Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION AS A FACTOR OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

Privalova G.F. 1
1 Nizhny Kemerovo state University of culture and arts
Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение». Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе. Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.
Analyzes traditional approaches to preparation and conducting of training sessions and unconventional: active and interactive Identified factors that contribute to the improvement of the educational process in the University. Discusses definitions: "active learning", "online training". Examples of classifications of interactive teaching methods. Presents various interactive forms of learning and cognitive process. The algorithm of conduct of interactive sessions, reviewed the rules, the list of necessary conditions affecting the efficiency of training of students at the University. Online training promotes the development of communicative skills, helps to establish emotional contact between students, teaches how to work in a team, extends the range of educational opportunities.
teaching-learning process
communicative environment
methods of teaching
intensification of educational-cognitive activity
interactive forms of training
active

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации [2].

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения [5]:

  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам [4]:

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.
  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподавательпоказывает не только свою компетентность иэрудицию, но и умеетувлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме [1].

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах [6].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися [1]:

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к обучению;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждогона свободу слова;
  • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

  • круглый стол (дискуссия, дебаты);
  • мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
  • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
  • мастер-классы;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
  • интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
  • сократический диалог;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
  • тренинги и др. [1].

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

  • интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
  • все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
  • критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

  • возраст участников, их интересы, будущая профессия;
  • временные рамки проведения занятия;
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2. Перечень необходимых условий:

  • четкое определение цели занятия;
  • уточнение проблем, которые предстоит решить;
  • подготовка программы занятия;
  • подготовка раздаточного материала;
  • обеспеченность технического оборудования;
  • подбор основных вопросов, определение их последовательности;
  • подбор практических примеров из жизни;
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
  • доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
  • многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Примерные правила работы в группе:

  • быть активным и доброжелательным;
  • не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
  • быть открытым для взаимодействия;
  • стремиться дойти до истины;
  • придерживаться регламента;
  • проявлять креативность и т.д.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

  • произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
  • была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли вами мнение других участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

  • работа в малых группах, дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
  • ролевая игра, в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
  • мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждениевозникшихвопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
  • разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждыйимел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
  • «мозговой штурм»,«мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
  • лекция-вдвоем позволяет распределитьучебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
  • лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
  • лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использованиинаглядности и т.д.

Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

Рецензенты:

Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.