Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CRUEL TREATMENT WITH CHILDREN IN TNE FAMILY AS SUBJECT SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Migunova Yu.V. 1
1 Institute of social and economic researches of Ufa scientific centre of Russian academy of sciences
In this article the problem of child abuse in the family is considered from two perspectives: historical and contemporary. On the one hand, demonstrated statistical data indicating the urgency of this problem, but on the other - examines the historical aspect of child abuse in the family. Describes the various types of violence against children in the family: physical, sexual, psychological, economical. Neglect of the interests and needs of the child is also seen as a particular type of child abuse. Analysis of the causes of child abuse carried out within the medical and psychological, sociological approaches. After examining the factors and types of manifestations of child abuse in the family, from our point of view, this behavior is due not so much the parents financial insecurity problems family or individual psychological makeup of the parents, but also the cultural traditions that were formed in our society. If we keep in mind the scientific understanding of the problem of child abuse in the family, in the theory and practice of social work in applied research activities done very much. However, substantially in Russia virtually no system of assistance to children affected by various forms of violence. Activities for the early detection of factors and causes of child distress should be paramount for all subjects of prevention of child neglect and juvenile delinquency. Agreeing with many professionals in the field of childhood, it must be emphasized that the key to successful prevention efforts on the family and children should be the effective cooperation of all professionals working with children. Such coherence allows early to identify family problems and take immediate action.
social deprivation of children.
violence against children in the family
the parents
child abuse in the family

Введение

В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми стала распространённым явлением в современном обществе. По данным ЮНИСЕФ, жертвами бытового насилия являются 275 млн. детей планеты [6]. Статистические данные говорят о том, что ежегодно 25-26 тыс. детей становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают серьёзные телесные повреждения. Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. - из детских домов и интернатов [10].

Проблема насилия над детьми стала одной из приоритетных в работе уполномоченного по правам ребенка. По статистике, всего в РФ проживают около 28 млн. детей. В 2008 г. 161 тыс. детей пострадали от насилия. Еще 1914 детей погибли от рук взрослых (родителей, либо их законных представителей), а 2300 ребят получили тяжкий вред здоровью. Эти неутешительные цифры со всей очевидностью подчеркивают актуальность данной проблемы [2].

Цель статьи - анализ проблемы жестокого обращения с детьми.

Методологической основой статьи явились принципы объективности, системности, а также методы научного анализа, сбор и интерпретация эмпирических данных.

Известно, что проблема жестокого обращения с детьми существовала с незапамятных времён. Сообщения об убийстве новорожденных, оставлении детей, увечьях и о других формах насилия над детьми дошли до нас из древности.

Однако впервые эта тема привлекла внимание общественности в XIX в. в ходе процесса индустриализации. По мнению Р. Зидера [4, 143], в конце XIX в. работа родителей на фабрике заведомо предполагала ситуацию, когда дети были предоставлены самим себе. Большинство детей рабочих были лишены внимания, ухода и помощи родителей.

Ответной реакцией передовой общественности на насилие над детьми было создание различных союзов и обществ. Так, в 1871 г. в Нью-Йорке было создано «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми», в 1898 г. в Германии - «Союз защиты детей от использования и жестокого обращения». А в 1899 г. в Британии под патронажем королевы Виктории впервые было образовано «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми». Интересно, что в начале XX столетия это общество опубликовало статистические данные, демонстрирующие вопиющий характер проблемы насилия над детьми.

Так, например, было выявлено 428 тыс. детей, против которых совершалось насилие: из них 61 тыс. - с ранами, кровоподтеками и ожогами, полученными от лопат, кнутов, кожаных ремней, кипятка; 11 тыс. изнасилованных детей; 18 тыс. детей, умерших от жестокого обращения [10].

Этот бесценный фактологический материал лег в основу изучения важной общественной проблемы, предопределил характер дальнейших социологических исследований, связанных с вопросами насилия над детьми.

Начиная со второй половины XX в. появляются новые подходы к изучению данного явления. В основе научных теорий лежала попытка понять и проанализировать факторы жестокого обращения с ребёнком.

Начало современного научного пред­ставления о проблеме насилия над детьми было положено в 1961 году, когда на ежегод­ном собрании Американской Академии Педиатрии Г. Кемп провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологичес­кие и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статисти­ческие данные о распространении насилия над детьми в США [8].

Исследователь и его коллеги доказали, что психологический фактор является домини­рующей причиной применения родителями физической силы. Родители, которые сами подвергались в детстве депривации, физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих ро­дителей, не могут адекватно относиться к собственным детям. Они имеют нереалистические ожидания относи­тельно поведения своих детей, но не получают с их сто­роны беспрекословного послушания. Такая ситуация, как правило, приводит к фрустрации. По данным исследова­ния, проведенного современными зарубежными социо­логами, 75% взрослых, допускающих жестокость по отно­шению к своим детям, сами в детстве были жертвами жестокого обращения со стороны родителей [3, 146].

Следуя этой логике, исследователи конца 60-х гг. переместили акцент с психологических факторов возникновения насилия на социальные. Так, рассмотрев 1380 случаев физического и сексуального насилия, учёные пришли к выводу, что большинство их произошло в бедных, материально неблагополучных семьях, где только 50% отцов имели работу в течение года, а треть детей росла без отцов. Представленные данные расширили спектр причин жесткого обращения с ребёнком, сакцентировали внимание на обеспечении возможностей развития детей из необеспеченных и неблагополучных семей [3, 147].

Насилие над детьми различается по видам. Так, свою классификацию жесткого обращения с ребёнком разработала Н.К. Асанова. С её точки зрения, насилие может быть: физическим, сексуальным, психологическим, эмоциональным, а также выступать как пренебрежение интересами и нуждами ребёнка.

Физическое насилие над детьми представляет собой нанесение ребёнку родителями, либо другими лицами телесных повреждений, травм различной степени тяжести, причиняющих ущерб здоровью ребёнка, нарушающих не только его развитие, но и создающих угрозу жизни. Эти действия осуществляются в форме избиений, прижиганий горячими предметами, попыток удушения или утопления ребёнка. Физическое насилие также включает в себя вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, применение к ребёнку разнообразных медицинских препаратов [9].

Под сексуальным насилием над детьми понимается вовлечение детей в сексуально активную деятельность, которую они могут не осознавать и от которой не могут отказаться, также нарушающую социальные табу семейных ролей [3, 148].

Анализируя психологическое и эмоциональное насилие над детьми, необходимо подчеркнуть, что зачастую многие исследователи отождествляют эти две формы жесткого обращения. Психологическое и эмоциональное насилие предполагают постоянное или периодическое словесное оскорбление ребёнка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обман, а также предъявляемые к ребёнку требования, не соответствующие его возрасту.

Пренебрежение интересами и нуждами детей заключается в отсутствии необходимой заботы о ребёнке в физическом и медицинском плане. То есть речь идёт о неспособности или нежелании родителей обеспечить основные нужды и потребности детей в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи, а также оставление детей без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям и другим опасностям для здоровья и жизни ребёнка. Однако пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица их заменяющие ведут себя так, злоупотребляя своими права и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка [8].

Зачастую в социологических опросах детей фигурирует такая не менее актуальная в настоящее время форма насилия, как экономическое [7]. Оно характеризуется следующими признаками. Во-первых, при экономическом насилии, так же как и при пренебрежении интересами ребёнка, не удовлетворяются основные потребности детей. Кроме того, поведение детей контролируется с помощью денег. Во-вторых, растрата семейных денег взрослыми так же может характеризоваться, как экономическое насилие. В-третьих, сами дети могут использоваться как средство экономического торга при разводе, что расценивается как экономическое насилие.

Анализ причин жестокого обращения с детьми осуществляется в рамках медико-психологического, социологического подходов.

Медико-психологический подход заключается в том, что некоторые родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению. Скорее всего, это связано с воспроизводство ролевых моделей родителей, с которыми ребенок сталкивался в детстве, то есть взрослый обращается с ребёнком так же жестоко, как и с ним поступали его собственные родители. Иногда родители, пережившие в семье жестокость, склонны вытеснять и подавлять нормальные негативные эмоции, могущие возникнуть во взаимодействии с детьми. Накопленные таким образом переживания в определенных условиях могут привести к мало контролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка.

Социологический подход объясняет причины возникновения фактов насилия над детьми исходя из социальных факторов. К ним относятся ценностные установки родителей на приоритет силового метода решения проблем, убеждение, что наказания являются эффективным способом воспитания. Кроме того, такие социально-экономические проблемы, как бедность, безработица, жилищная неустроенность также приводят к нарастанию эмоционального напряжения и неудовлетворенности собой, окружающими, жизнью вообще.

Исследуя личностные особенности ребёнка, пережившего насилие, необходимо отметить, что такие дети постепенно становятся упрямыми, агрессивными, склон­ными к аффективным вспышкам, иногда - повышенно внушаемыми. Интересно, что ситуации повторяющегося насилия со временем приучают ребёнка к мысли о допустимости, результативности, а главное - о безнаказанности насильственных действий.

Таким образом, ребёнок постепенно свыкается с неизбежностью насилия, считая его наиболее приемлемым способом в разрешении конфликтов со сверстниками. В итоге воспитывается личность, привыкающая решать проблемы методами силового воздействия, принуждения, создаются предпосылки к формированию не только девиантного, но и делинквентного, противоправного поведения.

Изучив факторы возникновения и виды проявления жестокого обращения с детьми, следует определить ту грань, за которой кончается норма и начинается насилие. Строго говоря, в разных культурах существуют разные представления о норме родительского поведения. По мнению И.С. Кона, традиции, господствующие в обществе, зачастую определяют характер семейного воспитания. Так, например, при анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60% родителей использовали физические наказания. Из них 85% применяли порку [3, 145].

С нашей точки зрения, такое поведение родителей объясняется не столько проблемами материальной необеспеченности семьи или психологическим складом личности самих родителей, но и культурными традициями, сформировавшимися в нашем обществе. До сих пор масса людей, а среди них немало педагогов, уверены в том, что лучший метод воспитания - это физическое наказание, не говоря уже о психологическом и эмоциональном насилии, повсеместно применяющимся по отношению к детям не только в семье, но и в школе, других детских учреждениях.

Однако благодаря повышенному общественному интересу к проблеме жестокого обращения с детьми, а также научному исследованию различных аспектов данной темы мнение о жестоких мерах физического наказания уже начинает себя изживать. По крайней мере, очевидно фактическое единодушие общества по вопросам жестоких физических наказаний и, безусловно, сексуального насилия.

Итак, вопросы применения наказаний в семье в контексте общественного дискурса насилия над детьми приобрели особую остроту [1, 609].

Следует хорошо понимать, что обеспечение прав и свобод несовершеннолетних детей, в первую очередь, защита их от жестокого обращения должна являться приоритетной задачей современного, гражданского общества. От реализации полноценной и правильной в этом смысле государственной семейной политики зависит дальнейшее процветание государства в целом, его социально-экономическое положение в будущем.

Все это вызывает необходимость создания эффективной системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков, небрежного отношения к ним, профилактики семейного неблагополучия.

Если иметь в виду научное осмысление проблемы жестокого обращения с детьми, то в теории и практике социальной работы как в прикладной научной деятельности сделано очень многое в изучении и минимизации последствий жестокости в семье: четко определены формы насильственных действий в семье, разработаны технологии выявления и распознавания случаев насилия, в том числе и тех, которые протекают в латентной форме, специальные социальные технологии социальной работы с семьями в ситуации насилия, причем с акцентом на использование психосоциальных технологий и методов психопрофилактического характера.

Однако по существу, как отмечает исследователь Н.К. Асанова, в России практически нет системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. Количество ученых и индивидуальных групп, занимающихся исследованиями в этой области, также невелико.

Сфера семейно-бытовых отношений является доминирующей в системе профилактики жестокого обращения c детьми. Деятельность по раннему выявлению факторов и причин детского неблагополучия должна быть первостепенной для всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [5].

Деятельность учреждений образования, здравоохранения и т.д. по делам молодежи и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних неотъемлемо связана с предупреждением насилия, профилактикой угроз безопасности детей и подростков.

В большей степени росту насилия над детьми способствует и то, что не только общество не готово открыто обсуждать эту проблему, но и жертвы не готовы придать огласке случившееся с ними. Именно поэтому в последнее время акцент направлен на работу с жертвами преступлений [5].

Соглашаясь со многими специалистами, занимающимися вопросами детства [3, 152], необходимо подчеркнуть, что залогом успешной профилактической работы по вопросам семьи и детства должно стать эффективное сотрудничество всех работающих с детьми профессионалов (в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, МВД, судебных органов). Такая согласованность действий позволяет на ранних этапах выявить семейные проблемы и принять неотложные меры. Этот подход способствует осуществлению более результативной комплексной работы по данной проблеме, в том смысле, что объединяет усилия не только социальных служб, органов образования, здравоохранения и т.д., но и таких структур, как органы внутренних дел, судебные инстанции и пр. Взаимодействие структур, занимающихся проблемами семьи и детства, требует, чтобы в основе их деятельности лежало верное и чёткое представление о таком социальном явлении, как жестокое обращение с ребёнком.

Рецензенты:

Моисеева Т.П., д.соц.н., профессор кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа.

Бурханова Ф.Б., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета, г. Уфа.