Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL INNOVATION

Shlafman A.I. 1
1 St Petersburg humanitarian University of trade unions
The article summarizes the results of researches of the author in the field of formation and development of the theory and practice of Economics of entrepreneurship and Genesis of entrepreneurial activity. Generalization of scientific achievements in the field of business Economics allows to form a common view on the ways and directions of development of entrepreneurial innovation. Economic, market barriers create the conditions for development of entrepreneurship, while the internal culture of the activities impedes the own activity of the modern entrepreneur. Research of the development of the modernization of the economy is based on the definition of the place and role of organizational, product and technology innovations. The most important element for planning and forecasting the efficiency of the procedures modernization acts entrepreneurial activity. Structuring the scientific and practical ideas in the field of business Economics allows you to create corridors for the entrepreneurial vision of new directions of development in conditions of uncertainty.
innovation management
entrepreneurial activity
entrepreneurial innovation
entrepreneurship
economic
Структурное и системное представление о развитии предпринимательской деятельности сформировано на базе научных исследований развития хозяйствующих субъектов в условиях чистой конкуренции, в то время как современные предпринимательские структуры ориентированы на развития в условиях регулирования государством рыночных отношений, при этом для России участие государства имеет принципиально важное значение. Другой стороной проблемы развития предпринимательских инноваций представляется культурные основы развития общества, которые определяют приоритеты в выборе способов инновирования. Культурный базис определяет набор простейших задач, которые решает предприниматель и который считает достаточным.

Прогнозирование направлений и индикаторов развития предпринимательства представляет собой процесс производный от двух функций. Функция государственного регулирования и поддержки предпринимательства определяется переменными количества свободных средств в отчетном периоде и количество программ, по которым оказывается поддержка предпринимателям. Региональные особенности этих программ многообразны и различаются как по региональному, так и по отраслевому признаку. Другим немаловажным аспектом регулирования представляется контроль за конкурентной средой, в рамках которой развиваются предпринимательские структуры. Наличие строгого контроля за синдикативными проявлениями на рынке, ограничение монополистического давления, способствует появлению новых идей и участников рынка на исследуемом сегменте.

Вторая функция - это непосредственно рыночная среда, деятельность которой направлена на удовлетворение растущих потребностей покупателей. С ростом потребностей важность и срочность реализации предпринимательских инициатив растет. При этом чем выше потребительские предпочтения, тем больше предпринимательских инноваций будет реализовано на рынке.

Таким образом, предпринимательство в своем развитии направлено на обеспечение наилучших способов удовлетворения растущих потребностей покупателей в рамках регулируемого конкурентного рынка. Категория конкурентного рынка в рамках данного исследования раскрывается через снижение барьеров для входа на рынок инновационно активных хозяйствующих субъектов.  

Предпринимательство и предпринимательская активность, по мнению современных ученых [2, 6, 8], представляют собой фундамент, или акселератор роста экономики отраслей и экономики страны в целом. Развитие экономических отношений выстраивается на активной позиции предпринимателей в процессе производства и товарообмена.

Фундаментальные основы распадаются в ходе анализа на базис, который определяет пути развития бизнеса и надстройку, формируемую за счет привлечения новых доступных решений. Ускорение экономических процессов, каталитическое воздействие, понимание предпринимательства как акселератора роста рассматривается через призму организационных инноваций, служащих выполнению задач адаптации и гармонизации сложившихся и новых хозяйственных решений.

Причинно-следственные связи в развитии множества направлений предпринимательства основываются на расширении границ использования высоких технологий и повышении гибкости и совместимости промежуточных результатов деятельности современных производств.

Процесс унификации, совместимости метрологических характеристик товаров и способов их переработки позволяет использовать результаты промежуточной и законченной деятельности множества производств на межотраслевом уровне.

Конечно же, проще всего трансформируются алгоритмы и информационные ресурсы, однако новое применение конструкционных решений также легко трансформируется и преобразуется для множества хозяйственных процессов в случае глобальной унификации.

Совокупность этих процессов позволяет повысить возможности предпринимателей, формирует дополнительные возможности по расширению поля деятельности в области внедрения и развития инноваций.

С другой стороны, предпринимательство представляет собой множество последовательных действий, связанных с генерацией, разработкой, внедрением и развитием инноваций во множестве отраслей. Настоящий этап развития отраслевых производств подталкивает предпринимателей все ближе к высокотехнологичным решениям, связанным с привлечением информационных ресурсов и средств коммуникации.

По своей сущности предпринимательство представляет собой процесс, содержащий действенные инструменты и сформированные на их основе механизмы по внедрению инноваций.

В научной литературе процесс предпринимательства имеет множество пониманий, самое популярное отмечается в монографии Пахотин С.К., Рыбакова О.И., Шлафман А.И. «Обеспечение устойчивости развития добывающих предпринимательских структур в условиях кризиса поглощений» и  состоит в том, что «...предприниматель в ходе своей хозяйственной деятельности, связанной с внедрением и продвижением инновационных решений, преодолевает негативное воздействие множества строго ограниченного набора риск-факторов, свойственных отраслевым или региональным особенностям ведения бизнеса» [7, с. 56]. Таким образом, предпринимательство в своем базовом понимании представляет собой совокупность методов и методических подходов к ведению хозяйственной деятельности на выделенном рынке или заданной локации в условиях риска.

Предпринимательская деятельность зачастую представляет собой «кровеносную» подсистему региональной инновационной системы, формирует новые решения в развитии инфраструктуры продвижения и адаптации инновационных решений.

Переход от предпринимательской деятельности к предпринимательским инновациям следует начать с раскрытием содержания категории предпринимательской активности.

Безусловно, предпринимательская активность лежит в основе любого вида хозяйственной деятельности, начинающей свой путь к потребителю. Формирование предпринимательской активности является последовательным этапом развития общества и общественных интересов. В мире с развитыми хозяйственными отношениями категория прибыли стоит на одной ступени с задачами по наилучшему удовлетворению спроса. Таким образом, эти категории могу взаимно заменять друг друга при разработке новых конкурентных стратегий предпринимательских структур на современном рынке.

Предпринимательскую активность мы можем идентифицировать на рынках с высокими темпами роста потребительских предпочтений, в регионах с преобладанием растущих производств. Предпринимательская активность сопровождает основной производственный процесс и ставит на «конвейер»  реализую товаров заменителей и дополнителей.

Корабельников  В.М.  и Шлафман А.И. определяют предпринимательскую активность как: «...структурированную по запланированным этапам хозяйственную деятельность по отбору, обоснованию выбора и определению направлений  развития инноваций, локализованную в рамках ограниченного набора региональных, демографических, исторических и других условий, определяющих замкнутый набор риск факторов, сопровождающий процесс инновирования на предприятии или в отрасли» [5, с. 125].

Проблемной областью в развитии инновационной активности является поиск и использование множества источников финансирования инновационной деятельности. Предпринимательская активность в этом ракурсе формирует предпринимательский климат и инвестиционную среду для привлечения и концентрации капитала внутри региона.

Проблемы и основанные на их решения трансформируются в  процедуры внедрения инноваций, которые разделяются по их сущности и содержанию. Фундаментальные различия основаны на различиях в прикладном значении организационных, продуктовых и технологических инноваций. 

Разделение продуктовых и технологический инноваций на сегодняшний день представляется одной из самых спорных тем в процессах типологии инновационных процессов. Производство по своей сути предопределяет продукты производственной деятельности, однако потребитель задает потребности, которое производство обязано удовлетворить на пути своего поступательного развития.

Предпринимательская активность выделяет важные и необходимые условия, а также определяет  границы исполнения для процедур внедрения и развития инноваций, предпринимательский характер которых определяется сочетанием организационных и технологических решений, востребованных рынком на ограниченном промежутке времени.

Структурно предпринимательские инновации имеют общие свойства, которые соотносятся с деятельностью предпринимательской структуры. «Инновации продиктованы отраслевыми особенностями рынка, который имеет четкие границы и внутренние условия функционирования экономических субъектов» - отмечается в монографии Копыл Д.Н., Шлафман А.И «Вертикальная интеграция участников  инвестиционно-строительных проектов»  [4, с. 125].

Прирост инновационной активности накладывается на базовые условия развития бизнеса. Так если предпринимательство было основано на реализации частной инновации, рост инновационной активности предпринимательской структуры представляет собой процесс интеграции, реорганизации, дифференциации и  диверсификации базовой инновации.

Таким образом, в деятельности предпринимательской структуры мы можем выделить базовую инновацию, приобретенную инновацию и развитую инновацию, источники которых имеют различные корни.

Базовая инновация определяет направление предпринимательской деятельности. Приобретенная - представляет собой инновацию, которая привлечена предприятием для повышения интенсивности основной деятельности или формирования новых видов деятельности сопутствующих базовым. Развитые инновации формируются по принципу расширения и рационализации множества видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Расширение инновационной активности предпринимательских структур происходит по множеству направлений. Ранние проявления расширения основываются на более дешевых решениях, и с развитием основных направлений деятельности растет стоимость и сложность приобретаемых, привлекаемых инноваций.

Реализация предпринимательских инноваций во многом определяется природно-рельефными и ресурсными особенностями ведения хозяйственной деятельности в регионах. Локальные рынки разделяются по множеству свойств инфраструктурного обеспечения деятельности. В то время как производственные комплексы в стране должны налаживать свои хозяйственные связи, еще не решены глубокие политические проблемы организации межрегионального сотрудничества.

«Многие региональные особенности развития ограничивают территории и функции предпринимательской инновации» - отмечается в монографии Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И «Редевелопмент индустриальных территорий» [1, с. 53], однако на сегодняшний день ключевой проблемой на пути развития инновационной активности представляется культурное наследие страны и общества, а также культурный базис предпринимателей, которые в своей совокупности диктуют выполнение негласных истин, где лучшее - враг хорошего.

Проблемы экономического развития устремляются к разрешению социальных и культурных задач общества, в то время как культурный базис не высок. Этот процесс ограничивает предпринимательскую активность, дестабилизируя потребности производящего субъекта. Реализация производств с достаточной прибылью, которая позволяет, в свою очередь, существовать и социальной сфере государства и поддерживать в номинальных формах культурное наследие, удерживается минимальными требованиями к содержанию продуктов, удовлетворяющих потребителей. Большие слои населения считают достаточным качество продукции предлагаемой типовыми производителями. Торговля ресурсами страны позволяет поддерживать содержание медицины и социального обеспечения на достаточном уровне. А значит, пока торговля ресурсами будет приносить государству и частному сектору достаточно средств для удовлетворения необходимых потребностей гражданского населения, предпринимательские будут развиваться минимальными темпами, а состав и структура предпринимательских инноваций замкнется на межотраслевых и межрегиональных инновациях.  

Рецензенты:

Фейгин Г.Ф., д.э.н., доцент, профессор кафедры Экономика и управление НОУ ВПО Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург. 

Хольнова Е.Г., д.э.н. профессор, заведующий кафедрой Экономика и управление НОУ ВПО Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург.