Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

QUESTIONS IMPROVING TRAINING TO COMBAT THE UNDERGROUND ECONOMY IN THE AREA OF ECONOMIC SECURITY

Falinskiy I.Yu. 1
1 St.Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
В статье освещаются вопросы проблематики модернизации образования, необходимости широкого внедрения и использование в процессе подготовки молодых специалистов, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями и противодействие теневой экономике, информационных, инновационных технологий. В статье дается анализ факторов и причин необходимости перехода к новым методам обучения и подготовки специалистов в сфере экономической безопасности. Рассмотрена необходимость учета и использования всех форм технологичного информационного образования, с учетом меняющегося общества, а также необходимостью противодействия возникающим вызовам и угрозам. Основной акцент сделан на внедрение новых форм образования.
This article highlights problems of education modernization, need of widespread introduction and use in the course of training of the young specialists performing fight against economic crimes and counteraction to a shadow economy, information, innovative technologies are taken up. In article the analysis of factors and the reasons of need of transition to new training methods and training of specialists in the sphere of economic safety is given. Need of accounting and use of all forms of technological information education, taking into account changing society, and also need of counteraction to arising challenges and threats is considered. The main emphasis is placed on implementation of new forms of education.
economic security
economic crime
information technology
the fight against economic crimes and combating the shadow economy
education
 Переход к постиндустриальному, информационному обществу, динамичное развитие экономики, рост конкурентоспособности, профессиональной мобильности, значительное расширение масштабов международного сотрудничества, возможности политического и социального выбора ставят высшее образование в начале XXI века перед целым рядом вызовов. Эти вызовы лежат в плоскости глобальной трансформации, модернизации и глубоких социально-экономических реформ образовательных систем на основе освоения информационных технологий.

Во Всемирной декларации ООН о высшем образовании для XXI века сказано, что на пороге нового столетия мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду со все большим осознанием решающего значения образования для социально-культурного и экономического развития, создания такого будущего, в котором более молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями. Экономика, основанная на знаниях, станет, одним из главных факторов социально-экономического прогресса XXI-го века [3].

Стратегические цели развития российского образования определены в ряде ключевых концептуальных документов, связанных с его модернизацией и проведением образовательных реформ. Концепция модернизации российского образования взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры по реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Модернизация образования является частью долговременного процесса, который связан с формированием постиндустриального мира, экономики, основанной на знаниях. При этом информационное общество становится основой модернизации экономики Российской Федерации. Процесс модернизации связан с новыми вызовами и угрозами, исходящими из глобализации мировой экономики; усиления научно-технической революции, включая информационные, технологические, структурные и управленческие изменения; становления информационного общества; интеграции в образовании.

Центральной задачей модернизации образования является обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Фундаментальной задачей при этом является поддержка образования не только как важнейшей социальной сферы, но в прямом смысле как важнейшей экономической отрасли, т.к. именно образование играет все более решающую роль в накоплении и развитии человеческого капитала.

Особое место в структуре правоохранительных органов занимает Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России). Эффективность деятельности органов внутренних дел в целом, а также работы подразделений экономической безопасности и противодействия теневой экономике в частности зависит от многих факторов, но одним из наиболее значимых является уровень подготовки специалистов. При этом важно отметить, что МВД России располагает одной из наиболее мощных и развитых систем ведомственного образования.

Система профессиональной подготовки МВД России, начиная с 90-х годов XX столетия, трансформировалась, претерпевала серьезные изменения, связанные со значительным ростом преступности, разветвленной сети ее организационных форм, а также необходимостью подготовки таких специалистов, которые способны успешно противостоять реалиям современной экономической преступности. Необходимо понимать, что от подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит уровень нашей безопасности, эффективность борьбы с преступлениями в сфере экономики. Большое значение в указанном процессе, конечно, отводится широкому внедрению в процесс обучения инновационных информационных технологий.

Концепция Министерства внутренних дел России такова: все лучшее, все современное должно в обязательном порядке поставляться во все учебные заведения по соответствующим направлениям деятельности.

В настоящее время в ведомственных вузах МВД России активно проводится реформирование экономического образования, связанное с переходом на обучение по новой специальности «Экономическая безопасность». Особенностью новой специальности является переориентация выпускников на службу в подразделениях экономической безопасности и противодействия теневой экономике и коррупции.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 080101 Экономическая безопасность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 19), объектами профессиональной деятельности специалистов являются: общественные отношения в сфере обеспечения законности и правопорядка, экономической безопасности; события и действия, создающие угрозы экономической безопасности; свойства и признаки материальных носителей разыскной и доказательственной информации; поведение хозяйствующих субъектов, их затраты, риски и результаты экономической деятельности, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы [2].

Целями экономической подготовки специалистов в МВД России являются:

  • борьба с экономическими преступлениями, противодействие коррупции и теневой экономике;
  • обеспечение работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействие коррупции, в том числе проведение судебно-экономических экспертиз;
  • экономическое обеспечение подразделений ОВД [6].

Характерными особенностями современного обучения является стремление больше внимания уделять общекультурной подготовке специалистов с высшим экономическим образованием; стремление к усилению фундаментальной подготовки специалиста; усиливающееся внимание к управленческой компоненте как необходимому атрибуту знаний, умений.

Кроме того, в связи с формированием современного информационного общества и совершенствованием рыночной экономики ведомственное образование при подготовке специалистов в настоящее время в соответствии со стандартами обучения больше внимания должно уделять расширению доли практических знаний, соответственно за счет снижения доли теоретических знаний.

Учитывая изложенное, учебный процесс должен быть максимально приближен к практической деятельности, чему в немалой степени способствуют современные информационные технологии.

Развитие информационных технологий в образовательном процессе определено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ориентировано на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, на создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств [1].

Исходя из этого, в образовательном процессе возрастает роль информационных технологий, в основе которых всеобщая компьютеризация обучаемых и преподавателей. В этих целях предусмотрено обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса; создание единого информационного пространства; эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов и др. меры.

Так, в целях повышения практической направленности и качества обучения в течение ряда лет с помощью автоматизированной информационной системы «Качество обучения - Отзыв» регулярно проводится оценка остаточных знаний курсантов и слушателей последних курсов обучения, а также молодых специалистов первых 3-х лет службы.

Помимо этого, каждый год руководители территориальных органов МВД России дают оценку качества подготовки каждого выпускника системы образования Министерства, их деловых и моральных качеств.

Использование АИС «Качество обучения - Отзыв» позволило в значительной степени поднять уровень подготовки специалистов в ведомственной системе образования. Мощный импульс внедрению инновационных образовательных технологий в вузах МВД России придали Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2009 г. № 609 «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 г. № 662 «О мерах дополнительной государственной поддержки образовательных учреждений МВД России, внедряющих инновационные образовательные программы». За 2 года авторскими коллективами образовательных учреждений МВД России разработаны и успешно внедрены в учебный процесс 27 инновационных образовательных программ, основанных на современных информационных технологиях, например, «Формирование антикоррупционной устойчивости у курсантов и слушателей вузов МВД России» [7].

Важной составляющей подготовки молодых специалистов в целом и специалистов по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию теневой экономике в частности является использование в обучении цифрового контента, а именно Интернет-технологий и компьютерных программ. Так, в настоящее время уровень подготовки специалиста будет всегда недостаточным без умения использовать в работе различные информационные базы, без навыков использования Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.

Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. В учебный процесс внедряются практикумы и деловые игры, разработанные на высокопрофессиональном уровне в соответствии с актуальными изменениями нормативной базы. Для повышения качества образования интенсивно используются новые образовательные технологии.

Образовательные технологии - это совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющих собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей.

Основные цели современных образовательных технологий, применяемых при подготовке специалистов по борьбе с экономическими преступлениями, противодействия коррупции и теневой экономике, заключаются в следующем:

- предоставление фундаментального образования, получив которое, обучаемый способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

- формирование у обучаемых креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста.

В свою очередь информационные образовательные технологии способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

Информационная технология - это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, это совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Таким образом, информатизация высшего образования состоит в том, что в результате ее внедрения должна быть достигнута глобальная рационализация интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых информационных технологий с целью повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Кроме того, должна быть обеспечена подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Использование информационных технологий в образовательном процессе МВД России для подготовки специалистов по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции позволяет не только обеспечить обучаемых информацией об объекте управления, но и помогает последним осознать все многообразие и сложность связей, возникающих в процессе деятельности органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных и других мероприятий, связанных с борьбой с экономической преступностью.

Более того, в результате использования информационных технологий в процессе занятий у обучаемых отмечается:

- повышение интереса к изучению предметов и успеваемости;

- более полное усвоение теоретического материала;

- овладение умения получать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

- умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что системное применение в образовательном процессе при подготовке молодых специалистов, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями и противодействие коррупции, электронных ресурсов и иных информационных технологий является гарантом эффективности в целом успешного учебного процесса. Что, конечно же, позволит выпускать молодых специалистов, более подготовленных не только теоретически, но и практически к осуществлению своей будущей профессии.

Такой подход позволяет сформировать современные учебные технологии, которые предусматривают формирование у слушателей вузов МВД России творческого подхода к осуществлению различных мероприятий по противодействию экономической преступности, особенно таких ее видов, как коррупция, мошенничество.

Следует отметить, что при подготовке кадров для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел в настоящее время особую значимость приобретает междисциплинарное образование. Для понимания связей явлений и процессов, приводящих к совершению преступлений в сфере экономики и коррупции, молодой специалист должен осваивать экономические дисциплины во взаимосвязи с юридическими дисциплинами, связанными с профессиональной деятельностью сотрудников органов внутренних дел. Большое значение в этом процессе также отводится широкому использованию в процессе обучения информационных технологий. При этом важна не сама технология, а ее взаимодействие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом [5].

Информационные технологии позволяют изменить саму модель учебного процесса, перехода от передачи знаний от преподавателя к слушателям к креативной модели, в основе которой новое технологическое и техническое обеспечение, моделирование ситуаций и процессов в сфере экономической безопасности, освоение методов стратегического управления правоохранительной деятельностью, связанной с борьбой с экономической преступностью и противодействием коррупции.

Рецензенты:

Литвиненко А.Н., д.э.н., профессор, начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург.

Илюхина Р.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России, г. Москва.