Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ACCOUNTING OF THE ISO STANDARDS IN THE ASSESSMENT OF QUALITY OF TRAINING OF SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Zayarnaya I.A. 1
1 Far-Eastern Federal University (a branch in Nakhodka city)
The ISO standards define quality management as the coordinated activities for the management and management of higher education institution. Introduction of the ISO standards is a necessary component of effective training of specialists of a higher educational institution. The standard is guided by personal activity of pupils, by their results in the course of training, and also defines various options of algorithms of development and improvement of process of training for increase of its efficiency as a whole. Control as the competences considered in the standard need to accompany procedure of estimation of compliance of level of training of university graduates the corresponding measurements, tests, supervision and judgments. Control is often complicated by certain difficulties. Application of graphic algorithm will allow not only to facilitate control, but will be able to become part of quality management in a higher educational institution.
competitiveness of higher education institution
quality of education
higher educational institution
certification
standardization

Глобальные мировые тренды развития образовательных технологий обусловливают потребность в инновационной реформе Российского высшего профессионального образования с учетом стандартов ISO. Генеральным направлением этой реформы должно стать наращивание конкурентоспособности высших учебных заведений благодаря повышению качества подготовки выпускников. Реализация подобного направления позволит обеспечить экономику страны специалистами, способными воплощать современные инновационные технологии в различных функциональных областях экономики. Помимо этого рост конкурентоспособности вузов способствовал бы расширению сотрудничества между Россией зарубежными странами сфере образовательной, научной и научно-инновационной деятельности; повышало бы потенциал национального образования на мировом рынке.

Цель данной статьи – демонстрация необходимости учета стандартов ISO в оценке качества подготовки специалистов.

Материалами для данной статьи послужили исследования отечественных и зарубежных ученых.

При проведении исследования использованы теоретические методы, а именно: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод теоретического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показало изучение ряда научных работ, проблема качества подготовки специалистов в вузе не получила до настоящего времени однозначного решения. Особенности социально-экономического пространства влияют в немалой степени на изменения в системе высшего профессионального образования, что в свою очередь меняет представление о том, каким должно быть качество подготовки выпускников вуза.

Современные концепции качества и оценки качества подготовки специалистов представлены в трудах И.М. Бадаян [1], С.Ю. Рубцовой [5], И.Ю. Квятковской [4], Ф.М. Сабировой [6], И.В. Сибикиной [4], Ю.А. Захарова [3], В.А. Москвинова [3], Л.В. Хасбутдиновой [9] и др. Однако в рамках существующих концепций присутствуют противоречия, которые порождают необходимость проведения исследований в данной области.

Поднимая вопрос об оценке качества выпускника высшего учебного заведения необходимо определиться с тем, как авторами различных трудов трактуются понятия «оценка» и «качество».

В научной литературе понятие «оценка» представлена в двух значениях: в широком и узком [6].

В широком смысле оценка является сравнением изучаемого с эталоном, категоризация объекта. Такие оценки свойственны научному познанию. В процессе узнавания предмета происходит присоединение его к некоторым классов объектов и предполагает сравнение признаков объект объекта с эталонами, содержащихся в памяти, категоризацию объекта. На этом уровне оценка определяется из критериев отдельных наук или философских принципов. Подобную оценку называют объективной. Как правило, она опирается на достижения науки и подтверждается общественной практикой.

В узком смысле, по утверждению ряда исследователей, оценка отражает весомость объекта для некоего субъекта. Эту оценку называют субъективной, и она способствует установке отношения между объектом и субъектом, дает объективно субъективную информацию, информацию о ценностях.

Качество работы высшего учебного заведения можно представить в виде соотношения цели и полученных результатов. Если, к примеру, вуз стремится обеспечить качественную услугу, то он должен выпускать таких специалистов, которые не только будут обладать достаточным уровнем знаний, умений и навыков, но определенным набором компетенций, позволяющих в высшей степени быть востребованным специалистом на рынке труда. Оценка качества работы вузов может проходить в процессе оценки конкурентоспособности вуза и включать получение информации о качестве работы вуза, анализ полученных результатов в сравнении с предыдущим периодом работы вуза, прогнозирование изменения качества образования при условии реализации стратегии конкурентоспособности вуза.

Целью диагностики является выявление качества работы вузов в соответствии требованиям стандарта, предъявляемым к конечному интеллектуальному продукту и факторов, влияющие на их динамику, а задачами – установления того, насколько студенты готовы, теоретически, психологически и практически к тому, чтобы продолжить обучение, а также осуществлению профессиональной и общественной деятельности. Немаловажным в процессе диагностики является изучение мотивационной сферы личности будущих специалистов, их потребностей, интересов, стилей когнитивной деятельности, получение информации об уровне и характере познавательных действий учащихся и их степень обучаемости.

Основными факторами, влияющими на качество работы вуза, являются: кадровый состав преподавателей, решение кафедры, решения Ученого совета факультета, решения Ученого совета вуза, система работы вуза, библиотечное обслуживание, самостоятельная работа студентов, учебная нагрузка преподавателя, уровень подготовки студентов, контрактная система обучения, информационное обслуживание, материальная база вуза, система менеджмента качества образования, кредитно-модульная система, социальная ситуация в обществе.

Факторы, оказывающие первостепенно влияние на эффективность деятельности преподавателей вузов: деятельность кафедры, микроклимат на кафедре, деятельности деканата, деятельности ректората, микроклимат на факультете, микроклимат в университете, библиотечное обслуживание, качество образовательных услуг университета, учебная нагрузка, условия труда, информационное обслуживание, заработная плата.

На основе анализа теоретического материала по теме исследования отметим, что показателями качества образования в университете являются:

  • соответствие требованиям стандартов ISO 9000 [7];
  • растущий спрос на выпускников вузов;
  • растущий спрос абитуриентов на вузовские услуги;
  • высокий потенциал профессорско-преподавательского состава (ППС);
  • современное материально-техническое обеспечение;
  • высокий уровень мотивации ППС.

Поскольку одним показателей качества образования является соответствие требованиям стандартов, необходимо учитывать их при осуществлении оценки качества подготовки специалистов вуза.

Изучение стандартов ISO позволяет сделать вывод о том, что они предназначены для обеспечения общей модели качества профессиональной деятельности и результативности, а также для определения оценочных критериев услуг и их клиентов в области проектирования, разработки и предоставления непрофессионального образования, обучения и развития [3]. Стандарты ориентируются на личностную деятельность учащихся, на их результаты в процессе обучения, а также определяет различные варианты алгоритмов развития и совершенствования процесса обучения для повышения его эффективности в целом.

Построение системы управления качеством образования по общепринятым международным стандартам [8, 10] позволяет усовершенствовать процессы учебного заведения, принципы менеджмента качества учебного процесса.

Исследование существующих подходов к оценке качества подготовки специалистов в вузе показало, что среди них нет ни одного оптимального. Многие из них предполагают достаточно сложный алгоритм действий, что усложняет процедуру оценки и провоцирует рост документооборота, что, в сою очередь, снижает степень прозрачности оценки [5].

С учетом вышепредставленной проблемы, ниже на рисунке 1 продемонстрирован упрощенный алгоритм оценки качества подготовки выпускников вуза [2].

Указанный алгоритм предполагает осуществления контроля на различных этапах подготовки будущего специалиста. В частности – это текущий, промежуточный и итоговый контроль. При выявлении отклонений от требований стандартов качества, обязательным этапом является тщательное изучение выявленных проблем и выявление отрицательных факторов, которые послужили почвой для возникновения выявленных проблем. Далее на этапе устранения проблем работникам вуза необходимо разработать и реализовать ряд мероприятий, направленных на устранении отрицательных факторов и соответственно выявленных проблем.

Контроль соответствия требованиям образовательных стандартов может осуществляться как в виде комплексных проверок учебных подразделений, так и функциональных проверок отдельных сторон их деятельности. Уровни контроля и аудита процессов вуза по соблюдению требований образовательного стандарта: университет, институт, факультет, кафедра, дисциплина, учебный модуль, преподаватель, студент, выпускник университета.

Контроль реализуется в цикле Шухарта – Деминга: планирование – исполнение – контроль – совершенствование. Задача контроля – получение объективных данных на основе оценки результатов основных процессов деятельности для совершенствования процессов и процедур подготовки выпускников вузов. Оценка производится на основании данных, получаемых путем выполнения специальных контрольных мероприятий (экзамены, ректорские контрольные работы, результаты ГЭК и др.) Или непрямыми методами (выполнение плана повышения квалификации, наличие комплекта учебно-методического обеспечения дисциплины, количество студентов – победителей олимпиад и др.).

Рис. 1 Упрощенный алгоритм оценки качества подготовки выпускников вуза

Следует отметить, что представленный алгоритм действий в оценке качества подготовки выпускников вуза будет функционировать без сбоев, при условии эффективно построенной системы менеджмента качества. Добиться высоких результатов эффективности системы менеджмента качества можно благодаря:

  • четким методическим рекомендациям выполнения функциональных обязанностей персоналом в рамках системы менеджмента качества подготовки специалистов в вузе;
  • улучшению организационной культуры вуза путем повышения квалификации сотрудников, задействованных в системе менеджмента качества;
  • мотивации персонала, задействованного в процессе качественной подготовки будущих выпускников вуза; материально-техническому обеспечению;
  • построению эффективной системы коммуникаций, обеспечивающей связь между функциональными звеньями, задействованными процессе качественной подготовки специалистов в вузе.

Особенно важно отметить мотивацию персонала, задействованного в процессе качественной подготовки будущих выпускников.

Руководство вуза, в стремлении повысить конкурентоспособность вверенного ему образовательного учреждения разрабатывает различные программы развития, которые, так или иначе, затрагивают вопросы качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями международных стандартов группы ISO. На базе этих программ разрабатываются стратегические и тактические планы развития вуза. Но все эти грандиозные усилия будут сведены к нулю, если будет отсутствовать должная мотивация персонала.

Нежелание работать с максимальной отдачей, потеря заинтересованности в общем успехе вуза, является серьезной причиной тому, что уровень исполнения великолепно построенных программ и планов развития становится ничтожно мал или не соответствует желаемым результатам.

Соответственно внедрение системы менеджмента качества должно быть построено на условии повышения мотивации всех сотрудников вуза, которые в этой системе задействованы. В первую очередь необходимо решать вопросы повышения мотивации профессорско-преподавательского состава, так как именно эти работники в наивысшей степени формируют тот потенциал выпускника, который можно оценить высоко, присвоим высшую отметку качества профессиональной подготовки.

Успешное руководство и управление качеством подготовки специалистов в вузе должно приобретать систематический характер. Система менеджмента качества, сформированная с целью удовлетворения ожиданий всех заинтересованных сторон через планомерные этапы стандартизации и сертификации процессов, способствует не только повышению эффективности развития вуза, но и благотворно сказывается на укреплении конкурентоспособности высшего учебного заведения. Управление учебным заведением фактически подчиняет все процессы мерам менеджмента качества, что напрямую влияет на степень эффективности деятельности вуза и в конечном итоге на уровень его конкурентоспособности на современном рынке образовательных услуг.

Подводя итог представленному исследованию, можно сделать ряд выводов.

Стремление вуза к повышению качества подготовки выпускников продиктовано рядом причин, среди которых инновационная реформа высшего образования. Внедрение мировых образовательных технологий вызывает необходимость формирования системы менеджмента качества, построенной на базе стандартов ISO.

Для того, чтобы ответить на вопрос: «Соответствует ли качество подготовки выпускника вуза ряду требований?», – вузу необходимо осуществить оценку этого качества.

Оценка качества подготовки специалистов в высшем учебном заведении будет недостаточно полной, если не учесть степень соответствия навыков и компетенций, которые приобретают выпускники, требованиям стандартов ISO.

Осуществлять вышеупомянутую оценку, необходимо придерживаться алгоритма определенных действий, в числе которых контроль. В процессе контроля осуществляется выявление проблем, выяснение причин возникновения проблем, устранение проблем и приведение уровня качества подготовки будущих специалистов в соответствие с требованиями стандартов группы ISO.

Рецензенты:

Акимова Л.В., д.э.н., профессор кафедры экономики и менеджмента ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток.

Котов-Дартни С.Ф., д.э.н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, президент-ректор Негосударственного научно-образовательного учреждения «Британская академия образования», г. Тверь.