Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDENT TEACHING AS ONE OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER-LOGOPEDIST

Nazarova I.V. 1 Shaydullina G.F. 1
1 Birskiy branch of Bashkir State University
Dealt with a problem of vocational training of future teacher-logopedist the majority of researchers. "Competence" is determined by definition of authors as quality of the personality, being shown in ability to apply the gained knowledge. The purpose of our research is formation of professional competence of future teacher-logopedist during passing of student teaching. We consider that competence will be created if to improve the contents, forms and methods of correctional and pedagogical work with the persons having speech violations. Student teaching helps to carry out dynamic supervision over the child, to provide advice to persons with limited opportunities of health, to use data of medical documentation, also includes students bachelors in performance of functional duties of the teacher-logopedist. In practical activities students learn to use the theoretical knowledge gained on pedagogics, psychology and special subjects.
federal state educational standard
psychological qualities
student teaching
competence

Введение

В настоящее время происходят серьезные изменения как в системе общего, так и в системе высшего образования. В центре внимания современной педагогики становится личность ребенка. Изменения, происходящие  в экономической, социально-культурной жизни общества, диктуют потребность в подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. Как и любой специалист, учитель-логопед должен соответствовать требованиям, которые диктует общество и государство. Подготовка учителя-логопеда должна осуществляться путем овладения теорией и практикой специального образования, результаты которых отражены в описании компетентностей. В последнее время часто используется понятие «компетентность», а именно «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность описана в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

По мнению Г. Селевко, компетентность - это интегральное качество личности, которое проявляется в способности, основанной на знаниях и опыте, приобретенное в процессе обучения и социализации [5]. А.Н. Дахин раскрывает понятие компетентность как сложившееся личностное качество. Психологи определяют компетентность как совокупность психологических качеств [1]. Огарев Е.И. считает, что компетентность - это категория оценочная, характеризующая человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность принимать решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать свои действия, приводящие к успешному достижению поставленных целей и предполагающий:

1) понимание сущности выполняемых задач и проблем;

2) хорошее знание опыта, которое имеется в данной области, активное овладение его лучшими достижениями;

3) умение выбирать средства и способы действия, которые адекватны конкретным обстоятельствам места и времени;

4) нести ответственность за достигнутые результаты;

 5) способность учиться на ошибках,  вносить коррективы в процесс достижения целей [4].

По мнению большинства авторов, понятие «компетентность» определяется как готовность личности к успешной деятельности.

А.К. Маркова выделяет следующие характеристики компетентного человека:

- способность принимать решение;

- способность подавлять собственную неуверенность;

- представление наиболее эффективных способов достижения цели;

- способность определять характер и содержание деятельности в зависимости от складывающихся условий на основе имеющихся знаний и опыта;

- способность к анализу собственной деятельности [2].

Под профессиональной компетентностью JI.M. Митина рассматривает гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения [3]. Профессиональная компетентность - это многоаспектное явление, критерием которого является общественное значение результатов работы специалиста, его  авторитет в конкретной области.

Подготовка компетентных будущих учителей-логопедов требует совершенствования содержания, форм и методов коррекционно-педагогической работы. Важное место в этой работе принадлежит педагогической практике, которая предполагает использование теоретических знаний, применяемых в специальных коррекционных учреждениях. Педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих учителей-логопедов. Во время прохождения педагогической практики углубляются и расширяются теоретические знания будущих педагогов, формируются их профессионально-личностные качества, педагогические умения и навыки, также развиваются педагогическое мышление и  творческая активность. Перед преподавателями и студентами-бакалаврами стоит задача использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих учителей-логопедов к самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт специального (дефектологического) образования определяет формирование следующих компетенций у будущих учителей-логопедов во время прохождения педагогической практики [6]:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству в профессиональной сфере, к толерантности (ОК-1);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

- способность осознавать значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОП-1);

- способность к выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (ПК-1);

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных  (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных классификаций нарушений в развитии (ПК - 6);

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ребенком (ПК-7);

- готовность оказывать консультативную помощь лицам с ОВЗ, их родственникам, педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания (ПК-8);

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

На базе факультета педагогики детства Бирского филиала Башкирского государственного университета уделяется большое внимание практикоориентированной подготовке будущих учителей-логопедов. Педагогическая практика организуется в соответствии с учебным планом, который предусматривает выполнение функциональных обязанностей во время практической деятельности. Педагогическая практика ориентирует студентов на работу в специальных (коррекционных) учреждениях:

-  на требования социального заказа;

- учет и переработку всех структурных компонентов системы;

- усвоение и формирование знаний и умений коррекционно-педагогической работы.

Она является важнейшей в системе педагогической профессионализации будущего учителя-логопеда, которая направлена на взаимосвязь теоретического обучения и практической профессиональной деятельности.

Выделяют следующие функции педагогической практики:

  1. Обучающая - расширение теоретических знаний.
  2. Развивающая - развитие педагогического мышления, познавательной и творческой активности будущих учителей-логопедов.
  3. Воспитывающая - воспитание интереса и любви к профессии, социально-активной личности.
  4. Диагностическая - степень направленности и пригодности к профессиональной деятельности.
  5. Регулирующая - продуманное, научно обоснованное содержание, привлечение достойных, грамотных и опытных руководителей практики, отлаженная связь со студентами.

Указанные функции, на наш взгляд, оказывают влияние на формирование у студентов готовности к взаимодействию с лицами с нарушениями в речевом развитии.

Основные задачи педагогической практики будущих учителей-логопедов в специальных (коррекционных) учреждениях выступают следующие:

  • воспитание профессиональных качеств студента-бакалавра;
  • формирование у студентов умений и навыков изучения детей с отклонениями как в речевом, так и в психофизическом развитии;
  • ознакомление студентов с направлениями коррекционно-образовательного процесса и его значения для развития  ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование умения наблюдать и анализировать организацию и своеобразие коррекционно-педагогического процесса в специальных (коррекционных) учреждениях;
  • формирование навыков общения с детьми, имеющими речевые нарушения в процессе активного участия в учебно-воспитательной работе;
  • выработка у студентов навыков самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности;
  • ознакомление будущих учителей-логопедов с работой специального (коррекционного) учреждения, с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии;
  • формирование умений правильно оценивать материально-техническую оснащенность коррекционно-воспитательного процесса с учетом современных требований, создавать необходимые дидактические пособия к играм и коррекционным занятиям;
  • воспитание у студентов интереса к будущей профессии учителя-логопеда.

Содержание педагогической практики будущих учителей-логопедов с поставленными перед ней задачами должно строиться на личностно-ориентированном подходе к развитию ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения. Будущий учитель-логопед может овладеть этим содержанием при наличии соответствующих способов организации коррекционно-педагогической среды, психолого-педагогического изучения ребенка с целью воспитания у них положительных личностных свойств и качеств, формирование знаний, умений и навыков.

Уровень практической подготовки будущих учителей-логопедов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется соотнесением задач с содержанием и способами организации педагогической практики студентов-бакалавров.

В содержание педагогической практики будущих студентов  по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» входят две составные части:

1. Наблюдение и знакомство с опытом работы специальных (коррекционных) учреждений.

2. Практическая деятельность студентов с целью овладения коррекционно-педагогическими умениями и организации воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в речевом и психофизическом развитии.

При организации педагогической практики необходимо, чтобы задания соответствовали деятельности, носили творческий характер:

  • проведение пробных и зачетных уроков как по общеобразовательным предметам, так и специальным;
  • заполнение речевых карт;
  • оформление консультаций для педагогов и родителей;
  • организация внеклассного мероприятия.

На втором курсе запланирована ознакомительная практика студентов в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Цель практики - знакомство студентов с деятельностью учителя-логопеда ДОУ, принципы комплектования групп (протоколы из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)), знакомство с медицинской документацией, методической литературой, обследование детей учителем-логопедом ДОУ, наблюдение за детьми в процессе режимных моментов, наблюдение за работой воспитателя, а также выявление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя. Формы, применяемые для реализации данного этапа, следующие: проведение лабораторных занятий на базе дошкольных образовательных учреждений, наблюдение за детьми с речевыми нарушениями, организация круглого стола совместно с членами ПМПК и учителями-логопедами.

Третий курс включает производственную практику в дошкольных образовательных учреждениях, которая направлена на освоение основ коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. В период практики студенты выполняют функции учителя-логопеда, посещают и анализируют занятия учителя-логопеда, изучают документацию логопеда, учатся заполнять речевые карты, выставлять логопедические заключения,  организуются взаимопосещения  студентов группы, проводят индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, участвуют в работе методического объединения и психолого-медико-педагогического консилиума детского сада, проводят консультации для воспитателей и родителей детей с нарушениями речи.

По окончании практики студенты готовят отчет (в виде альбома с презентацией), который представляют на итоговой конференции: старосты групп информируют о проделанной работе, делятся впечатлениями, высказывают мнение о важности профессии учителя-логопеда.

На четвертом курсе проходит комплексная практика на базе Бирской общеобразовательной специальной (коррекционной) школы-интерната V вида. Основной целью практики является формирование целостного представления будущей профессии, а также практических навыков в профессиональной деятельности, знакомство студентов-бакалавров с нарушениями речи у детей школьного возраста, с деятельностью специальной (коррекционной) школы. В процессе прохождения практики студенты-бакалавры собирают материал для написания курсовой и выпускной квалификационной работы. Это способствует совершенствованию научно-исследовательской компетентности студентов.

В ходе всех видов педагогической практики была апробирована система специальных диагностических заданий, которые проводились в специальных (коррекционных) учреждениях, где была организована самостоятельная практическая деятельность.

Перед каждым видом  самостоятельной коррекционно-педагогической деятельности студентам предлагалось спланировать и провести изучение уровня обученности, воспитанности и развития отдельных детей группы в соответствии с программой практики. На основе полученных результатов составляли программное содержание занятия, планировали его ход и индивидуальную работу.

Содержание педагогической практики заключается  в проведении студентами-бакалаврами психолого-педагогической диагностики детей, знакомство с особенностями организации, содержанием и методикой коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда с обучающимися, студенты-практиканты ведут педагогические наблюдения, учатся делать обобщения, выводы, активно используют на практике теоретические знания по педагогике, психологии,  специальной педагогике и психологии, логопедии, методикам, совершенствуют свои педагогические умения, убеждаются в правильности выбора профессии.

В ходе реализации такого подхода на педагогической практике будущие учителя-логопеды способны овладеть навыками диагностики и методикой коррекционной работы. Студенты-бакалавры должны быстро ориентироваться в ситуации, уметь интегрировать имеющиеся у них профессиональные знания и умения с личным опытом.

Таким образом, только практика при специально организованных условиях способна вызвать положительную мотивацию у будущего специалиста, сыграть действительно положительную роль в его становлении.

Рецензенты:

Аитов В.Ф., д.п.н., профессор кафедры иностранных языков Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.

Синагатуллин И.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.