Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPETENCE AS A CHARACTERISTIC OF PREPAREDNESS OF FUTURE TEACHERS TO CARRY OUT PROFESSIONAL ACTIVITIES

Kurlygina O.E. 1
1 IPO Moscow city pedagogical University
One of the directions of modernization of specialist training in modern conditions due to the introduction in educational space of pedagogical universities of the competence approach, in which the content of education can be represented in the form of competencies defined educational goals and objectives, reflecting the theoretical and practical demands of society. In connection with this assessment of knowledge of graduates of educational institutions can serve as the assessment of their competence (acquisition of the necessary competences). The analytical review of basic psycho-pedagogical definitions of the concepts of competence, competence and readiness for professional activity, set their hierarchy. The concept of methodical competence of the teacher of initial classes providing instruction of schoolchildren Russian language, as a part of his professional competence. The willingness of the students - future teachers of primary classes is to teach younger students the Russian language will be largely determined by the level of maturity of the aggregate linguistic and methodological competences, called linguamethodical competence.
commitment to professional activities
linguamethodical competence
methodological competence
competence
competence
В последние десятилетия в рамках реорганизации системы образования в России, в том числе, и профессионального, многие исследователи проблем профессионального обучения связывают компетентность специалиста с его готовностью действовать в различных профессиональных ситуациях (В.А. Адольф: 1998; В.А. Болотов: 2009-2011; А.Б. Боровков: 2005; А.В. Хуторской: 2002 и др.). По мнению этих и других авторов, компетентность специалиста следует рассматривать как его общую готовность к установлению связи между знанием и ситуацией и к формированию (выбора) способа решения профессиональной проблемы.

Современная психология оперирует понятием профессиональная готовность студента, которое определяется как «интегративное личностное качество и существенная предпосылка эффективности деятельности после окончания вуза. Профессиональная готовность студента обеспечивает молодому специалисту успешное выполнение своих обязанностей, правильное использование знаний, опыта, сохранение самоконтроля и перестроение при появлении непредвиденных препятствий. Профессиональная готовность студента - решающее условие его быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации. Как профессионально важное качество личности профессиональная готовность студента является сложным психологическим образованием и включает в себя мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты. Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства - показатель высокого уровня профессиональной готовности выпускника вуза к труду.

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом дискуссий и разногласий между психологами, педагогами, специалистами-практиками и т.д.: на сегодня нет единого подхода к определению понятия профессиональная компетентность учителя. Вместе с тем почти все авторы сходятся в том, что профессиональная компетентность учителя строится на знаниях, умениях, способах деятельности и характеризуется уровнями. При этом компетентность учителя определяется нормативно-правовыми документами, занимаемой должностью и квалификационной категорией. Профессиональная компетентность педагога включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания), но определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки, сформированностью определённых компетенций, т.к. именно они позволяют достигать личностно-значимых для него целей [3].

Для нашего исследования существенно установление соотношения между понятиями компетенция и компетентность, компетентность и готовность к профессиональной деятельности. Основываясь на исследованиях И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, В.А. Сластёнина, А.В. Баранникова, приходим к выводу о том, что:

  1. профессиональная компетентность имеет в своём составе комплекс, сплав компетенций;
  2. формирование профессиональной компетентности осуществляется через формирование комплекса компетенций;
  3. показателем профессиональной компетентности является уровень сформированности каждой составляющей её компетенции.

Нам близка мысль Ю.Г. Татура, который, конкретизируя сущность профессиональной компетентности учителя, пишет, что компетентность - это качество специалиста, завершившего образование на определенной ступени, выражающееся в способности на его основе успешно осуществлять профессиональную деятельность с учетом её социальной значимости [7, с. 25].

Продолжая эту мысль, можно сказать, что компетентность будущего учителя - это показатель его готовности к профессиональной деятельности. Поэтому в дальнейшем мы будем исходить из того, что целью подготовки специалиста является формирование его готовности осуществить профессиональную деятельность, которая предполагает наличие у будущего учителя профессиональной компетентности, проявляющейся в наличии у него комплекса профессионально значимых компетенций.

Формирование способов деятельности в конкретных ситуациях и определяет ключевую роль компетентностного подхода в профессиональной подготовке учителя. В то же время организация профессиональной подготовки учителя на основе компетентностного подхода утверждает роль компетенций в качестве важнейших показателей профессионализма, а одним из критериев качества профессионального образования выступает профессиональное поведение (действия), которые демонстрирует студент в смоделированных учебных ситуациях. Именно поведение, проявленное будущими специалистами в процессе усвоения ими учебных (а значит, и методических - О.К.) дисциплин, будет (с большой вероятностью) свидетельствовать о профессиональном поведении выпускника высшего педагогического учебного заведения в процессе его профессиональной деятельности  [5].

Уточним: компетентный специалист не только владеет определённым объёмом знаний и умений, но и реализует их в работе; обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности. Компетентностный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист может создавать нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию). Он несёт самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентиров.

Готовность специалиста к профессиональной деятельности предполагает усвоение им полного состава предметных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, сформированность и зрелость профессионально значимых качеств личности. Профессиональную компетентность мы рассматриваем как теоретико-практический показатель готовности специалиста к профессиональной деятельности. А компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно ориентированных компетенций: ключевых, базовых и специальных [6]. Таким образом, профессиональная компетентность как интегральная характеристика личности будущего специалиста формируется в образовательном процессе через формирование определённого набора компетенций.

В то же время готовность понимается как интегративное качество личности учителя, как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. «Всякий труд начинается при наличии готовности к профессиональной деятельности. Эту готовность определяют как психическое состояние, предстартовую активизацию человека, включающую осознание  своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных и эффективных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий ...» [1, c. 60]. Для уточнения понятия готовность учителя к профессиональной деятельности, одного из ключевых для нашего исследования, следует учесть и понимание готовности как  некое внутреннее целостное состояние (способность) личности, которое можно рассматривать как показатель профессиональной квалификации и результат целенаправленной подготовки.

 Поскольку содержание понятия готовность зависит от вида деятельности, будем рассматривать готовность учителя к решению профессиональных задач, т.е. к осуществлению профессиональной деятельности. В нашем исследовании будем понимать готовность учителя начальных классов к профессиональной (методической) деятельности как мотивированную способность выполнять все её структурные элементы на основе сложившихся у него в процессе профессиональной подготовки компетентностей, связанных с обучением младших школьников. 

Традиционно готовность рассматривается в психологии [1]: начало исследования этой проблемы уходит в конец 50-60-х гг. ХХ века. За это время накопилось немало материалов, прямо или косвенно характеризующих готовность человека к выполнению определённой деятельности. Различные трактовки готовности обусловлены как спецификой деятельности, изучавшейся в каждом конкретном случае (в обычных условиях, в аварийных ситуациях, состоянии соревнования и т.п.), так и несовпадением теоретических оснований.

В целом результаты анализа представления разными авторами проблемы готовности к осуществлению профессиональной деятельности сводятся к следующим.

  1. Готовность проявляется как психическое состояние и как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, её не надо всякий раз формировать в связи с поставленной новой задачей. Будучи заблаговременно сформированной, готовность - необходимая и существенная предпосылка успеха и эффективной деятельности человека; при этом эффективность рассматривается как успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств.
  2. В самом общем виде устойчивая готовность представляет собой структуру, которая предполагает наличие: а) положительного отношения к тому или иному виду деятельности, профессии; б) адекватных требованиям деятельности, профессии черт характера, темперамента, способности, мотивации; в) необходимых знаний, умений; г) устойчивых профессионально важных особенностей восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.
  3. Готовность к профессиональной деятельности может быть представлена как мотивированная способность человека решать профессиональные задачи в процессе взаимодействия со своим социальным окружением.
  4. Решающая роль в формировании готовности к деятельности отводится накоплению опыта деятельности, в том числе и профессиональной, поскольку готовность зависит от способности человека использовать свой опыт для организации поведения в новых условиях, т.е. от степени сформированности профессиональной компетентности.
  5. Формирование готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной (стоящей) перед ним задачи), затем происходит выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Наконец осуществляется воплощение появившейся готовности в предметных действиях, применение определённых средств и способов деятельности, сравнение хода деятельности и промежуточных результатов со стоящей целью и при необходимости внесение коррективов. Очевидное сходство структуры формирования готовности к деятельности с содержанием и этапами самой деятельности, в том числе и профессиональной, даёт основание для вывода о том, что готовность - это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой, в том числе и профессиональной, деятельности.
  6. Готовность к профессиональной деятельности формируется и поддерживается в процессе профессионального обучения с помощью выполнения упражнений, решения специальных задач и др. средств, обеспечивающих привлечение знаний, умений и навыков для накопления опыта профессиональной деятельности.

Как уже было отмечено, компетентность учителя начальных классов  проявляется в процессе принятия педагогических решений в рамках его профессиональной деятельности, специфика которой определяется методической полипредметностью. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через профессиональные компетенции. Поэтому слагаемыми готовности учителя начальных классов к осуществлению профессиональной деятельности следует считать его лингвометодическую, методико-математическую, естественнонаучную и др. компетентности в объёме, предписываемом УМКД.

 Рамками нашего исследования определяется внимание к формированию методической компетентности учителя начальных классов, обеспечивающей обучение младших школьников русскому языку, как составной части его профессиональной компетентности. Это обстоятельство даёт возможность говорить о методической деятельности, связанной с обучением младших школьников русскому языку, а для успешного её формирования - о лингвометодической компетентности учителя начальных классов.

В качестве составляющих профессиональной компетентности учителя начальных классов в области начального языкового образования выступают психологическая, педагогическая, коммуникативная, лингвистическая, методическая компетенции. Формирование каждой из них может стать предметом специального исследования. Однако универсальность первых трёх названных компетенций определяет место их формирования при подготовке учителя начальных классов: психологические и педагогические дисциплины и курс педагогической риторики. Готовность студентов - будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников русскому языку во многом будет определяться уровнем сформированности совокупности лингвистической и методической компетенций, в нашем исследовании именуемой лингвометодической компетентностью.

Рецензенты:

Сильченкова Л.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Ассуирова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.