Новые гуманитарные технологии в числе прочего включают в себя и необходимость разработки учебных программ и пособий по новым учебным дисциплинам неклассического направления. В гуманитарных науках необходимость комплексного междисциплинарного подхода при разработке ряда новых учебных дисциплин ощущается наиболее остро. Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере создания комплексного учебно-методического программного обеспечения по учебной дисциплине «Человеческое развитие», которое как раз относится к числу тех современных исследований, которые не могут быть истолкованы в рамках лишь какой-либо одной из научных дисциплин, а требует комплексного подхода. Будем исходить из того, что сам комплексный подход сохраняет самостоятельность отдельных дисциплин, поэтому автор не претендует на их объединение в единую науку. Таким образом, в изложении нашего видения проблемы, мы будем опираться на конкретно-научные данные, не претендуя на всеохватность, а лишь по возможности, комплексность построения. Причем в поле такого комплексного рассмотрения попадают не только объекты, которые иначе и не могут быть постигнуты, но и объекты, изучавшиеся ранее монодисциплинарно, что даёт новый эвристический эффект в их исследовании. Без сомнения, это - магистральная тенденция будущего развития науки и, вместе с тем, свидетельство ее определенной зрелости. Можно предположить, что тенденция эта будет усиливаться по мере прогресса интеграции и дифференциации знаний. В этой связи все насущнее встает вопрос о разработке комплексного подхода. Сама же практика комплексных исследований должна стать предметом теоретического осмысления. Комплексные науки о человеке возникают на основе отдельных измерений человека, в которых он представлен как целостность, в отличие от частных наук, которые исследуют отдельные компоненты этой целостности, как, например, психология - психику. Эти измерения одновременно являются основными проблемами существования и развития человека, что само по себе провоцирует привлечение представителей различных специальностей, но это не несет с собой угрозу размывания дисциплинарной определенности таких наук.
К числу этих измерений - проблем человека и соответствующих им комплексных наук можно отнести: происхождение человека (антропология), его воспитание (педагогика), его взаимодействие со средой (краеведение, экология, глобалистика), его жизненный путь, его здоровье (экология, валеология, биоэтика), его возраст (психотемпо-рология, геронтология), его смерть (биоэтика, танатология), его будущее (футурология), его универсальность и целостность. Думается, что проблема основ человеческого развития, рассмотренная в данном монографическом исследовании, ясно указывает на уже ставшую тенденцией перспективу развития единой науки о человеке.
С наибольшей полнотой проблема комплексного подхода у нас поставлена и разработана применительно к такому объекту, который заведомо не может изучаться иначе - к человеку. Впервые концепция комплексного, междисциплинарного подхода к исследованию человека была выдвинута академиком И.Т.Фроловым (1929-1999 гг.) в его ставшей классической статье «На пути к единой науке о человеке» в 1985 г. в журнале «Природа» (№ 8), там же было дано теоретическое обоснование идеи создания Института человека. В связи с постановкой современных глобальных, экологических, социально-этических, социобиологических проблем складывается новый тип науки, который приближает нас к идеалу единой науки, синтезирующей естественнонаучные и гуманитарные методы познания. Интегративная тенденция современной науки обеспечивается ориентацией на человека. Не объекты природы, но различные стороны человеческой деятельности будут в этом случае основанием для выделения того или иного направления исследований. Эффект комплексности возникает тогда, когда человеческая деятельность обретает глобальные масштабы, и усиливается по мере развития науки как социального института и небывалого переоснащения инструментария научных исследований. Статус комплексных по своей природе научных дисциплин в структуре научного знания пока не вполне определен, потому что они относятся не к традиционным объектно-ориентированным, и даже не к междисциплинарным, а к проблемно-ориентированным, само возникновение которых стало результатом интегративного эффекта познания человека как существа объективно комплексного и универсального в своей деятельности.
Таким образом, при создании УМПО по дисциплине мы должны предоставить: историко-философский сравнительный анализ концепций о человеке, их отражение в таких классических философских проблемах как: свобода воли человека, борьба добра и зла, поиски смысла жизни и т.д. Возможен иной вариант: рассмотрение человека сквозь призму физической картины мира, где человек - голограмма вселенной, идея ноосферы Вернадского, корпускулярно-волновой природы человека. А так же биологические аспекты природы человека: квантово-волновая связь человека и биосферы, генная технология и телесность человека, функциональная асимметрия мозга.
Так же необходимо отразить по возможности полное и отрефлексированное исследование прогнозирования будущего развития человечества в условиях кризиса современной цивилизации. Отдельно рассмотреть вопросы прогнозирования и стратегии социального развития России, а так же ряд таких частных вопросов как: прогнозирование социальных последствий: демографической и экологической ситуаций в России; прогнозирование социальных последствий экономических реформ и их трансформаций в науке, образовании и культуре.
Необходимо отразить вопросы: оснований устойчивого развития; перехода к устойчивому развитию как способу управления процессами глобализации; экономика и технологии устойчивого развития; социокультурные аспекты устойчивого развития; образование в интересах устойчивого развития. Проблемы ЧР. Рождаемость и репродуктивная возможность населения. Интереса заслуживает рассмотрение проблемы неравенства: определение понятия неравенства, иерархия и равенство, идея подвижной иерархии, свободы выбора и т.д., либеральная модель равенства возможностей, экономическое неравенство (неравенство в доходах и потреблении). Индексы нищеты населения в развитых и развивающихся странах; социальное равенство-неравенство. Гендерные аспекты неравенства. Эволюция гендерных ролей в современном обществе. Изменение роли мужчины в современном мире. Социокультурные факторы неравенства Неравенство в образовании. Информационное неравенство в различных регионах мира. Как видим комплекс сопутствующих наук увеличивается, требуя включения и математических методов исследования, и медицинских аспектов, и экономических знаний. Это требует, прежде всего, от преподавателя, знаний и усиленной специальной подготовки по конкретно-научному знанию, что возможно только в случае владения энциклопедическими знаниями.