический материал: Тест на Интернет-зависимость К. Янг в адаптации В. А. Буровой (Лоскутовой), направленный на выявление уровней Интернет-зависимости, проявляемых в физиологических, психологических и поведенческих изменениях – «зависимые», «склонные к Интернет-зависимости» и «не имеющие Интернет-зависимости» и Опросник на киберкоммуникативную зависимость (А. В. Тончева), позволяющий более подробно изучить особенности Интернет-зависимости и диагностировать уровень киберкоммуникативной зависимости, в частности, уровень зависимости от общения в социальных Интернет – сетях.

Обратимся к результатам, полученным с помощью теста на выявление Интернет-зависимости К. Янг [6].

Рис. 1. Распределение подростков по уровням Интернет-зависимости

Полученные результаты показали, что 12 % подростков относятся к группе Интернет-зависимых, для них характерны навязчивые размышления об Интернете, нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, обретение ощущения эмоционального подъема и эйфории при нахождении в Сети, ухудшение зрения, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, возникают проблемы с пищеварительной системой, возникает хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха.

29% подростков попали в «группу риска» с выраженной склонностью к появлению Интернет-зависимости, которые активно пользуются сетью Интернет, но интенсивность пользования колеблется. У подростков имеются сложности с самостоятельным контролированием времени нахождения в сети, что вызывает беспокойство родителей. Подростки «группы риска» имеют склонность к предпочитанию общения в сети Интернет общению в реальной жизни. Также в этой группе подростков наблюдаются психологические и соматические симптомы Интернет-зависимости, но степень их выраженности и количество не превышают верхней границы нормы. Однако, без проведения специальных профилактических занятий подростки «группы риска» могут перейти в «группу Интернет-зависимых» с выраженной симптоматикой. Профилактическая работа должна быть направлена на снижение интенсивности использования Интернета и предупреждение развития психических и поведенческих расстройств у подростков.

59 % подростков были определены как «не зависимые», характеризующиеся отсутствием Интернет-зависимости. Подростки данной группы периодически используют сеть Интернет, в основном в образовательных целях, для расширения кругозора, иногда для общения. Использование сети Интернет носит контролируемый характер и не вызывает особого беспокойства со стороны семьи и близких. Сохраняется выраженное предпочтение реального общения виртуальному, посещение сети Интернет не оказывает негативного влияния на психологическое и эмоциональное состояние подростков.

Обратимся к результатам, полученным по методике А. В. Тончаевой «Опросник на киберкоммуникативную зависимость» [4].

Рис. 2. Распределение подростков по уровням киберкоммуникативной зависимости.

По результатам исследования было выявлено, что высокий уровень кибуркоммуникативной зависимости имеют 10% подростков, для них характерны постоянно высокий уровень интенсивности пользования социальной сетью, а также наличие эмоциональных и поведенческих компонентов зависимого поведения. Средний уровень продемонстрировали 34 % подростков, для которых характерно периодическое проявление признаков зависимости, имеющие как периоды интенсивного пользования социальной сетью, так и периоды «отдыха». Низкий уровень киберкоммуникативной зависимости выявлен у 56% подростков, которые могут контролировать свое пользование социальной сетью, а также имеют приоритеты общения в реальной жизни.

Тест на киберкоммуникативную зависимость позволил выявить ряд угроз информационно-психологической безопасности подростков.

В первую очередь, следует выделить эмоциональные и поведенческие нарушения, характерные для киберкоммуникативной зависимости.

Высокий уровень ККЗ всегда сопровождают эмоционально-деструктивные реакции: агрессия и беспокойство при отсутствии возможности посетить «страницу» в социальной сети. Треть подростков (31%) всегда испытывают сильные чувства негативные эмоции (раздражение, гнев), встречая преграды при выходе в сеть; 28% подростков испытывают тревогу, беспокойство, если социальная сеть не работает.

Поведенческие компоненты ККЗ проявляется в:

  • беспрерывном использовании социальной сети более 2-х часов в сутки, четверть подростков (24 %) всегда в таком режиме используют сеть;
  • непреодалимом желании использовать социальную сеть: у 20% подростков имеется постоянная потребность в выходе в сеть, 29% подростков значительную часть времени в режиме «оффлайн» проводят, размышляя о социальной сети и составляя план действий в ней;
  • нарушении контроля времени, проведенного в сети: 9 % подростков, обладающих высоким уровнем интенсивности пользования, даже не пытаются сократить время пребывания в сети, 32 % подростков пытаются безуспешно снизить количество времени, проводимого в сети, 19% подростков могут проспать на учебные занятия после ночи, проведенной в социальной сети.

По результатам исследования следует отметить, что у подростков формируется ряд новых потребностей. Так у 22% подростков постоянно присутствует потребность следить за обновлением событий на своей странице в социальной сети вне зависимости от места нахождения, 44 % подростков часто проверяют обновления со своего персонального телефона. Треть подростков (34%) стремятся узнавать новости из социальных сетей, 19 % подростков всегда обсуждают в компании своих друзей новости из социальной сети. Часть подростков (12 %) испытывают непреодолимую потребность добавлять фотографии в альбомы социальных сетей. Личностно важное значение подростки придают «социальному статусу», который представляет собой небольшое словесное высказывание, описывающее актуальное психологическое состояние пользователя в настоящий момент, в том числе, характеризующее семейное положение, глубокие взаимоотношения с противоположным полом, - 20% подростков имеют потребность часто изменять свой «социальный статус» в сети.

Следует отметить, что социальные сети представляют собой особую форму общения. Основным в общении для подростков становится не передача информации или установление эмоционально-близких отношений, а самопрезентация. Для многих подростков работа с социальной сетью основывается на изучении самопрезентаций других и конструирование собственной личности путем продуманной саморпезентации. Создание фотографий в реальной жизни, проживание определенных событий в реальной жизни (как радостных, так и сложных) – всё становится поводом к отражению на странице социальной сети. Для подростков важным становиться не само событие, не чувства, которые оно несет, а то, какие фотографии оно позволило сделать, сколько оценок («Лайков») и комментариев других пользователей оно позволит собрать. Для значительной части подростков реальное общение становится менее ценным, чем самопрезентация в социальной сети. Подростки конструируют свою идентичность, превращаясь в тексты и визуальные образы, управляя взглядом другого пользователя Сети.

Общение в реальной жизни становится в определенном смысле подчинено виртуальному общению. В компании друзей подростки всё чаще обсуждают новости и события из социальных сетей. Всё чаще используют фразы и афоризмы популярные в социальных сетях. 29 % подростков часто, не находясь за компьютером, а в повседневном общении используют такие выражения как «спс» или «пжл».

Важным фактором, указывающим на потенциальные угрозы информационно-психологической безопасности подростков в социальных сетях, является возможность добавления в список «друзей» незнакомых людей. 32% подростков всегда добавляют всех, кто хочет в список своих «друзей», даже если они и не знакомы.

Для значительной части подростков социальная сеть становится местом, где можно отгородиться от сложностей реальной жизни. 31% подростков часто используют социальную сеть, чтобы уйти от личных проблем. 40% подростков часто агрессивно выражают досаду, когда кто-то из реальной жизни пытается их отвлечь от социальных сетей.

Заключение

Обобщая полученные результаты, следует констатировать, что только у половины подростков (56%) был выявлен низкий уровень киберкоммуникативной зависимости. Данные подростки могут самостоятельно контролировать свое пользование социальной Интернет-сетью, а также имеют приоритеты общения в реальной жизни.

Для 44% подростков характерны высокий (10%) и средний (34%) уровни киберкоммуникативной зависимости. Для них характерны постоянно высокий уровень интенсивности пользования социальной сетью, а также наличие эмоциональных и поведенческих компонентов зависимого поведения.

Полученные результаты позволяют констатировать, что социальная сеть представляет собой платформу для управления впечатлением других, разыгрывания перформанса, который возможен посредством определенной системы знаний сайта (возможность комментирования и оценивания). Мы считаем, что чрезмерно насыщенное использование социальных Интернет-сетей приводит не только в Интернет-зависимости, но также может, что наиболее важно, может привести к неправильной расстановке приоритетов и ценностей в процессе социализации. Мы считаем, что виртуальная среда не должна становиться основной площадкой для усвоения социальных норм, а социальные роли и статус подростков не должны быть опосредованы степенью их успешности и признанием со стороны онлайн знакомых. Подросток сам задает и изменяет направление поведения, разрешать или прекращать доступ посетителей своих сайтов, менять стиль переписки, трансформировать репрезентационные модели и, тем самым, моделировать реальность согласно своим предпочтениям и настроению, но, в тоже время, имманентно удерживая себя в поле внимания другого человека.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.