Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SOCIOCUITURAI APPROACH TO ACTIVITIES OF CHILD INFORMATION ASSOCIATION IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF THE CHILD

Dorzhieva L.B. 1
1 DLC DPO "Buryat Republican Institute of education policy"
Статья посвящена рассмотрению особенностей социокультурного подхода к деятельности детских информационных объединений и определению его значимости в формировании нового менталитета детей и подростков в информационном обществе. Основополагающая идея социокультурной обусловленности деятельности детского информационного объединения в процессе социализации ребенка в информационном обществе заключается в том, что дети и подростки на основе взаимодействия с социальной микросредой и в процессе социального взаимодействия со взрослыми не только получают знания о социальных отношениях, но и имеют возможность реализовывать себя в качестве субъекта решения социальных проблем. Автор акцентирует внимание на том, чтобы по-новому взглянуть на педагогический потенциал, принципы данного подхода, который содействует становлению открытого информационно-коммуникативного (диалогового) пространства, эффективно решает проблемы воспитания индивида, способного к самостоятельному мышлению, формированию ценностно-смысловых информационных потребностей школьников. Результаты исследования показывают, что детские информационные объединения благодаря своей открытости включают максимальное количество участников образовательного процесса и позволяют решать различные образовательные и воспитательные задачи.
The article discusses the features of the sociocultural approach to children´s activities information associations and determine its importance in the formation of a new mentality of children and adolescents in the information society. The underlying idea of social and cultural activities conditionality child association information in the process of socialization of the child in the information society is that children and adolescents on the basis of social interaction with the microenvironment and in social interaction with adults not only will get knowledge about social relations, but also have the opportunity to realize their potential as the subject of solving social problems. The author focuses on new insights into the principles of pedagogical potential of this approach, which promotes the development of open information and communication (dialog) space, effectively solves the problems of education of the individual capable of independent thinking, and the formation of values and meanings of information needs students. The results show that children´s information thanks to its open association include the maximum number of participants in the educational process and helps solve various educational and training objectives.
socio-cultural approach
activities
children´s information association
principles
social interaction
information society
Сегодня дети и подростки живут в иных социально-политических реалиях, происходит глобализация восприятия мира. Человек начинает острее воспринимать сложность и взаимосвязанность идущих в природе и обществе процессов и явлений самоорганизации. В современном обществе детское общественное объединение, детское информационное объединение являются важнейшими пространствами социализации ребенка, отражающими состояние и тенденции развития информационного общества. Создание концепции деятельности детского информационного объединения в процессе социализации ребенка предполагает выделение оптимальных условий ее реализации, инструментов реализации, в основе чего  лежит методология как учение о структуре и функции педагогического знания, о принципах построения, об основных закономерностях развития, формах и методах научного познания.

Нами уделено  внимание методологическим подходам не только как инструментам теоретического познания, но и как инструментам практической деятельности, преобразующей действительность [5]. Реализация социокультурного подхода осуществляется  при применении принципов организации работы с информацией, поликультурного содержания деятельности ДИО, ценностных ориентаций, социального партнерства, целостности.

Сегодня дети и подростки живут в иных социально-политических реалиях, происходит глобализация восприятия мира. Человек начинает острее воспринимать сложность и взаимосвязанность идущих в природе и обществе процессов и явлений самоорганизации. Резко изменилась и продолжает меняться информационно-коммуникативная среда. Человеку, находящемуся в лавинах информационных потоков, необходимо научиться быстро перерабатывать огромный объем зачастую противоречивой информации, адаптироваться в этих условиях. Б.С Гершунский рассматривает и определяет основные характеристики тенденции развития современного образования [1],  способствующие развитию человека будущего, который будет строить свою жизнь в соответствии с новыми ориентирами:

  • готовность и умение непрерывно учиться;
  • способность к аналитическому, критическому, системному и конструктивному мышлению;
  • способность к принятию ответственных решений;
  • умение общения и сотрудничества (защита перед манипуляцией, умение разрешать конфликтные ситуации);
  • точность в выполнении задач и способность к сосредоточению;
  • готовность к признанию свободы и различия людей, толерантность;
  • сознательное, личное участие в жизни и ответственность за себя, за семью, за коллектив, страну, мир (самоуправление, демократизация общества);
  • радость созидания от хорошо выполненного труда;
  • физическая и психическая выдержка, умение отдыхать, здоровье.

Изучение основных социокультурных тенденций развития, их внутренних противоречий, состояния общего образования и развитие системы общественных объединений показало пути приведения  в соответствие целей детского информационного объединения с направлениями изменений целей социализации личности ребенка. Детское информационное объединение во взаимодействии  с гуманизацией системы общего образования участвует в процессе подготовки выпускников школы, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая любые конфликтные ситуации или умело выходя из них;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Очень важная особенность информационного общества заключается в установлении новой формы социальных отношений, суть которой заключается в необходимости людей «думать вместе и действовать сообща».

Это новое явление Н. Н. Моисеев называет «коллективным интеллектом», под которым он понимает систему, объединяющую людей информационными связями, благодаря чему им становятся доступными общие знания, общее понимание ситуации [3].

Действительно, в современном обществе детское общественное объединение, детское информационное объединение являются важнейшими пространствами социализации ребенка, отражающими состояние и тенденции развития информационного общества. Современная детская пресса как общественно значимый продукт в полной мере соответствует их особенностям и природе [4]. Социокультурная характеристика современного образования, в том числе и детского информационного объединения, базируется на следующих значимых тенденциях изменений: в  информационном  обществе  меняются  ценности образования.  Большинство периодических детских изданий чужды противопоставлению образовательным учреждениям и воплощают принцип активности, включая многообразие жизнедеятельности детей. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детей и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых. Современная детская  пресса большое внимание уделяет  не только жизни своего окружения, но и кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных музыкантов, артистов, спортсменов и т.д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания, которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Чувствуя близость тематики публикаций к собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором детского информационного объединения (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты) [2]. Анализ детских СМИ позволяет утверждать, что сегодняшнее детское информационное объединение формирует у юных журналистов ценности общения, уважительное отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д. В этом мы видим социокультурную обусловленность взаимосвязи содержания детского информационного объединения и ее влияния на определенных субъектов информационного общества.

Реализация социокультурного подхода осуществляется  при применении принципов организации работы с информацией, поликультурного содержания деятельности ДИО, ценностных ориентаций, социального партнерства, целостности.

Изменения, происходящие в обществе в условиях его социокультурной трансформации, задают направления изменений образовательного процесса, содержания воспитательной деятельности детского информационного объединения.

Принцип  поликультурного содержания деятельности. Содержание деятельности ДИО обусловлено социальным многообразием окружающей среды, представляющей осуществлять широкий спектр социальных деятельностей. Детское информационное объединение актуализирует, усиливает значение таких ценностей, как доброта, честность, солидарность, толерантность и др. Этическое измерение детского информационного объединения оперирует нравственными позитивными ценностями (храбрость, отвага, честь, патриотизм и т.д.). Эти категории в различных ситуациях могут приобрести и противоположное толкование. В функциональном плане детское информационное объединение сопрягается с кодексом юных журналистов, законом о СМИ, степенью развитости самого юного журналиста.  В последние годы в детской прессе, как и во всем обществе, происходят серьезные социокультурные преобразования, касающиеся целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной, общественной жизни и условий воспитательного влияния на подрастающее поколение [190]. Ценностно-смысловое содержание этих преобразований является ответом на «вызовы» информационного общества в переориентации образования от структурно-количественного, «знаниевого» подхода к определению целей и результатов образования, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для становления нового социокультурного типа личности, характеризующегося готовностью к построению жизненных и образовательных целей и выбору средств их реализации, субъектной позицией детей и подростков, направленной на реализацию жизненных и профессиональных планов, наличием смысловых ориентаций, характеризующих взаимосвязь их социальных и личностных ценностей.

Принцип ценностных ориентаций в социокультурном подходе. Рассмотрим социокультурные взаимоотношения и взаимовлияния детских информационных объединений, системы образования и науки, учитывая, что сложившаяся система социализации личности стимулирует потребление культурных ценностей, нами выделены следующие факторы:

1) общие внешние факторы, влияние которых распространяется на все сферы деятельности детского информационного объединения: ускорение темпов развития общества; переориентация сектора производства медиапродукции на сектор медиауслуг, увеличение конкурентной среды; рост научно-исследовательского, познавательного труда; структурные изменения в производстве и деятельности юных журналистов; повышение роли информационной технологии; наличие постоянной потребности в образовании, повышении профессиональной квалификации; повышение интереса к человеческим ценностям и приобщение к ним, повышение роли СМИ, вовлекающих в социокультурную жизнь детей и подростков, остававшихся прежде пассивными;

2) внешние факторы, обусловливающие социокультурные преобразования детского информационного объединения: становление нового идеала типа личности, в котором ребенок в новой социокультурной ситуации становится единственной и неизменной целью воспитания и  образования, его субъектом и объектом; становление информационного школьного сообщества, в рамках которого усиливается независимость структурных элементов детского информационного объединения как социального института (газеты, ТВ, РВ,  медиахолдинги, их  самостоятельность и ответственность за результаты, качество производства медиапродукции и медиауслуг. Принципиально меняется роль детского информационного объединения в структуре общественной жизни школы, домов детского творчества, общественных организаций информационного общества. Детское информационное объединение содействует  становлению общества открытого типа, в котором одной из важнейших задач является создание культурно-образовательного пространства, способствующего формированию нового менталитета детей и молодежи, готовых к сотрудничеству, к трудовой деятельности, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, за ее экономическое процветание; информатизация всех сторон жизни  не только школьного сообщества, оказывающая влияние на информатизацию воспитательно-образовательного процесса, применение новых информационных технологий, определяющих общество «завтрашнего дня», которое должно давать не только информацию, но и способы использования и работы с ней; непрерывная профессионализация человека как реализация идеи об  интеграции личности  в систему непрерывного образования, где на основе устойчивой мотивации к учению осуществляется усвоение новых ценностей и появление личностных смыслов, раскрытие сущностных сил личности, ее интеллектуального и нравственного потенциала;

3) факторы, непосредственно влияющие на характер и содержание взаимодействия детского информационного объединения с другими социальными институтами: ее социокультурное окружение, обусловливающее наличие культурно-образовательного пространства; поддержка деятельности детского информационного объединения, а также ее взаимодействия с региональными сообществами; наличие комплекса связей с социальными институтами и  субъектами культурно-образовательного пространства, которые выступают как социальные партнеры в решении задач воспитания и образования при реализации проектов и программ; конкретная выраженность социального заказа детской прессе и ресурсная (материально-техническая, технологическая и др.) готовность к его реализации; условия организации социально-трудовой и общественно полезной деятельности детей и молодежи, содержание которых обеспечивает соединение ценностей учения и ценностей профессионального самоопределения. Теоретический и практический анализ обусловленности этого влияния показывает, что  развитие детского информационного объединения как социального института напрямую зависит от характера проявления внешних факторов именно третьего типа (непосредственно влияющих на «поведение» всей системы). Социокультурное окружение детского информационного объединения, обусловливающее наличие культурно-образовательного пространства, интегрирует в себе социальные, культурные, научные, производственные, профессионально-образовательные институты и учреждения регионального сообщества. Наличие внутренних связей между ними, в центре которых находится детское информационное объединение как социальный институт воспитания и образования, характеризует культурно-образовательное пространство как систему, обеспечивающую реализацию важнейших задач образования, реализуемых детской прессой. Тогда содержание внутренних социокультурных преобразований характеризует стремление субъектов воспитательно-образовательного процесса к приобретению положительного опыта в создании особой образовательной ситуации, где каждый подросток планирует и реализует индивидуально-образовательный маршрут, основу которого составляют жизненные и профессиональные перспективы.

Принцип социального партнерства. Современная модель культурно-образовательного пространства, построенная на основе сотрудничества с различными социальными партнерами (учреждениями общего, дополнительного и профессионального образования, государственными органами, центрами психолого-педагогической поддержки молодежи, библиотеками, производственными предприятиями и др.), позволяет привлекать ресурсы (материально-технические, методические, технологические и др.) этих партнеров для организации социокультурной деятельности юных журналистов. Сочетание  руководителей детского информационного объединения и юных журналистов может создавать единство, благодаря которому отображается многообразие окружающей жизни, живой и многообразный мир является материалом для социально насыщенных и культурно обогащенных сюжетов жизни информационного общества. При этом ее общественнополезная деятельность выступает как результат развития общественных организаций: научных обществ учащихся, малых академий, деловых и информационных центров и других форм детского самоуправления. Таким образом, социокультурная обусловленность значения детского информационного объединения может рассматриваться как отражение современной ситуации общественного развития и определяется как преобразование:

  •  в котором изменяется роль детского информационного объединения во всех сферах общественной и экономической жизни на основе построения культурно-образовательного пространства, обеспечивающего поворот к культуре, к общечеловеческим ценностям, к социокультурным акцентам ее деятельности;
  • целью и содержанием которого является построение педагогической системы, основанной на таком взаимодействии структурных элементов, которые направлены на удовлетворение потребностей развивающегося общества в подготовке современно образованных, духовно-нравственных, предприимчивых людей, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью;
  • в рамках которого осуществляется становление детского информационного объединения как социального института воспитания и образования.

Переход к информационному обществу привел к возрастанию роли образования на протяжении всей жизни; изменению ценностей профессионального выбора, которые обусловлены заинтересованностью каждого в успешной жизненной стратегии, позволяющей личности самостоятельно, активно и ответственно действовать и принимать решения. Скорость происходящих перемен, постоянное появление новых информационных технологий, изменение требований рынка труда, а также требований к характеру трудовых операций, повсеместное использование компьютерных технологий привели к тому, что сегодня в информационном обществе реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности. Переход к информационному обществу связан с необходимостью подготовки подрастающего поколения к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Вопрос о характере и роли знания в социальных процессах становится ключевым.

Социокультурный подход к деятельности детского информационного объединения в процессе социализации ребенка дает возможность переключиться на его ценностную составляющую, на формирование культуры отношений и общения, на развитие его образовательно-воспитательного пространства, не игнорируя при этом других объективных факторов развития личности. Методология социокультурного подхода, применительно к информационному обществу, возникла как следствие необходимости оценки его трансформаций с позиции педагогического влияния на развитие личности детей и подростков.

Рецензенты:

Ваганова В.И., д.п.н., профессор, БРИОП, г. Улан-Удэ.

Молонов Г.Ц., д.п.н., профессор, БГУ, г. Улан-Удэ.