Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE APPROACHES TO DEVELOPMENT OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMMS FOR PROFESSIONAL EDUCATION OF DISABLED PEOPLE AND PEOPLE WITH LIMITED HEALTH ABILITIES

Martynova E.A. 1 Romanenkova D.F. 1
1 Chelyabinsk State University, Ministry of Education and Science of Russia
Статья посвящена проблеме разработки нормативно-аналитического обеспечения инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования в соответствии требованиями закона « Об образовании в Российской Федерации». Основой для развития проблемы являются положения данного закона о статусе федеральных государственных образовательных стандартов, о порядке разработки примерных основных образовательных программ профессионального образования и о принципах инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также отраслевые требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях. Методологией разработки является адаптация примерных основных образовательных программ профессионального образования для инклюзивного образования с учетом особенностей здоровья и образовательных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования у них необходимых компетенций. Рассмотрен механизм формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством освоения адаптационной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии».
The article is devoted to the problem of normative and analytical support development for inclusive education of disabled people and people with limited health abilities in the higheducational organizations in accordance with requirements of the law “About the education in Russian Federation”. The basis for development of this problem are the provisions of the law relating to the status of federal state educational standards for professional education, to the standarts of adapted educational programmes development and to the inclusive education for disabled people and people with limited health abilities. Also requirements of the educational branch related to the organization of educational process for disabled people and people with limited health abilities in the high educational organizations andsecondary professional organizations are considered. Adaptation of indicative educational programmes for professional education is the methodology of development in relation to disabled people and people with limited health abilities taking into account their health features and educational needs. Programmes adaptation is aimed at the formation of their necessary cultural and professional competences. The mechanism of cultural and professional competences formation is reviewed by means of study the adapted discipline “Adaptive information and communication technologies”.
inclusive education
high education
secondary professional education
adapted educational programmes
federal state educational standards
disabled people
people with limited health abilities
Конвенция о правах инвалидов закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. В области образования Конвенция закрепила право инвалидов на инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к уважению прав человека, основных свобод и человеческого многообразия, к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме [1].

Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который вводит понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6]. В Законе содержатся также требования к образовательным организациям по созданию специальных условий для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие этих необходимых специальных условий должно быть внесено в федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования в виде специальных требований [2].

Однако не только вносимые изменения определяют условия инклюзии, но, с другой стороны, важны те положения федеральных государственных образовательных стандартов, которые обязаны быть едиными для всех. Поэтому принципиально важным является требование, в соответствии с которым не допускается дифференциация и какие-либо ограничители в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по отношению к обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с остальными студентами в части характеристики направлений подготовки, характеристики профессиональной деятельности выпускников, требований к результатам освоения программ по направлению подготовки, требований к структуре программ по направлению подготовки. В этих разделах федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования возможно лишь внесение дополнений и уточнений, связанных с необходимостью учета ограничений здоровья при реализации инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На основании разработанных нормативных документов, а также международного и российского опыта по инклюзивному профессиональному образованию инвалидов были разработаны требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса [3]:

  • организационно-нормативные требования к образовательным организациям;
  • требования к кадровому обеспечению;
  • работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья;
  • доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [6].

При разработке примерных основных адаптированных образовательных программ профессионального образования должны учитываться все вышеназванные документы и рекомендованные требования, то есть в разрабатываемые примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям, профессиям) необходимо внести дополнительные положения, учитывающие инклюзию. Сформулируем основные рекомендации образовательным организациям по разработке основных примерных адаптированных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, включающие:

  1. Включение адаптационных дисциплин в вариативную часть образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений и способствовать профессиональной и социальной адаптации обучающихся.
  2. Выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися.
  3. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
  4. Выбор мест прохождения практики с учетом требований их доступности.
  5. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья.
  6. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  7. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
  8. Установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
  9. Создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
  10. Использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий.

Эти принципы должны быть положены в основу разработки примерных адаптированных основных образовательных программ профессионального образования, в соответствии с общими требованиями к структуре примерной основной образовательной программы:

  • характеристика профессиональной деятельности;
  • результаты освоения образовательной программы;
  • примерная матрица (паспорт) компетенций;
  • примерный учебный план;
  • примерный календарный график;
  • примерные программы курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • примерные программы практик;
  • примерная программа научно-исследовательской работы;
  • примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  • фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации;
  • примерная программа итоговой государственной аттестации.

Для обеспечения требований инклюзивного обучения целесообразно в данную структуру примерной основной образовательной программы необходимо внести еще дополнительный, особый раздел «Условия реализации примерной основной образовательной программы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Этот раздел должен быть соотнесен с соответствующими требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки, то есть должен конкретизировать такие требования, как специальное материально-техническое обеспечение, специальные методы и методики обучения, система сопровождения и тьюторства, подготовка преподавателей и т.д.

Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования не допускают различий для студентов-инвалидов от остальных студентов в отношении характеристики профессиональной деятельности, результатов освоения образовательной программы, состава компетенций, структуры образовательной программы, то, на наш взгляд, многие нюансы инклюзивной, то есть «равноценной» подготовки инвалидов скрыты в составляющих компетенций, которые формируются в процессе изучения адаптационных дисциплин посредством их включения в вариативный цикл.

Безусловно, все, что преподается в базовых и вариативных дисциплинах (модулях), должно переходить в компетенции всех студентов, в том числе инвалидов. Однако есть компетенции, которые в силу особенностей инвалидов не могут быть полностью сформированы без дополнительных знаний и умений, которые должны быть получены посредством адаптационных дисциплин вариативного цикла. Из известного опыта вузов и колледжей к таким дисциплинам относятся «Основы методики самостоятельной работы студента в вузе», «Культура умственного труда», «Практика межличностного общения», «Основы социализации личности», «Профориентация и психология личности», «Информационные технологии», «Основы информатики», «Основы социально-правовых знаний» и т.п.[4, 5]. В частности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в учебные планы вводятся специальные курсы обучения жизни с инвалидностью, позволяющие решать задачи комплексной адаптации инвалида к обучению в университете, формировать у него социальные компетенции, необходимые для будущей работы. При этом срок освоения образовательно-реабилитационной программы увеличивается на один год по сравнению с соответствующей основной образовательной программой [5]. В Челябинском государственном университете изучение инвалидами адаптационных дисциплин организовано на этапе их довузовской подготовки.

Безусловно, действенность реализации адаптационной дисциплины определяется организацией специальной образовательно-реабилитационной среды в образовательной организации, дифференциацией форм и методов обучения в соответствии с личностными и физическими особенностями инвалидов. Адаптационная дисциплина максимально обращена к развитию позитивных индивидуальных личностных качеств инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Большое значение при организации инклюзивного образования имеет формирование компетенций у инвалидов, связанных с работой с информацией. В качестве достаточно наглядного и характерного примера рассмотрим адаптационную дисциплину «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», цель которой состоит в освоении студентами-инвалидами системы теоретических знаний, практических навыков и умений использования универсальных и специальных информационных и телекоммуникационных технологий, а также специальных технических и программных средств для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности вне зависимости от физических ограничений студентов и их территориального положения относительно образовательной организации.

Эта дисциплина формирует не только такую общепрофессиональную компетенцию, как способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, но и участвует в формировании общекультурных компетенций. Это, например, способность к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, способность работать в коллективе, способность к самоорганизации и самообразованию и др.

Задачи изучения дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»:

  • ознакомить студентов с возможностями использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности;
  • сформировать у студентов умение обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограничений возможностей здоровья;
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности путем освоения и использования средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных учебных дисциплин;
  • приобретать опыт использования специальных информационных и коммуникационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
  • сформировать навыки использования альтернативных средств коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности.

В содержании дисциплины предлагается изучение универсальных информационных и коммуникационных технологий, ассистивных технологий, которые помогают компенсировать функциональные ограничения человека, альтернативных устройств ввода-вывода информации, вспомогательных устройств, вспомогательных и альтернативных программных средств.

Ориентировочная трудоемкость данной учебной дисциплины составляет три зачетные единицы, ее изучение необходимо планировать на 1-2 семестр. Данная дисциплина изучается по выбору студента и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от вида физических нарушений.

Материально-техническое обеспечение дисциплины предусматривает:

  • наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха;
  • наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения;
  • наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов, со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств для ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В качестве способов развития и оценки компетенций, в формировании которых участвует данная учебная дисциплина, эффективно использование творческих заданий, метода проектов, игровых методов обучения, метода анализа конкретных ситуаций, балльно-рейтинговой системы и др.

Адаптированная образовательная программа может реализовываться как для академической группы студентов, так и индивидуально, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана с увеличением при необходимости срока получения образования.

Повышению эффективности внедрения адаптированных образовательных программ инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать сетевая форма их реализации на базе образовательных организаций, обладающих необходимым материально-техническим обеспечениям, а также имеющих опыт обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Рецензенты:

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.

Чернецов П.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.