Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

Лесовская М.И.

Среди различных определений образования есть и такое: то, что остаётся, когда забыто всё, чему учили в школе. Если образованность как совокупность профессионально значимых личностных качеств не квалиметрируется, то оценить обученность молодого специалиста можно с использованием категории грамотности. Функциональная грамотность - это уровень навыков для эффективного функционирования человека в обществе. Химическая грамотность - это освоенная способность использовать известные естественнонаучные законы для выполнения бытовых и социальных обязанностей. В настоящее время период удвоения знаний составляет 10 лет, а период их «полураспада» не превышает 3-5 лет. Это обусловлено как стремительным развитием науки и техники, так и быстрым моральным устареванием учебной литературы, слабо связанной с проблемами повседневной практики человека. Учитель не может дать того, чего не имеет сам. Пробелы в функциональной грамотности школьных учителей впоследствии отзываются отставанием естественнонаучной грамотности населения от темпов производственно-хозяйственной деятельности, а следовательно - экологическими, экономическими и прочими кризисами. Под давлением дремучих стереотипов «плохой экологии» и «опасности всего химического» далеко не все могут грамотно обосновать выбор бытовых и производственных материалов, мебели, тканей, одежды, парфюмерии, косметики, лекарств, продуктов питания и пищевых добавок, аэрозолей, чистящих средств и прогнозировать последствия своего выбора. При этом абстрагирование науки, её отрыв от жизни позволяет процветать недобросовестной рекламе, махровым «колдунам» и лжеучёным. Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо как можно теснее связать образовательные программы и насущные вопросы повседневной жизни.

Такая попытка предпринята в  учебном пособии «Экология нашего дома» (Колесецкая Г.И., Лесовская М.И. Красноярск: РИО КГПУ, 2008), в котором предлагается разглядеть в собственном жилье многочисленные иллюстрации приложений фундаментальных основ естествознания, оценить, какие экологические риски связаны с неграмотным использованием промышленной (в первую очередь химической) продукции, какова роль экологической культуры для благополучия и устойчивого развития и общества в целом, и отдельной семьи. Использование собственного дома как учебного полигона способствует формированию образовательных и исследовательских мотиваций, повышает профессиональную компетентность и общую культуру личности.