Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATING SIGNIFICANCE OF PERFORMANCE INDICATOR DYNAMICS AT UNIVERSITY USING THE ANALYSIS OF VARIANCE

Terekhina L.I. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The analysis of variance of the outcomes dynamics of the first course undergraduate students (Physic-technical institute (PTI) of Tomsk Polytechnic University) session on higher mathematics was performed using the 3 indicators system: EC- outcomes of entering control test on mathematics, CERT- outcomes of current higher mathematics certification, EX - outcomes of classical examination. The PTI educational progress dynamics at institute level was estimated within the limits of the parametric analysis of variance of repeated measurements: it was obtained that difference between EX and EC is insignificant (significance level p > 0,10). While the difference between EC and CERT is strongly significant (0,0005 < р <0,005) and between EX and CERT - statistically significant (0,005 < р <0,05). Application of the nonparametric (rank) Friedman analysis of variance with repeated measurements confirmed outcomes of the parametric analysis of variance of repeated measurements. On the basis of the analysis of variance for independent statistical samples the statistically significant heterogeneity (0,005 < р <0,05) of EC, CERT and EX on the set groups was revealed. Homogeneous (differing is insignificant) clusters of group averages were arranged in the descending order for each indicator. Nonparametric alternatives of the one-factor analysis of variance for independent statistical samples (Kruskal — Wallis criterion and the median test) confirm the conclusion drawn on the basis of F-criterion about the significance level of CERT heterogeneity and soften the significance of EC and EX heterogeneity to weak (0,05 <р <0,10) on an set groups. By results of the PTI educational monitoring suggestions on the students educational quality improvement were formulated. One may consider the outcomes of the performed statistical analysis within the limits of passing reform of higher education.
educational monitoring
forms of control of progress of students
analysis of variance

Проблема повышения качества образования и оценивания качества обучения в вузах является актуальной для современного инженерного образования [3-6, 8].

В условиях модернизации высшей школы и в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения одним из самых важных является вопрос о методах оценки результатов обучения студентов, их анализе на различных этапах освоения основных образовательных программ: предварительный контроль (учет итогового рейтинга обучающихся на предшествующем этапе обучения), текущий контроль успеваемости (контрольных работ и промежуточных аттестаций) обучающихся и итоговый контроль (в форме рейтинговой системы оценок и их дальнейшим переводом в экзаменационную или зачетную оценку. Основой контроля качества образования является мониторинг [2, 7] или непрерывный контроль, постоянное отслеживание результатов образования, что необходимо для систематической корректировки проводимых мероприятий по их реализации. Мониторинг становится не просто инструментом оценки качества ВПО, а средством управления этим качеством, позволяющим влиять на эффективность управления образовательным процессом. В процессе мониторинга проводились измерения следующих показателей образовательной деятельности студентов в соответствии с ФГОС ВПО:

ВК – результаты входного тестирования по математике в начале текущего семестра,

АТТ1 – результаты 1-ой аттестации по математике в середине текущего семестра,

АТТ2 – результаты 2-ой аттестации по математике в конце текущего семестра,

ЭКЗ – результат классического экзамена в конце текущего семестра,

ЭКЗ* – скорректированные результаты ЭКЗ в середине следующего семестра.

После деления числовых результатов на соответствующий максимксимально возможный рзультат и умножения на пять все результаты были приведены к единой 5-балльной шкале. Таким образом для статистического анализа данных в MS Excel была создана база данных, которая обрабатывалась затем в пакете Statistica [9].

В работе [1] проведен компьютерный статистический сравнительный анализ результатов различных форм контроля заочного обучения студентов вузов. В данной работе представлен дисперсионный анализ динамики результатов изучения высшей математики студентами очной формы обучения трех потоков Физико-технического института (ФТИ) Томского политехнического университета (10 учебных ,объем выборки n =175) , имевших более 25% должников по результатам ЭКЗ по высшей математике в объеме 1-го семестра (линейная алгебра и аналитическая геометрия + дифференциальное исчисление).

Для корректного применения F-критерия параметрического дисперсионного анализа необходимо предварительно оценить сходства наблюдаемых распределений (гистограмм), например, ВК, ЭКЗ и ЭКЗ – ВК (рис. 1) с теоретическим распределением по нормальному закону (соответствующие кривые).

Рис. 1. Составная гистограмма ВК и ЭКЗ (слева) и ЭКЗ – ВК (справа) ФТИ с соответствующими кривыми нормальных распределений

Проверка нормальности распределений выборок с помощью χ2-критерия Пирсона дает незначимое (уровень значимости р > 0,10) для ВК и ЭКЗ – ВК, но высоко значимое (р < 0,0005) для ЭКЗ отличия наблюдаемых распределений от нормального закона. В связи с нарушением в разной степени условия нормальности распределения выборок далее применялся также и непараметрический дисперсионный анализ.

Заметим, что, согласно теории измерительных шкал, балльная шкала относится к типу порядковых шкал, позволяющих ранжировать (упорядочить) результаты оценивания качества усвоения знаний студентов. В связи с этим для сравнения рассматриваемых выборок предлагается использовать наряду с параметрическими также и ранговые (непараметрические) критерии, основанные на рангах, а не на средних значениях.

Совместное распределение ВК и ЭКЗ (рис. 1) может быть использовано также для визуальной оценки их различия по 5-ти балльной равномерной шкале: положительная динамика (ЭКЗ > ВК) в диапазоне (0, 1]È(3, 5] и отрицательная – в (1, 3], а также общая отрицательная динамика (результаты ЭКЗ – ВК > 0 составляют 45%) несмотря на то, что к ЭКЗ студент готовился, а ВК проводился без предупреждения. При этом на уровне средних выборок mЭКЗ – mВК ≈ 2,3394 – 2,4157 ≈ -0,0763 = mЭКЗ-ВК по 5-ти балльной шкале. Отметим существенный разброс значений разности результатов ЭКЗ – ВК, что свидетельствует об отсутствии значимой корреляции между ВК и ЭКЗ.

Динамика успеваемости ФТИ в переменных {ВК, АТТ1, АТТ2, ЭКЗ, ЭКЗ*} приведена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика успеваемости ФТИ на уровне средних

Для оценки значимости динамики успеваемости ФТИ применен прежде всего (с учетом проверки выборки поэлементной разности ЭКЗ – ВК на нормальность распределения) параметрический дисперсионный анализ повторных измерений. Параметрический F– критерий для зависимых выборок приводит к выводу о высоко значимой (р < 0,0005) динамики успеваемости ФТИ по совокупности показателей {ВК, АТТ1, АТТ2, ЭКЗ, ЭКЗ*}. Применение непараметрического (рангового) дисперсионного анализа Фридмана с повторными измерениями подтвердило результаты параметрического дисперсионного анализа повторных измерений. В рамках параметрического дисперсионного анализа на основании критериев множественного сравнения сделан вывод о незначимом различии (уровень значимости р > 0,10) между АТТ1 (mАТТ1 ≈ 2,727) и АТТ2 (mАТТ1 ≈ 2,655), а также между ЭКЗ (mЭКЗ ≈ 2,339) и ВК (mВК ≈ 2,416) или ВК (mВК ≈ 2,416) и ЭКЗ* (mЭКЗ* ≈ 2,493). При этом различие между ВК и АТТ1 оценивается как высоко значимое (р < 0,0005), между ВК и АТТ2 – сильно значимые (0,0005 < р < 0,005), а между ЭКЗ и ЭКЗ* или ЭКЗ* и АТТ2 – статистически значимые (0,005 < р < 0,05). Полученные результаты подтверждаются ранговым критерием Вилкоксона для зависимых выборок.

Более детальная гистограммная динамика ФТИ в переменных {ВК, АТТ1, АТТ2, ЭКЗ, ЭКЗ*} приведена на рис. 3.

Рис. 3. Составная гистограммная динамика успеваемости ФТИ

Согласно рис. 3, на лицо положительная текущая динамика успеваемости {ВК, АТТ1, АТТ2}: убывание ДОЛГ и рост как УДОВ, так и КАЧ, а также положительная динамика периода после экзаменационной ликвидации задолженностей {ЭКЗ, ЭКЗ*}: убывание ДОЛГ и рост УДОВ. Отрицательная динамика успеваемости экзаменационного периода {АТТ2, ЭКЗ}, проявившаяся, в основном, в росте ДОЛГ и убывании УДОВ, объясняется естественной сложностью итоговой (ЭКЗ) контрольной для слабых студентов.

Выборки {ВК, АТТ1, АТТ2, ЭКЗ, ЭКЗ*} разных форм контроля успеваемости ФТИ являются составными, состоящими из 10-ти учебных групп.

С одной стороны, аналогично динамике успеваемости ФТИ на институтском уровне (рис. 2) можно оценить групповую динамику успеваемости ФТИ (рис. 4). Групповая динамика успеваемости ФТИ является очень пестрой:

  • 41, 42, Б1 – значимая (р < 0,05) положительная начальная динамика {ВК, АТТ1}с последующим стабильным уровнем,
  • 72, А3 – значимая положительная начальная динамика {ВК, АТТ1}с последующей отрицательной {АТТ1, АТТ2, ЭКЗ},
  • А1, А2, А4 – незначимая начальная динамика {ВК, АТТ1}с последующей отрицательной { АТТ, ЭКЗ},
  • Д1 – незначимая динамика, А5 – значимая переменная динамика.

Рис. 4. Групповая динамика успеваемости ФТИ.

С другой стороны, применение F-критерия дисперсионного анализа для независимых выборок приводит к выводу о высоко значимой неоднородности (на уровне значимости р < 0,0005) результатов АТТ1 и статистически значимой неоднородности (0,005 < р < 0,05) результатов ВК, АТТ2, ЭКЗ, ЭКЗ* по совокупности групп. Заметим, что непараметрические альтернативы однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок (критерий Краскела-Уоллиса и медианный тест) подтверждают сделанный на основе F-критерия вывод об уровне значимости неоднородности АТТ1, АТТ2 и смягчают значимость неоднородности ВК, ЭКЗ, ЭКЗ* до слабой (0,05 < р < 0,10). Уровень значимости различий между групповыми средними можно оценить с помощью апостериорного критерия наименьших значений разности, согласно которому можно оформить однородные (различающиеся незначимо) кластеры групповых средних в порядке их убывания для каждого показателя (рис. 4):

ВК: {А1, А2, 72, А3, А4, Д1, А5, 41, Б1}, {Д1, А5, 41, Б1, 42} так, что 42 отличается от Д1 слабо значимо (0,05< р < 0,10), а от А4 – статистически значимо (0,005< р < 0,05);

АТТ1: {А3, 72, 41, А1, А2, Б1}, {А4, 42, Д1, А5} так, что А3 от А4 или А5 от Б1 отличаются сильно значимо (0,0005< р < 0,005), а А4 от Б1 – слабо значимо (0,050< р < 0,100);

АТТ2: {Б1, 41, А3, 72}, {41, А3, 72, А1, А2, А4, 42}, {72, А1, А2, А4, 42, Д1, А5} так, что Б1 от А1 или 41 от Д1, а также А5 от А3 отличаются статистически значимо (0,005< р < 0,05);

ЭКЗ: {41, Б1, А3, А1, 72, А2}, {А3, А1, 72, А2, 42, А4, Д1}, { 72, А2, 42, А4, Д1, А5}, так, что 41 от 42 или А5 от А1 отличаются статистически значимо (0,005< р < 0,05);

ЭКЗ*: {А3, Б1, 41, А1, 72, А4, А2, 42}, { А1, 72, А4, А2, 42, Д1, А5} так, что А3 от Д1 или А5 от 41 отличаются статистически значимо (на уровне значимости 0,005< р < 0,05).

По результатам образовательного мониторинга ФТИ можно сформулировать следующие предложения по повышению качества успеваемости студентов:

  • Усиление работы приемной комиссии по повышению качества набора в силу низких результатов ВК (53% набора имеют «неуд» на рис. 3).
  • Увеличение аудиторных часов на изучение сложной программы высшей математики в силу слабо «удовл» результатов текущего контроля (рис. 2-4).
  • Введение составной итоговой отчетности по высшей математике в объеме 1-го семестра в связи с составным характером семестровой программ: линейная алгебра и аналитическая геометрия (зачет) + дифференциальное исчисление (экз) для ликвидации разрыва АТТ2-ЭКЗ (рис. 2-4). Зачет по первой теме можно провести в середине семестра в рамках конференц-недели.
  • Продление периода ликвидации задолженностей за семестр {ЭКЗ, ЭКЗ*} возможно в зимней и летней школе, дающей возможность доосвоить сложную программу высшей математики и имеющей положительную динамику (рис. 2-4).

Выводы

  1. В рамках параметрического дисперсионного анализа повторных измерений оценена динамика успеваемости ФТИ на институтском уровне: сделан вывод о незначимом различии (уровень значимости р > 0,10) между АТТ1 (mАТТ1 ≈ 2,727) и АТТ2 (mАТТ1 ≈ 2,655), а также между ЭКЗ (mЭКЗ ≈ 2,339) и ВК (mВК ≈ 2,416) или ВК (mВК ≈ 2,416) и ЭКЗ* (mЭКЗ* ≈ 2,493). При этом различие между ВК и АТТ1 оценивается как высоко значимое (р < 0,0005), между ВК и АТТ2 – сильно значимые (0,0005 < р < 0,005), а между ЭКЗ и ЭКЗ* или ЭКЗ* и АТТ2 – статистически значимые (0,005 < р < 0,05).
  2. Применение непараметрического (рангового) дисперсионного анализа Фридмана с повторными измерениями подтвердило результаты параметрического дисперсионного анализа повторных измерений.
  3. На основании дисперсионного анализа для независимых выборок сделан вывод о высоко значимой неоднородности (на уровне значимости р < 0,0005) результатов АТТ1 и статистически значимой неоднородности (на уровне значимости 0,005 < р < 0,05) результатов ВК, АТТ2, ЭКЗ, ЭКЗ* по совокупности групп. Оформлены однородные (различающиеся незначимо) кластеры групповых средних в порядке их убывания для каждого показателя.
  4. Непараметрические альтернативы однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок (критерий Краскела-Уоллиса и медианный тест) подтверждают сделанный на основе F-критерия вывод об уровне значимости неоднородности АТТ1, АТТ2 и смягчают значимость неоднородности ВК, ЭКЗ, ЭКЗ* до слабой (0,05 < р < 0,10) по совокупности групп.
  5. По результатам образовательного мониторинга ФТИ формулированы предложения по повышению качества успеваемости студентов.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда.

Рецензенты:

Трифонов А.Ю., д.ф.-м.н., профессор кафедры высшей математики и математической физики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.

Арефьев К.П., д.ф.-м.н., профессор кафедры высшей математики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.