Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROCEDURE OF THE PREVENTIVE WORK OF THE COLLEAGUES OF POLITSII WITH THE DELINKVENTNYMI GIRLS

Malchenkova V.V. 1 Zarechnev D.O. 1
1 FGKOU VPO “the Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia”
The article describes the methodology of the work of police officers with delinquent girls in modern sociocultural conditions. Implemented a comprehensive and systematic approaches in the activities of the law enforcement system. Consistency is implemented through the following activities: diagnosis, prevention, correction, rehabilitation, numerous post-rehabilitation of protection, reintegration and stages of making contacts, carrying out diagnostic work, development of the program and its implementation, analysis of the results. The main methods of rehabilitation at work with delinquent girls defined: correction, psychotherapy, art therapy, psychological trainings, Advisory, social adaptation, social-environmental orientation. The problem is solved by the release of profilaktika-correctional activities of the police with regard to gender-specific traits, sex differences and manifestations in delinquent behaviour girls.
systems approaches
complex
the professional training of the colleagues of the police
delinkventnye girl- adolescents
the method of operation of the colleagues of the police
Введение. В связи с принятием закона «О полиции» предъявляются новые повышенные требования к профессиональной деятельности полицейских. Основная цель создания полиции состоит в том, чтобы созданная новая структура, охраняющая права и свободы граждан отвечала всем современным требованиям. Прежде всего, должен измениться порядок взаимодействия с гражданами, а сама деятельность переориентировалась с карательной функции на профилактическую. Поэтому особое значение приобретают нравственные, деловые и профессиональные качества, а знания, умения и навыки должны носить более системный и комплексный характер для эффективной воспитательной работы с различными категориями граждан с учетом их социально-психологических особенностей.

Реалии, с которыми приходится сталкиваться сегодня, вследствие сложностей объективного и субъективного характера, создают принципиально новые условия в профилактической деятельности правоохранительной системы в целом и вызывают потребность в учете особенностей работы сотрудников полиции с делинквентными девушками-подростками.

Основная часть. В методике реализован комплексный подход, который в работе с делинквентными девушками предполагает внедрение положений деятельностного, интерактивного, контекстного и личностно-ориентированного подходов.

Реализация деятельностного подхода в работе с делинквентными девушками предполагает включение их в такие виды деятельности, которые вызывают в них развитие и коррекцию имеющихся потребностей и ценностей в соответствии с требованиями общества, таким образом, реализуется положение, согласно которому новые виды деятельности формируют новые виды потребностей [4].

Интерактивный подход при работе с делинквентными девушками реализуется через изменение их социального окружения и включение их в новые коллективы с социально значимыми и общественно полезными ценностями.

Контекстный подход при непосредственной работе с делинквентными девушками способствует созданию условий, в которых воспитательная деятельность трансформируется и превращается в социальную и общественную.

Личностно-ориентированный подход [1] ориентирован на развитие личности, но при этом следует учитывать актуальные запросы и потребности социума, в частности, развитие ценностей семьи и материнства у делинквентных девушек, качеств и способностей, которые социальные потребности превращают в личные. Этот подход ориентирует на работу с конкретной девушкой-подростком с учетом ее актуальных проблем и социально-психологических особенностей, обусловленных социальными условиями, для эффективного влияния на развитие ее как личности, устойчивой к деструктивной социальной среде. Реализуя данный подход, делинквентная девушка приобретает способность становиться хозяйкой собственного «Я», социально активным субъектом общения и деятельности, приобретает способность направлять свои возможности на самореализацию и саморазвитие, при этом создается и реализуется социально-нравственная самооценка.

Содержательная сторона методики сотрудников полиции к работе с делинквентными девушками обеспечивается их соответствующей профессиональной подготовкой. Для чего в образовательный процесс юридических институтов внесены коррективы. Они нашли отражение в содержании дисциплин при раскрытии особенностей формирования и проявления делинквентности девушек и реализацией информационного обеспечения в управлении учебно-воспитательном процессе вуза МВД России [6].

В процессе юридической подготовки по специальным дисциплинам включены вопросы, направленные на приобретение знаний об особенностях административной и уголовной ответственности несовершеннолетних девушек, особенностях проведения уголовно-процессуальной деятельности в отношении их, особенностей назначения и отбывания наказания, специфики организации и проведения различных видов работ несовершеннолетних делинквентных девушек.

При изучении психологии и педагогики используются методы исследования гендерных и личностных характеристик девушек, раскрываются психологические особенности развития личности девушек-подростков, изучаются  межличностные отношения в женских группах и особенности семейного воспитания. При проведении занятий по психологии в деятельности сотрудников полиции реализуются методы криминальной психологии, учитываются факторы делинквентного поведения и методы исследования гендерных и половых особенностей, мотивация и механизмы противоправного поведения у девушек-подростков, изучаются консультативные и переговорные процессы и особенности их проведения в нестандартных условиях с делинквентными девушками.
При раскрытии форм и методов работы с делинквентными девушками и их микросоциальным окружением в условиях специальных учреждениях реализуется организация контроля, попечительства, наставничества, шефства, кураторства за делинквентными девушками. Особый контроль представлен за поставленными на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних, организовано взаимодействие всех органов и организаций, участвующих в работе с делинквентными девушками, ведется постоянный анализ типов и форм делинквентности и определение мероприятий по исключению противоправного поведения, принимаются меры по изоляции от неблагоприятного влияния социального окружения, осуществляется проведение планомерного контроля за делинквентными девушками в учебное и во внеучебное время. Данные мероприятия проводятся на базе отделов полиции, где происходит ознакомление с работой, будущие сотрудники полиции совместно с инспекторами проводят различные профилактические мероприятия с делинквентными девушками согласно плану работы инспекции по делам несовершеннолетних [5].

Методика работы. Системность реализуется через следующие направления работы: диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации, постреабилитационной защиты, ресоциализации, а также соответствующие этапы. Основными методами при работе с делинквентными девушками определены: коррекционные, психотерапевтические, арттерапевтические, психологические тренинги, консультативные, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентация.

Последовательность работы с делинквентными девушками состоит из следующих этапов: установление психологического контакта, проведение диагностической работы с выявлением причин и особенностей делинквентного поведения, разработка программы проведения воспитательной работы, ее реализация, анализ результатов и определение эффективности проведенных мероприятий. При этом на всех этапах решающее значение имеет реализация педагогического общения как важного фактора развития личности [3]. На первом этапе необходимо установить и обеспечить доверительный психологический контакт с делинквентной девушкой. Его сущность заключается в нахождении эмоциональной связи и заинтересованности в дальнейшей совместной работе, необходимости проявить искреннюю заинтересованность в проблемах, которые волнуют девушку, и понять ее душевное состояние.

Эмоциональный контакт сотрудник осуществляет в форме диалога или полилога. Полилог применяется, когда мнение сотрудника может быть не понято или не принято, в этом случае приводится мнение общепринятой авторитетной личности или референтной для девушки. При диалоговом общении необходимо стремление к общим целям, совместному принятию существующей ситуации, взаимодействию в совместной деятельности [2]. Но добиться полного совпадения мнений, взглядов и оценок редко удается, и часто недостаточность жизненного опыта не позволяет этого. Главное в диалогичном общении - это установление равенства позиций сотрудника правоохранительной сферы и девушки, что обеспечивает ее активную роль в данном процессе. Сотрудник должен разъяснить девушке-подростку его цели так, чтобы они нашли отражение в ее внутреннем мире, и создать основу для взаимопонимания, обеспечить эффективность взаимодействия.

Установление эмоционального контакта с девушкой-подростком целесообразно выполнять в определенной последовательности [5]:

1. Снять психоэмоциональное напряжение. В начале общения с сотрудником правоохранительной сферы делинквентная девушка-подросток часто неадекватна, не желает вести разговор, равнодушна, испытывает напряжение, психологически зажата. Поэтому сначала предлагается нейтральная тема общения, не касающаяся сущности стоящей проблемы, и только после снятия психологического напряжения возможно переводить его из позиции наблюдателя и активного субъекта.

2. Выявление увлечений и интересов девушки. Полицейский, выявляя область интересов, увлечения и хобби, выделяет их как важные и своевременные. В то же время, реализуя свои цели и направления, он связывает эти моменты с выделением положительных черт или свойств личности делинквентной девушки.

3. Определение негативных качеств и свойств личности девушки. На этом этапе допускается принятие возражений, сомнения и изменение мнения в ходе диалога. Но обязательно выявлять и доводить до делинквентной девушки неприемлемые ее качества и стороны, которые могут вести к противоправному поведению. В дальнейшем диалог помогает отследить специфику в проявлении положительного и отрицательного в поведении.

4. Раскрытие проблемы и разработка программы педагогического воздействия и взаимодействия с делинквентной девушкой. Сотрудник правоохранительной сферы убеждает девушку в необходимости изменения ее отношения к возникшей проблеме. При организации педагогического взаимодействия рекомендуются следующие приемы [3]:

а) «думать вместе» - совместный поиск выхода из сложившейся ситуации, сотрудник предлагает возможные варианты с учетом своего жизненного опыта, но решение принимает делинквентная девушка сама;

б) «образ человека» - сотрудник изображает на бумаге образ определенной личности и предлагает обсудить его проблемы, активно привлекая делинквентную девушку.

Второй этап. Диагностика условий и состояний делинквентной девушки. Сотрудник правоохранительной сферы определяет причины нарушения общественного порядка, анализирует условия его совершения и выделяет конкретный тип делинквентности. Выявляются случаи, имеющие негативную социальную или патопсихологическую природу, следует учитывать, что часто психические заболевания проявляются у подростков в различных формах делинквентного поведения. После чего сотрудник выявляет затруднения, которые стали следствием отношений с другими людьми. Далее анализируются причины этих затруднений и выявляются особенности личностного и психического развития девушки и тип делинквентности. Затем изучаются особенности социализации делинквентной девушки и ее включенность в общественную жизнь, ее референтные группы для учета при создании индивидуальной программы работы.

Третий этап. Разработка программы работы с делинквентной девушкой-подростком. Содержание программы включает оказание конкретной помощи и реализацию индивидуальных коррекционных мероприятий.

Работа сотрудника полиции с делинквентными девушками производилась во взаимодействии со всеми заинтересованными субъектами реабилитационного процесса, а именно с социальными педагогами, психологами, социальными работниками, медицинскими специалистами. Формами такого взаимодействия были: консультации, консилиумы, индивидуальные и групповые профилактические тренинги и психокоррекционные занятия и т.д. [8]. В результате определялся комплекс разнообразных направлений помощи делинквентной девушки: юридическая, педагогическая, психологическая, социальная или медицинская. При определении нарушений явно медицинского характера сотрудник полиции отправлял девушку к соответствующим специалистам. Далее в работе с делинквентной девушкой он выполняет консультативные функции, выступая посредником между педагогами, социальными работниками, родителями, знакомыми или медицинскими работниками. Сложность работы с девушками подростково-юношеского возраста, имеющими тот или иной вид дизонтогенеза, определяется тем, что необходимо учитывать особенности их интеллектуальной сферы, которая в значительной степени находится под влиянием романтических отношений [10]. Как показывают современные зарубежные исследования, делинквентность в большинстве случаев следует рассматривать не с точки зрения клинического отклонения от нормы, а в связи с компенсаторными механизмами, являющимися следствием интеграционных процессов в сфере когнитивного опыта [7].  Для проведения индивидуальной психотерапии показаниями являются [9]: подростковый возраст, дефекты внешности, соматические заболевания, ситуации проявления кризисных состояний с проявлениями интенсивных агрессивных или аутоагрессивных тенденций, личностно-интимный характер проблем; суицидальные проявления, психопатические состояния.

Для оценки эффективности методики работы сотрудников полиции с делинквентными девушками была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ряда институтов МВД России. В профессиональной подготовке реализовывался процессе формирования профессиональной готовности к работе с делинквентными девушками. С учетом оценки уровня подготовки по выделенным критериям [6]: когнитивному, эмотивному и конативному были получены значительные изменения в эффективности работы сотрудников полиции, основные показатели в работе повысились не менее чем на тридцать процентов.

Рекомендации. В заключении следует выделить следующие рекомендации повышения эффективности по организации работы сотрудников полиции с делинквентными девушками: 1. Для превентивного воздействия на делинквентных девушек одним из направлений в работе сотрудников полиции следует выделить необходимость своевременного выявления неблагополучных семей и оказание, им профессиональной помощи, организуя взаимодействие с учреждениями и организациями, обеспечивающими процесс социализации. 2. С целью предупреждения повторения кризисных ситуаций, связанных с делинквентным поведением, необходимо значительно больше уделять внимания и социальному патронажу семей, в которые возвращаются делинквентные девушки, стоящие на учете в соответствующих организациях, прошедшие постреабилитационную защиту. 3. Для проведения комплексной работы с делинквентными девушками необходима специальная комплексная профессиональная подготовка сотрудников полиции при прохождении обучения в вузах МВД России. 4. Для существенного повышения эффективности принимаемых профилактических мер в сфере досуга делинквентных девушек необходимо шире использовать современные психолого-педагогические технологии и введение в реабилитационный процесс различных форм проведения арт-терапии, психотерапии, психокоррекциии, игровых тренингов, консультирования, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации. 5. Существенное значение имеет реализация положений личностно-ориентированного подхода, который способствует личностному развитию девушки-подростка через самостоятельный выбор путей своего социального становления.

Таким образом, при работе с делинквентными девушками педагогическое воздействие направлено на саму девушку, семью, референтные группы ее окружения. Эта работа проходит в тесном взаимодействии с различными субъектами социализации, участвующими в решении юридических, педагогических, психологических и социальных проблем делинквентных девушек.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул.

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г.Барнаул.