Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MAGISTRACY AS THE NEW FORM OF TRAINING IN THE FIELD OF THE PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

Tsvetkov A.A. 1 Chulyukova S.A. 1 Svischeva V.S. 1
1 FGBOU VPO "The Orenburg state institute of management"
In article training of future masters in the field of the public and municipal administration on the basis of FGBOU VPO is analyzed by "OGIM". Pedagogical conditions of training of masters in the field professional activity on the basis of competence-based approach are revealed and theoretically proved. The analysis of the federal state educational standard of higher education in the preparation direction the Public and municipal administration (qualification (degree) the master) is submitted. Research of an order of the organ-ization and implementation of educational activity on educational programs of the higher education - to bachelor degree programs, specialist programs, magistracy programs is conducted. The specific structure of professional competence of the master is considered, the components of the main educational program providing its formation are defined. Identification and the solution of a complex of problems at implementation of the master program became result of theoretical research of training of future masters in the field of the public and municipal administration in ed-ucational process of higher education institution.
area of professional activity
master
competence
innovation
federal standard of the higher education

Введение. Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин введения в России многоуровневого высшего образования вообще и управленческого в частности. При этом вузам предложено самим выбирать между существующими традиционными или новыми формами образования. Магистратура - это завершающая ступень высшего профессионального образования. Она предполагает более узкую специализацию и приобретение профессиональных знаний, навыков и компетенций, которые в дальнейшем можно использовать как в практической деятельности, так и в сфере научных исследований. Это позволяет выпускнику магистратуры найти приложение своим силам в любой из интересующих его областей: в государственном и муниципальном самоуправлении, социальной сфере, научной или преподавательской деятельности [9]. Высокий уровень профессиональной подготовки позволяет реализоваться в смежных областях профессиональной деятельности: административно-технологической, организационно-управленческой, консультационной и информационно-аналитической, проектной, научно-исследовательской и педагогической. Магистратура является альтернативой программе второго высшего образования. При этом можно сэкономить время: обучение в очной магистратуре рассчитано на 2 года, в заочной - 2,5 года, в то время как на получение второго высшего образования потребуется 3 года [5]. Обучение в магистратуре дает первый опыт научной работы, помогает овладеть методами и навыками исследовательской деятельности. Магистр имеет возможность, получая высшее образование, попробовать себя в роли исследователя и затем осознанно принять решение о необходимости продолжения обучения в аспирантуре. В обоих случаях речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров, профессионально ориентированных на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Магистратура и аспирантура являются как бы логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу, и предназначенного для воспитания интеллектуальной элиты [3].

Актуальность проблемы. Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться совместный поиск решения проблем. Ярким проявлением указанных тенденций является Болонская Декларация - международный документ, подписанный рядом европейских государств, в том числе и Россией, нацеленный на создание единого Европейского пространства высшего образования и закрепления за ним ведущих позиций в мире. При этом достижение поставленных целей предполагает структурные и качественные изменения систем образования стран-участниц соглашения: введение системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр - доктор), принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего, в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д. [1]. Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин введения в России многоуровневого высшего образования вообще и управленческого, в частности. Становление его происходит необычным для нашей страны путем: вузам предложено самим выбирать между существующими традиционными или новыми формами образования. Постепенно многоуровневое высшее образование получает все более широкое распространение. Квалификации "бакалавр" и "специалист" являются более массовыми, чем "магистр". Поэтому усилия, как теоретиков, так и практиков, на начальном этапе становления многоуровневой системы образования были сосредоточены на формировании государственных требований именно для этих категорий обучающихся. Для бакалавров и специалистов проработаны многие содержательные, организационные, методические и юридические вопросы. Нельзя сказать, что здесь все решено, но положение существенно проще, чем в отношении магистратуры, хотя в последнее время появился ряд нормативных документов, которые ситуацию в данной области делают более определенной [4].

Образовательная программа подготовки магистра «Государственное и муниципальное управление» в Федеральном Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего профессионального образования «ОГИМ» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта. Целью данной программы является подготовка высококвалифицированных специалистов в области теории и практики государственного управления [6]. Приобретение навыков профессиональной деятельности, основанного на глубокой и всесторонней теоретической подготовке, способствует интеграции выпускников не только на национальный, но и на международный рынок труда.

Обучение в магистратуре строится по европейскому образцу на основе компетентностного подхода, который предполагает, что выпускник такой программы должны обладать определенным набор общекультурных и профессиональных компетенций. Перечень этих компетенций зависит от магистерской программы и содержит общепрофессиональные, организационно-управленческие, административно-технологические, консультационные и информационно-аналитические, проектные, научно-исследовательские и педагогические составляющие.

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование педагогических условий подготовки магистров в области государственного и муниципального управления

Материалы. Нами было проведено педагогическое исследование подготовки магистров в области государственного и муниципального управления на базе ФГБОУ ВПО «ОГИМ».

Учебный план опирается на блок фундаментальных дисциплин: экономика общественного сектора, теория и механизмы современного государственного управления, история и методология государственного и муниципального управления, социология управленческой деятельности, реформирование в государственном управлении. Блок дисциплин по выбору включает курсы: региональная бюджетная политика и бюджетный процесс, финансовый менеджмент в государственном секторе, современная политика региона, социология управления, правовое обеспечение деятельности муниципальных образований, управление системой государственных закупок, методология управленческой деятельности и др.

Таким образом, на сегодняшний момент магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» - это: использование новейших технологий и методов обучения: интерактивные лекции, групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, научные семинары; занятия в вечернее время, что позволяет сочетать учебу с работой; значительная доля самостоятельной работы в учебном плане; широкий набор дисциплин по выбору.

В учебном плане зафиксирована фактическая аудиторная нагрузка. Преподаватель сам имеет право решать вопрос об организации обучения в зависимости от конкретного курса, наличия учебно-методической литературы, уровня подготовки студентов-магистрантов и т.п. Заканчивается изучение каждого курса итоговой дифференцированной (с оценкой) аттестацией, проводимой в различной форме. Тематика курсовых и магистерской работ также не только взаимосвязана между собой, но и определяет задание студенту во время прохождения практики. Одной из основных целей данного вида магистерской подготовки является формирование у студентов определенного аналитического мышления и навыков в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. Итогом обучения является защита магистерской диссертации и сдача государственного экзамена. Желающим предоставляется возможность подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума.

Магистратура является весьма динамичной, постоянно развивающейся структурой. Ярким примером является введение таких новых организационных форм работы с магистрантами, как научные семинары и практические семинары в рамках магистерской программы. Определенная новизна, «нетрадиционность» как научных, так и практических семинаров, на наш взгляд, состоит в том, что они являются авторскими. По решению учебно-методического совета вуза содержание и формы проведения семинаров определяются самостоятельно. При этом, несмотря на имеющееся разнообразие, сегодня практически во всех научных семинарах можно выделить две основные проблемные составляющие: методика, методология и организация научных исследований; актуальные проблемы той или иной области управленческой науки и практики.

Заслуживающими внимания формами проведения научных семинаров, на наш взгляд, являются следующие: обсуждение научных работ магистрантов по форме, максимально приближенной к процедуре обсуждения кандидатских диссертаций; обсуждение актуальных проблем управленческой науки и новинок научной литературы; обсуждение докладов с коллективной оценкой качества; приглашение специалистов из различных научно-исследовательских организаций, организаций общественного сектора, государственных и муниципальных учреждений, бюджетных организаций; участие магистрантов в научно-практических конференциях, «круглых столах» и т.п.

Реализация компетентностного подхода в подготовке магистров в Федеральном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего профессионального образования «ОГИМ» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме; групповых дискуссий и круглых столов с участием специалистов-практиков; деловых и ролевых игр; разбора конкретных ситуаций из практики выбранной сферы деятельности; решения задач в области государственного и муниципального управления; вузовских и межвузовских конференций [2].

Инновационные формы проведения занятий сочетаются с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одним из условий у спешной реализации программы магистерской подготовки являются модели и профессиограмма будущих магистров, разработанные выпускающей кафедрой «Государственное управление и истории» по данному направлению. В них включены основные виды профессиональной деятельности магистра, а также совокупность знаний, умений, навыков, компетенций, профессиональных ролей и личных качеств, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Занятия в магистратуре проводятся высококвалифицированными преподавателями, имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Преимущества нашего вуза нашли отражение в качественном составе преподавателей: не только выполнены требования ФГОС к кадровому обеспечению, но и существенно превышены минимальные показатели количества штатных преподавателей и преподавателей, имеющих ученые степени. Свыше 90 процентов преподавателей, занятых в подготовке магистров, имеют ученые степени и звания. Руководители магистерской программы ведут самостоятельные научные исследования, участвуют в совместных исследовательских проектах, имеют публикации в научных журналах, участвуют в национальных и международных конференциях, регулярно повышают свою квалификацию. Таким образом, Федеральное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего профессионального образования «ОГИМ обеспечивает гарантию качества подготовки магистров, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей профессиональных сообществ; разработки моделей подготовки и профессиограммы магистров; мониторинга, периодического рецензирования образовательной программы; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе инновационных технологий; обеспечения компетентности преподавательского состава и повышения его квалификации; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях через научные журналы, СМИ и Интернет-портал института.

Результаты исследования и их обсуждение.

Магистратура - это самостоятельная ступень в системе высшего профессионального образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики, во-вторых, более эффективно удовлетворять индивидуальные потребности личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей. Министерство образования РФ рассматривает магистратуру как одну из основных образовательных программ в структуре высшего профессионального образования, состоящую из 4-летней образовательной программы подготовки бакалавра и 2-летней программы специализированной подготовки магистра. Предлагаемая формулировка, на наш взгляд, сужает возможности магистерской подготовки и превращает ее в систему подготовки по специальности с удлиненным сроком обучения с 5 до 6 лет.

Подготовку магистров целесообразно ориентировать не только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, как это сегодня зафиксировано в нормативных документах, но и на высококвалифицированную практическую работу. В российской системе образования подготовка магистров делового администрирования осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования и предполагает присвоение квалификации «мастер», подготовка же магистров государственного управления вообще не предусмотрена [7].

По нашему мнению, требуют совершенствования образцы государственных документов о высшем профессиональном образовании. В Дипломе магистра важно указывать не просто направление подготовки, а наименование конкретной программы. Кроме того, целесообразно указывать факультет, где проходил обучение студент.

Немаловажное значение имеют вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре. Магистерская подготовка не только предполагает, но и требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу магистрантов, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности профессорско-преподавательского состава, разработкой и внедрением новых методик.

Актуальным остается вопрос о финансировании магистерской подготовки. C одной стороны, целесообразно предусматривать многоканальную систему ее финансирования: госбюджет, возмещение затрат за обучение как физическими, так и юридическими лицами, спонсорская помощь и т.д. С другой стороны, необходимо специально продумать вопрос о формах бюджетного целевого финансирования студентов-магистрантов (стипендии, гранты), а также о возможности предоставления и получения специальных кредитов на оплату за обучение.

Иногда возникают формальные вопросы, связанные с трудоустройством людей, имеющих диплом магистра, так как в действующем квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих в разделе «требования к квалификации» до сих пор не предусмотрено наличие квалификации «магистр».

Переход на многоуровневую систему образования предполагает изменение принципов организации и управления учебным процессом. В частности, неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, поэтому не существует понятия «выпускающей кафедры» и жесткого соответствия между конкретной кафедрой и программой. Кафедры на равных правах вносят посильный вклад в различные магистерские программы. В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей.

Выводы. Проведенная работа подтвердила актуальность и эффективность теоретического обоснования педагогических условий подготовки магистров в области государственного и муниципального управления на основе компетентностного подхода, включающего широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в виде: семинаров в диалоговом режиме; групповых дискуссий и круглых столов с участием специалистов-практиков; деловых и ролевых игр; разбора конкретных ситуаций из практики выбранной сферы деятельности; решения задач в области государственного и муниципального управления; участия в вузовских и межвузовских конференциях [2].

Перечисленные проблемы и вопросы, на наш взгляд, еще раз являются подтверждением того факта, что магистратура прошла первый нулевой цикл становления и перешла в следующую фазу развития, где постепенно и будет в рамках указанных направлений совершенствовать свою деятельность.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Белоновская И.Д., д.п.н., профессор, начальник отдела по работе с филиалами и колледжами Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.