Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROTECTING THE RIGHTS OF ALUMNI ORGANIZATIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE POSTINTERNATNY PERIOD

Aksenov A.M. 1
1 TO SEI "Kireevsk boarding school for orphans and children left without parental care"
Actuality of the article is dictated by problems of children who left from children´s homes, boarding schools due to their poor preparation for independent living. The article presents the scientific analysis and legislation on the protection of the graduates of residential institutions, ways to improve their social adaptation. They are given following notions: social protection, self-defense, social self-defense, psychological self-defense, and also are revealed conditions ensuring the formation of socio-psychological security of orphans and children left without parental care; types of models to prepare inmates for release («Graduate Model», «Model to support children who left boarding school»). The result of this support is an efficiency expressing in adaptability, autonomy, activity and morality indexes. The author believes that the fate of orphans is largely depends on the help and support that they can rely, on the system of education that will prepare them for the independent decision of adult problems.
social adaptation
maintenance
psychological self-defense
self-defense
graduates of the number of orphans
social and psychological assistance

Согласно статистическим данным, ежегодно от 15 до 20 тысяч выпускников детских домов, школ-интернатов начинают самостоятельную жизнь. Важнейшей жизненной проблемой у этой категории детей является уровень их подготовки к самостоятельной жизни.   Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими не менее важными проблемами.

Выпускником учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения [3].

Авторы ряда научных исследований предпринимали попытки в раскрытии темы социально-правовой защиты интересов выпускников из числа сирот. Особый интерес представляет работа Н.М. Ершовой, Л.С. Алексеевой, П.Д. Павленка «Типологизация форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Особое значение в контексте проблемы защиты прав выпускников организаций для детей-сирот имеют работы по социальной политике и постинтернатной адаптации В. Зарецкого, М. Дубровской, В. Ослона, А. Холмогоровой, Н. Дементьевой и др.

Концептуальные идеи о защите прав и интересов граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе выпускников интернатных учреждений, представлены в трудах А.М. Нечаева, Н.В. Кравчука, В.В. Гребенкина и др.; социальное законодательство о социальных службах раскрыто в исследованиях Ю.А. Тихомирова, В.Н. Зенкова, Е.В. Романова, Е.Н. Голенко, В.И. Ковалева, М.О. Буяновой, К.Н. Гусова и др.

В работе «Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Г.В. Семья подчеркивает, что одной из главных задач, стоящих перед государством в отношении выпускни­ков, является обеспечение их социальной защищенности, как результата реализации социальной защиты [5].

Сущность социальной защиты выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, заключается в обеспечении их необходимыми условиями, гарантирующими жизнь, здоровье, жилье, дальнейшее образование, работу (возможность самореализации в труде в соответствии с психофизиологическими возможностями, профессиональными интересами и намерениями), активное участие в общественной жизни общества, получение поддержки в кризисные периоды жизни. Тогда социальная защищенность –  это реализация человеком своих прав (на жилье, работу, семью и т.д.) в соответствии со своими потребностями и возможностями [5].

Рассмотрим определения ряда терминов, которые часто используются в контексте нашей темы.

Самозащита – это способность личности активно и гибко реагировать на изме­нения внешних условий, социальных и психологических реалий и, в то же время, постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, про­тиводействуя негативным воздействиям социальной среды [1].            

Социальная самозащита – это сформированный комплекс качеств, свойств личности, позволяющих человеку успешно преодолевать трудности социализации.

Психологическая самозащита – система стабилизации личности, проявляющая­ся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при критическом рассогласовании картины мира с новой информацией.

Наряду с социальной защищенностью существует понятие психологической за­щищенности как относительно устойчивого положительного эмоционального пережи­вания и осознания индивидом возможности удовлетворения своих основных потреб­ностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуа­ции, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию.

Условиями, обеспечивающими формирование социально-психологической за­щищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в совре­менных условиях, являются:

1) наличие законодательной базы, гарантирующей права и льготы выпускнику и сопровождаемой организационным и ресурсным обеспечени­ем ее реализации;

2) наличие условия для развития внутренней субъектной позиции – психологической готовности самого ребенка к социальной, психологической актив­ности (выполнению своих обязанностей, не отделимых от предоставляемых ему прав, а также готовности брать ответственность на себя за сделанный выбор).

Социально-психологическая защищенность формируется при комплементарном сочетании этих двух условий. Отсутствие или недостаточность одного из них приводит к нарушениям или искажениям в формировании социально-психологической защи­щенности [5].

Впервые в нашей стране вопрос о защите прав выпускников в постинтернатный период активно стал обсуждаться в конце XX в. Тогда же стали проводиться научные исследования, мониторинги, появились проекты по поддержке выпускников, методическая литература, содержащая технологии работы с молодыми людьми (профориентация, закрепление на рабочем месте при первичном трудоустройстве, создание университетских комплексов со школами-интернатами для детей-сирот и т.д.). Существующая в то время подпрограмма «Дети-сироты» Федеральной целевой программы «Дети России» включала в себя достаточное количество мероприятий по защите прав выпускников, их социальной адаптации.

В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.

Данная проблема нашла свое отражение в поручениях Президента Российской Федерации, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.

В связи с этим органами государственной власти субъектов Российской Федерации предпринимаются исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие разработку и реализацию указанных программ.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В развитие положений, касающихся организации деятельности по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, содержащихся в федеральном законодательстве, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы в законах и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации и муниципальных правовых актах.

Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие указанные вопросы,  предусматривают:

  • дополнительные гарантии по социальной поддержке выпускников учреждений для детей-сирот;
  • формы работы по социальной адаптации лиц этой категории, перечни и стандарты качества предоставляемых им государственных (муниципальных) услуг;
  • компетенцию, порядок организации деятельности и взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот на региональном и муниципальном уровнях.

В работе Т.И. Шульги «Технологии социально-психологической помощи детям группы риска» разработаны и представлены технологии оказания социально-психологической помощи выпускникам детских домов, школ-интернатов. Среди моделей подготовки к выпуску, проводимых с воспитанниками сиротских учреждений, следует выделить два типа.

Первый тип, самый распространенный, выполняется силами педагогического коллектива образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: после выпуска, помощь бывшим воспитанникам ограничивается только консультированием по возникающим проблемам. В такой работе основной акцент делается на повышение уровня готовности вос­питанников к самостоятельной жизни, а не на поддержку в пери­од их социальной адаптации.

Второй тип – это программы по разработке пакета докумен­тов и методических пособий по проблеме социально-трудовой адаптации социальных сирот, которые реализуются специалистами, не являющимися работниками конкретного сиротского учре­ждения, и их деятельность может охватывать несколько образо­вательных учреждений [7].

В базовой для нашего исследования Киреевской школе-интернате подготовка воспитанников к самостоятельной жизни начинается с построения модели выпускника как некой идеальной модели того, что весь педагогический коллектив хочет видеть на выходе, на что она работает. Такая модель представляет собой перечень основных, жизненно важных и социально-значимых личностных качеств, знаний, умений, навыков (рис. 1).

 

Рис. 1. Модель выпускника

Нами была также разработана модель постинтернатного сопровождения выпускника (рис. 2).

Рис. 2. Модель постинтернатного сопровождения выпускника

Для плавного преодоления жизненных трудностей на основании Распоряжения Губернатора Тульской области №676-р от 22.06.2001 года, приказа Департамента образования №452 от 10.08.2001 года, с 2001 г. в интернате  функционирует социальная гостиница как структурное подразделение учреждения. 

Социальная гостиница предназначена для временного проживания выпускников (от 16 до 23 лет), оставшихся без постоянного места жительства и средств к существованию, и по сути является переходной моделью самостоятельной жизни и деятельности выпускника в контролируемых условиях школы-интерната, способствующей приобщению, по мере физического и психического взросления, к достижениям человеческой культуры и, по возможности, бесконфликтного вхождения в нее.

Работа социальной гостиницы построена на основании утвержденного Положения о социальной гостинице, в котором отмечены цели и задачи гостиницы, порядок зачисления и отчисления выпускников, деятельность работников гостиницы, права и обязанности, зачисленных в гостиницу выпускников, руководство и контроль за работой гостиницы.

На основании приказа по школе-интернату в гостиницу сроком на один год зачисляются 25 выпускников, которые приезжают на выходные, праздничные дни, каникулы для того, чтобы пообщаться со своими воспитателями, сестрами и братьями, получить помощь от руководства школы-интерната, а также самим оказать посильную помощь интернату.

Выпускники, проживающие в гостинице, ведут занятия с учащимися школы-интерната в спортивных секциях, принимают участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий – праздников, концертов, поль­зуются услугами, предоставляемыми учреж­дением: питанием, медицинским обслужива­нием, библиотекой, компьютерной техникой, спортивным и бытовым оборудованием.

В школе-интернате сложились добрые традиции в работе с выпускниками. Это совместные коллективные мероприятия: концерты, «Дни здоровья», юбилеи педагогов, «Ново­селье», проводы в армию, свадьбы; прием гостей с факультетов и групп, где учатся выпускники; поездки педагогов и детей на ме­сто учебы, службы.

Результатом проводимой работы являет­ся высокий уровень социализированности воспитанников. Эффективность прослежи­вается в показателях адаптированности, автономности, активности и нравственности (рис. 3).

Рис. 3. Социализированность воспитанников школы-интерната

Исходя из вышеизложенного, есть все основания утверждать, что судь­бы выпускников школы-интерната во мно­гом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать, на ту си­стему воспитания, которая их в полной мере подготовит к самостоятельному решению взрослых проблем.

Рецензенты:

Шайденко Н.А., д.п.н., профессор, депутат Государственной думы РФ, г. Тула.

Заславская О.В., д.п.н., профессор, член Ученого совета ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.