Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

Милевич А.С.

Повышение качества и эффективности учебного процесса является одной из главных задач высшей профессиональной школы в целях подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. В решении этой задачи важное место принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний, осуществляемому как в течение всего срока обучения, так и в период экзаменационных сессий.

Следует отметить, что  учебная деятельность, как и любая другая,  может осуществляться на двух уровнях:

  • - репродуктивном (воспроизведение информации, приобретение навыков)
  • - и творческом (самостоятельность в осмыслении информации и ее оценке, активность  внимания, высокая степень участия в процессе познания и т.д.).

Ценность учебной деятельности на репродуктивном уровне заключается в том, что она позволяет освоить знания, закрепить их и сохранить для использования в практической деятельности. Но эффективность обучающего педагогического процесса студентов во многом определяется результатом, достигнутым на уровне репродуктивной деятельности. В эффективном самостоятельном учебном  труде происходит самореализация личности студента: повышается интеллектуальная активность, предъявляются определенные повышенные требования к себе, к результатам своего труда, что, в конечном итоге, способствует прочному  усвоению теоретических знаний и умению их применить на практике.

В теории и практике обучения традиционно применяются три разновидности контроля: текущий, рубежный, итоговый. Они различаются по цели, времени осуществления, применяемым средствам и методам. Виды контроля неравноценны в смысле объективности, проверки глубины усвоения изученного, а также психологического и воспитательного значений. В целях интенсификации контроля знаний студентов необходимо опираться как на традиционные, классические, проверенные временем формы, так и новые педагогические технологии, авторские ноу-хау оценки знаний. На мой взгляд, нет никаких оснований для отказа от традиционных форм контроля, но их следует наполнять новым содержанием, чтобы правильно сочетать контроль, взаимоконтроль и самоконтроль.

Следует отметить, что на современном этапе в высшей школе широко используются такие методы контроля знаний студентов как устный (зачет, экзамен, коллоквиум, семинар) и письменный (тестирование, рабочая тетрадь, опорный конспект, контрольная и курсовая работа или проект, реферат), контроль лабораторный, интернет-тестирование, машинный  и методы самоконтроля.

В рыночной экономике будущая трудовая деятельность выпускника  вуза предъявляет конкретные и очень высокие требования к профессиональным компетенциям молодого специалиста. На практике известны случаи, когда молодой специалист, интересуясь работой и проявляя способности в ней, ясно осознавал, что ему не хватает знаний,  по разным причинам недополученных во время обучения. Пилотажное исследование, проведенное среди выпускников заочных отделений ряда вузов г. Кемерова,  вскрыло ряд причин «недополученных» знаний. Среди них по рангу: несерьезная самостоятельная работа, слабый контроль знаний во время сессии, неумение в межсессионный период распределить приоритеты, отсутствие литературы (иногородние студенты), слабая установка педагога по изучению конкретной дисциплины; нехватка времени, в связи с загруженностью на работе; бытовые и семейные  проблемы, частые командировки, отсутствие на сессии по уважительной причине.

Среди всех причин, можно выделить две, которые можно искоренить, повысив квалификацию педагогов и внедрив новые более прогрессивные технологии контроля знаний студентов, что повлияет на эффективность учебного процесса.

Сложившаяся в вузах система контроля знаний студентов, направленная лишь на усвоение студентами необходимой суммы знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяют ни студента, ни педагога. На смену такому положению должны прийти новые формы контроля и самоконтроля, которые ориентировали бы студента на умение самостоятельно добывать знания и применять  их на практике.

К сожалению,  в настоящее время практически не используется сертификационная методика оценки знаний студентов. На мой взгляд, имея опыт работы с данной методикой, можно объяснить это одной причиной: большие затраты времени педагога как на подготовительном этапе, так и на этапе проведения контроля. Но изучение остаточных знаний студентов показало  высокую эффективность использования такого контроля знаний  и глубокие знания студентов.

Автор не ставит задачу дать анализ недостатков и преимуществ различных видов контроля. Его цель - изложить новый подход к контролю  знаний студентов, технологию сертификационной оценки знаний опробированную и используемую в собственном опыте в течение семи лет.

Следует отметить, что в процессе  использования предлагаемой методики педагог реализует целый комплекс функций:

  • корректирующую (реализуется в устранении недостатков в знании студентов),
  • стимулирующую (проявляется в создании мотивов учения, в повышении ответственности студента за результаты своего труда),
  • обучающую (это углубление имеющихся и усвоение новых знаний в процессе контроля),
  • развивающую (проявляется в развитии внимания, памяти, мышления, эмоциональной и волевой сферы студентов),
  • воспитательную (проявляется в совершенствовании нравственных качеств),
  • и превентивную (заключается в предотвращении недочетов в деятельности участников контроля и тесно связана с корректирующей функцией).

Как форма контроля сертификационная технология была впервые предложена студентам для сдачи экзамена по дисциплине «Социология». В начале изучения курса, на установочной лекции была создана положительная психологическая установка на успешное овладение знаниями. Студенты самостоятельно пришли к выводу, что в современных условиях реализовать себя как высококлассного специалиста  можно только при наличии профессионального интереса и личностной позиции на самопознание и саморегуляцию.

Переход на новую экспериментальную форму контроля знаний студентов сопряжен с преодолением основных стереотипов поведения и деятельности студентов, с выработкой высокой психологической культуры познания студентом своих творческих возможностей. Следует помнить, что при подготовке к экзамену или зачету студент-заочник остается один на один с большим объемом информации, которая должна быть им не только усвоена, но и сохранена на долгие годы. Поэтому перед студентом стоят следующие     задачи:

  • Определить степень желательной глубины овладения теоретическими основами.
  • Научиться составлять программу конкретного социологического исследования.
  • Уметь самостоятельно правильно выбрать методы для конкретного социологического исследования, правильно определить и рассчитать выборку в будущем исследовании.
  • Составить отчет по социологическому исследованию.
  • Видеть перспективу в проведенном социологическом исследовании.
  • Способность связать теорию с практикой, активно использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности.

В основу данной методики  контроля знаний студентов легла широко известная  в 80-е годы и незаслуженно забытая в настоящее время технология ролевой игры «Защита сертификатов» авторов В.Н. Муриной и А.С. Прутченкова.

 Алгоритм сертификационной технологии достаточно прост:

1. Подготовительный этап.  Педагог разрабатывает структуру сертификата, вопросы по основным темам учебной дисциплины, согласно дидактическим единицам, и дополнительные вопросы к каждой теме. По результатам аудиторной работы на предыдущей сессии и качеству выполненной контрольной работы преподаватель определяет «педагогов» и «консультантов» из числа студентов. Каждый педагог закреплен  за определенными  двумя - тремя темами, знания по которым определяются преподавателем до начала защиты сертификатов. Консультантами назначаются два-три студента, которые продемонстрировали глубокие знания  и интерес к предмету, или или имеют определенный опыт работы в социологической службе.  Студент готовится к экзамену по всему курсу, причем,  каждое теоретическое положение он должен проиллюстрировать примером  из собственной практики или из специальной литературы и периодики.

2. Защита сертификата проходит в большой лекционной аудитории, специально подготовленной для такой формы работы. Все студенты, в том числе и  «педагоги», и «консультанты» получают «Сертификат компетенции». В аудитории педагоги - студенты распределены таким образом, чтобы не мешали друг другу, а студенты не слышали ответов своих сокурсников. Консультанты занимают особую позицию. Каждый студент имеет право обратиться к консультанту только по одному вопросу. Одна консультация не снижает  общей оценки. Обращение к консультантам вторично снижает оценку на один балл. В Сертификате изложены все основные темы учебной дисциплины и количество вопросов по каждой конкретной теме.  Студент имеет право устанавливать очередность сдачи тем. Но внутри темы студент должен отвечать на вопросы в порядке их формулировок. Только после ответа на все вопросы темы, студент отвечает, в обязательном порядке, на дополнительный запрограммированный вопрос.

Оценка знаний со стороны сокурсников помогает студенту самому разобраться в уровне своих знаний. Одни студенты избавляются от излишней самоуверенности, другим правильный ответ придает уверенность в себе, способствует воспитанию чувства собственного достоинства, помогает завоевать авторитет в группе. Главное, что все студенты уверены в объективности оценки их знаний, никаких претензий к педагогам и консультантам они не высказывают.

После сдачи всех тем, т.е. полной защиты сертификата, студент беседует с преподавателем, который проверяет заполнение сертификата, выводит общую оценку и выставляет ее в зачетную книжку и ведомость. Если студент продемонстрировал уровень знаний между двумя оценками «отлично - хорошо» или «хорошо - удовлетворительно», то он имеет право скорректировать свою оценку и защитить свои знания перед преподавателем до  выставления итоговой  оценки.

 3. Подведение итогов. На этом этапе предоставляется слово всем педагогам и консультантам. Педагоги характеризуют конкретные знания студентов, достоинства и недостатки ответов, а также основные темы, по которым были типичные замечания. Как правило, их оценка мотивирована и действует убедительно на студентов. Консультанты анализируют темы, по которым обращались студенты за консультациями чаще всего, а также перечисляют темы учебной дисциплины, по которым студенты не обращались за помощью. Итог в виде качественной успеваемости  группы по учебной дисциплине подводит преподаватель.

4. После экзаменационное обсуждение заключается в изучении мнений студентов по данной методике контроля знаний. Если есть, то выслушиваются критические замечания в адрес педагогов и консультантов.

Построенный таким образом экзамен, дает более высокий результат усвоения учебного материала. Опыт автора показал, что такой вид контроля приводит к повышению заинтересованности студентов в учебе, ориентирует их на самостоятельное углубленное изучение учебной дисциплины. Данный вид контроля позволил повысить требовательность к знаниям студентов.

Интенсификация учебного процесса означает повышение производительности труда не только преподавателя, но и студента в усвоении учебного материала. Идея активизации мыслительной деятельности студентов нашла широкое отражение в специальной педагогической и психологической литературе. В ней отмечается, что качественных изменений в подготовке специалистов можно достичь только при активном включении в этот процесс самого студента.

Образец экзаменационного билета для педагога-студента

        ТЕМА: «Личность как социологическая проблема»

ВОПРОСЫ:

1.  Проблема личности в философии,  социологии, психологии, педагогике. Сходства и        различия.

2.  Общество и личность. Понятие социального типа личности. Типология личности.

3.  Личность как совокупность социальных ролей. Ролевой конфликт. Плюрализм и динамизм социальных ролей.

4.  Социализация личности. Основные фазы социализации. Факторы социализации и их      эффективность.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС:  «Проблемы социальной идентификации и адаптации личности в современных условиях социальных изменений».