Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENDER ASPECTS OF INTIMATE AND PERSONAL COMMUNICATION OF TEENAGERS AND THEIR CONNECTION WITH TEMPERAMENT

Gallyamova A.R. 1
1 MBOU "Dzhalilsky educational school No. 1 with profound studying of separate subjects"
Results of research of gender aspects of intimate and personal communication of teenagers and their connection with temperament are given in article. During research it is established that the extroversion, that is a frontage in is more strongly expressed at teenage boys out of, the more strongly in intimate and personal communication authoritativeness, domination are shown, but at the same time the altruism is more strongly expressed. Neyrotizm level, that is degree of emotional stability, has no impact on intimate and personal communication at boys. At teenage girls, the more strongly they are focused on the outside world, the more strongly in intimate and personal communication authoritativeness, a selfishness and aspiration to domination is shown. High emotional stability is connected with aggression manifestations, and emotionally unstable girls seek to show friendliness in the relations with friends. By results of the conducted research practical recommendations for teachers and psychologists who will allow more precisely and to carry out effectively work on normalization of intimate and personal communication of teenagers are offered, to create such psychological climate in a class which will promote adequate socialization and adaptation, to do training process at school to more harmonious.
teenagers
gender features
temperament
intimate and personal communication

Введение

В подростковом возрасте общение, в особенности интимно-личностное, является, как отмечают многие исследователи, ведущим видом деятельности и оказывает сильное влияние на процесс становления личности [4, 5, 10].

Нарушения интимно-личностного общения, неудовлетворенность им могут отрицательно сказаться на формировании жизненно важных навыков, умений, ценностных ориентаций, личности в целом. Темперамент определяется большинством авторов как индивидуальные различия в стиле поведения, которые обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного времени и проявляются в разных ситуациях и имеют биологическую природу [2, 7, 8].

Знание особенностей темперамента подростков и его влияния на процесс интимно-личностного общения поможет педагогам и психологам создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Цель исследования: выявить гендерные особенности влияния темперамента на интимно-личностное общение подростков.

Материал и методы исследования

Эмпирическое исследование влияния темперамента на гендерные особенности интимно-личностного общения у подростков проводилось с использованием следующих методик: методика определения темперамента личности Айзенка и методика диагностики межличностных отношений Лири.

В исследовании приняло участие 78 подростков в возрасте 13–17 лет (учащиеся МБОУ «Джалильская средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»).

Результаты исследования и их обсуждение

По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода в психолого-педагогической литературе существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержанием является построение и поддержание личных отношений с ним [3, 6, 10].

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно-полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются новые формы общения средств социализации подростков в обществе [1, 9].

И. С. Кон отмечает, что способность к интимно-личностному общению психологи связывают с высоким уровнем развития половой идентичности юношей и девушек. Потребность в интимно-личностном общении у девушек формируется раньше, чем у юношей. Интимно-личностное общение с разными партнерами реализуется и на более поздних этапах онтогенеза (например, интимно-личностное общение может быть дружеское, супружеское, детско-родительское, психотерапевтическое), хотя при этом его роль и значение для личности по сравнению с подростковым возрастом несколько снижаются [4].

В ходе эмпирического исследования для уточнения влияния особенностей темперамента на интимно-личностное общение подростков в зависимости от их гендерной принадлежности нами был проведен корреляционный анализ результатов тестирования у мальчиков и у девочек с помощью коэффициента корреляции Пирсона (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у мальчиков

 

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

авторитарный

0,798**

-0,379

эгоистичный

0,455

-0,525

агрессивный

0,085

-0,434

подозрительный

-0,264

-0,317

подчиняемый

0,052

-0,315

зависимый

-0,021

-0,379

дружелюбный

0,282

-0,340

альтруистичный

0,707**

-0,477

доминирование

0,923**

-0,256

дружелюбие

0,139

0,065

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон).

Как показал корреляционный анализ, чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение.

У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями.

Таблица 2

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у девочек

 

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

авторитарный

0,570**

0,138

эгоистичный

0,646**

0,277

агрессивный

0,408

0,449*

подозрительный

0,236

0,288

подчиняемый

-0,040

0,224

зависимый

0,215

0,039

дружелюбный

0,079

-0,044

альтруистичный

0,191

-0,152

доминирование

0,601**

-0,097

дружелюбие

-0,265

-0,436*

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон).

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола

Как видно на рисунке, мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями противоположного пола

Как видно на рисунке, при общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию.

В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола представлены на рисунке 3. На рисунке видно, что при общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

Рис. 3. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола

При общении с друзьями-мальчиками девочки подросткового возраста в целом более склонны проявлять авторитарность, эгоистичность и слабо проявляют дружелюбие. Девочки-меланхолики более других склонны зависеть от своих друзей-мальчиков, но в то же время менее других дружелюбно к ним относятся. Девочки-холерики проявляют наибольшую агрессию при общении с друзьями-мальчиками, а так же сильно стремятся к доминированию над ними.

Выводы

На основе результатов нашего исследования мы можем дать педагогам и психологам, заинтересованным в нормализации интимно-личностного общения с учетом темперамента и гендерной принадлежности подростков в классе, следующие практические рекомендации.

При построении коррекционной работы важно учитывать тот факт, что мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

При общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию. В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

При общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

При общении с друзьями-мальчиками девочки подросткового возраста в целом более склонны проявлять авторитарность, эгоистичность и слабо проявляют дружелюбие. Девочки-меланхолики более других склонны зависеть от своих друзей-мальчиков, но в то же время менее других дружелюбно к ним относятся. Девочки-холерики проявляют наибольшую агрессию при общении с друзьями-мальчиками, а так же сильно стремятся к доминированию над ними.

Зная характеристики типов темперамента и их влияние на интимно-личностные отношения подростков в зависимости от их гендерной принадлежности, в классе можно создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Рецензенты:

Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Грязнов А.Н., д.псх.н., главный научный сотрудник лаборатории социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.